КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краеведение 3 страница
муары публикуются в тематических сборниках или в виде отдельных книг и статей. Мемуары имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам ме- муаров следует отнести то, что автор, в силу своей наблюдательности, зорко- сти, литературного дарования, может нарисовать человеческие характеры, передать напряженность атмосферы, объяснить мотивы поведения людей. К недостаткам мемуаров можно отнести то, что в них встречается неточное из- ложение фактов и событий. Поэтому сведения, полученные из мемуаров, же- лательно сопоставлять с материалами других источников. Периодическая печать – важный источник краеведческих сведений. Она содержит много ценной информации по истории края. Особенно в этом отношении интересны исторические журналы «Русская старина», «Русский архив», «Чтения в обществе истории и древностей российских» и др. Местная периодическая печать имеет особое значение для краеведа в получении фактического материала о крае. Газеты передают предельно кон- кретные сведения, сообщают места событий, имена их участников. Газетные статьи, заметки, корреспонденции, репортажи – это своеобразные тиражиро- ванные документы своего времени. В этом их краеведческая ценность. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Назовите и охарактеризуйте основные источники исторического крае- ведения. 2. Что относится к основным вещественным источникам? 3. Что является памятниками археологии? 4. Какие памятники относятся к памятникам архитектуры? 5. Почему важными источниками исторического краеведения являются произведения живописи, графики, литературы, орудия труда и предметы быта? 6. Что такое устные источники исторического краеведения? 7. Что такое ономастика, топонимика и антропонимика? 8. Что относится к письменным источникам исторического краеведения? 9. Значение произведений печати для исторического краеведения. 10. Охарактеризуйте архивные учреждения, действующие в России, и значение их работы для историка-краеведа. Тема 3. Формы изучения края и виды деятельности исторического краеведения 3.1. Формы изучения края Развитие краеведения осуществляется в рамках программы «Краеведе- ние», разработанной Союзом краеведов России и Российским фондом куль- туры. Программой предусмотрены теоретические и прикладные исследо- вания, мероприятия, имеющие приоритетное значение как для государства, так и для краеведения как общественного движения и научной дисциплины: – пропаганда краеведения, программ Союза краеведов России и Россий- ского фонда культуры с целью привлечения широких слоев населения к их осуществлению; – координация деятельности региональных краеведческих обществ в об- ласти организации и методики краеведения, реализации комплексных, целе- вых, региональных и иных программ и проектов; – координация деятельности краеведческих обществ с аналогичными общественными организациями как в России, так и за ее пределами в соот- ветствии с представлениями об общем краеведческом пространстве; – вхождение в законодательные органы с законотворческими инициати- вами, участие в подготовке и обсуждении проектов законов в области крае- ведения, культуры, научно-исследовательской деятельности; – организация научных исследований в области теории, истории, мето- дики и организации краеведения; – осуществление экспертиз и рецензирование программ проектных раз- работок и изданий краеведческого характера; – осуществление координационных связей с государственными органа- ми, научными учреждениями по вопросам участия краеведов в реализации государственной политики в области науки, культуры, образования, охраны природы, памятников истории и культуры и т. п.; – изучение, обобщение и популяризация опыта краеведческой деятель- ности первичных, региональных и зарубежных краеведческих организаций; – создание системы подготовки и повышения квалификации различных категорий специалистов и общественности, работающих в области краеведения; – создание условий для эффективного участия краеведов в охране, рес- таврации, реконструкции и использовании памятников природы, истории и культуры; – создание экспериментально-опытных центров для апробирования про- грамм и методик, разрабатываемых в процессе и в целях реализации крае- ведческих программ; – создание экономической инфраструктуры краеведения в соответствии с Уставом Союза краеведов России; – издание краеведческих альманахов, тематических сборников, материа- лов научных конференций, научно-методических разработок, периодических изданий, буклетов, плакатов, карт-схем, открыток, листовок и т. п.; – проведение смотров, конкурсов и других мероприятий, стимулирую- щих деятельность общественных организаций краеведческого характера10. К целевым программам, дополняющим перечисленные выше направления организационно-методической деятельности, можно отнести следующие: «Теория и история краеведения», «Природное наследие», «Общественные музеи», «Земля- Курило Л.В. Указ. соч. С. 8 –9. ки», «Летописание», «Исторический некрополь России», «Исчезнувшие памятни- ки России», «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», «Культурные гнезда России», «Армия и краеведение». При изучении края могут быть использованы следующие формы: Туристско-краеведческая форма, наиболее распространенная; дает хо- рошую туристскую подготовку и возможность получить краеведческие мате- риалы во время походов. Туристско-краеведческая форма изучения края хо- рошо отработана, есть много квалифицированных специалистов, в совершен- стве владеющих методами этой работы. Экскурсионная форма – одна из составных частей комплексного пред- метного изучения края. Во время экскурсии человек пополняет свои знания, познает с помощью экскурсовода окружающий мир, приближает к себе предметы изучения. Даже самая непродолжительная экскурсия создает опре- деленное настроение, способствует ощущению свободы. Эмоции от увиден- ного и услышанного окрашивают знания, делают их прочными, сохраняю- щимися на всю жизнь. Лекционная форма предусматривает проведение занятий по определен- ной теме. В конце цикла лекций возможна проверка знаний в виде викторин, конкурсов и т. п. Архивная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует усидчивости, внимательности, больших затрат времени. Возможность работы в архивах позволяет получать уникальные данные, но сопряжена со значи- тельными организационными и финансовыми трудностями. Музейная форма основана на материалах краеведческих и других музе- ев и предоставляет неограниченные возможности для исторического и гео- графического краеведения – сбор материалов, оформление экспозиций, про- ведение экскурсий самими участниками краеведческих коллективов, что де- лает занятия интересными, содержательными, стимулирует к приобретению новых знаний. 3.2. Методы и этапы изучения края Методы изучения края вытекают непосредственно из целей, задач, масштабов, хронологических рамок исследований. В числе основных мето- дов изучения края можно назвать археологические раскопки; работу с архи- вами; встречи с ветеранами и участниками важных для края исторических, культурных и иных событий. Дополнительные методологические подходы к исследованию края включают в себя следующие направления: – интегрирование, взаимосвязанное ведение разнообразных организаци- онных форм и методов познавательной деятельности от получения готовых знании о крае до его изучения в процессе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный и общественно полезный интерес; – организацию положительного опыта, его анализ, корректировку, опи- сание, пропаганду. Следует опираться на все ценное, что сделано российски- ми краеведами, разработано отечественной и зарубежной краеведческой мыслью, использовать сложившиеся традиции, разрабатывать новые методы изучения истории края; – наблюдение, анкетирование, беседы, изучение учебных и исследова- тельских работ-докладов, сообщений, сочинений, материалов походов и экс- педиций, отчетных выставок музейных экспозиций и т. д. Исследование края состоит из четырех основных этапов: 1. Поиск и составление карты, которая поможет ориентироваться на ме- стности, даст изначальный материал для выявления особенностей края, по- служит для фиксации результатов исследований. Территорию и границы района исследования краевед выбирает в соответствии со своими интересами и возможностями. Это могут быть, например, малый или средний города, район крупного города, промышленный микрорайон, отдельная усадьба. 2. Поиск и изучение архивных, литературных, статистических, мемори- альных, археологических и других материалов и документов, к которым от- носятся и отчеты работавших ранее в крае исследования научно- краеведческих экспедиций. 3. Организация и проведение научной экспедиции (поход или экскурсия) по заранее намеченному маршруту, где на месте обследуются памятники ис- тории и культуры, собираются вещественные материалы, фиксируются на- блюдения. 4. Обработка всех полученных материалов, результатов наблюдений, их обобщение. Следует попытаться дать характеристику края в целом, опреде- лить перспективы его развития. Технические средства, используемые для фиксирования наблюдений и анализа работы, разнообразны: видеоаппаратура, магнитофоны, фото- и ки- нотехника, компьютеры. Часть отснятых материалов и видеозаписей можно использовать при создании методических видеофильмов. 3.3. Виды деятельности исторического краеведения Значение исторического краеведения состоит не только в исследованиях событий прошлого, связанных с краем, но и в популяризации полученных знаний. Это формирует единую систему историко-краеведческой деятельно- сти, к основным видам которой можно отнести познавательный, преобразо- вательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный. Познавательный вид деятельности имеет духовный характер и может быть разнообразным по уровню сложности – от школьного урока или заня- тий историко-краеведческого кружка до поиска новых данных в архивах, по- ходах по изучаемой местности, встречах с ветеранами и т. д. Преобразовательный вид деятельности состоит в создании духовно- практических ценностей: проведении тематических выставок, создании школьных музеев, установлении мемориальных досок и открытии памятни- ков; охране и уходе за ними. Ценностно-ориентационный вид деятельности имеет большую ду- ховную значимость, благодаря чему человек осознает величие тех или иных исторических фактов и событий для себя и края, оценивает поступки, моти- вы, значение деятельности исторических личностей и героев. Коммуникативный вид деятельности развивает у людей навыки об- щения и потребность в нем, формирует готовность участвовать в необходи- мых обществу видах межличностного общения. Вышеназванные виды историко-краеведческой деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Например, для установления мемориальной доски или па- мятника, создания новых экспозиций в краеведческом музее или проведения других акций, относящихся к преобразовательному виду деятельности, необхо- димо получить новые знания (познавательный вид деятельности), выбрать из них наиболее значимые, имеющее историческую ценность факты (ценностно- ориентационный вид деятельности). Все это невозможно реализовать вне кон- тактов с людьми (коммуникативный вид деятельности). Организация историко- краеведческой деятельности способствует решению важных задач нравственно- го, патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитательный потенциал, которым обладает историческое краеведе- ние, заложен в фактах истории края. Они помогают донести до сознания под- растающего поколения картины и события прошлого, нередко героические, способствуют сохранению памяти народа, передаче исторических традиций, преемственности поколений. Традиции являются основным механизмом вос- питательного воздействия, важнейшим средством накопления, хранения и передачи социальной информации, выражают жизнь прошлого в настоящем и будущем, оказывают большое эмоциональное воздействие, выступают в качестве образцов поведения. 3.4. Из истории возникновения краеведческих музеев в России Роль краеведческих музеев в популяризации знании о родном крае и патриотическом воспитании постоянно растет. Посредством своих фондов и специфических методов работы краеведческие музеи, ядром которых явля- ются отделы истории и этнографии, воздействуют на формирование миро- воззрения личности, вносят вклад в изучение и сохранение национально- культурных традиций края. Музейное краеведение в России связано с именем Петра I, его личной коллекцией различного рода исторических реликвий, предметов археологии и этнографии – Кунсткамерой. После передачи Кунсткамеры в ведение Пе- тербургской Академии наук она превратилась в научное учреждение, прото- тип современного исторического музея. Здание Кунсткамеры – первое спе- циальное музейное здание в России было построено в 20-е гг. XVIII в. и представляло собой уникальное явление того времени. В России музеи сохраняли в основном характер ведомственных учрежде- ний, но и XIX в. значение общественной инициативы в их организации и разви- тии возросло. Однако они были доступны весьма ограниченной части городского населения. Из музеев историко-краеведческой направленности выделялись спе- циализированные археологические и военно-исторические музеи. Движение за создание национальных музеев усилилось во второй половине XIX в. Возникно- вение крупных исторических музеев было неотделимо от развития специальных научных дисциплин, создания университетов и возникновения многочисленных научных исторических обществ и объединений. Особое значение имело развитие этнографии и археологии. Процесс формирования этнографии как научной дисциплины шел параллельно с создани- ем этнографических музеев. Музеи начинают формировать этнографические кол- лекции. Активизации научной работы этнографов по собиранию вещественного материала содействовало создание в 1845 г. Географического общества. Экспеди- ции, этнографические исследования заложили основы для накопления музейного материала, в той или иной степени отражающего жизнь народных масс. Достижения археологии, создание археологических обществ способст- вовали появлению коллекций древнейших культур, в частности славянских народов. Археологические коллекции составили основу собрания, созданно- го в 1872 г., Российского Исторического музея (ныне Государственный Ис- торический музей). Возникновению региональных краеведческих музеев способствовала деятельность местных обществ по изучению края, имеющих, как правило, исторические, этнографические и другие отделы. Музейный бум Россия пережила в 70-е гг. XIX в. Во многих губерн- ских и уездных городах открылись музеи широкого профиля, доступные для посещения всем слоям населения, берущие на себя образовательные функ- ции. Большую роль в их создании сыграли земства, университеты и народ- ные общества. Это определило стремление к научному комплектованию и экспонированию музейных предметов и наложило отпечаток на подход к строительству музейных зданий, помещений, предназначенных не только для экспозиций, но и для библиотек, занятий кружков и обществ, публичных лекций и дискуссий. Наиболее интересные здания краеведческих музеев бы- ли построены в Иркутске, Красноярске, Полтаве. Новый этап в развитии музейного дела в России связан с Октябрьской (1917) революцией. Период первых десятилетии Советской власти отмечен открытием значительного количества новых музеев, постановкой вопроса о музеефикации особо ценных памятников архитектуры и национальной куль- туры, создании музеев-дворцов и музеев-усадеб. Число исторических и крае- ведческих музеев в СССР на начало 80-х гг. ХХ в. составляло 1359 при об- щем числе государственных музеев более 2208. 3.5. Функции краеведческих музеев Значение краеведческих музеев в решении задач, которые перед ними стоят, трудно переоценить. Краеведческие музеи – это не только место соби- рания и систематизации коллекции, рассказывающих о крае. В краеведческих музеях проводится разнообразная культурно-воспитательная работа. Основные функции, выполняемые краеведческими музеями: – научно-документационная функция; краеведческие музеи предназна- чены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества; – охранная функция; музеи призваны решать задачи охраны культурно- исторических ценностей; – исследовательская функция; музеи являются специфическими центра- ми научных исследований, на которых основывается их деятельность; – образовательно-воспитательная функция; общество выдвигает перед музеями требование активного участия в формировании человека, развитии его мировоззрения. По назначению краеведческие музеи делятся на научно - исследова- тельские, просветительные (массовые), исследовательские, академические, учебные. Связь музеев с населением обеспечивают секторы выставок (передвиж- ных) и отделы, отвечающие за популяризацию музея, рекламу и сотрудниче- ство со средствами массовой информации. В настоящее время некоторые му- зеи с целью увеличения спроса на предоставляемые ими услуги создают сек- тор маркетинга. Школьный музей – весьма распространенная форма краеведческого музея. Школьный краеведческий музей содействует воспитанию учащихся, расширяет их кругозор, формирует практические навыки поисково- исследовательской работы. Выбор профиля школьного музея зависит от по- требностей учебно-воспитательной работы школы и реальных возможностей края в сборе предметов-подлинников, фонд которых должен лежать в основе му- зейной экспозиции. В школах наиболее распространены два вида музеев: широ- кого и военно-исторического профилей. Школьные краеведческие музеи широ- кого профиля отражают природу, историю, экономику и культуру края. Основными источниками накопления материалов о своем крае яв- ляются занятия краеведческих кружков, экскурсии и туристские походы по родному краю, наблюдения и поисковые исследования школьников, встречи с местными старожилами и участниками исторических событий. 3.6. Использование краеведческих экспозиций в экскурсиях Экскурсионным организациям следует поддерживать постоянные кон- такты с местными краеведческими музеями и его филиалами, которые ведут экскурсионно-массовую работу. Содержание и форма массовых мероприятий зависят от профиля музея и творческой инициативы его сотрудников. Посещение краеведческого музея (экспозиций) является существен- ным дополнением обзорной или тематической экскурсий. Часто здания, в ко- торых размещены музеи, являются историко-архитектурными памятниками. Например, дворцово-парковые и усадебные ансамбли с расположенными на их территориях крепостями, замками и другими постройками, представляю- щими музейную ценность. На территориях многих действующих в настоящее время монастырей функционируют музеи, проводятся экскурсии. Подготовка новой экскурсионной темы требует от методистов и экс- курсоводов кропотливой работы: знакомства с экспозициями и фондами му- зея, изучение музейного документального материала; посещение научных конференций музея, где можно почерпнуть много нового и интересного краеведческого материала, сведений по новым исследованиям. Техника владения музейной экскурсией – залог успешной работы экс- курсовода. Он должен уметь выбрать наилучший путь для осмотра объекта, расставить группу, организовать переход из зала в зал, правильно пользо- ваться указкой, умело использовать приемы показа и рассказа, варьировать их, чтобы снять усталость, поддержать уровень внимания экскурсантов. При входе в зал, где ведется тематический показ, следует указать на общий облик зала, привлекающие внимание экспонаты. Когда естественный интерес к но- вому, увиденному впервые будет удовлетворен, нетрудно направить и сосре- доточить внимание группы на отдельных экспонатах, детальном раскрытии темы. Этот прием применим в демонстрации экспозиционного комплекса: сначала следует дать о нем общее представление, а потом переходить к пока- зу отдельных экспонатов. К усиливающим впечатление от экскурсии средствам, которые следует экскурсоводу активно использовать, относятся магнитофонные записи, кино- установки, а в музеях-памятниках мемориальных залах, где не разрешается индивидуальный осмотр экспозиции, – фонозапись. Самая совершенная экс- курсия не может быть «застывшей». Перед туристско-экскурсионными орга- низациями возникают новые задачи. Новые краеведческие, исторические и музееведческие исследования дополняют и изменяют тематику экскурсий, в которых акцентируются новые проблемы и факты. В результате социологи- ческих и психологических исследований вносятся поправки и в методику проведения экскурсий. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Расскажите об истории возникновения музеев в России. 2. Каковы функции краеведческих музеев? 3. Когда Россия переживала музейный бум и с чем это было связано? 4. Определите значение деятельности музеев для исторического краеве- дения. 5. Каким образом может быть использован историко-краеведческий ма- териал в туристической деятельности? 6. Назовите формы изучения края. Охарактеризуйте их. 7. Каковы методы изучения локальной истории? 8. Назовите основные этапы в исследовании края. 9. Назовите виды деятельности исторического краеведения. Дайте их характеристику. 10. Какие виды деятельности исторического краеведения используют в современной исторической науке? Раздел 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В РОССИИ Тема 4. Возникновение и развитие исторического краеведения 4.1. Истоки краеведения в России На Руси краеведческие сведения фиксировались в летописях. Наиболее древний из летописных сводов, дошедших до нас, – «Повесть временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первона- чальная редакция её не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская (1116) и Ипатьевская (1118) редакции «Повести». Причем сами летописи, в которых сохранились эти редакции, были созданы в более позднее время. В «Повести временных лет» рассказывается о расселении славянских племен, указывает- ся, какие племена говорили на славянских языках, дается описание быта и обычаев славян, имеются сведения об археологических памятниках и т. д. Конечно, не все в летописях можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных событий, племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. К концу XII в. относится появление «Слово о полку Игореве». В нем содержатся сведения о русских городах, реках, птицах, и т. д., кроме того, автор умело дает психологическую характеристику правящих в этот пе- риод князей. В XII – XIV вв. почти в каждом княжеском центре велись летописные своды. В Киеве летописание велось в Печерском и Выдубецком монастырях; во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль. Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV – XV вв. начинается новый этап его развития. Крупнейшими центрами летописания стали Москва, Новгород, Псков, Тверь. В летописях детально описываются местные события – рожде- ние и смерть князей, выборы посадников и тысяцких, военные походы, бит- вы и т. п. Из памятников XVI в. любопытна «Казанская история», написанная около 1550 г., содержащая сведения об истории Казани и народах Поволжья. С середины XVI в. любопытные краеведческие сведения содержатся в доне- сениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и другие от- даленные места России, ясачных книгах и «росписях». Данные эти исполь- зовались для составления всевозможных инструкций воеводам и другим на- чальникам. К XVII в. летописные формы изложения событий на окраинах страны ещё продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью от- мирают. Из местных летописных источников этого времени наиболее инте- ресны сибирские летописи. Всего их насчитывается около 40. Большая часть этих летописей имеет отношение к походам Ермака. Предполагается, что первую из них составили в 20-е гг. XVII в. в Тобольске по воспоминани- ям дружинников Ермака. В 1622-1623 гг. в Соли Вычегодской была состав- лена «Строгановская летопись». В 1636 г. тобольский дьяк С. Есипов соста- вил летопись «О Сибири и Сибирском взятии» (Есиповская летопись). Изда- ние русских летописей началось в XVIII в. С 1767 г. Академия наук начала издавать «Библиотеку Российской истории». Полное собрание русских лето- писей начали публиковать в 1841 г. К концу 80-х гг. ХХ в. вышло из печати 35 томов. В архивах хранится много челобитных местным властям. В большинст- ве – это жалобы на притеснения властей (заявления о злоупотреблениях, взятках, просьбы о сложении недоимок, жалобы на обеднение и др.) либо жалобы ясачных людей друг на друга. 4.2. Первые краеведы Первым историком – краеведом Сибири часто называют Семена Улья- новича Ремезова (1642 – 1720), составителя «Чертежной книги Сибири». В «приговоре» Сибирского приказа 1696 г. указывалось, что на чертеже должно быть показано, «в котором месте какие народы кочуют и живут, так- же с которой стороны к порубежным местам какие люди пошли»11. Эту рабо- ту и выполнил Ремезов. Он также известен как сборщик ясака, составитель плана Тобольска, строитель каменного кремля в Тобольске, живописец, рас- писавший часовню для водосвятия на р. Иртыш. Им была составлена серия карт с детальными этнографическими и археологическими данными. С исто- рико-краеведческой точки зрения наиболее интересна его карта «Чертеж всех сибирских градов и земель» (1698 г.), на которой указаны места обитания раз- личных народов Сибири с довольно точными описаниями мест их кочёвок. Также Ремезовым было составлено «Описание о народах Сибири» (1698 г.), ко- торое получило известность по обширным цитатам в Черепановкой летопи- си. Её составил в 1759 г. тобольский ямщик Черепанов. Трудами Ремезова пользовались многие исследователи. Например, Страленберг (Табберт) в ра- боте «Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии», академик Г.Ф. Миллер в книге «История Сибири». В XVIII в. выходит первая монография по этнографии Григория Но- вицкого «Краткое описание о народе остяцком» (1715 г.). Это сочинение со- держит много ценных сведений о хозяйстве, образе жизни, материальной культуре, обычаях и верованиях хантов. Замечательным представителем русского просвещения XVIII в. был Ва- силий Никитич Татищев (1686 – 1750). Видный государственный деятель, участник войны со Швецией, основатель Екатеринбурга, астраханский гу- бернатор, он, помимо государственной деятельности, вел большую научную Матюшин Г.Н. Указ. соч. С. 16. работу. Исключительный интерес представляет анкета, разосланная Татище- вым местным чиновникам для сбора историко-географических сведений. В ней были вопросы, касавшиеся названия народов, их происхождения, прежних организаций власти, ремесел, семейных и правовых обычаев и об- рядов, верований и т. п. Крупнейший труд Татищева – «История Российская с самых древнейших времен». Один из первых он попытался создать собст- венную периодизацию русской истории, отказавшись от господствовавшей в
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |