Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краеведение 1 страница




ИСТОРИЧЕСКОЕ

 

 

Учебное пособие

 

 

Томск 2003

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....... 5

Занятие 1. Тема 1. Вопросы теории исторического краеведения................. 5

1.1. Понятие «исторического краеведения», его предмет

и объект исследования........................................................................ 5

1.2. Основные центры краеведческой работы........................................ 10

1.3. Основные функции краеведческой деятельности........................... 11

Вопросы и задания для самопроверки.................................................... 13

Тема 2. Основные источники исторического краеведения............................ 13

2.1. Вещественные источники (памятники материальной культуры)... 13

2.2. Устные источники............................................................................. 18

2.3. Письменные источники.................................................................... 19

Вопросы и задания для самопроверки:................................................... 24

Тема 3. Формы изучения края и виды деятельности

исторического краеведения.................................................................. 24

3.1. Формы изучения края....................................................................... 24

3.2. Методы и этапы изучения края........................................................ 26

3.3. Виды деятельности исторического краеведения............................. 27

3.4. Из истории возникновения краеведческих музеев в России........... 28

3.5. Функции краеведческих музеев....................................................... 30

3.6. Использование краеведческих экспозиций в экскурсиях................ 31

Вопросы и задания для самопроверки:................................................... 32

Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

В РОССИИ............................................................................................................ 33

Тема 4. Возникновение и развитие исторического краеведения................... 33

4.1. Истоки краеведения в России........................................................... 33

4.2. Первые краеведы............................................................................... 34

4.3. Краеведческие исследования в XVI – XVIII вв............................... 35

4.4. Историческое краеведение в XIX – начале XX вв........................... 38

Вопросы и задания для самопроверки:................................................... 40

Тема 5. Историческое краеведение в советской России.................................. 41

5.1. Историческое краеведение в 20 – 30-е гг......................................... 41

5.2. Историческое краеведение в 40 – 90-е гг......................................... 43

5.3. Из истории советского краеведения в Томске................................. 43

Вопросы и задания для самопроверки.................................................... 46

 

 

Раздел 1

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Вопросы теории исторического краеведения

1.1. Понятие «исторического краеведения»,

его предмет и объект исследования

Историческое краеведение – это область научного исторического по-

знания (изучает прошлое края, отраженное в памятниках, опирается на зако-

номерности, принципы и методы исследования исторической науки) и прак-

тической деятельности историков-краеведов, направленная на распростране-

ние знаний об историческом прошлом края.

В сложных условиях развития гуманитарных наук, когда самые широ-

комасштабные и тщательно проведенные исследования перестают давать по-

ложительные результаты, проявились некоторые специфические особенности

краеведения, которые позволяют данной отрасли научного знания преодо-

леть трудности, а также более четко осмыслить свою структуру, задачи и

возможности. Создались условия для того, чтобы определить объект и мето-

ды краеведения как самостоятельной теоретической научной дисциплины,

занимающей определенное место в системе гуманитарного знания.

Специфические особенности краеведения, проявившиеся в современ-

ных условиях, могут быть сведены к следующему:

Во-первых, проявились негативные последствия дифференциации на-

учных знаний. В свое время происходило выделение специализированных

наук. Это обуславливалось требованиями логики научного исследования, ко-

торое давало надлежащий эффект именно в рамках специализированного

знания. Сейчас с той же логической последовательностью становится необ-

ходимой интеграция научных знаний. Зарубежные исследователи вступили

на этот путь 40 лет тому назад и получили столь впечатляющие результаты,

что их примеру последовали многие представители современных специали-

зированных научных дисциплин, в результате возникли этноистория, этноар-

хеология, этнопсихология, этнолингвистика, этногеография и т. д. Оценка

данных процессов (применительно к истории) дана известным философом и

медиевистом А. Я. Гуревичем: «Одно из наиболее значительных явлений в

области развития исторического знания на протяжении последних десятиле-

тий – сближение между... этнографией (этнологией) и собственно историей...

Взаимодействие одностороннее – речь может идти о влиянии этнографиче-

ских методов исследования и этнографических данных на историческое

знание»1.

Гуревич А.Я. Этнология и история в современной медиевистике // Вопросы истории.1984. No 5. С. 36.

Следующая особенность: интеграция наук происходит в виде образова-

ния своеобразных тандемов из этнологии и какой-либо иной научной дисци-

плины. Н.И. Кузнецов: «XX век убедительно показал, что никакой разницы в

стиле мышления – будь то теоретическая физика, теоретическая лингвистика

или антропология – не было и нет, обособление гуманитарных дисциплин от

естественных, их изоляция ведет только к провинциализму»2. М. А. Розов:

«Все различия между науками все более стираются... Я глубоко убежден, что

мы мыслим в гуманитарных и естественных науках примерно одинаково....

Физика в такой же мере сводится к гуманитарным наукам, как и гуманитар-

ные к физике. Есть просто правильное мышление, нет между ними непрохо-

димых граней»3.

Сейчас стало ясно, что изо всех гуманитарных наук только краеведение

выработало навыки интеграционного мышления, занимаясь всем – от бота-

ники до религии. Именно в рамках краеведения возможно успешное синте-

зирование специальных научных дисциплин и выработка синтетических

приемов научного исследования.

Во-вторых, интеграция наук выдвигает на первый план проблему ис-

точников и методов их обработки. В области краеведения увлеченно работа-

ют миллионы любителей. Они записывают местные песни, сказки, собирают

открытки, марки и фотографии, коллекционируют картины, составляют гер-

барии, пишут дневники и мемуары, таким образом, общество само обращает-

ся к своему настоящему и прошлому. Оно выступает как саморефлексирую-

щая система, которая пытается отразить и увековечить самого себя. При этом

затрачивается колоссальная энергия. Краеведы, по сути дела, соприкасаются

с таинственной способностью общества к саморефлексии.

В-третьих, в рамках краеведения возможна разработка и применение

самых прогрессивных методов научного анализа. В 1954 г. Роберт Ф. Спен-

сер писал: «Гуманитаризм требует привилегированной позиции!»4. С тех пор

гуманитарные дисциплины повсюду в мире начинают занимать ведущее по-

ложение в научной иерархии. Разрабатывается методика обработки, верифи-

кации и осмысления огромного количества источников. Информатикой раз-

работаны правила создания и функционирования «коллективного интеллек-

та». Обобщая коллективный опыт, краевед способен к выводам, далеко пре-

восходящим возможности социолога или иного гуманитария. Но работа от-

дельного исследователя ограничена. Необходимо объединение ученых раз-

ных специальностей, изучающих одну тему.

В-четвертых, признавая определяющую роль производительных сил в

истории общества, необходимо учитывать в полной мере роль культуры в ис-

тории общества. Основным недостатком исследований, проводимых в про-

Цит. По: Топчий А.Т. Историческое краеведение (предмет и метод) // Историческое краеведение: теория и

практика. Материалы Российской научно-практической конференции. Барнаул, 1996. С. 37.

Там же. С. 38.

Там же. С. 38.

шлые годы, является недооценка и даже игнорирование культуры как факто-

ра общественного развития. Необходимо признать, что историю творят лю-

ди, а менталитет этих людей сформирован определенным типом культуры.

История общества может быть понята только через выявление и исследова-

ние общих принципов. Важно правильно понять механизм интерпретации

человеком мира.

Итак, выделим три основных положения:

1. Объект и цель исторического краеведения составляют комплексные

исследования локальных структурных общностей и их роль в истории чело-

вечества. Это наука, обрабатывающая информацию, приходящую по разным

каналам.

2. Историческое краеведение – это наука об общих принципах, управ-

ляющих ментальными процессами в человеческом мозгу, стремящаяся по-

нять механизмы интерпретации человеком мира.

3. Обработка информации проводится путём объединения концепций и

методов специализированных научных дисциплин при помощи создания

коллективного интеллекта.

Факты истории края составляют основу историко-краеведческого ис-

следования, независимо от его масштабов и целей. К основным направлени-

ям в изучении фактов истории края можно отнести следующие:

– исторические события периода феодализма;

– исторические события периода становления капитализма;

– революционную историю края;

– исторические события советского периода;

– историю первобытнообщинного строя;

– археологическое изучение края;

– этнографическое изучение края.

Для исторического краеведения характерны две важные особенности –

локальность исследуемых исторических событий, отраженных в памятниках

истории и культуры, и активный деятельный характер исторического

краеведения.

Предметом исторических краеведческих исследований могут быть край

в целом и отдельные районы, населенные пункты, улицы, предприятия, зда-

ния, памятные места и пр.

По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длитель-

ные исторические периоды; события конкретного исторического периода

края; жизнь и деятельность отдельных участников исторических событий.

Объектами исследований исторического краеведения являются памят-

ники, связанные с историческими событиями в жизни края, развитием обще-

ства и государства; произведения материального и духовного творчества,

представляющие историческую, научную, художественную или иную куль-

турную ценность. В этих памятниках отражены кульминационные моменты

истории нашей страны, например: борьба за независимость против инозем-

ных захватчиков, факты революционного прошлого, гражданской и Великой

Отечественной войн, трудовые будни эпохи социализма. Памятники истории

являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия, свидетель-

ствуют о большом вкладе народа нашей страны в развитие мировой цивили-

зации. Памятники истории многообразны. В основу их классификации поло-

жены следующие характеристики: предметная сущность (содержание в па-

мятнике исторической информации); возраст; происхождение; внешняя ха-

рактеристика.

По предметной сущности отражаемых событий различают памятники

истории дореволюционной и революционной, военно-исторические, совет-

ского периода, археологические и этнографические.

По происхождению памятники можно разделить на две группы:

1. Памятники-современники и «участники» событий, не созданные спе-

циально, а выполнявшие определенные служебные функции в период проис-

ходивших событий:

– письменные и печатные документы-летописи, законодательства,

грамоты и акты, протоколы, судебно-следственные материалы, рапорты, ста-

тистические данные, переписка, пресса, личные документы и т. д.;

– подлинные фотографии, документальные кинокадры, звукозапись;

– вещественные предметы – орудия труда, ремесленные и промыш-

ленные изделия, предметы быта, одежда, украшения, монеты, печати, пред-

меты прикладного искусства, личные вещи участников событий, оружие,

боевые реликвии (ордена, медали, знамена, именное оружие, трофеи и т. д.),

предметы гражданской и военной техники;

– памятные места боевых действий, народных восстаний, митингов и

других исторических событий, в крае, а также места захоронений; памятные

места неотделимы от конкретной территории района – площади, улицы или

участка местности – поля, леса, перевала, ущелья;

– разнообразные сооружения: военно-инженерные (крепости, башни,

рвы, бастионы, окопы, доты и т. д.); культово-религиозные (монастыри, хра-

мы, часовни, кладбища и т. д.); гидротехнические (плотины, шлюзы, каналы);

транспортные (мосты, дороги, туннели), архитектурно-строительные (усадь-

бы, общественные здания, квартиры, дворянские и купеческие дома, старые

крестьянские избы и т. д.).

2. Памятники, созданные с целью увековечивания, мемориальные ком-

плексы, монументы, бюсты, мемориальные доски, архитектурные сооруже-

ния, холмы Славы и т. д. Наибольшее количество памятников этой группы

посвящено событиям революции, гражданской и Отечественной войн, подви-

гам героев.

Памятники первой группы содержат непосредственный характер исто-

рической информации, то памятники второй группы отличаются ее опосре-

дованным характером, как бы проходят через сознание и восприятие их

создателей.

По внешней характеристике исторические памятники принято клас-

сифицировать следующим образом:

Памятники археологии. Это вещественные следы материальной и ду-

ховной культуры древних обществ, которые помогают путем научной рекон-

струкции восстановлению закономерностей общественного развития, глав-

ным образом, первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной обще-

ственно-экономических формаций. К наиболее крупным памятникам архео-

логии относятся поселения и погребения, мастерские, горные выработки,

культовые сооружения (храмы, святилища, пирамиды), каналы, плотины,

оборонительные валы, скальные рисунки и пр.

Памятники этнографии. Они отражают этнические и культурно-

бытовые особенности народов, населяющих нашу многонациональную стра-

ну, как в далеком прошлом, так и в наши дни.

К основным памятникам этнографии можно отнести орудия и результа-

ты труда как показатель многообразия форм хозяйства, характера основных и

подсобных занятий; предметы народных промыслов и художественного на-

родного творчества; предметы, используемые при совершении ритуальных

действий, обычаев и обрядов.

Памятники архитектуры. Они являются очевидцами и участниками

исторических событий прошлого края, представляют собой объекты художе-

ственного творчества и созданы трудом наших предков. В этом их двойная

ценность. Изучение памятников архитектуры помогает:

– исследованию «биографии» памятников, чья история непосредственно

связана с историей изучаемого края в контексте общей истории страны;

– поиску новых, еще неизвестных памятников. Во многих местах можно

обнаружить сохранившиеся храмы, дома, остатки дворцов, усадеб, изб, кото-

рые представляют большой интерес как по своей истории, так и по своим ар-

хитектурным достоинствам. Увековечить их для истории, донести до потом-

ков – цель краеведов-исследователей, т. к. в связи с реконструкцией районов

они могут быть просто уничтожены.

Серьезную помощь в изучении объектов исторического краеведения могут

оказать такие дисциплины, как историческая география и историческая демография,

ономастика, палеография, сфрагистика, геральдика, нумизматика и др.

Историческая география отвечает на вопросы: «Где жили люди в да-

леком прошлом, какими были условия их жизни и среда обитания?», «Где

возникали древние города, какова численность населения в них?». Это по-

зволяет установить влияние изменений климата и окружающей среды на ус-

ловия жизни людей в том или ином крае, миграцию населения в поисках

лучших условий жизни.

Историческая демография изучает процессы воспроизводства населе-

ния в различные исторические периоды. Отсутствие достоверных источников

отдаленных от нас исторических эпох затрудняет изучение этих процессов,

поэтому основными источниками знаний являются летописи, налоговые спи-

ски, кадастры (систематические своды сведений) и др.

Ономастика изучает собственные имена, объясняет многие факты ис-

торической географии и демографии. Ономастика состоит из двух частей –

топонимики и антропонимики. Топонимика изучает историю географиче-

ских названий континентов, регионов, стран и городов. Топонимика является

важной частью исторической географии. Термин топонимика происходит от

греческих слов «топос» – место, местность и «онома» – имя. Топонимы мо-

гут происходить от имен собственных, занятий и промыслов жителей края,

отражать факты истории, образ жизни людей. Например, улица Почтамтская

в Томске получила своё названия оттого, что на ней стояло и продолжает на-

ходиться здание почты.

Антропонимика изучает историю личных имен, в которых отразились

социальные явления, религиозные представления, национальные традиции.

После принятия христианства имена при крещении выбирались из имен свя-

тых, помещенных в Святцах. Эти имена было принято называть календарны-

ми. На Руси календарными были греческие имена, но частично древнееврей-

ского (библейского) и римского происхождения, которые впоследствии адап-

тировались к русскому произношению.

Палеография изучает историю письма, его графику, материалы и средства.

Палеографический анализ старинных рукописей и манускриптов позволяет крае-

веду установить дату событий, о которых рассказывается в них.

Геральдика – наука о гербах и сфрагистика – наука о печатях вносят

определенный вклад в изучение исторических документов. Обе науки взаи-

мосвязаны, т. к. при составлении гербов и матриц печатей используется об-

щая символика. Геральдика и сфрагистика исследуют родовые, городские и

государственные печати и гербы.

Символика гербов и печатей обязательно присутствует и на монетах, ко-

торые доносят до нас сведения о давно исчезнувших государствах, городах,

событиях. Монеты в качестве исторического источника изучает нумизматика,

а проблемы денежного счета – метрология, которые помогают понять этапы

экономического развития общества, и в частности края.

1.2.Основные центры краеведческой работы

Основные организационные формы краеведческой работы классифи-

цируются так: государственная; общественная (добровольная); школьная.

Основными центрами сосредоточения краеведческой работы являются:

– краеведческие музеи с тематическими экспозициями, основу которых

составляли коллекции, характеризовавшие природу, историю, хозяйство,

культуру и быт населения края; краеведческие музеи обычно являлись науч-

но-методическими центрами краеведческой работы, вокруг которых соби-

рался актив местных краеведов;

– добровольные региональные краеведческие научные общества и са-

мостоятельные краеведческие кружки при клубах и Дворцах культуры;

– школьные кружки краеведения, решавшие наряду с научно - исследо-

вательскими и учебно-воспитательные задачи;

– самодеятельные туристские объединения, выполнявшие задания ме-

стных организаций по изучению природы, истории, хозяйства, культуры края;

– краевые, областные, районные библиотеки, хранившие и пропаганди-

ровавшие краеведческие материалы.

Основа современного краеведения – это его взаимодействие с близки-

ми или совпадающими по историко-культурным целям и задачам общества-

ми – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Гео-

графическое и Педагогическое общества при Академии наук РФ. В развитии

краеведения заинтересованы учреждения науки, культуры, образования,

здравоохранения, туризма. Некоторые из них используют в своей деятельно-

сти результаты краеведческих изысканий, другие применяют приемы и мето-

ды краеведческой работы, третьи связывают проблему повышения эффек-

тивности деятельности отраслей народного хозяйства с общественным крае-

ведческим движением и т. д.

Эффективность краеведческой деятельности связана не только с об-

щественной основой этого движения, но и с участием в развитии краеведения

научных учреждений Российской академии наук, Российской академии обра-

зования, Российской академии медицинских наук, различных общественных

организаций – Фонда А. И. Солженицына, Детского фонда, Фонда мира, ре-

лигиозных организаций, меценатов, способствующих формированию эконо-

мической инфраструктуры краеведения, и т. д. Краеведческая деятельность

помогает реализации программ Российского фонда культуры – «Программы

по топонимии», «Уникальные исторические территории», «Возрождение

русской усадьбы», «Возвращение забытых имен», «Архивы».

Краеведение по своей природе многофункционально и обладает серьез-

ным потенциалом для решения многих социальных и экономических про-

блем, стоящих перед нашим обществом. В настоящее время наметился осо-

бый интерес к краеведческой деятельности в Москве и Подмосковье. Создан

ряд организаций таких, как Союз краеведов России, Экспериментальный

центр краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования РФ и

др. Получило развитие туристско-краеведческое движение учащихся Россий-

ской Федерации «Отечество», в планах которого предусмотрены разнообраз-

ные познавательные и воспитательные программы с привлечением широкого

круга школьников.

1.3. Основные функции краеведческой деятельности

Историческое краеведение сочетает в себе научно-популяризаторскую

деятельность как способ освоения историко-культурного и природного на-

следия, приобретение разносторонних знаний по истории «своего края» и со-

зидательную деятельность, направленную на сохранение памятников исто-

рии и культуры, социально-культурных, экологических национально-

культурных условий жизни в крае. Задачи и содержание исторического крае-

ведения многообразны. Основными функциями историко-краеведческой дея-

тельности являются5 научно-исследовательская функция, документирующая

функция, образовательно-воспитательная функция, организационная функция.

Научно-исследовательская функция направлена на организацию и

проведение научных изысканий в области истории, культуры и т. д.; разра-

ботку и осуществление наукоёмких и приемлемых проектов и программ по

выявлению и обеспечению сохранности, восстановлению, реставрации, ре-

конструкции памятников истории и культуры, населенных пунктов и т. д.

Документирующая функция способствует выявлению, сбору, сохра-

нению, рациональному использованию памятников материальной и духовной

культуры; формированию архивных и музейных фондов, банков данных по

различным проблемам истории и культуры края.

Образовательно-воспитательная функция осуществляет важную роль

в обучении и воспитании детей, молодежи и в целом всего населения страны;

в формировании исторического, патриотического сознания людей, сохране-

нии и передаче традиций и обычаев. Изучение истории в её конкретном во-

площении в том или ином крае дает более правильные представления и об

общих закономерностях развития исторического процесса. Кроме того, изу-

чение конкретных памятников истории и культуры дает возможность более

наглядно представлять закономерности и особенности развития мировой ху-

дожественной культуры. Понятие «Родина», «Отчизна» в детском возрасте

ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа,

т. е. с конкретным поселком, деревней, городом. От того, насколько молодое

поколение хорошо знает и любит историю своего края, зависит и глубина их

патриотического чувства. Особенно важно и интересно, если дети сами при-

нимали участие в сборе каких-либо исторических сведений в увлекательной

для них форме – экскурсиях, походах, экспедициях, подготовке экспонатов

для выставки, организации школьного музея.

Организационная функция позволяет объединить людей, заполнить их

досуг, дает возможность удовлетворять их творческие интересы, помогает

освоить принципы самоорганизации, самоуправления, стимулирует социаль-

ную активность, формирует патриотические настроения. Таким образом, раз-

витие исторического краеведения как формы общественного движения, ме-

тода и способа приумножения потенциала отечественной истории и культу-

ры имеет важное значение для многих сфер государственной и общественной

деятельности – науки, культуры, образования и т. д.

5.

Курило Л.В. Краеведение и туризм. Учеб. пособие. М.: РМАТ, 1999. С. 7.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение понятию «историческое краеведение».

2. Назовите специфические особенности краеведения.

3. Историческое краеведение – это самостоятельная наука или научный

метод исследования? Докажите свою точку зрения.

4. Назовите объект и предмет исторического краеведения.

5. На какие группы по происхождению можно разделить памятники

истории?

6. Как по внешней характеристике принято классифицировать историче-

ские памятники?

7. Какие научные дисциплины помогают в изучении объектов историче-

ского краеведения? Расскажите о них.

8. Назовите основные центры сосредоточения краеведческой работы.

9. Назовите основные организационные формы краеведческой работы.

10. Что является основой современного краеведения?

11. Назовите и охарактеризуйте дисциплины краеведческой деятельности.

Тема 2. Основные источники исторического краеведения

2.1. Вещественные источники (памятники материальной культуры)

Вещественные источники следует рассматривать не только как объекты

краеведения, но и как продукты определенных общественных отношений,

непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельно-

сти. Памятники материальной культуры разнообразны, как и характер со-

держащейся в них информации, зависящий от видов источника. Общее в па-

мятниках то, что каждый представляет определенный объём информации

своего времени. В. Г. Белинский писал: «Не говорите, что у нас нет памятни-

ков, что замечательнейшие события истории только на сухих страницах ле-

тописей... Они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших... По

одним этим памятникам можно было бы прочесть историю Руси»6.

К основным вещественным источникам следует отнести археологи-

ческие источники, памятники архитектуры и градостроительства, произведе-

ния живописи, литературы и др.

Археологические источники

Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по

вещественным памятникам. Археология представляет собой раздел истори-

ческой науки. Археологи по остаткам материальной культуры – веществен-

Цит. по: Курило Л.В. Краеведение и туризм. Учеб. пособие. М.: РМАТ, 1999. С. 43.

ным источникам – помогают историкам раскрыть закономерности общест-

венного развития древних цивилизаций, главным образом, первобытнооб-

щинного, рабовладельческого и феодального обществ. Особенно важную

роль археология (наряду с этнографией) играет в научной реконструкции до-

письменной истории. Первые упоминания о попытке раскопок на Руси отно-

сятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.