Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона 3 страница




Б.Н. Ельцин дважды совершил государственные визиты в Китай, во время которых были намечены новые направления сотрудничества в энергетической сфере, а также укрепления доверия в военной области в районе границы. Спектр сотрудничества был значительно расширен во время визита в Россию Председателя КНР Цзян Цзэминя. Уже в 1999 году между Россией и Китаем были подписаны соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Постепенно обе стороны пришли к решению о Разработке направлений долгосрочного стратегического сотрудничества.

В МИД РФ разрабатывалась стратегия нового геополитического блока Россия - Китай, который мог бы реально противостоять глобальной политике США и основывался на модели многополярного мира. В стратегическом отношении Китай и Россия были настроены на всемерное укрепление международного авторитета ООН, как координирующего органа в разрешении всех мировых конфликтов. В совместном заявлении, принятом в декабре 1998 года во время российско-китайской встречи на высшем уровне констатировалось: «Имеющая конструктивный характер эволюция международных отношений в направлении многополярности благоприятствует созданию сбалансированного, стабильного, демократического и лишенного конфронтации нового миропорядка».

Однако между Москвой и Пекином так и не сложилось жизнеспособного альянса на антиамериканской основе, поскольку обе стороны, связанные торгово-экономическими и финансовыми обязательствами с США и их западноевропейскими партнерами, реально расценивали возможные перспективы подобной биполяризации. Совместные выступления в Совете Безопасности и на других международных форумах скорее были выражением конструктивной оппозиции американскому курсу, чем новой геополитической стратегией.

В конце марта 1996 г. Е.М. Примаков посетил Дели. Индия обратилась к России с просьбой поддержать ее в вопросе предоставления места постоянного члена Совета Безопасности ООН. На переговорах поднимались вопросы о нераспространении ядерного оружия и недопущении новой гонки вооружений. Е.М. Примаков назвал Индию "одним из приоритетных партнеров России, отношения с которым строятся не на конъюнктурной, а на стратегической основе". Он считал, что "отношения России и Индии с другими государствами будут определять обстановку на планете на рубеже XXI столетия". Индия открыто выступала против укрепления международных военных блоков. Следовательно, рассматривалась в МИД как союзник в линии противостояния расширению НАТО на Восток. Однако "доверительное партнерство" России с Индией, крупные поставки оружия и военных технологий, сотрудничество в области атомной энергетики не дали Москве реальных рычагов воздействия на Дели. Проигнорировав российские рекомендации, Индия провела испытание водородной бомбы. Для этого государства демонстративное испытание ядерного оружия было продиктовано приоритетами национальной безопасности в усиливавшемся конфликте с Пакистаном.

Большинство членов "восьмерки" намеревались ввести санкции против Дели, но российский МИД упорно продолжал линию на укрепление сотрудничества с Индией. Россия официально заявила, что не присоединится к санкциям.

В 1996-1998 года значение саммитов Президента России с главами азиатских государств значительно выросли, также как и их интенсивность. Параллельно с «китайским направлением» Россия начала в это время активно выстраивать отношения с Японией. Этому способствовала неофициальная встреча в Красноярске Б.Н. Ельцина и Премьер-министра Японии Р. Хасимото. По ее результатам была создана российско-японская комиссия, которая должна была подготовить проект мирного договора между двумя государствами в 2000 году. Комиссию возглавили Министры иностранных дел обоих государств.

Другим вектором восточного направления внешней политики стала постепенная интеграция России в региональные международные организации. В 1996 году она получила статус партнера по диалогу с АСЕАН. В 1998 году было оформлено ее членство в организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС).

Итак, взаимодействие с азиатскими странами во второй половине 1990-ых годов получило новое качество. По мере «охлаждения» отношений с Западом, это региональное направление внешней политики России все более наполнялось стратегическим смыслом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.