Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь общества 2 страница




Каковы же критерии выделения и разграничения между собой форм общественного сознания?

Прежде всего они различаются по объекту отражения. В каждой из них преимущественно отражается та или иная сторо­на общественной жизни. Это и положено в основу их разграни­чения. Так, в политическом сознании более, чем в каком-либо другом, отражается политическая жизнь общества, главными сторонами которой является политическая деятельность людей и возникающие при этом политические отношения между ними. В правовом сознании отражаются различные моменты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим при­менением тех или иных правовых норм и законодательных актов. Моральное сознание отражает существующие в обществе нрав­ственные отношения. А эстетическое сознание, одним из прояв­лений которого является искусство, отражает эстетическое от­ношение людей к окружающему их миру. Разумеется, каждая из форм общественного сознания отражает, прямо или косвенно, другие стороны жизни общества, ибо все они тесно взаимосвя­заны. Однако «свой» объект она отражает и духовно осваивает более, чем другие.

Формы общественного сознания различаются и, следователь­но, разграничиваются между собой также по формам и способам отражения соответствующих сторон социальной действительнос-


ти. Наука, например, отражает мир в форме понятий, гипотез теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др. Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Раз­личные жанры искусства — живопись, театр и т.д. — использу­ют свои специфические средства и способы эстетического освое­ния мира. Моральное сознание отражает существующие в обще­стве нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т.д. По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах.

Наконец, формы общественного сознания различаются по их роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые выполняет каждая из них. Речь идет о познавательной, эстетической, воспитательной и идеологичес­кой функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирова­ния поведения людей и их общественных отношений. Следует сказать и о такой функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании, а также о прогностичес­кой функции науки, философии и других форм общественного сознания, их способности предвидеть будущее и прогнозировать развитие общества в ближайшей и отдаленной перспективе. Каждая форма общественного сознания характеризуется опреде­ленным набором указанных выше функций. В реализации этих функций проявляется ее роль и значение в жизни общества.

Все формы общественного сознания — политическое, право­вое, моральное, эстетическое, религиозное и другие — взаимо­связаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное созна­ние выступает как некая целостность, воспроизводящая целост­ность самой социальной жизни, заключающуюся в неразрывной связи всех ее сторон.

В рамках данной структурной целостности общественного


сознания взаимодействуют между собой обыденное и теорети­ческое сознание людей, их общественная психология и идеоло­гия, а также указанные выше формы общественного сознания.

В зависимости от характера сложившихся общественных отношений в то или иное время и решаемых в обществе задач на первый план могут выходить то одна, то другая формы общественного сознания — политическое, правовое, моральное, научное или религиозное.

В настоящее время в России в связи с реформой политичес­кой системы возросла роль политического сознания не только государственных и иных политических деятелей, но и широких масс народа. Повысилась также роль правового сознания в связи с активным процессом правотворчества при переходе к новым общественным отношениям и общим стремлением народа по­строить правовое государство. Заметно распространяется в мас­сах людей религиозное сознание, растет его миротворческая роль и значение в достижении духовного единства народа. Объективно возрастает значение морального и эстетического сознания, соответствующих нравственных и эстетических цен­ностей, призванных обогащать духовность народа и гуманизиро-вать отношения между людьми. Важно, чтобы эти насущные объективные требования нашли свое осуществление.

Усложнение процессов общественного развития и повышение их динамичности, переход к новым формам жизни требуют повышения творческой активности людей. Эта активность долж­на быть глубоко осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Тем самым возрастает значение всех форм общест­венного сознания, в рамках которых осмысливаются различные явления и процессы общественной жизни и вырабатываются способы активного воздействия на них.

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В предыдущей главе давался анализ общества как социальной системы, рассматривались ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное общество с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет назад. Из данного сравнения видно, насколько ушли в

25*


своем развитии материальное производство, в том числе техни­ка, технология, организация производства и экономические от­ношения людей, а также социальная структура и политическая система общества, равно как и его духовная культура. Видно какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось и продолжает развиваться.

С некоторых пор все страны мира развиваются в тесном взаимодействии друг с другом, которое проявляется в форме их экономических, политических и других отношений, сотрудниче­ства во всех сферах общественной жизни. Из данного взаимодей­ствия складывается исторический процесс развития человечест­ва. Таким образом, надо иметь в виду как исторический процесс развития общества какой-то страны (скажем, Англии, Франции, России и т.д.), так и исторический процесс развития всего человечества.

На это справедливо указывали представители разных направ­лений социальной философии, в том числе О. Конт, Г. Спенсер, Л. Уорд и другие. Как известно, О. Конт сводил развитие общества и всего человечества к его интеллектуальной эволю­ции. Г. Спенсер, как один из основателей учения социал-дарви­низма, в своей теории эволюции общества делал акцент на биологические факторы. Л. Уорд брал за основу общественного развития «психические факторы цивилизации». К. Маркс исхо­дил из того, что в основе развития общества лежит способ производства материальных благ. Однако все эти мыслители признавали динамический характер функционирования общест­ва и его развитие от низшего уровня к более высокому.

Можно, пожалуй, сказать, что исторический процесс есть поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни.

Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представ­ляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные усло­вия жизни общества, объективные потребности людей в обеспе­чении необходимых условий их жизни, а также состояние мате­риального производства, существующая социальная структура


общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застает уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъектив­ные же факторы исторического процесса — это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Важнейшими составля­ющими субъективного фактора выступают сознание и в целом духовный мир людей, их умения и навыки к производственной деятельности, социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества. Большое значение приобретает организован­ность в действиях людей.

Объективные и субъективные факторы исторического процес­са диалектически взаимодействуют между собой. Объективные факторы, прежде всего объективные потребности людей, застав­ляют их действовать в определенном направлении, исходя при этом из сложившихся объективных условий, природных и соци­альных. Данные условия людям необходимо осознать, чтобы учитывать их в своих действиях. Это дает им возможность кратчайшим путем и более эффективно удовлетворять свои потребности.

С того момента, когда люди осознают объективные обстоя­тельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действуют уже не стихийно, а сознатель­но. Речь идет об осознанности этих явлений в масштабе не только личной жизни отдельных индивидов, а всего общества.

Однако осознать все условия общественной жизни, равно как и все ближайшие и отдаленные последствия действий людей, очень сложно и, по сути, невозможно. Поэтому в общественном развитии всегда есть элементы стихийности. Их становится меньше по мере того, как с развитием науки и социального опыта общество получает возможность шире и глубже осмысливать происходящие процессы в области экономики, социальной, поли­тической и духовной жизни. Но полностью избавиться от эле­ментов стихийности нельзя.

Таким образом, речь идет о соотношении стихийности и сознательности в обществе на каждом этапе его развития. Глав­ное в том, чтобы предельно сузить область стихийного и расши­рить область проявления сознательного начала в жизни и дея-


тельности людей и в развитии общества. К этому стремятся все цивилизованные общества, используя новейшие достижения науки и техники, в том числе компьютерной. Успехи в этом деле некоторые мыслители (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.) трактуют как достижение современной «компьютерной ре­волюции».

Сознательный учет диалектики взаимодействия объективных и субъективных факторов исторического процесса есть не что иное, как уяснение подлинной роли тех и других. Недооценка роли сознательной активности людей в историческом процессе ведет к его мистическому толкованию. Получается, что в нем все предопределено и люди ничего не могут изменить. Им остается лишь повиноваться ходу событий и приспосабливаться к дейст­вию слепой необходимости. Такой подход получил название фатализма (от лат. fatalis — роковой), означающий веру в предопределенность и неотвратимость судьбы. Развитие челове­ческого общества во многом опровергло такой подход и показало большие возможности сознательной деятельности людей в реше­нии их судеб и судеб общества. Большую роль в этом играют наука и культура, весь социальный опыт людей.

Случается и другая крайность, когда сознание и воля людей объявляются некими самодовлеющими факторами, независимы­ми ни от каких других обстоятельств и определяющими развитие всех сторон общества. Это — субъективистский и волюнта­ристский подход. Он означает игнорирование роли и значения объективных факторов существования общества и прежде всего объективных законов его развития. Создаются умозрительные схемы и теории, оторванные от жизни, не соответствующие реальному ходу развития общества. В результате как сами эти схемы и теории, так и основанная на них экономическая, соци­альная и иная политика, заходят в тупик. Рано или поздно обнаруживается несостоятельность субъективистских и волевых способов решения социальных проблем без учета соответствую­щих объективных условий. Подобная политика наносит большой ущерб развитию общества, заводит его в кризисные ситуации и отбрасывает назад.

Из сказанного следует, что необходимо преодолевать как фаталистический, так и субъективистско-волюнтаристский под­


ходы к анализу развития общества и выработке соответствую­щей политики. Надо стремиться осмыслить реально существую­щие взаимозависимости объективных и субъективных факторов исторического процесса и исходить из учета подлинной роли и значения каждого из них.

В своем развитии общество следует определенным законам. На это указывали многие мыслители. Повторим, что О. Конт писал о «великом основном законе интеллектуальной эволюции человечества». Он и особенно Г. Спенсер обосновывали также роль объективных биологических законов в развитии общества. Конт, кроме того, указывал на роль в этом «астрономических» (то есть космических) законов. Л. Уорд писал о решающей роли в развитии человеческой цивилизации законов психической дея­тельности людей, прежде всего законов развития их желаний и побуждений. Г. Тард придавал первостепенное значение в разви­тии общества законам подражания. Маркс показал, что общест­во развивается прежде всего по законам развития материального производства.

Если исходить из понимания закона как необходимой, суще­ственной и повторяющейся связи явлений, то такие связи про­слеживаются в разных сферах общественной жизни и между самими сферами. Именно такая закономерная связь существует, например, между объективными потребностями людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и развитием их спо­собностей к удовлетворению этих потребностей. Это находит выражение в развитии их знаний, навыков, умений, а также техники, технологии и других элементов производительных сил общества. Существует закономерная связь между развитием разделения труда и социальной структуры общества, его соци­ального и профессионального состава. На эти закономерные связи указывали материалист Маркс, позитивист Дюркгейм и Другие мыслители.

Существуют свои закономерности в развитии политической и Духовной жизни общества. Закономерным является диалектичес­кое взаимодействие общественного бытия и общественного со­знания. Последнее, будучи по своей природе отражением обще­ственного бытия, активно воздействует на него. Действие дан­ной закономерности возрастает с развитием общества.


392 __________________________________________

В ряде своих работ Маркс и Энгельс обосновали действие фундаментального закона развития материального производства, оказывающего большое влияние на развитие общества, весь исторический процесс. Объективный научный подход к развитию социально-философской мысли заставляет нас изложить суть данного закона. Речь идет о законе соответствия производствен­ных отношений людей характеру и уровню развития их произво­дительных сил.

Суть данного закона заключается в том, что производственные отношения людей должны соответствовать как уровню развития производительных сил, что определяет возможности их воздей­ствия на природу, так и их характеру, обусловливающему спосо­бы их применения. Так, существенно различаются между собой способы применения орудий ручного труда, машин и автомати­ческих линий. Во всех случаях существующие производственные отношения, в том числе отношения собственности на средства производства, формы получения прибыли, оплаты труда и т.д., должны способствовать наиболее эффективному использованию производительных сил — человеческих способностей, орудий труда, источников энергии и т.д. Результатом этого должны быть повышение производительности общественного труда, увеличе­ние выпуска продукции и рост общественного богатства.

Это означает — дать простор развитию производительных сил, повысить материальную и творческую заинтересованность работников в результатах своего труда. Пока это имеет место, производство развивается эффективно и общество более или менее успешно решает свои экономические и другие проблемы, в том числе обеспечивает материально развитие всех сфер общественной жизни. Другими словами, соответствие производ­ственных отношений уровню и характеру производительных сил благотворно сказывается на развитии всего общества. Когда же такое соответствие нарушается, то производительные силы на­чинают использоваться неэффективно, что ведет к падению производства и тем самым к кризисным явлениям в экономике и других сферах жизни. Это происходит чаще всего тогда, когда производственные отношения отстают от развития производи­тельных сил, становятся консервативной стороной производства, своего рода тормозом его развития.

Преодоление данного кризиса возможно лишь путем замены


^________________________________393

устаревших производственных отношений на новые, в том числе новые или частично обновленные отношения собственности на средства производства, формы организации труда, а также отно­шения распределения и обмена созданного продукта. Все это должно вызвать новые стимулы к труду и более сильные прояв­ления материальной заинтересованности в его результатах. Тем самым производство получает новые импульсы и выходит на более высокий уровень своего развития. Это неизбежно сказы­вается на развитии всего общества.

Согласно марксистскому пониманию исторического процесса, закон соответствия производственных отношений уровню и ха­рактеру развития производительных сил действует как в рамках отдельных общественно-экономических формаций, так и при переходе от одной формации к другой. Собственно, его действие выступает в качестве материальной предпосылки этого перехода, который наступает тогда, когда требуется замена старых произ­водственных отношений принципиально новыми, которые в со­стоянии дать больший простор развитию производительных сил и являются экономической основой нового общества.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой Маркс называл социальной революцией, глубинная сущ­ность которой заключается в коренном преобразовании всех общественных отношений: экономических, социальных, полити­ческих, духовных. В результате этого меняется весь обществен­ный строй. Данный процесс может начаться с завоевания поли­тической власти и продолжаться в течение более или менее длительного переходного периода.

Объективные законы развития общества, исторического про­цесса выступают в конечном счете как законы деятельности людей и их общественных отношений. Ведь различные виды деятельности и общественных отношений составляют основное содержание исторического процесса и определяют его направ­ленность. Их объективная и закономерная заданность определя­ется прежде всего тем, что они направлены на удовлетворение объективных потребностей людей, используя для этого те спосо­бы и средства, которыми располагает общество. При этом ситуа­ция постоянно повторяется. Изменяя мир ради удовлетворения своих потребностей, люди создают новые ситуации, в которых


появляются новые потребности, а также новые средства и спо­собы их удовлетворения наряду с прежними. Так что весь этот процесс носит необходимый, существенный и повторяющийся, то есть закономерный, характер. Такова циалектика глубинных процессов развития общества, всей человеческой истории.

Признание того факта, что творцами всех происходящих в обществе изменений выступают сами люди, действующие созна­тельно или под влиянием инстинктивных побуждений, освобож­дает социальную философию от какой-либо мистики. Люди сами делают свою историю. Они выступают как субъекты историчес­кого процесса. Речь идет о разного рода социальных группах, прежде всего классах, интеллигенции, национальных общностях, а также о политических партиях, других общественных органи­зациях и отдельных личностях.

Здесь, однако, следует сделать одно уточнение. В историчес­кий процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно, то есть осознают свое место в обществе, социаль­ное значение своей деятельности и направленность историческо­го процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствова­нии экономических и социальных отношений, политической сис­темы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект истори­ческого процесса. При этом многие из них руководствуются широкими общественными интересами, реализация которых су­щественно сказывается на развитии общества. С этими интере­сами так или иначе связываются собственные интересы данных субъектов.

Существенную роль в историческом процессе разных эпох играли те или иные классы, нации и целые народы, скажем, народы Франции, Германии, Англии, США, Китая, России и других стран. Деятельность народов этих стран выразилась прежде всего в развитии их материальной и духовной культуры, оказавших большое влияние на развитие современной цивилиза­ции. Важную роль играет социально значимая деятельность


отдельных людей, ориентированная на широкие общественные интересы. Следует отдать должное многим из них как выдаю­щимся субъектам исторического процесса. Это касается в пер­вую очередь выдающихся ученых, политиков, представителей духорной культуры, оказавших существенное воздействие на развитие тех или иных сторон исторического процесса.

Не случайно ряд авторитетных мыслителей считает главной движущей силой исторического процесса деятельность выдаю­щихся личностей и элитарных групп. На их роль в развитии общества указывалось, как мы видели, в трудах Г. Тарда и В. Парето, О. Шпенглера и А. Тойнби, М. Вебера и П. Сорокина, других представителей социальной философии. Народные массы характеризуются ими как проводники идей творческих личнос­тей, воплощающие в жизнь их открытия и изобретения, цели и идеалы в области политики и духовной жизни.

С этим, пожалуй, стоит согласиться, отходя от догматическо­го толкования роли масс и личности в истории, необоснованно принижающего роль личности. Отсюда следовало принижение роли интеллигенции в обществе и социального значения ее деятельности. Ведь именно интеллигенция представляет собой совокупность высокообразованных и творческих личностей, прежде всего она. Идеологи тоталитарного режима усматривали социальную роль интеллигенции главным образом в обслужива­нии деятельности классов: буржуазии, крестьянства, рабочих и т.д. О самостоятельной ценности ее труда и ее собственных интересах умалчивалось. Вследствие этого труд интеллигенции (учителей, врачей, инженеров, ученых, деятелей культуры) оп­лачивался значительно ниже его действительной стоимости и недооценивался как таковой. Оказывались невостребованными многие результаты труда интеллигенции в области науки, куль­туры, материального производства, социальной сферы и т.д. Серьезные препятствия стояли на пути внедрения в практику изобретений и открытий, рационализаторских предложений. Значительная часть интеллигенции превратилась в слой интел­лектуального обслуживания правящей бюрократии и ее режима.

Демократическое обновление общества означает прежде всего расширение реальных возможностей развития личности и проявления ее способностей. Это может намного увеличить


интеллектуальный потенциал общества, что отвечает интересам всех его членов. Отсюда следует более полное признание роли интеллигенции, значения ее деятельности во всех сферах жизни общества. Разумеется, это нисколько не умаляет роли широких народных масс, которые воплощают в жизнь результаты творчес­кого труда интеллигенции и сами проявляют разнообразное творчество в области материального производства, быта и других областях жизни. Возможности этого возрастают по мере по­вышения грамотности и культуры масс, совершенствования эко­номических отношений и расширения демократии.

Разного рода социальные группы и национальные общности выступают в качестве субъектов исторического процесса в силу их специфической природы, исторической устойчивости, а также наличия у них своих социально-классовых и национальных инте­ресов и целей. В силу этого их деятельность имеет самостоятель­ный характер и оказывает существенное воздействие на разви­тие того или иного общества и исторический процесс.

В последнее время в науке и политике все чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического про­цесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество все более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозави­симости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. С этим связано решение проблемы выживания и дальнейшего развития всего человечес­кого рода.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего путем налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятель­ность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и госу­дарствами человечество, как самостоятельная целостность, про­должало существовать и способствовало бы мирному разреше­


нию указанных противоречий и конфликтов — локальных, реги­ональных и международных.

Все субъекты исторического процесса, будь то отдельные личности, классы, нации, народы, человечество в целом, дейст­вуют исходя из своих потребностей, интересов, целей и идеа­лов — побудительных сил их деятельности.

Потребности людей есть выражение того, что объективно необходимо для их социального существования. Это можно сказать о их потребностях в пище, жилище, передвижении, социальной свободе, в политическом самовыражении, духовном творчестве и т.д. Потребности и переживаются субъектами как выражение объективной необходимости. Будучи осознанными, они проявляются как внутренние побуждения субъекта к той или иной деятельности, к потреблению продуктов материального и духовного производства и т.д. Эти побуждения проявляются в весьма широком диапазоне — от инстинктивных до ясно осо­знанных и логически осмысленных.

Интересы субъектов проявляются на основе их потребностей, но не сводятся к ним. Как правило, в интересах выражаются оптимальные в данных условиях пути и средства удовлетворения потребностей. Тем самым в них как бы фиксируется способ разрешения противоречия между потребностями и условиями их удовлетворения. Так, например, современное общество может удовлетворить многие потребности своего существования путем развития рыночной экономики. В этом заключается один из его важнейших экономических интересов. В этом же заключаются экономические интересы многих социальных групп. В области политики их интересы заключаются в развитии демократии и сильной государственности. На удовлетворение соответствую­щих потребностей направлены интересы личности, скажем, к повышению образования, получению престижной работы, созда­нию семьи и т.д. Таково объективное положение вещей, находя­щее свое выражение в интересах субъектов.

Осознать свои настоящие интересы — значит осознать опти­мальные пути и способы удовлетворения своих потребностей и вместе с тем пути и способы упрочения своего положения в обществе. А это значит осознать всю систему экономических, социальных, политических и других отношений, характер и


398 _____________________________

направленность их развития. Ведь в рамках данных отношений возникают и реализуются интересы субъектов. Однако осознать это весьма непросто. Значит, непросто осознать и собственные объективные данные интересы.

Другими словами, отдельным людям, как и социальным груп­пам, довольно сложно осознать то, что объективно в их интере­сах, а что противоречит им. В результате они могут иметь как правильные, так и ложные (иллюзорные) представления о своих подлинных интересах. Руководствуясь такого рода иллюзорными интересами, они могут действовать вопреки их подлинным инте­ресам, то есть вопреки тому, что ведет к действительному удовлетворению их разносторонних потребностей и к упрочению их положения в обществе, то есть к их социальному самоутверж­дению. В этом случае они могут переходить на позиции чуждых им интересов, принимая их за свои или за близкие к своим. В результате они усиливают позиции в обществе других субъектов и ослабляют собственные позиции.

Так что перед каждым субъектом исторического процесса всегда стоит проблема осознания своих подлинных интересов в той или иной ситуации, то есть того, что именно ведет к упрочению его позиций в обществе, создает возможности для наиболее полного удовлетворения его экономических, социаль­ных, политических и духовных потребностей, для его всесторон­него развития и проявления его способностей. Только в этом случае он сможет реализовать себя в обществе и в историческом процессе.

Потребности и интересы людей находят свое выражение в их целях и идеалах. В своих целях люди сознательно полагают (моделируют) результаты своей деятельности, которые они хотят получить. Наиболее социально значимая цель жизни и деятельности субъекта может выступать как его идеал. Так, например, существует идеал всесторонне развитой личности и идеал совершенного общества. Каждый субъект подходит к тому или другому идеалу с позиций собственных интересов. Для одного идеалом может быть авторитарное общество с сильной авторитарной властью, для другого — демократическое общест­во, в котором гармонически сочетаются интересы всех субъектов и широко развиты гражданские права и свободы.


_________________ 399

Как бы там ни было, сформированный в сознании того или иного субъекта идеал личности или общества может определять направленность его деятельности на протяжении большого от­резка времени, а то и всей сознательной жизни. Не случайно, что проблема идеала глубоко разрабатывалась теми мыслителя­ми и школами социальной философии, которые ставили и реша­ли фундаментальные проблемы общественного прогресса, разви­тия культуры и цивилизации. Это — представители психологи­ческого направления в социальной философии (Л. Уорд, Г. Тард), неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) с их учением о ценностях жизни и культуры, а также творцы субъективного метода в социологии (П. Лавров, Н. Михайловский и др.), для которых проблема общественного и личного идеала была одной из главных, на решении которой строилась вся их теория обще­ственного прогресса. Данная проблема разрабатывается и неко­торыми современными школами социальной философии, напри­мер фрейдо-марксизмом. Ее невозможно избежать (и надо ли?) при решении ряда проблем исторического процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.