КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краеведение 1 страница
ИСТОРИЧЕСКОЕ
Учебное пособие
Томск 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....... 5 Занятие 1. Тема 1. Вопросы теории исторического краеведения................. 5 1.1. Понятие «исторического краеведения», его предмет и объект исследования........................................................................ 5 1.2. Основные центры краеведческой работы........................................ 10 1.3. Основные функции краеведческой деятельности........................... 11 Вопросы и задания для самопроверки.................................................... 13 Тема 2. Основные источники исторического краеведения............................ 13 2.1. Вещественные источники (памятники материальной культуры)... 13 2.2. Устные источники............................................................................. 18 2.3. Письменные источники.................................................................... 19 Вопросы и задания для самопроверки:................................................... 24 Тема 3. Формы изучения края и виды деятельности исторического краеведения.................................................................. 24 3.1. Формы изучения края....................................................................... 24 3.2. Методы и этапы изучения края........................................................ 26 3.3. Виды деятельности исторического краеведения............................. 27 3.4. Из истории возникновения краеведческих музеев в России........... 28 3.5. Функции краеведческих музеев....................................................... 30 3.6. Использование краеведческих экспозиций в экскурсиях................ 31 Вопросы и задания для самопроверки:................................................... 32 Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В РОССИИ............................................................................................................ 33 Тема 4. Возникновение и развитие исторического краеведения................... 33 4.1. Истоки краеведения в России........................................................... 33 4.2. Первые краеведы............................................................................... 34 4.3. Краеведческие исследования в XVI – XVIII вв............................... 35 4.4. Историческое краеведение в XIX – начале XX вв........................... 38 Вопросы и задания для самопроверки:................................................... 40 Тема 5. Историческое краеведение в советской России.................................. 41 5.1. Историческое краеведение в 20 – 30-е гг......................................... 41 5.2. Историческое краеведение в 40 – 90-е гг......................................... 43 5.3. Из истории советского краеведения в Томске................................. 43 Вопросы и задания для самопроверки.................................................... 46
Раздел 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Вопросы теории исторического краеведения 1.1. Понятие «исторического краеведения», его предмет и объект исследования Историческое краеведение – это область научного исторического по- знания (изучает прошлое края, отраженное в памятниках, опирается на зако- номерности, принципы и методы исследования исторической науки) и прак- тической деятельности историков-краеведов, направленная на распростране- ние знаний об историческом прошлом края. В сложных условиях развития гуманитарных наук, когда самые широ- комасштабные и тщательно проведенные исследования перестают давать по- ложительные результаты, проявились некоторые специфические особенности краеведения, которые позволяют данной отрасли научного знания преодо- леть трудности, а также более четко осмыслить свою структуру, задачи и возможности. Создались условия для того, чтобы определить объект и мето- ды краеведения как самостоятельной теоретической научной дисциплины, занимающей определенное место в системе гуманитарного знания. Специфические особенности краеведения, проявившиеся в современ- ных условиях, могут быть сведены к следующему: Во-первых, проявились негативные последствия дифференциации на- учных знаний. В свое время происходило выделение специализированных наук. Это обуславливалось требованиями логики научного исследования, ко- торое давало надлежащий эффект именно в рамках специализированного знания. Сейчас с той же логической последовательностью становится необ- ходимой интеграция научных знаний. Зарубежные исследователи вступили на этот путь 40 лет тому назад и получили столь впечатляющие результаты, что их примеру последовали многие представители современных специали- зированных научных дисциплин, в результате возникли этноистория, этноар- хеология, этнопсихология, этнолингвистика, этногеография и т. д. Оценка данных процессов (применительно к истории) дана известным философом и медиевистом А. Я. Гуревичем: «Одно из наиболее значительных явлений в области развития исторического знания на протяжении последних десятиле- тий – сближение между... этнографией (этнологией) и собственно историей... Взаимодействие одностороннее – речь может идти о влиянии этнографиче- ских методов исследования и этнографических данных на историческое знание»1. Гуревич А.Я. Этнология и история в современной медиевистике // Вопросы истории.1984. No 5. С. 36. Следующая особенность: интеграция наук происходит в виде образова- ния своеобразных тандемов из этнологии и какой-либо иной научной дисци- плины. Н.И. Кузнецов: «XX век убедительно показал, что никакой разницы в стиле мышления – будь то теоретическая физика, теоретическая лингвистика или антропология – не было и нет, обособление гуманитарных дисциплин от естественных, их изоляция ведет только к провинциализму»2. М. А. Розов: «Все различия между науками все более стираются... Я глубоко убежден, что мы мыслим в гуманитарных и естественных науках примерно одинаково.... Физика в такой же мере сводится к гуманитарным наукам, как и гуманитар- ные к физике. Есть просто правильное мышление, нет между ними непрохо- димых граней»3. Сейчас стало ясно, что изо всех гуманитарных наук только краеведение выработало навыки интеграционного мышления, занимаясь всем – от бота- ники до религии. Именно в рамках краеведения возможно успешное синте- зирование специальных научных дисциплин и выработка синтетических приемов научного исследования. Во-вторых, интеграция наук выдвигает на первый план проблему ис- точников и методов их обработки. В области краеведения увлеченно работа- ют миллионы любителей. Они записывают местные песни, сказки, собирают открытки, марки и фотографии, коллекционируют картины, составляют гер- барии, пишут дневники и мемуары, таким образом, общество само обращает- ся к своему настоящему и прошлому. Оно выступает как саморефлексирую- щая система, которая пытается отразить и увековечить самого себя. При этом затрачивается колоссальная энергия. Краеведы, по сути дела, соприкасаются с таинственной способностью общества к саморефлексии. В-третьих, в рамках краеведения возможна разработка и применение самых прогрессивных методов научного анализа. В 1954 г. Роберт Ф. Спен- сер писал: «Гуманитаризм требует привилегированной позиции!»4. С тех пор гуманитарные дисциплины повсюду в мире начинают занимать ведущее по- ложение в научной иерархии. Разрабатывается методика обработки, верифи- кации и осмысления огромного количества источников. Информатикой раз- работаны правила создания и функционирования «коллективного интеллек- та». Обобщая коллективный опыт, краевед способен к выводам, далеко пре- восходящим возможности социолога или иного гуманитария. Но работа от- дельного исследователя ограничена. Необходимо объединение ученых раз- ных специальностей, изучающих одну тему. В-четвертых, признавая определяющую роль производительных сил в истории общества, необходимо учитывать в полной мере роль культуры в ис- тории общества. Основным недостатком исследований, проводимых в про- Цит. По: Топчий А.Т. Историческое краеведение (предмет и метод) // Историческое краеведение: теория и практика. Материалы Российской научно-практической конференции. Барнаул, 1996. С. 37. Там же. С. 38. Там же. С. 38. шлые годы, является недооценка и даже игнорирование культуры как факто- ра общественного развития. Необходимо признать, что историю творят лю- ди, а менталитет этих людей сформирован определенным типом культуры. История общества может быть понята только через выявление и исследова- ние общих принципов. Важно правильно понять механизм интерпретации человеком мира. Итак, выделим три основных положения: 1. Объект и цель исторического краеведения составляют комплексные исследования локальных структурных общностей и их роль в истории чело- вечества. Это наука, обрабатывающая информацию, приходящую по разным каналам. 2. Историческое краеведение – это наука об общих принципах, управ- ляющих ментальными процессами в человеческом мозгу, стремящаяся по- нять механизмы интерпретации человеком мира. 3. Обработка информации проводится путём объединения концепций и методов специализированных научных дисциплин при помощи создания коллективного интеллекта. Факты истории края составляют основу историко-краеведческого ис- следования, независимо от его масштабов и целей. К основным направлени- ям в изучении фактов истории края можно отнести следующие: – исторические события периода феодализма; – исторические события периода становления капитализма; – революционную историю края; – исторические события советского периода; – историю первобытнообщинного строя; – археологическое изучение края; – этнографическое изучение края. Для исторического краеведения характерны две важные особенности – локальность исследуемых исторических событий, отраженных в памятниках истории и культуры, и активный деятельный характер исторического краеведения. Предметом исторических краеведческих исследований могут быть край в целом и отдельные районы, населенные пункты, улицы, предприятия, зда- ния, памятные места и пр. По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длитель- ные исторические периоды; события конкретного исторического периода края; жизнь и деятельность отдельных участников исторических событий. Объектами исследований исторического краеведения являются памят- ники, связанные с историческими событиями в жизни края, развитием обще- ства и государства; произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную куль- турную ценность. В этих памятниках отражены кульминационные моменты истории нашей страны, например: борьба за независимость против инозем- ных захватчиков, факты революционного прошлого, гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые будни эпохи социализма. Памятники истории являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия, свидетель- ствуют о большом вкладе народа нашей страны в развитие мировой цивили- зации. Памятники истории многообразны. В основу их классификации поло- жены следующие характеристики: предметная сущность (содержание в па- мятнике исторической информации); возраст; происхождение; внешняя ха- рактеристика. По предметной сущности отражаемых событий различают памятники истории дореволюционной и революционной, военно-исторические, совет- ского периода, археологические и этнографические. По происхождению памятники можно разделить на две группы: 1. Памятники-современники и «участники» событий, не созданные спе- циально, а выполнявшие определенные служебные функции в период проис- ходивших событий: – письменные и печатные документы-летописи, законодательства, грамоты и акты, протоколы, судебно-следственные материалы, рапорты, ста- тистические данные, переписка, пресса, личные документы и т. д.; – подлинные фотографии, документальные кинокадры, звукозапись; – вещественные предметы – орудия труда, ремесленные и промыш- ленные изделия, предметы быта, одежда, украшения, монеты, печати, пред- меты прикладного искусства, личные вещи участников событий, оружие, боевые реликвии (ордена, медали, знамена, именное оружие, трофеи и т. д.), предметы гражданской и военной техники; – памятные места боевых действий, народных восстаний, митингов и других исторических событий, в крае, а также места захоронений; памятные места неотделимы от конкретной территории района – площади, улицы или участка местности – поля, леса, перевала, ущелья; – разнообразные сооружения: военно-инженерные (крепости, башни, рвы, бастионы, окопы, доты и т. д.); культово-религиозные (монастыри, хра- мы, часовни, кладбища и т. д.); гидротехнические (плотины, шлюзы, каналы); транспортные (мосты, дороги, туннели), архитектурно-строительные (усадь- бы, общественные здания, квартиры, дворянские и купеческие дома, старые крестьянские избы и т. д.). 2. Памятники, созданные с целью увековечивания, мемориальные ком- плексы, монументы, бюсты, мемориальные доски, архитектурные сооруже- ния, холмы Славы и т. д. Наибольшее количество памятников этой группы посвящено событиям революции, гражданской и Отечественной войн, подви- гам героев. Памятники первой группы содержат непосредственный характер исто- рической информации, то памятники второй группы отличаются ее опосре- дованным характером, как бы проходят через сознание и восприятие их создателей. По внешней характеристике исторические памятники принято клас- сифицировать следующим образом: Памятники археологии. Это вещественные следы материальной и ду- ховной культуры древних обществ, которые помогают путем научной рекон- струкции восстановлению закономерностей общественного развития, глав- ным образом, первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной обще- ственно-экономических формаций. К наиболее крупным памятникам архео- логии относятся поселения и погребения, мастерские, горные выработки, культовые сооружения (храмы, святилища, пирамиды), каналы, плотины, оборонительные валы, скальные рисунки и пр. Памятники этнографии. Они отражают этнические и культурно- бытовые особенности народов, населяющих нашу многонациональную стра- ну, как в далеком прошлом, так и в наши дни. К основным памятникам этнографии можно отнести орудия и результа- ты труда как показатель многообразия форм хозяйства, характера основных и подсобных занятий; предметы народных промыслов и художественного на- родного творчества; предметы, используемые при совершении ритуальных действий, обычаев и обрядов. Памятники архитектуры. Они являются очевидцами и участниками исторических событий прошлого края, представляют собой объекты художе- ственного творчества и созданы трудом наших предков. В этом их двойная ценность. Изучение памятников архитектуры помогает: – исследованию «биографии» памятников, чья история непосредственно связана с историей изучаемого края в контексте общей истории страны; – поиску новых, еще неизвестных памятников. Во многих местах можно обнаружить сохранившиеся храмы, дома, остатки дворцов, усадеб, изб, кото- рые представляют большой интерес как по своей истории, так и по своим ар- хитектурным достоинствам. Увековечить их для истории, донести до потом- ков – цель краеведов-исследователей, т. к. в связи с реконструкцией районов они могут быть просто уничтожены. Серьезную помощь в изучении объектов исторического краеведения могут оказать такие дисциплины, как историческая география и историческая демография, ономастика, палеография, сфрагистика, геральдика, нумизматика и др. Историческая география отвечает на вопросы: «Где жили люди в да- леком прошлом, какими были условия их жизни и среда обитания?», «Где возникали древние города, какова численность населения в них?». Это по- зволяет установить влияние изменений климата и окружающей среды на ус- ловия жизни людей в том или ином крае, миграцию населения в поисках лучших условий жизни. Историческая демография изучает процессы воспроизводства населе- ния в различные исторические периоды. Отсутствие достоверных источников отдаленных от нас исторических эпох затрудняет изучение этих процессов, поэтому основными источниками знаний являются летописи, налоговые спи- ски, кадастры (систематические своды сведений) и др. Ономастика изучает собственные имена, объясняет многие факты ис- торической географии и демографии. Ономастика состоит из двух частей – топонимики и антропонимики. Топонимика изучает историю географиче- ских названий континентов, регионов, стран и городов. Топонимика является важной частью исторической географии. Термин топонимика происходит от греческих слов «топос» – место, местность и «онома» – имя. Топонимы мо- гут происходить от имен собственных, занятий и промыслов жителей края, отражать факты истории, образ жизни людей. Например, улица Почтамтская в Томске получила своё названия оттого, что на ней стояло и продолжает на- ходиться здание почты. Антропонимика изучает историю личных имен, в которых отразились социальные явления, религиозные представления, национальные традиции. После принятия христианства имена при крещении выбирались из имен свя- тых, помещенных в Святцах. Эти имена было принято называть календарны- ми. На Руси календарными были греческие имена, но частично древнееврей- ского (библейского) и римского происхождения, которые впоследствии адап- тировались к русскому произношению. Палеография изучает историю письма, его графику, материалы и средства. Палеографический анализ старинных рукописей и манускриптов позволяет крае- веду установить дату событий, о которых рассказывается в них. Геральдика – наука о гербах и сфрагистика – наука о печатях вносят определенный вклад в изучение исторических документов. Обе науки взаи- мосвязаны, т. к. при составлении гербов и матриц печатей используется об- щая символика. Геральдика и сфрагистика исследуют родовые, городские и государственные печати и гербы. Символика гербов и печатей обязательно присутствует и на монетах, ко- торые доносят до нас сведения о давно исчезнувших государствах, городах, событиях. Монеты в качестве исторического источника изучает нумизматика, а проблемы денежного счета – метрология, которые помогают понять этапы экономического развития общества, и в частности края. 1.2.Основные центры краеведческой работы Основные организационные формы краеведческой работы классифи- цируются так: государственная; общественная (добровольная); школьная. Основными центрами сосредоточения краеведческой работы являются: – краеведческие музеи с тематическими экспозициями, основу которых составляли коллекции, характеризовавшие природу, историю, хозяйство, культуру и быт населения края; краеведческие музеи обычно являлись науч- но-методическими центрами краеведческой работы, вокруг которых соби- рался актив местных краеведов; – добровольные региональные краеведческие научные общества и са- мостоятельные краеведческие кружки при клубах и Дворцах культуры; – школьные кружки краеведения, решавшие наряду с научно - исследо- вательскими и учебно-воспитательные задачи; – самодеятельные туристские объединения, выполнявшие задания ме- стных организаций по изучению природы, истории, хозяйства, культуры края; – краевые, областные, районные библиотеки, хранившие и пропаганди- ровавшие краеведческие материалы. Основа современного краеведения – это его взаимодействие с близки- ми или совпадающими по историко-культурным целям и задачам общества- ми – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Гео- графическое и Педагогическое общества при Академии наук РФ. В развитии краеведения заинтересованы учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения, туризма. Некоторые из них используют в своей деятельно- сти результаты краеведческих изысканий, другие применяют приемы и мето- ды краеведческой работы, третьи связывают проблему повышения эффек- тивности деятельности отраслей народного хозяйства с общественным крае- ведческим движением и т. д. Эффективность краеведческой деятельности связана не только с об- щественной основой этого движения, но и с участием в развитии краеведения научных учреждений Российской академии наук, Российской академии обра- зования, Российской академии медицинских наук, различных общественных организаций – Фонда А. И. Солженицына, Детского фонда, Фонда мира, ре- лигиозных организаций, меценатов, способствующих формированию эконо- мической инфраструктуры краеведения, и т. д. Краеведческая деятельность помогает реализации программ Российского фонда культуры – «Программы по топонимии», «Уникальные исторические территории», «Возрождение русской усадьбы», «Возвращение забытых имен», «Архивы». Краеведение по своей природе многофункционально и обладает серьез- ным потенциалом для решения многих социальных и экономических про- блем, стоящих перед нашим обществом. В настоящее время наметился осо- бый интерес к краеведческой деятельности в Москве и Подмосковье. Создан ряд организаций таких, как Союз краеведов России, Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования РФ и др. Получило развитие туристско-краеведческое движение учащихся Россий- ской Федерации «Отечество», в планах которого предусмотрены разнообраз- ные познавательные и воспитательные программы с привлечением широкого круга школьников. 1.3. Основные функции краеведческой деятельности Историческое краеведение сочетает в себе научно-популяризаторскую деятельность как способ освоения историко-культурного и природного на- следия, приобретение разносторонних знаний по истории «своего края» и со- зидательную деятельность, направленную на сохранение памятников исто- рии и культуры, социально-культурных, экологических национально- культурных условий жизни в крае. Задачи и содержание исторического крае- ведения многообразны. Основными функциями историко-краеведческой дея- тельности являются5 научно-исследовательская функция, документирующая функция, образовательно-воспитательная функция, организационная функция. Научно-исследовательская функция направлена на организацию и проведение научных изысканий в области истории, культуры и т. д.; разра- ботку и осуществление наукоёмких и приемлемых проектов и программ по выявлению и обеспечению сохранности, восстановлению, реставрации, ре- конструкции памятников истории и культуры, населенных пунктов и т. д. Документирующая функция способствует выявлению, сбору, сохра- нению, рациональному использованию памятников материальной и духовной культуры; формированию архивных и музейных фондов, банков данных по различным проблемам истории и культуры края. Образовательно-воспитательная функция осуществляет важную роль в обучении и воспитании детей, молодежи и в целом всего населения страны; в формировании исторического, патриотического сознания людей, сохране- нии и передаче традиций и обычаев. Изучение истории в её конкретном во- площении в том или ином крае дает более правильные представления и об общих закономерностях развития исторического процесса. Кроме того, изу- чение конкретных памятников истории и культуры дает возможность более наглядно представлять закономерности и особенности развития мировой ху- дожественной культуры. Понятие «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, т. е. с конкретным поселком, деревней, городом. От того, насколько молодое поколение хорошо знает и любит историю своего края, зависит и глубина их патриотического чувства. Особенно важно и интересно, если дети сами при- нимали участие в сборе каких-либо исторических сведений в увлекательной для них форме – экскурсиях, походах, экспедициях, подготовке экспонатов для выставки, организации школьного музея. Организационная функция позволяет объединить людей, заполнить их досуг, дает возможность удовлетворять их творческие интересы, помогает освоить принципы самоорганизации, самоуправления, стимулирует социаль- ную активность, формирует патриотические настроения. Таким образом, раз- витие исторического краеведения как формы общественного движения, ме- тода и способа приумножения потенциала отечественной истории и культу- ры имеет важное значение для многих сфер государственной и общественной деятельности – науки, культуры, образования и т. д. 5. Курило Л.В. Краеведение и туризм. Учеб. пособие. М.: РМАТ, 1999. С. 7. Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте определение понятию «историческое краеведение». 2. Назовите специфические особенности краеведения. 3. Историческое краеведение – это самостоятельная наука или научный метод исследования? Докажите свою точку зрения. 4. Назовите объект и предмет исторического краеведения. 5. На какие группы по происхождению можно разделить памятники истории? 6. Как по внешней характеристике принято классифицировать историче- ские памятники? 7. Какие научные дисциплины помогают в изучении объектов историче- ского краеведения? Расскажите о них. 8. Назовите основные центры сосредоточения краеведческой работы. 9. Назовите основные организационные формы краеведческой работы. 10. Что является основой современного краеведения? 11. Назовите и охарактеризуйте дисциплины краеведческой деятельности. Тема 2. Основные источники исторического краеведения 2.1. Вещественные источники (памятники материальной культуры) Вещественные источники следует рассматривать не только как объекты краеведения, но и как продукты определенных общественных отношений, непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельно- сти. Памятники материальной культуры разнообразны, как и характер со- держащейся в них информации, зависящий от видов источника. Общее в па- мятниках то, что каждый представляет определенный объём информации своего времени. В. Г. Белинский писал: «Не говорите, что у нас нет памятни- ков, что замечательнейшие события истории только на сухих страницах ле- тописей... Они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших... По одним этим памятникам можно было бы прочесть историю Руси»6. К основным вещественным источникам следует отнести археологи- ческие источники, памятники архитектуры и градостроительства, произведе- ния живописи, литературы и др. Археологические источники Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам. Археология представляет собой раздел истори- ческой науки. Археологи по остаткам материальной культуры – веществен- Цит. по: Курило Л.В. Краеведение и туризм. Учеб. пособие. М.: РМАТ, 1999. С. 43. ным источникам – помогают историкам раскрыть закономерности общест- венного развития древних цивилизаций, главным образом, первобытнооб- щинного, рабовладельческого и феодального обществ. Особенно важную роль археология (наряду с этнографией) играет в научной реконструкции до- письменной истории. Первые упоминания о попытке раскопок на Руси отно- сятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |