Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краеведение 2 страница




находках на реке Волхов. В 1420 г. в Пскове начались раскопки остатков

древнейшей в городе церкви Власия7.

Памятниками археологии являются городища, курганы, остатки древ-

них поселений, укреплений, каналов, дорог, древние места захоронений, ка-

менные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки

культурного исторического слоя древних населенных пунктов8. Самыми круп-

ными из археологических памятников считаются поселения и погребения.

Большинство сведений о жизни древних людей дают раскопки поселений.

Они вскрывают остатки очагов, стен, фундаментов, жилищ, крепостей, горо-

дов, святилищ, храмов, дворцов и т. п. Погребения говорят о возрасте умер-

ших (т. е. о средней продолжительности жизни человека), о его образе жиз-

ни. Рост, брачный возраст, внешний вид и многое другое историки-

специалисты могут определить по отдельным костям человека.

Важное значение имеет изучение инвентаря погребений. Большинство

первобытных людей верили, что человеку в загробной жизни потребуются те

же вещи, которыми он пользовался при жизни, и поэтому клали в могилу со-

суды, оружие, украшения и т. п. Комплексное изучение погребений и посе-

лений вместе с другими археологическими памятниками позволяет составить

целостное представление о жизни первобытных обществ.

Археологические исследования делятся на полевые и камерные, т. е. ла-

бораторные. Полевые работы – это, прежде всего, поиски археологических

памятников. Основным видом полевых работ являются раскопки. При рас-

копках вся работа ведется вручную. Заменить человека в этом трудном, тон-

ком деле невозможно. Механизируется только удаление земли из раскопа.

Особенно внимательная работа начинается тогда, когда археологи доходят до

культурного слоя – слоя с остатками древнего поселения. Здесь уже раскоп-

ки ведутся не лопатой, а, как правило, ножом, кисточками, специальными

деревянными палочками. При раскопках мало вскрыть, не потревожить ос-

татки древнего поселения, погребения, кургана, крепости, нужно законсер-

вировать, сохранить находки от гибели, подробно всё описать, сфотографи-

ровать, зарисовать, составить план древних сооружений, стратиграфические

профили раскопов, точно отметить на них последовательность чередования

слоев. Необходимо взять материалы на анализ.

Для исследования археологических памятников используются различ-

ные методы, например, такие, как сравнительно-типологический анализ,

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1987. С. 49.

Там же. С. 5.

картографирование, археомагнитный, дендрохронологический, радиоугле-

родный, астрофизический (по интенсивности солнечной радиации) и другие

методы.

Археологические памятники в России являются общенародным достоя-

нием и находятся под государственной охраной. Раскопки нельзя проводить,

как, например, эксперимент по физике или химии. Поэтому проведение рас-

копок доверяется только специалистам-археологам по специальному разре-

шению на это – открытому листу. Открытый лист – это разрешение на пра-

во раскопок или разведок, выдаваемое специально уполномоченными орга-

нами. Всякие раскопки или земляные работы на территории археологических

памятников без Открытого листа считаются преступлением и наказываются.

Памятники архитектуры – это архитектурные ансамбли и комплексы,

исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней плани-

ровки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения граж-

данской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодче-

ства, а также связанные с ними произведения монументального, изобрази-

тельного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные

ландшафты.

Произведения архитектуры, которые образно называют страницами ка-

менной летописи истории, независимо от степени известности и художест-

венного совершенства, фиксируют вехи многовековой истории и культуры

края. Монументы, обелиски, триумфальные арки, плиты с рельефами и над-

писями, мемориальные надгробия и т. д. – это первоисточники, тесно связан-

ные с местом своего возникновения, вобравшие в себя всё, что ассоциируется

с материальной и духовной жизнью населения края. Их изучение даёт воз-

можность судить о развитии производительных сил, экономике, науке, тех-

нических достижениях и производственных возможностях, различных сто-

ронах жизни населения края.

Застройки старых городов являются историей, их неповторимым и уни-

кальным лицом. Памятники архитектуры в своих конструкциях, формах, де-

коративном оформлении раскрывают эстетические воззрения эпохи, характер

жизненного уклада населения, специфические особенности разных архитек-

турных школ. Увековечить эти памятники для истории, донести до потомков

– это цель краеведов, т. к. при реконструкции районов, городов они могут

быть просто уничтожены.

Произведения архитектуры являются памятниками как материальной,

так и духовной жизни. Такие памятники сохранили особенность, присущую

ранним этапам развития искусства, когда оно непосредственно было вплете-

но в трудовую жизнь людей. История архитектуры – это история ее стилей,

формировавшихся под воздействием определенных условий.

Главное назначение архитектуры – создание искусственной пространст-

венной среды для жизненных процессов: труда, быта, культуры, отдыха и

общения людей. Возникновение тех или иных типов архитектурных соору-

жении определяется социальным назначением архитектуры, благодаря ей по-

знаются социальные условия жизни общества в определенную эпоху. Изучая

архитектурные памятники, следует задуматься об их конкретном историче-

ском назначении, о том, какая общественная потребность их породила.

Природные условия оказывают влияние на архитектурные формы. Фун-

даменты могут быть сварными, трубными и др.; покрытия кровли – плоски-

ми на юге и высокими, со шпилями шлемовидными и луковичными главка-

ми, чтобы снег, соскальзывая, отбрасывался формой кровли в сторону от

стены, – на севере, улицы – узкими в южных городах и пр.

Народное творчество, выраженное в умении тонко чувствовать природ-

ные свойства местных материалов, использовать их возможности и особен-

ности при создании произведений, а также вводить местные мотивы в струк-

туру художественных образов, накладывало свой отпечаток на произведения

архитектуры. Например, каменное строительство, появившееся на Руси с

принятием христианства, принесло византийскую строительную технику и

византийский строительный материал – плинфу (плоский кирпич, переме-

жавшийся с толстыми слоями штукатурки, что давало эффект «полосатой

кладки»), сохранившиеся в древних памятниках зодчества Украины, Запад-

ной и Юго-Западной Руси. Но архитектурные школы Владимира, Суздаля,

Юрьева Польского, Ростова Великого, Новгорода, Пскова, Ярославля выра-

батывали свою строительную технику и использовали местный строительный

материал (белый камень). В более поздние времена в зодчестве Московской Руси

встречался характерный прием сочетания кирпича с белым камнем.

Произведения народного искусства представляют для краеведов осо-

бый интерес. Характер таких произведений связан с бытом, образом жизни и

труда людей, населяющих край, дает возможность ясно представить истоки и

своеобразие художественной местной культуры.

На ранних этапах своего развития народное искусство было непосредст-

венно вплетено в трудовую деятельность, процессы производства, что осо-

бенно ярко демонстрируют образцы народного декоративно прикладного ис-

кусства. Повседневным предметам труда (сохе, прялке, туеску, корзине) при-

давались красота линий, форм, узоров. Изучение призвано выявить связь на-

родного искусства с крестьянским или ремесленным трудом, специфику соз-

дания изделий, их назначение и использование, удивительное сочетание в

них утилитарных и эстетических качеств.

Центры художественных ремесел возникали вблизи природных источ-

ников сырья, гончарные – у залежей глины (Гжель, Скопин), изделия из ме-

талла – в местах разработок руд (Великий Устюг, Тула), резьбы по кости – на

севере, где добывали моржовый клык (Холмогоры, Архангельск). В руках

народных умельцев самые простые материалы (глина, металл, кость, железо,

лен, дерево) превращались в произведения искусства, которые славились не

только в России, но и за рубежом.

Фантазия придавала изделиям черты сказочности, служила основой

своеобразного поэтического мира, в котором быль и вымысел слиты воедино.

Столетиями в народном искусстве отбирались и шлифовались лучшие формы,

композиционные схемы, орнаменты, сочетания цветов, характерные для края.

Произведения живописи, скульптуры, графики удивительно точно

воспроизводят характерные приметы времени и несут, таким образом, ин-

формацию об истории края, его природе, культурном и экономическом раз-

витии, мельчайших деталях уклада жизни, таких, как костюмы, прически,

предметы быта.

Произведения литературы являются важными историческими доку-

ментами, позволяющими зримо, во всем многообразии представить харак-

терные черты времени, имеют огромное познавательное значение.

Хранителями памяти о прошлом были сказители, поэты, имена которых

зачастую не сохранились, передававшие в своих творениях важнейшие для

истории народа события, которые способствовали осознанию национальной

гордости за свою историю и культуру. Русские былины, «Слово о полку Иго-

реве», произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого,

Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, К. М. Симонова и других писателей

воссоздают главнейшие периоды исторического развития нашей страны. Ли-

тературные произведения позволяют видеть богатство и многообразие искус-

ства края, расширяют круг чтения, развивают кругозор и духовное богатство

личности, раскрывают современное звучание классики и дают направление

самообразовательной работе в области литературы.

Многообразие и гибкость художественных средств литературы, главней-

шим из которых является слово, дают возможность сочетать в литературных

произведениях понятийную определенность с изображением конкретных жиз-

ненных явлений. Этот древнейший вид культуры первоначально существовал в

форме устного народного творчества, являющегося и поныне свидетельством

высокого и художественного уровня мышления народа. Слову доступно отраже-

ние всех сфер действительности, поэтому главной особенностью художествен-

ною образа в литературе является широта охвата различных сторон жизни, отра-

жение действительности как исторического процесса.

Безграничные возможности литературы выражать полноту мыслей,

чувств, устремлений и надежд делают её основой других искусств: театра

(драматургия), кино (сценарии), хореографии (либретто). Литературные сю-

жеты нередко лежат в основе живописных, скульптурных и графических

произведений. Даже музыка, стремясь достичь прямого и однозначного воз-

действия на человека, прибегает к синтезу со словом.

Каждый край имеет свои литературные традиции, памятники, музеи.

Большинству писателей была присуща страсть к путешествиям по родной

стране, стремление собственными глазами увидеть народную жизнь, принять

в ней деятельное участие. Поэтому изучение литературных памятников мо-

жет плодотворно развиваться в каждом крае.

К основным направлениям краеведческого изучения литературных

памятников можно отнести сбор и изучение материалов о местных памятни-

ках народного творчества, фольклора, в т. ч. самых древних его форм – ска-

зок, былин, преданий, песен; изучение творчества и биографий писателей,

поэтов, драматургов, родившихся или живших в крае; выявление памятных

мест, связанных с произведениями художественной литературы.

Орудия труда и предметы быта также представляют историческую

ценность, т. к. позволяют понять условия и среду жизни населения края в оп-

ределенное время. Перечень таких предметов велик. Это археологические

материалы и находки, фото- и киноматериалы, звуко- и видеозапись, топо-

графия, различные реликвии и награды (именные часы и оружие, ордена и

медали), знамена, предметы ремесел и быта, вещественные следы войны –

военные сооружения, боевое оружие и техника и другие предметы трудовых

подвигов.

Личные вещи и документы знаменитых людей дают возможность

прикоснуться к наглядным свидетельствам минут вдохновения писателей и

художников.

Марки, значки, монеты, открытки (художественные и фотографиче-

ские), репродукции картин также являются своеобразными памятниками

материальной культуры.

Фонды музеев являются хранилищем различных материалов об исто-

рии, культуре, природе, экономике края. К таким музеям можно отнести го-

сударственные краеведческие музеи, общественные музеи, созданные на

краеведческом материале.

Необходимость получения достоверных фактов обязывает краеведов

широко и тщательно изучать источники, искать причинно-следственные свя-

зи между событиями, стремиться правильно определить место данного факта

в цепи других. Это обусловлено тем, что наука рассматривает факты не как

хаотическое скопление случайностей, а как проявление действия законов ис-

торического развития. Работа с краеведческими источниками представляет

сложный процесс, в котором приходится обращаться и к памятникам, и к жи-

вым свидетелям.

2.2. Устные источники

Важное значение для изучения истории, культуры, искусства и быта

имеют лингвистические материалы и устное народное творчество. К лин-

гвистическим материалам можно отнести записи местных говоров, диалек-

тов и т. д. К устному народному творчеству можно отнести сказки, преда-

ния, былины, песни, пословицы, поговорки. Воспоминания и рассказы лю-

дей, в которых сохранились и передаются важные для краеведческой дея-

тельности материалы, являются одним из основных языков каналов передачи

сведений. Важное значение для краеведения имеет наука ономастика и та-

кие её разделы, как топонимика и антропонимика.

2.3. Письменные источники

Статистические источники

Разносторонний фактический материал краеведческого характера со-

держится в статистических сведениях, основным видом которых являются

данные государственной статистики. К основным видам государственной

статистики можно отнести:

Переписи населения – до 1917 г. в России была проведена одна всеоб-

щая перепись населения в 1897 г. В советское время переписи были проведе-

ны в 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг. Материалы этих переписей были

опубликованы в специальных сборниках, изданных Центральным статисти-

ческим управлением СССР. Переписи дают основные сведения о населении –

численности, естественном движении, семейности, уровне образования, со-

циально-демографическом и национальном составах, размещении и мигра-

ции. Учет населения (между переписями) производится отделами записи ак-

тов гражданского состояния (регистрация рождений, смертей, браков, разво-

дов) и паспортными отделами милиции.

Картографические источники

Своеобразными источниками изучаемых событий являются картогра-

фические источники, содержащие графические, фотографические, цифро-

вые и текстовые данные. Разновидностью картографических источников яв-

ляются карты – уменьшенные, математически определенные и обобщенные

изображения, содержащие данные в соответствии с темой и назначением.

Карты классифицируются по содержанию, территориальному охвату,

масштабу и степени схематизации изображения. Содержание карт зависит от

их назначения. По этому принципу карты можно подразделить на следующие

группы: учебные, справочные (для общего пользования). К таким картам от-

носятся общегеографические карты справочного характера (политико - ад-

министративные, физические, карты путей сообщения и др.), карты отдель-

ных регионов (справочные, туристские и схемы городов); оперативно-

справочные карты, имеющие более узкое целевое назначение, предназначен-

ные для повседневной практической работы.

Содержание карт предполагает деление карт на общегеографические и

специализированные. Специализированные, в свою очередь, подразделяются

на физико-географические, социально-географические и комплексные.

Исторические карты выступают в качестве важнейшего средства на-

глядности в работе краеведа. Они отражают ход исторических событий,

представляют собой графическую летопись края. По историческим картам

можно проследить, как складывалась территория края, какие племена их за-

селяли в прошлом, где происходили битвы с иноземными захватчиками, кре-

стьянские и гражданские войны. Значение карт в краеведении не ограничива-

ется анализом фактов, характеризующих край. Карты служат важным сред-

ством их фиксации. На карту можно нанести сведения о населении, обозна-

чить центры народных промыслов, данные о природе края и т. д.

Архивные документы

Огромный интерес для исследователей края представляют документы,

хранящиеся в архивах. Государственные архивы – хранители национально-

го многовекового документального наследия. Центральные государственные

архивы: Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), Го-

сударственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Центральный государст-

венный архив Военно-Морского Флота (ЦГАВМФ), Центральный государствен-

ный военно-исторический архив (ЦГВИА), Центральный государственный архив

Советской Армии (ЦГАСА) и архив Министерства Обороны, Центральный го-

сударственный архив кино-, фото-, фонодокументов (ЦГАКФФД).

Декретом СНК от 1 июня 1918 г. «О реализации и централизации ар-

хивного дела», подписанный В.И. Лениным, был образован единый архив-

ный фонд. Материалы фонда сосредоточенны в архивных учреждениях, сеть

которых построена по принципу административно-территориального деле-

ния государства и включает в свой состав центральные государственные ар-

хивы с материалами общественного значения, краевые, областные, местные,

окружные, городские и районные архивы, подчиненные местным архивным

органам, а также архивы различных ведомств.

Областные архивы содержат важные материалы для историко-

краеведческих исследований. Основные фонды этих архивов – дореволюци-

онные (губернских учреждений, жандармских управлений, губернских ста-

тистических комитетов, казенных и контрольных палат, палат уголовного и

гражданского судов). Также имеются архивы местных органов государствен-

ной власти, предприятий, культурно-просветительных, образовательных,

благотворительных, национальных и других учреждений и организаций. До-

кументы этих архивов позволяют уточнить сведения о событиях, отдельных

фактах истории края, найти имена участников этих событий и получить дру-

гие интересные краеведческие материалы. В Томске действуют два архива:

Государственный архив Томской области (ГАТО) и Томский областной

центр документации новейшей истории (ТО ЦДНИ).

Местные архивы – архивы музеев, библиотек, региональных отделений

Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры содержат

рукописи воспоминаний очевидцев исторических событий, записи встреч с

деятелями культуры, письма, каталоги коллекций произведений искусства,

карты, планы, рисунки, фотографии и другие материалы.

Письменные материалы – рукописи до середины XVI в., книги, юриди-

ческие акты, приказная документация, летописи, берестяные грамоты и т. п.

представляют собой своеобразные архивы, дающие нам знания о прошлом.

Они могут различаться по материалу, на котором написаны, характеру букв и

текста в целом, художественному оформлению, что позволяет установить

время их издания и принадлежность. Большинство рукописей XI – XVI веков

опубликовано, некоторые адаптированы к современному языку, прокоммен-

тированы. Главная задача в работе с архивными документами – накопление

фактических знаний. Краевед, изучающий архивные документы, составляет

свое научное знание о предмете путем его изучения, анализа, выявления при-

чинно – следственной связи с другими фактами истории. К оценке любого

архивного документа следует подходить объективно.

Краеведческо-библиографические источники

Краеведческая библиография – это научно-практическая деятельность

по подготовке и распространению библиографической литературы. В задачи

краеведческой библиографии входит выявление, учет, характеристика и про-

паганда краеведческой литературы. Краеведческая библиография различает-

ся по видам и периодичности выпуска изданий, назначению, полноте отбора

материала по рассматриваемому периоду, тематике.

Основные виды библиографических изданий делятся на группы9:

– библиографический указатель, изданный книгой или брошюрой;

– каталог местной библиотеки;

– библиографический список использованной литературы в книге;

– внутрижурнальная и постатейная библиография в журналах, сборни-

ках трудов, записках научных обществ и т. д.

– список литературы к статьям, обзорам, рецензиям.

Назначение краеведческой библиографии определяется составом чи-

тателей, на которых она рассчитана. Принято выделять следующие категории

читателей: читатели, использующие краеведческую библиографию как спра-

вочно-информационный источник; исследователи края; читатели, занимаю-

щиеся самообразованием; школьники, изучающие краеведение.

Степень полноты отбора материала предполагает деление краеведче-

ской библиографии на два вида:

– пояснительную, содержащую только перечень литературы с кратким

описанием фактических данных, позволяющих отыскать произведение печа-

ти – фамилия и инициалы автора, заглавие, подзаголовок, место издания, год

издания, число страниц;

– рекомендательную, содержащую не только описание, но характери-

стику, расположенную в списке литературы и раскрывающую её тему, со-

держание, назначение, а также краткую аннотацию или более подробный ре-

ферат и обзор.

По периодичности выпуска краеведческая библиография делится на

текущую, выпускаемую регулярно; её хронологические рамки определяются

Курило Л.В. Указ. соч. С. 29, 31.

сроками изданий; ретроспективную, охватывающую литературу о крае за оп-

ределенный период. Ретроспективными обычно являются все рекоменда-

тельные краеведческие библиографические издания, поскольку отбор лите-

ратуры в них обусловлен их назначением.

Центрами краеведческой библиографии являются библиотеки, прово-

дящие справочную и информационную работу, пропаганду литературы мест-

ных изданий. Основа этой работы – краеведческий справочно - библиогра-

фический аппарат, представляющий совокупность справочных и библиогра-

фических изданий, библиотечных каталогов и карточек, предназначенных

для поиска краеведческой информации. Каталоги большинства библиотек

делятся на общие (систематические и алфавитные), специальные и сводные.

Каталог краеведческой литературы обычно состоит из трёх частей:

– систематической, внутри которой литература классифицируется по

предметным разделам: «История», «Литературная жизнь края» и т. д.;

– топографической (о разных местностях в пределах края);

– библиографической.

Произведения печати

Важные источники сведений о крае – произведения печати. Они расска-

зывают о прошлом, настоящем и будущем края, ею истории, экономике,

культуре, природных богатствах, достопримечательностях; содержат пер-

вичную информацию (памятники истории и культуры определенной эпохи),

обобщают опосредованную информацию, воспринятую авторами из источ-

ников и переработанную ими. Произведения печати могут быть связаны с

краем различными способами: тематикой (краеведческая литература), местом

издания (местные издания), авторской принадлежностью (печатные работы

уроженцев края и литература об их жизни и деятельности). Печатные изда-

ния классифицируются на научные, научно-популярные, справочные, биб-

лиографические, литературно – художественные.

Справочные издания представляют особый интерес для краеведов. Са-

мые ранние из них датируются XVI в., когда возникшее в России книгопеча-

тание резко увеличило поток исторических сведений о политической, экономи-

ческой и духовной жизни народа. Справочные издания XIX – нач. XX вв. со-

держат историко-статистические сведения (печатные каталоги церквей и мо-

настырей определенной епархии или губернии, многотомные издания «Во-

енно-статистического обозрения Российской империи»); историко-

биографические («Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской

церкви», различные «родословные книги», многотомный «Русский биографиче-

ский словарь», который и по настоящее время сохраняет научно-справочную цен-

ность, «Великие и удельные княжья Северной Руси в татарский период» и др.).

К основным видам справочных изданий можно отнести энциклопедические,

статистические, терминологические, справочники-путеводители.

Энциклопедии (универсальные, отраслевые, тематические, региональ-

ные) содержат много краеведческих материалов.

Статистические сборники содержат обобщенные цифровые данные о

крае. К ним относятся, главным образом, гидрологические, метеорологиче-

ские, агрометеорологические, демографические справочники.

Справочники-путеводители многоплановы. Разные по объёму и про-

филю, они могут содержать информацию по регионам, городам, туристским

маршрутам, курортам, мемориалам, музеям и др. Одни справочники - путе-

водители содержат большой фактический материал, всесторонне освещаю-

щий край в целом, другие – отдельные его аспекты: природу, историю, вы-

дающиеся экскурсионные объекты.

Терминологические справочники относятся к специальной литературе

и содержат информацию, связанную с определенным направлением в изуче-

нии края. В работе со специальной литературой краевед может встретить не-

знакомые термины, что затрудняет правильное восприятие текста. В то же

время без некоторых терминов не обойтись. В этих случаях и помогут тер-

минологические справочники.

Научно-популярные издания краеведческого характера играют исключи-

тельно важную роль в патриотическом воспитании. Эти издания многоплановы.

Особое место в списке научно-популярных изданий занимает литература о при-

роде, очень важная для краеведческой работы, яркая, занимательная.

Художественная литература занимает важное место среди краеведче-

ских изданий. Крупнейшие писатели и поэты обращались к природе и исто-

рии дорогих для них или особенно интересных мест. В произведениях худо-

жественной литературы можно найти великолепные и точные описания ти-

пичных черт природы края, увиденных глазами художника в разное время.

Перечень примеров здесь практически безграничен: это Орловская область в

прозе И. С. Тургенева и И.А. Бунина, Вологодская земля в поэзии Н. Рубцова

и А. Яшина, Рязанский край у С. Есенина, Мещера у К. Г. Паустовского,

Томская область у В. Шишкова и В. Липатова.

Литература, освещающая культуру края, развитие народных художест-

венных промыслов, творчество отдельных художников на протяжении одного или

нескольких периодов – важный источник краеведческих знаний. К такого рода ли-

тературе можно отнести отдельные книги и серии, например: «Деятели русского

искусства в Петербурге», «Жизнь в искусстве», «Дороги к прекрасному», «Города

и музеи мира», «Деревянная архитектура г. Томска».

Мемуарная литература имеет особое значение в краеведении. Воспо-

минания ее авторов часто и существенно дополняют сведения, имеющиеся в

других источниках. И чем меньше их сохранилось, тем более возрастает зна-

чение мемуаров. Иногда мемуары выступают единственным источником

сведений о тех или иных событиях, передают колорит эпохи. Чаще всего ме-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.26 сек.