Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краеведение 3 страница




муары публикуются в тематических сборниках или в виде отдельных книг и

статей. Мемуары имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам ме-

муаров следует отнести то, что автор, в силу своей наблюдательности, зорко-

сти, литературного дарования, может нарисовать человеческие характеры,

передать напряженность атмосферы, объяснить мотивы поведения людей. К

недостаткам мемуаров можно отнести то, что в них встречается неточное из-

ложение фактов и событий. Поэтому сведения, полученные из мемуаров, же-

лательно сопоставлять с материалами других источников.

Периодическая печать – важный источник краеведческих сведений.

Она содержит много ценной информации по истории края. Особенно в этом

отношении интересны исторические журналы «Русская старина», «Русский

архив», «Чтения в обществе истории и древностей российских» и др.

Местная периодическая печать имеет особое значение для краеведа в

получении фактического материала о крае. Газеты передают предельно кон-

кретные сведения, сообщают места событий, имена их участников. Газетные

статьи, заметки, корреспонденции, репортажи – это своеобразные тиражиро-

ванные документы своего времени. В этом их краеведческая ценность.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Назовите и охарактеризуйте основные источники исторического крае-

ведения.

2. Что относится к основным вещественным источникам?

3. Что является памятниками археологии?

4. Какие памятники относятся к памятникам архитектуры?

5. Почему важными источниками исторического краеведения являются

произведения живописи, графики, литературы, орудия труда и предметы быта?

6. Что такое устные источники исторического краеведения?

7. Что такое ономастика, топонимика и антропонимика?

8. Что относится к письменным источникам исторического краеведения?

9. Значение произведений печати для исторического краеведения.

10. Охарактеризуйте архивные учреждения, действующие в России, и

значение их работы для историка-краеведа.

Тема 3. Формы изучения края и виды деятельности

исторического краеведения

3.1. Формы изучения края

Развитие краеведения осуществляется в рамках программы «Краеведе-

ние», разработанной Союзом краеведов России и Российским фондом куль-

туры. Программой предусмотрены теоретические и прикладные исследо-

вания, мероприятия, имеющие приоритетное значение как для государства,

так и для краеведения как общественного движения и научной дисциплины:

– пропаганда краеведения, программ Союза краеведов России и Россий-

ского фонда культуры с целью привлечения широких слоев населения к их

осуществлению;

– координация деятельности региональных краеведческих обществ в об-

ласти организации и методики краеведения, реализации комплексных, целе-

вых, региональных и иных программ и проектов;

– координация деятельности краеведческих обществ с аналогичными

общественными организациями как в России, так и за ее пределами в соот-

ветствии с представлениями об общем краеведческом пространстве;

– вхождение в законодательные органы с законотворческими инициати-

вами, участие в подготовке и обсуждении проектов законов в области крае-

ведения, культуры, научно-исследовательской деятельности;

– организация научных исследований в области теории, истории, мето-

дики и организации краеведения;

– осуществление экспертиз и рецензирование программ проектных раз-

работок и изданий краеведческого характера;

– осуществление координационных связей с государственными органа-

ми, научными учреждениями по вопросам участия краеведов в реализации

государственной политики в области науки, культуры, образования, охраны

природы, памятников истории и культуры и т. п.;

– изучение, обобщение и популяризация опыта краеведческой деятель-

ности первичных, региональных и зарубежных краеведческих организаций;

– создание системы подготовки и повышения квалификации различных

категорий специалистов и общественности, работающих в области краеведения;

– создание условий для эффективного участия краеведов в охране, рес-

таврации, реконструкции и использовании памятников природы, истории и

культуры;

– создание экспериментально-опытных центров для апробирования про-

грамм и методик, разрабатываемых в процессе и в целях реализации крае-

ведческих программ;

– создание экономической инфраструктуры краеведения в соответствии

с Уставом Союза краеведов России;

– издание краеведческих альманахов, тематических сборников, материа-

лов научных конференций, научно-методических разработок, периодических

изданий, буклетов, плакатов, карт-схем, открыток, листовок и т. п.;

– проведение смотров, конкурсов и других мероприятий, стимулирую-

щих деятельность общественных организаций краеведческого характера10.

К целевым программам, дополняющим перечисленные выше направления

организационно-методической деятельности, можно отнести следующие: «Теория

и история краеведения», «Природное наследие», «Общественные музеи», «Земля-

Курило Л.В. Указ. соч. С. 8 –9.

ки», «Летописание», «Исторический некрополь России», «Исчезнувшие памятни-

ки России», «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», «Культурные гнезда

России», «Армия и краеведение».

При изучении края могут быть использованы следующие формы:

Туристско-краеведческая форма, наиболее распространенная; дает хо-

рошую туристскую подготовку и возможность получить краеведческие мате-

риалы во время походов. Туристско-краеведческая форма изучения края хо-

рошо отработана, есть много квалифицированных специалистов, в совершен-

стве владеющих методами этой работы.

Экскурсионная форма – одна из составных частей комплексного пред-

метного изучения края. Во время экскурсии человек пополняет свои знания,

познает с помощью экскурсовода окружающий мир, приближает к себе

предметы изучения. Даже самая непродолжительная экскурсия создает опре-

деленное настроение, способствует ощущению свободы. Эмоции от увиден-

ного и услышанного окрашивают знания, делают их прочными, сохраняю-

щимися на всю жизнь.

Лекционная форма предусматривает проведение занятий по определен-

ной теме. В конце цикла лекций возможна проверка знаний в виде викторин,

конкурсов и т. п.

Архивная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует

усидчивости, внимательности, больших затрат времени. Возможность работы

в архивах позволяет получать уникальные данные, но сопряжена со значи-

тельными организационными и финансовыми трудностями.

Музейная форма основана на материалах краеведческих и других музе-

ев и предоставляет неограниченные возможности для исторического и гео-

графического краеведения – сбор материалов, оформление экспозиций, про-

ведение экскурсий самими участниками краеведческих коллективов, что де-

лает занятия интересными, содержательными, стимулирует к приобретению

новых знаний.

3.2. Методы и этапы изучения края

Методы изучения края вытекают непосредственно из целей, задач,

масштабов, хронологических рамок исследований. В числе основных мето-

дов изучения края можно назвать археологические раскопки; работу с архи-

вами; встречи с ветеранами и участниками важных для края исторических,

культурных и иных событий. Дополнительные методологические подходы к

исследованию края включают в себя следующие направления:

– интегрирование, взаимосвязанное ведение разнообразных организаци-

онных форм и методов познавательной деятельности от получения готовых

знании о крае до его изучения в процессе углубленного исследовательского

поиска, представляющего научный и общественно полезный интерес;

– организацию положительного опыта, его анализ, корректировку, опи-

сание, пропаганду. Следует опираться на все ценное, что сделано российски-

ми краеведами, разработано отечественной и зарубежной краеведческой

мыслью, использовать сложившиеся традиции, разрабатывать новые методы

изучения истории края;

– наблюдение, анкетирование, беседы, изучение учебных и исследова-

тельских работ-докладов, сообщений, сочинений, материалов походов и экс-

педиций, отчетных выставок музейных экспозиций и т. д.

Исследование края состоит из четырех основных этапов:

1. Поиск и составление карты, которая поможет ориентироваться на ме-

стности, даст изначальный материал для выявления особенностей края, по-

служит для фиксации результатов исследований. Территорию и границы

района исследования краевед выбирает в соответствии со своими интересами

и возможностями. Это могут быть, например, малый или средний города,

район крупного города, промышленный микрорайон, отдельная усадьба.

2. Поиск и изучение архивных, литературных, статистических, мемори-

альных, археологических и других материалов и документов, к которым от-

носятся и отчеты работавших ранее в крае исследования научно-

краеведческих экспедиций.

3. Организация и проведение научной экспедиции (поход или экскурсия)

по заранее намеченному маршруту, где на месте обследуются памятники ис-

тории и культуры, собираются вещественные материалы, фиксируются на-

блюдения.

4. Обработка всех полученных материалов, результатов наблюдений, их

обобщение. Следует попытаться дать характеристику края в целом, опреде-

лить перспективы его развития.

Технические средства, используемые для фиксирования наблюдений и

анализа работы, разнообразны: видеоаппаратура, магнитофоны, фото- и ки-

нотехника, компьютеры. Часть отснятых материалов и видеозаписей можно

использовать при создании методических видеофильмов.

3.3. Виды деятельности исторического краеведения

Значение исторического краеведения состоит не только в исследованиях

событий прошлого, связанных с краем, но и в популяризации полученных

знаний. Это формирует единую систему историко-краеведческой деятельно-

сти, к основным видам которой можно отнести познавательный, преобразо-

вательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный.

Познавательный вид деятельности имеет духовный характер и может

быть разнообразным по уровню сложности – от школьного урока или заня-

тий историко-краеведческого кружка до поиска новых данных в архивах, по-

ходах по изучаемой местности, встречах с ветеранами и т. д.

Преобразовательный вид деятельности состоит в создании духовно-

практических ценностей: проведении тематических выставок, создании

школьных музеев, установлении мемориальных досок и открытии памятни-

ков; охране и уходе за ними.

Ценностно-ориентационный вид деятельности имеет большую ду-

ховную значимость, благодаря чему человек осознает величие тех или иных

исторических фактов и событий для себя и края, оценивает поступки, моти-

вы, значение деятельности исторических личностей и героев.

Коммуникативный вид деятельности развивает у людей навыки об-

щения и потребность в нем, формирует готовность участвовать в необходи-

мых обществу видах межличностного общения.

Вышеназванные виды историко-краеведческой деятельности находятся в

тесной взаимосвязи. Например, для установления мемориальной доски или па-

мятника, создания новых экспозиций в краеведческом музее или проведения

других акций, относящихся к преобразовательному виду деятельности, необхо-

димо получить новые знания (познавательный вид деятельности), выбрать из них

наиболее значимые, имеющее историческую ценность факты (ценностно-

ориентационный вид деятельности). Все это невозможно реализовать вне кон-

тактов с людьми (коммуникативный вид деятельности). Организация историко-

краеведческой деятельности способствует решению важных задач нравственно-

го, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитательный потенциал, которым обладает историческое краеведе-

ние, заложен в фактах истории края. Они помогают донести до сознания под-

растающего поколения картины и события прошлого, нередко героические,

способствуют сохранению памяти народа, передаче исторических традиций,

преемственности поколений. Традиции являются основным механизмом вос-

питательного воздействия, важнейшим средством накопления, хранения и

передачи социальной информации, выражают жизнь прошлого в настоящем

и будущем, оказывают большое эмоциональное воздействие, выступают в

качестве образцов поведения.

3.4. Из истории возникновения краеведческих музеев в России

Роль краеведческих музеев в популяризации знании о родном крае и

патриотическом воспитании постоянно растет. Посредством своих фондов и

специфических методов работы краеведческие музеи, ядром которых явля-

ются отделы истории и этнографии, воздействуют на формирование миро-

воззрения личности, вносят вклад в изучение и сохранение национально-

культурных традиций края.

Музейное краеведение в России связано с именем Петра I, его личной

коллекцией различного рода исторических реликвий, предметов археологии

и этнографии – Кунсткамерой. После передачи Кунсткамеры в ведение Пе-

тербургской Академии наук она превратилась в научное учреждение, прото-

тип современного исторического музея. Здание Кунсткамеры – первое спе-

циальное музейное здание в России было построено в 20-е гг. XVIII в.

и представляло собой уникальное явление того времени.

В России музеи сохраняли в основном характер ведомственных учрежде-

ний, но и XIX в. значение общественной инициативы в их организации и разви-

тии возросло. Однако они были доступны весьма ограниченной части городского

населения. Из музеев историко-краеведческой направленности выделялись спе-

циализированные археологические и военно-исторические музеи. Движение за

создание национальных музеев усилилось во второй половине XIX в. Возникно-

вение крупных исторических музеев было неотделимо от развития специальных

научных дисциплин, создания университетов и возникновения многочисленных

научных исторических обществ и объединений.

Особое значение имело развитие этнографии и археологии. Процесс

формирования этнографии как научной дисциплины шел параллельно с создани-

ем этнографических музеев. Музеи начинают формировать этнографические кол-

лекции. Активизации научной работы этнографов по собиранию вещественного

материала содействовало создание в 1845 г. Географического общества. Экспеди-

ции, этнографические исследования заложили основы для накопления музейного

материала, в той или иной степени отражающего жизнь народных масс.

Достижения археологии, создание археологических обществ способст-

вовали появлению коллекций древнейших культур, в частности славянских

народов. Археологические коллекции составили основу собрания, созданно-

го в 1872 г., Российского Исторического музея (ныне Государственный Ис-

торический музей). Возникновению региональных краеведческих музеев

способствовала деятельность местных обществ по изучению края, имеющих,

как правило, исторические, этнографические и другие отделы.

Музейный бум Россия пережила в 70-е гг. XIX в. Во многих губерн-

ских и уездных городах открылись музеи широкого профиля, доступные для

посещения всем слоям населения, берущие на себя образовательные функ-

ции. Большую роль в их создании сыграли земства, университеты и народ-

ные общества. Это определило стремление к научному комплектованию и

экспонированию музейных предметов и наложило отпечаток на подход к

строительству музейных зданий, помещений, предназначенных не только для

экспозиций, но и для библиотек, занятий кружков и обществ, публичных

лекций и дискуссий. Наиболее интересные здания краеведческих музеев бы-

ли построены в Иркутске, Красноярске, Полтаве.

Новый этап в развитии музейного дела в России связан с Октябрьской

(1917) революцией. Период первых десятилетии Советской власти отмечен

открытием значительного количества новых музеев, постановкой вопроса о

музеефикации особо ценных памятников архитектуры и национальной куль-

туры, создании музеев-дворцов и музеев-усадеб. Число исторических и крае-

ведческих музеев в СССР на начало 80-х гг. ХХ в. составляло 1359 при об-

щем числе государственных музеев более 2208.

3.5. Функции краеведческих музеев

Значение краеведческих музеев в решении задач, которые перед ними

стоят, трудно переоценить. Краеведческие музеи – это не только место соби-

рания и систематизации коллекции, рассказывающих о крае. В краеведческих

музеях проводится разнообразная культурно-воспитательная работа.

Основные функции, выполняемые краеведческими музеями:

– научно-документационная функция; краеведческие музеи предназна-

чены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей

развития природы и общества;

– охранная функция; музеи призваны решать задачи охраны культурно-

исторических ценностей;

– исследовательская функция; музеи являются специфическими центра-

ми научных исследований, на которых основывается их деятельность;

– образовательно-воспитательная функция; общество выдвигает перед

музеями требование активного участия в формировании человека, развитии

его мировоззрения.

По назначению краеведческие музеи делятся на научно - исследова-

тельские, просветительные (массовые), исследовательские, академические,

учебные.

Связь музеев с населением обеспечивают секторы выставок (передвиж-

ных) и отделы, отвечающие за популяризацию музея, рекламу и сотрудниче-

ство со средствами массовой информации. В настоящее время некоторые му-

зеи с целью увеличения спроса на предоставляемые ими услуги создают сек-

тор маркетинга.

Школьный музей – весьма распространенная форма краеведческого

музея. Школьный краеведческий музей содействует воспитанию учащихся,

расширяет их кругозор, формирует практические навыки поисково-

исследовательской работы. Выбор профиля школьного музея зависит от по-

требностей учебно-воспитательной работы школы и реальных возможностей

края в сборе предметов-подлинников, фонд которых должен лежать в основе му-

зейной экспозиции. В школах наиболее распространены два вида музеев: широ-

кого и военно-исторического профилей. Школьные краеведческие музеи широ-

кого профиля отражают природу, историю, экономику и культуру края.

Основными источниками накопления материалов о своем крае яв-

ляются занятия краеведческих кружков, экскурсии и туристские походы по

родному краю, наблюдения и поисковые исследования школьников, встречи

с местными старожилами и участниками исторических событий.

3.6. Использование краеведческих экспозиций в экскурсиях

Экскурсионным организациям следует поддерживать постоянные кон-

такты с местными краеведческими музеями и его филиалами, которые ведут

экскурсионно-массовую работу. Содержание и форма массовых мероприятий

зависят от профиля музея и творческой инициативы его сотрудников.

Посещение краеведческого музея (экспозиций) является существен-

ным дополнением обзорной или тематической экскурсий. Часто здания, в ко-

торых размещены музеи, являются историко-архитектурными памятниками.

Например, дворцово-парковые и усадебные ансамбли с расположенными на

их территориях крепостями, замками и другими постройками, представляю-

щими музейную ценность. На территориях многих действующих в настоящее

время монастырей функционируют музеи, проводятся экскурсии.

Подготовка новой экскурсионной темы требует от методистов и экс-

курсоводов кропотливой работы: знакомства с экспозициями и фондами му-

зея, изучение музейного документального материала; посещение научных

конференций музея, где можно почерпнуть много нового и интересного

краеведческого материала, сведений по новым исследованиям.

Техника владения музейной экскурсией – залог успешной работы экс-

курсовода. Он должен уметь выбрать наилучший путь для осмотра объекта,

расставить группу, организовать переход из зала в зал, правильно пользо-

ваться указкой, умело использовать приемы показа и рассказа, варьировать

их, чтобы снять усталость, поддержать уровень внимания экскурсантов. При

входе в зал, где ведется тематический показ, следует указать на общий облик

зала, привлекающие внимание экспонаты. Когда естественный интерес к но-

вому, увиденному впервые будет удовлетворен, нетрудно направить и сосре-

доточить внимание группы на отдельных экспонатах, детальном раскрытии

темы. Этот прием применим в демонстрации экспозиционного комплекса:

сначала следует дать о нем общее представление, а потом переходить к пока-

зу отдельных экспонатов.

К усиливающим впечатление от экскурсии средствам, которые следует

экскурсоводу активно использовать, относятся магнитофонные записи, кино-

установки, а в музеях-памятниках мемориальных залах, где не разрешается

индивидуальный осмотр экспозиции, – фонозапись. Самая совершенная экс-

курсия не может быть «застывшей». Перед туристско-экскурсионными орга-

низациями возникают новые задачи. Новые краеведческие, исторические и

музееведческие исследования дополняют и изменяют тематику экскурсий, в

которых акцентируются новые проблемы и факты. В результате социологи-

ческих и психологических исследований вносятся поправки и в методику

проведения экскурсий.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Расскажите об истории возникновения музеев в России.

2. Каковы функции краеведческих музеев?

3. Когда Россия переживала музейный бум и с чем это было связано?

4. Определите значение деятельности музеев для исторического краеве-

дения.

5. Каким образом может быть использован историко-краеведческий ма-

териал в туристической деятельности?

6. Назовите формы изучения края. Охарактеризуйте их.

7. Каковы методы изучения локальной истории?

8. Назовите основные этапы в исследовании края.

9. Назовите виды деятельности исторического краеведения. Дайте их

характеристику.

10. Какие виды деятельности исторического краеведения используют в

современной исторической науке?

Раздел 2

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В РОССИИ

Тема 4. Возникновение и развитие исторического краеведения

4.1. Истоки краеведения в России

На Руси краеведческие сведения фиксировались в летописях. Наиболее

древний из летописных сводов, дошедших до нас, – «Повесть временных

лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первона-

чальная редакция её не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская (1116) и

Ипатьевская (1118) редакции «Повести». Причем сами летописи, в которых

сохранились эти редакции, были созданы в более позднее время. В «Повести

временных лет» рассказывается о расселении славянских племен, указывает-

ся, какие племена говорили на славянских языках, дается описание быта и

обычаев славян, имеются сведения об археологических памятниках и т. д.

Конечно, не все в летописях можно воспринимать на веру, особенно оценки

тех или иных событий, племен и народов. У летописцев были свои симпатии

и антипатии. К концу XII в. относится появление «Слово о полку Игореве».

В нем содержатся сведения о русских городах, реках, птицах, и т. д., кроме

того, автор умело дает психологическую характеристику правящих в этот пе-

риод князей.

В XII – XIV вв. почти в каждом княжеском центре велись летописные

своды. В Киеве летописание велось в Печерском и Выдубецком монастырях;

во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были

Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль. Монголо-татарское иго привело к

временному упадку летописания, но в XIV – XV вв. начинается новый этап

его развития. Крупнейшими центрами летописания стали Москва, Новгород,

Псков, Тверь. В летописях детально описываются местные события – рожде-

ние и смерть князей, выборы посадников и тысяцких, военные походы, бит-

вы и т. п. Из памятников XVI в. любопытна «Казанская история», написанная

около 1550 г., содержащая сведения об истории Казани и народах Поволжья.

С середины XVI в. любопытные краеведческие сведения содержатся в доне-

сениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и другие от-

даленные места России, ясачных книгах и «росписях». Данные эти исполь-

зовались для составления всевозможных инструкций воеводам и другим на-

чальникам. К XVII в. летописные формы изложения событий на окраинах

страны ещё продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью от-

мирают. Из местных летописных источников этого времени наиболее инте-

ресны сибирские летописи. Всего их насчитывается около 40. Большая

часть этих летописей имеет отношение к походам Ермака. Предполагается,

что первую из них составили в 20-е гг. XVII в. в Тобольске по воспоминани-

ям дружинников Ермака. В 1622-1623 гг. в Соли Вычегодской была состав-

лена «Строгановская летопись». В 1636 г. тобольский дьяк С. Есипов соста-

вил летопись «О Сибири и Сибирском взятии» (Есиповская летопись). Изда-

ние русских летописей началось в XVIII в. С 1767 г. Академия наук начала

издавать «Библиотеку Российской истории». Полное собрание русских лето-

писей начали публиковать в 1841 г. К концу 80-х гг. ХХ в. вышло из печати

35 томов.

В архивах хранится много челобитных местным властям. В большинст-

ве – это жалобы на притеснения властей (заявления о злоупотреблениях,

взятках, просьбы о сложении недоимок, жалобы на обеднение и др.) либо

жалобы ясачных людей друг на друга.

4.2. Первые краеведы

Первым историком – краеведом Сибири часто называют Семена Улья-

новича Ремезова (1642 – 1720), составителя «Чертежной книги Сибири».

В «приговоре» Сибирского приказа 1696 г. указывалось, что на чертеже

должно быть показано, «в котором месте какие народы кочуют и живут, так-

же с которой стороны к порубежным местам какие люди пошли»11. Эту рабо-

ту и выполнил Ремезов. Он также известен как сборщик ясака, составитель

плана Тобольска, строитель каменного кремля в Тобольске, живописец, рас-

писавший часовню для водосвятия на р. Иртыш. Им была составлена серия

карт с детальными этнографическими и археологическими данными. С исто-

рико-краеведческой точки зрения наиболее интересна его карта «Чертеж всех

сибирских градов и земель» (1698 г.), на которой указаны места обитания раз-

личных народов Сибири с довольно точными описаниями мест их кочёвок.

Также Ремезовым было составлено «Описание о народах Сибири» (1698 г.), ко-

торое получило известность по обширным цитатам в Черепановкой летопи-

си. Её составил в 1759 г. тобольский ямщик Черепанов. Трудами Ремезова

пользовались многие исследователи. Например, Страленберг (Табберт) в ра-

боте «Историческое и географическое описание северной и восточной частей

Европы и Азии», академик Г.Ф. Миллер в книге «История Сибири».

В XVIII в. выходит первая монография по этнографии Григория Но-

вицкого «Краткое описание о народе остяцком» (1715 г.). Это сочинение со-

держит много ценных сведений о хозяйстве, образе жизни, материальной

культуре, обычаях и верованиях хантов.

Замечательным представителем русского просвещения XVIII в. был Ва-

силий Никитич Татищев (1686 – 1750). Видный государственный деятель,

участник войны со Швецией, основатель Екатеринбурга, астраханский гу-

бернатор, он, помимо государственной деятельности, вел большую научную

Матюшин Г.Н. Указ. соч. С. 16.

работу. Исключительный интерес представляет анкета, разосланная Татище-

вым местным чиновникам для сбора историко-географических сведений.

В ней были вопросы, касавшиеся названия народов, их происхождения,

прежних организаций власти, ремесел, семейных и правовых обычаев и об-

рядов, верований и т. п. Крупнейший труд Татищева – «История Российская

с самых древнейших времен». Один из первых он попытался создать собст-

венную периодизацию русской истории, отказавшись от господствовавшей в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.876 сек.