Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие философии в странах Древнего Востока




Я

Ч

Ц

Р

Н

К

И

Г

В

Б

Бессознательное....................... 241, 462

Биосоциальные (закономерности)................. 406

Биосфера............................ 407

Близнецов (парадокс)...................... 222

Богочеловек......................... 157, 456

Брахман.............................. 35

Брахманизм........................... 432

Буддизм............................. 171

Бытие...................... 48, 100, 171, 176, 201


Варна.............................. 440

«Вещь в себе»...................... 88, 267, 294

Время........................... 64, 65, 89

— время абсолютное..................... 216

Всеединство........................... 155

— философия всеединства................. 155, 157

Вселенная.......................... 223, 225

Вытеснение........................... 242

Галактика.......................... 201,224

Гармония:304

— общесоциальная гармония................. 304

— предустановленная гармония................. 68

Географическая среда....................... 407

Географический детерминизм................. 139,407

Геополитика........................... 408

Герменевтика.......................... 166

Гилозоизм........................... 62, 78

Гносеология........................... 9, 69

Государство......................... 365,369

Гражданское общество.................... 107, 124

Гуманизм............................. 53

д

Дао............................ 35,42,441

Даосизм......................... 35, 171, 442

Движение........................... 37, 64

Дедукция.......................... 240,265

Деизм............................... 15

Детерминизм....................... 67, 183, 347

Демиург............................ 20,292

Диалектика...................... 19, 34, 103, 247

— категории диалектики................. 104, 253

Диалектика исторического процесса:

— понятие исторического процесса............... 388

— объективные и субъективные факторы исторического процесса 389

— стихийность и сознательность в историческом процессе.... 389


— субъективистский и волюнтаристский подходы в анализе исторического процесса.................... 390

Диалектика процесса познания.................. 251

Диалектический материализм................... 106

Диалектический метод....................... 33

Диалектический способ мышления.................. 96

Догматизм............................. 21

Дуализм............................ 17, 451

Духовная жизнь общества.................. 362, 371

— духовная деятельность................... 371

— духовное производство................. 371, 423

— духовное потребление................... 373

— духовные потребности................... 373

— духовные отношения.................... 374

— духовные ценности..................... 361

Душа............................ 231, 448

Е

Единичное............................ 111

Естественное право......................... 63

Ж

Желания............................. 313

— желания первичные и вторичные.............. 313

— «философия желаний»................... 313

Жизнь............................... 54

Законы диалектики........................ 253

— закон количественных и качественных изменений....... 253

— закон взаимопроникновения противоположностей....... 253

— закон отрицания отрицания................. 253

Законы развития общества.................... 392

Западничество.......................... 141

Западники........................ 140, 163, 431

Идеализм........................... 14, 15

Идеалистическая диалектика.................. 19, 127

Идеалы:......................... 24, 186, 145


— общественный....................... 145

— исторического прогресса.................. 145

Идеальное.................. 9, 13, 15, 20, 32, 46, 157

Идеальных типов (теория).................... 327

Идеология.......................... 380, 382

Идея..................:........... 163

— «Святой Руси»..................... 133, 140

— «Русская идея»................... 133, 159, 163

Индивидуализм....................... 446,449

Индивидуальное сознание..................... 376

Индивидуальность...................... 158, 468

Индуизм............................. 444

Индукция............................ 244

Интеллект............................ 279

— искусственный интелект.................. 279

Интеллектуальная терапия.................... 446

Интересов осознание....................... 397

— сочетание интересов и гармония............... 401

Интериоризация......................... 239

Интуиция....................... 175, 198, 323

Интуитивизм........................ 189, 197

Информатика........................ 276, 280

Информационная эпистемология................. 277

Информационное общество.................... 281

Иррационализм.......................... 15

Истина............................. 105

— объективная истина.................... 190

— истина абсолютная и относительная............. 105

Историческая закономерность................. 106, 401

Историческая необходимость................... 106

Категории........................... 38, 251

Карма............................. 37, 440

Качество......................... 104, 110, 250

Кварки............................. 221

Кибернетика........................... 284

Количество......................... 104, 250

Коллективизм.......................... 309

Конвергенция.................:........ 337

Контркультура.......................... 346


Конфуцианство.......................... 174

Космизм............................. 153

Критический рационализм.................... 189

Культура...................... 325, 329, 343, 420

Культурно-исторический..................... 329

Л

Либидо......................... 243, 343, 463

Лингвистическая философия................... 167

Личность.......................... 160,468

— личность и общество.................... 160

Логическое........................... 467

Логицизм............................ 275

Логический позитивизм...................... 167

Логотерапия.......................... 24, 446

Локальные цивилизации................... 329, 402

Любовь......................... 113, 156, 188

— смысл любви........................ 156

— божественнвысшая любовь................. 157

М

Мазохизм................•.•••••••••• 345

Малые группы.......................... 363

Марксизм................•.••••••••••• 15

Материализм......................... 14, 214

— материализм метафизический................. 14

— материализм механистический.............. 20, 62

— материализм диалектический................. 15

— материализм вульгарный................... 15

Материалистическая диалектика................. 106

Материалистическое понимание истории............ 210, 310

Материя......................... 46, 214, 261

Материальное...................... 9, 13, 17, 46

Медиатизация...................••••••• 281

Менталитет (ментальность).................. 150, 466

Мера......................•••••• 104,250

Метафизика....,.........•••••••••••• 19, 303

Метод............................ 247, 323

— философский метод................•••••• 18

Ч9Ч

— метод познания...............•..•••• •з.'-3

Методология............••••-••••••••• 21, 191


Механика (социальная)......._.............. 334

Мистическое понимание..................... 158

— мистический характер философских воззрений...... 140, 199

Мировоззрение........................... 12

Мироощущение.......................... 12

Мировосприятие.......................... 12

Миропредставление........................ 12

Миропонимание.......................... 12

Мифологическое сознание..................... 29

Моделирование....................... 245,271

Модусы.............................. 67

Монада.............................. 68

Монизм............................ 17, 195

Мораль......................... 141, 151, 186

Натурфилософия........................ 54, 97

Научно-техническая революция (прогресс)........... 347, 436

Небытие....................:.... 165, 201, 249

Негативная диалектика...................... 181

Необходимость......................... 61, 90

Неокантианство....................... 294, 322

Неомарсизм........................... 181

Неопозитивизм........................ 167, 335

Неоплатонизм........................ 125,205

Неотомизм.......................... 165, 171

Неэвклидовы геометрии...................... 273

Нечто.............................. 100

Ничто.............................. 248

Номинализм.......................... 43, 45

Ноосфера............................ 408

Ноумен.............................. 91

Нравственность......................... 113

— нравственный выбор..................... 93

—нравственный долг...................... 92

— нравственный закон..................... 92

— нравственный идеал..................... 92

— нравственное начало.................... 156

— нравственный принцип................... 156

— нравственный прогресс................... 156

— нравственная солидарность.................. 92


О

Общее.............................. 101

Общественная психология.................. 345, 380

Общественное бытие....................... 210

Общественное разделение труда................ 289, 435

Общественное сознание................ 165, 353, 374, 378

Общественный договор..................... 73, 75

Общественный прогресс................... 222, 401

— понятие.......................... 400

— критерий......................... 401

Общественно-экономическая формация............... 358

Обыденное сознание....................... 379

Объект познания.......................... 9

Объективная диалектика..................... 251

Объективный идеализм....................... 15

Объективный........................... 15

Одномерный человек....................... 185

Онтология............................ 9, 84

Органическая теория общества.................. 305

Особенное............................ 101

Относительности теория..................... 224

Отчуждение....................... 99, 176, 182

П

Панбиологизм.......................... 461

Панлогизм............................. 15

Панморализм.......................... 151

Панпсихизм............................ 98

Пантеизм........................... 59, 449

Парадигма.......................... 192, 272

Патристика........................... 144

Персоналистический социализм.................. 162

Плюрализм.......................... 17, 334

Пограничные ситуации.................... 176, 459

Позитивизм......................... 115, 165

Познание: чувственное и рациональное.............. 270

Политеизм........................... 207

Политическая власть....................... 370

Политическая воля........................ 368

Политические интересы...................... 369

Политические отношения..................... 369


Политические права и свободы.................. 369

Политическая система общества.................. 368

— институты политической системы.............. 368

Полиферация.......................... 193

Понимание........................... 196

Понимающая социология..................... 326

Понятие............................ 12, 101

Популяционистская политика................... 419

Потребности......................... 352, 364

Право............................. 57, 97

Правовое государство....................... 365

Правда-истина........................ 144, 320

Правда-справедливость.................... 144, 320

Православие......................... 132, 174

Практика.......................... 170,311

Преемственность в общественном развитии............ 411

Принципы диалектики...................... 253

Причинная связь....................... 223, 324

Провиденциализм........................ 139

Производительные силы................... 356, 392

Производственные отношения................. 356, 392

Пространство..................... 65, 66, 89, 223

— пространство абсолютное.................. 216

— пространство-время..................... 223

Противоречия...........'................ 92

Психические факторы цивилизации................ 388

Психоанализ.......................... 241

Разрезы бытия....... ^................... 212

Разум............................... 91

Распада общества теория...................... 37

Рассудок.............................. 90

Рационализм.......................... 15, 452

Рационализм этический...................... 444

Рационализация......................... 242

Реализм............................ 45, 193

Революции в науке....................... 428

Революции потребностей..................... 346

Редукционизм........................... 20

Релятивизм.......................... 21, 190


Русское почвенничество..................... 146

Русский социализм...................... 150, 454

С

Садизм............................. 345

Самоактуализация........................ 483

Самоорганизация........................ 257

Самодвижение..../...................... 101

Саморазвитие.......................... 473

Свобода............................ 74, 472

— свобода как сущность человека............... 472

— свобода выбора...................... 471

— свобода и ответственность личности............. 471

Секуляризация.......................... 135

Семантическая философия.................... 168

Сенсуализм........................ 21, 55, 266

Сигнальные системы....................... 244

Системно-структурный анализ.................. 179

Скептицизм............................ 17

Славянофилы...................... 140, 163, 431

Следствие............................ 250

Случайность............................ 90

Смерть........................... 165,231

Соборность........................... 141

Совесть........................ 41, 83, 151, 187

Содержание........................... 318

Созерцание (чувственное)..................... 125

Сознание.......................... 176,230

Солипсизм............................. 15

Сословия............................ 302

София.............................. 158

Социал-дарвинизм...................... 342, 461

Социальная защищенность.................... 367

Социальная динамика....................... 333

Социальная дисциплина...................... 334

Социальная мобильность..................... 335

Социальная политика....................... 367

Социальная среда........................ 308

Социальная структура общества.................. 366

Социальная философия:

— ее предмет......................... 300


— функции.......................... 300

— принципы исследования социальных явлений......... 299

— методологическое значение................. 296

Социальная эволюция.................... 303, 309

Социальное (понятие)...................... 290

Социальное здоровье общества................ 304, 309

Социальное подражание..................... 315

Социального реализма теория................... 308

Социальные болезни........................ 309

Социальные отношения...................... 364

Социальный детерминизм..................... 366

Социальный факт......................... 317

Социобиология.......................... 341

Становление........................... 470

Стихийная (наивная) диалектика.................. 33

Стратификации теория...................... 335

Структурализм........................ 166, 178

Структурная организация материи............... 218, 232

Структурно-функциональный анализ.............. 238, 337

Струн теория.......................... 228

Сублимация........................... 242

Субстанция............................ 67

Субъективизм.......................... 490

Субъективная диалектика..................... 251

Субъективный................. ^......... 15

Субъективный идеализм.................... 15, 90

Субъективный метод в социологии................. 144

Субъект познания......................... 9

Субъекты исторического процесса............... 394, 397

Сущность........................ 49, 100, 456

Существование........................ 101, 456

Сферы жизни общества...................... 359

Схоластика............................ 45

Т

Теоретическое сознание...................... 378

Теоцентризм............................ 42

У

Упанишады............'............ 31, 35, 440


Ф

Фатализм............................ 390

Феномен............................. 391

Форма............................. 46, 64

Формы общественного сознания................ 205, 385

Функции............................. 22

Ценности........................ 423, 476, 480

— ценностные ориентации................... 423

Цивилизация..................... 329, 333, 420, 428

Человекобожество........................ 147

Э

Эгоизм............................. 156

Экзистенциальный...................... 160,454

Экзистенциальный вакуум.................... 484

Экзистенциализм................... 151, 165, 174, 448

Экзистенция........................... 176

Экология............................ 409

Экологическая культура..................... 426

Экстаз.............................. 207

Элиты.......................... 318, 333, 350

Эманация....................... ••.. 206,231

Эмпирическая социология...................... 337

Эрос............................ 345,464

Этика............................. 92,441

Явление........................... 101, 127

Основные черты восточной философии


К философии Древнего Востока традиционно относят философию Индии, Китая, Египта и Вавилона. Однако в силу определенных исторических при -

чин в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось целостных философских учений, школ и направлений. Раньше всего философские традиции и школы сложились в Древней Индии и Древнем Китае.

Становление истинно философских взглядов как теоретической формы восприятия мира датируется XI – XII вв. до н.э. Возникновение философии в Индии и Китае – длительный процесс, который происходил на основе древней мифологии. Это нашло свое отражение в специфике философских концепций, направлений и школ. На смену жрецам приходят мудрецы (философы), которые пытались выяснить сущность природы и человека, раскрыть их взаимосвязь, обозначить место человека в обществе, его отношение к закону и т.д. Различные восточные учения несут на себе отпечаток и связь с предшествующими взглядами, например, влияние древних верований и обрядов на становление философии как мировоззрения. Философия Древнего Востока тесно связана с политикой, об этом свидетельствует то, что философы, как наиболее образованные люди тесно окружают политиков и их чиновников.

Отличительным признаком восточной философии является преобладание социально-политической и морально-этической проблематики (стремление постичь смысл жизни, сущность добродетелей, способы самопознания человека, ибо конечная цель каждого индивида – совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование возможно поднять мир до совершенства). Данная особенность восточной философии была обусловлена, с одной стороны, характером государственного устройства (деспотизм, идея кастовости в Индии и социальной иерархии в Китае), а с другой, сильным влиянием мифологии, культа предков, что в целом не позволило представить развернутые рационалистические системы. Замкнутость и самодостаточность восточных аспектов жизни приводила к тому, что личность растворялась в коллективе и не была полностью автономной, независимой.

Раньше всего философские традиции и школы сложились в Древней Индии. Философия возникла, как свидетельствуют памятники индийской культуры, во II – нач. I тыс. до н.э. Древнеиндийское общество делилось на варны-группы, которые впоследствии составили основу кастовой системы. Варн было четыре: 1) жреческая варна (брахманы), 2) варна военной аристократии (кшатрии), 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи), 4) низшая варна (шудры). Деление на варны освещалось религией. Принадлежность к той или иной касте определялась с момента рождения человека и закреплялась на всю жизнь.

Древнейшим памятником индийской мысли являются Веды(в переводе с санскрита означает «знание»). Время их создания II – I тыс. до н.э. Вся последующая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием данных текстов. Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература делится на четыре группы: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады.

Самхиты включают в себя четыре сборника гимнов: Ригведа (хвалебные стихи, посвященные Богам, ритуальные стихи и т. д.), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений), Атхарваведа (Веда заклинаний). Брахманы – это сборник ритуальных текстов, на которые опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Араньяки («лесные книги») – правила поведения для отшельников. Упанишады («сидеть около» – сидеть у ног учителя) – собственно философская часть, возникшая около 1 тыс. лет до н.э. По форме изложения Упанишады имеют вид диалога двух спорящих лиц или беседы учителя и ученика, в которых обсуждаются такие вопросы: Что представляет собой Вселенная? Как возникла жизнь? Как человек познает мир? Почему мы живем и куда уходим после смерти? Также в Упанишадах рассматриваются вопросы о первопричине, первооснове (субстанции мира), о назначении человека, его моральном облике и отношении к государству. В качестве первопричины мира и первоосновы бытия рассматривается духовное начало – Брахман или Атман, или Пуруша. Брахман и Атман чаще всего используются как синонимы, хотя в тексте Упанишад проводится и различие в содержательном толковании данных понятий: Брахман – это Бог, духовный абсолют и внутренняя сущность вещей и процессов («Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира…»), а Атман – душа. Согласно Упанишадам, человеческое «Я» содержит ключ к объяснению природы. Истина находится в самом человеке. Человек не только отождествляется с духовной силой, скрытой в нем, но и сама сила души носит вечный, неуничтожимый характер. Человек сравнивается с колесницей, в которой душа – ее владыка, тело – повозка, ум – возница, а желания – вожжи. Чем глубже проникает личность в свою собственную духовную природу, тем более она освобождается от всяких желаний, побуждений, то есть от горя, печали и других страданий.

Согласно Упанишадам, тот человек мудр, который умеет просеивать все, что дает ему мир, особенно всякие соблазны жизни. В Упанишадах подробно объясняется путь внутреннего восхождения, своеобразного путешествия сознания, в результате которого отдельные души достигают «конечной реальности» в виде познания человеком самого себя. В связи с этим разрабатываются определённые философско-этические понятия, которые в дальнейшем использовались многими философскими школами и направлениями.

Основное понятие – это карма (закон воздаяния за прошлые поступки и действия человека – плохие и хорошие). Вместе с идеей кармы в духовную культуру Индии вошло признание за человеком уникальной способности к саморазвитию. Карма тесно связана с идеей сансары – переселения душ. Высшая жизненная цель для человека – избавление от сансары и достижения состояния мокши, т.е. избавление души от всяких мирских привязанностей. У каждого человека ест своя дхарма, нравственный закон жизни, установленный свыше, которому человек должен следовать. Многие идеи этой философской книги были использованы различными философскими школами. Принято выделять ортодоксальные школы (признающие традиции Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика; и неортодоксальные школы (не признающие авторитет Вед): джайнизм, буддизм, чарвака-локаята.

 

Ортодоксальные школы
Веданта (IV – II вв. до н.э.). Крупнейший представитель веданты – философ Шанкара. В этой школе тексты Вед рассматриваются в качестве свя -

щенных книг, подобно Библии. Данная школа разработала монистическое учение о мире. Субстанцией мира является единое, постоянное и абсолютное духовное начало – Брахман или Атман. Это духовное начало сотворило мир посредством магической силы, называемой «майя». Поэтому окружающий человека мир – это только видимость, которую вызывает в людях майя, а реальное бытие – совсем другое. Его можно постичь только с помощью истинного знания, которое доступно через постижение Брахмана. Душа отдельного человека рассматривается как часть мировой души и относится к Атману так же, как пространство, заключенное в сосуде, относится к мировому пространству. Человек должен стремиться сблизиться с Атманом, познать его. Это слияние и познание достигается с помощью деятельности разума. Только внутреннее духовное «Я» познает духовное беспредельное. Таким образом, личность приобретает свободу, а свобода в веданте отождествляется с преодолением незнания. «Оставь все то, что полно иллюзии, оставь скорее и вступи в место Брахмана. Жизнь трепещет, как водяная капля на листке лотоса… Каково рождение, такова и смерть, таково и пребывание во чреве матери. Так очевидно ничтожество мира сего…». Таким образом, мир в представлении веданты – это определенная школа жизни.

Миманса (VI до н.э.). Основатель школы философ Джаймини. Ее основная задача – продолжить традиции Вед. Эта школа разработала дуалистический взгляд на мир (соединила две традиции – идеалистическую и материалистическую). Наряду с бессмертными человеческими душами в мире существуют и явления природы, состоящие из атомов. Атомы – постоянные и конечные составные части всего сущего, они подчинены закону кармы. Закон кармы действует и в мире людей и в мире вещей.

Наибольший интерес представляют этические взгляды представителей этой школы. Мир полон соблазнов. Ему противостоит человек, его внутреннее «Я», его воля и интеллект. Однако человеческий разум и воля также несовершенны и страдают от тех недостатков, которые свойственны людям. Моральный закон предписывает человеку упорно сопротивляться всем соблазнам. С точки зрения представителей школы миманса, человек от природы добр. Откуда тогда зло? Сознание человека не настолько совершенно, чтобы его интеллект постоянно был ясным. Как только интеллект человека теряет ясность и оказывается затемненным, он приобретает способность отступать от правил нравственности и причинять зло другим, подобным себе существам. Следовательно, хорошие поступки зависят от знания. Из этого тезиса можно сделать вывод о том, что люди могут быть совершенными и добродетельными, но для этого необходимо «просветлить» их души. Это достигается через самопознание и нравственное самосовершенствование.

Санкхья (VI в. до н.э.). Основатель школы – индийский философ Капила. Представители этой школы по своей мировоззренческой ориентации были дуалистами и не признавали существования Бога, стоящего над миром природы. Согласно философским воззрениям этой школы, в мире повсюду распространена тонкая и грубая материя. Она существовала вечно, произошла естественным путем и представляет собой легкость, свет, энергию, инертность и массу. Наряду с первичной материей (пракрити), которая объединяет в себе все вещи, в мире существуют души (пуруши), которые не обладают активностью, если их рассматривать сами по себе. В материи заложена некая целесообразность, которая дает возможность образовываться новым телам. «Ничего не может возникнуть из того, чего не существует». На все имеются свои причины, заключенные в самом мире. Подвижность материи возникает в момент соприкосновения пракрити с пурушей. Согласно учению школы санкхья, пуруш столько же, сколько и людей. Как и многие философские школы древней Индии, представители данной школы считали, что жизнь – это страдание. Что может избавить человека от страдания? Только внутреннее самопознание. Раскрытие смысла пракрити и пуруши ведет к освобождению от страданий.

Вайшешика (VI – V вв. до н. э.). Деятельность школы связана с именем индийского мыслителя Канады. Название школы произошло от слова «вишеша» – особенность. При объяснении явлений окружающей действительности эта школа использует такие категории, как субстанция, качество, универсальность, всеобщность, особенность, атомы и т.д. Это первая школа атомизма. Субстанций, по мнению данной школы, пять: вода, земля, свет, воздух, эфир. Все субстанции, а также атомы постоянны. Новый предмет возникает при простом сочетании или перемещении постоянных и неизменных частиц материи. Первоисточник действий атомов – это воля Бога, перемещающего атомы по закону кармы. Мыслители этой школы стремились описать различные качества и элементы Вселенной, способы и пути сочетания элементов друг с другом. Физический мир таков, каким его воспринимает рассудок простого человека, как он запечатлевается в чувствах людей.

Ньяя (III в. до н.э.). Основатель – мыслитель Готама. Эта школа сосредоточила свое внимание на гносеологических проблемах (на изучении и применении законов формальной логики). Ее идеи пользовались большой популярностью, так как способствовали развитию четкого, ясного и последовательного мышления. Интересны также и онтологические взгляды представителей школы ньяя. В мире существует определенный порядок, установленный высшей сущностью – Богом. Только по его воле мельчайшие частицы материи приходят в движение и образуют различные тела. Эти движения последовательно приводят к возникновению социальных организмов и систем, в котором проявляются определенные моральные принципы и законы кармы. Цель жизни людей – освобождение от страданий, бед, несчастий, связанных с внешним миром. В земной жизни счастья достичь невозможно, поэтому человек должен смириться со своими условиями существования.

Йога (ок. I в. до н. э.). Основателем йоги считается философ Патанджали. В переводе йога означает «сосредоточение». Йога – это одновременно теория и практика, предлагавшая путь индивидуального спасения для человека. Физические упражнения, ведущие к укреплению тела и тренировке ума, должны были научить человека контролировать и направлять свои чувства и тем самым способствовать развитию интуитивного знания. Для этой цели в йоге также разрабатывалась методика медитационного сознания (медитация на образ Бога). Медитация приводит к состоянию самадхи (состояние полной интраверсии). В йоге также разработана система моральных принципов, например, охрана жизни всех живых существ, отрешение от лжи и следование правде, исключение воровства, управление своими желаниями, идея терпимости к другим учениям и взглядам.

Неортодоксальные школы
Джайнизм (IV в. до н.э.) Неортодоксальными школами являются: джайнизм, локаята, буддизм. Философия джайнизмаполучила свое

название по имени оного из основателей этой школы – Вардхаманы («великий герой») и джины («победитель»). Джайнисты относились критически к Ведам и Упанишадам, отрицали Бога как творца мира, но в то же время признавали существование кармы, идею вечности душ. Основное содержание философии джайнизма – ее этика аскетизма, учение об освобождении человека от страстей. Главная цель человеческого существования - достижение такого образа жизни, при котором возможно это освобождение. Душа по своей сути совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны и возможности познания. Однако, находясь в теле человека, душа несет в себе бремя прошлых жизней, действий и чувств. Причина ограниченности души – в ее привязанностях и страстях. Только знание способно освободить душу от материи. Знание передается духовными учителями, которые победили собственные страсти и способны научить этому других. Знание – это не только послушание учителю, но и правильная вера, правильное поведение, правильный образ действий. Основной закон нравственности – сострадание ко всем живым существам. Все, что происходит и живет в мире, имеет свои души. В любой форме материи (камне, росе, воде, тумане и т.д.) можно найти свою жизнь, следовательно, и душу. Поэтому трудно отличить, что является в природе живым, а что неживым. То, что сегодня кажется мертвым, может ожить, поэтому джайнисты категорически запрещали своим ученикам наносить вред живым существам. «Не думайте, что мир не существует: будьте убеждены, что он существует! Не говорите, будто праведность и неправедность (джива и аджива) не существуют: утверждайте, что они есть! Не думайте, что мудрости и неразумия (дхармы и адхармы) нет: знайте, что они есть…»

Локаяты ( буквально: взгляды людей, признающих только этот мир – лока), или чарваки (VI в. до н.э.). Школа локаятов-чарваков – древнейшее материалистическое учение Индии. Видные представители этого направления – Дхишан и Брихаспати. Представители этого направления критиковали Веды, институт жрецов и традиционные верования, полагая, что убеждения должны быть свободными и не должны зависеть от предположений или авторитета прошлого. Наиболее развитым течениемэтой школыявляется философия чарваков. Предполагают, что термин «чарвака» сложился из двух слов древнеиндийского языка: «чар» – четыре, «вак» – слово, и буквально означает «четыре слова». Подобное истолкование термина «чарвака» объясняют тем, что чарваками назывались философы, считавшие состоящим мир из четырех основных материальных элементов: земли, воды, воздуха и огня. Чарваки считали, что все предметы, явления мира, как бы они ни были разнообразны, – это лишь различные комбинации земли, воды, воздуха и огня. Из них в различных сочетаниях образуются как неживые, так и живые материальные предметы и явления. Чарваки материалистически объясняли сознание, считали его производным от материи. В сознании (душе) они видели результат особой комбинации воды, воздуха, земли, огня. Мир материален и человек воспринимает его через органы чувств. Чувственное восприятие реально существующего мира - это источник всех знаний человека.

Буддизм (VII – VI вв. до н.э.). Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда – «просветленный»). Его философия была направлена на моральное совершенствование человека и в этом смысле носила практический характер. Он полагал, что истин в мире много, словно листьев в лесу. То, что он открыл миру, – это просто охапка листьев. Основное содержание учения этой школы изложено в «четырех Благородных истинах» (или учении о «страданиях»):

· истина о жизни. Жизнь – это страдание от рождения до смерти. Страдание всеобще. Это закон бытия.

· истина о причине страданий. Они порождаются жаждой жизни, желаниями и влечениями.

· истина освобождения (отказ от влечений).

· истина пути. Учение о «восьмеричном пути спасения», о «восьми» добродетелях: о правильном поведении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении, успокоении, невозмутимости, просветлении. Идя по этому пути, мы устраняем незнание, просветляем ум и приходим в нирвану (в пер. «угашенный») – состояние совершенства. Нирвана означает погашение всех желаний, страданий, связей с внешним миром, полный уход людей в самих себя. Сами буддисты сравнивали состояние нирваны с истощением света гаснущей лампы. Бесконечные перерождения прекратятся, а с ними прекратятся страдания.

Вместе с тем Буддизм выдвинул ряд положений, которые представляют интерес и с философской точки зрения. Таковым является:

· учения о всеобщей изменчивости вещей;

· отрицание существования души как особой сущности и признание наличия потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.

Своеобразие этой школы состоит в том, что она отрицает идею субстанциональности бытия, выраженную в понятиях Бог, Атман, Брахман и т.д. Она основывается на положении о том, что все многообразие бытия связано цепью единой причинно-следственной зависимости. В этическом плане буддисты призывали к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности. Они считали, что каждый человек может достичь спасения, независимо от того, к какой варне он принадлежит.

 

Философия Древнего Китая
Китайская философия также как и индийская, сформировалась в VI в. до нашей эры. Она отразила всю специфику китайского национального

характера (черты патриархального склада нации) и социальной практики. Философия Китая прагматична и обращена к практике сегодняшнего дня и земной жизни. В качестве особенностей китайской философии можно отметить следующие:

· социальная направленность (счастья можно достичь лишь путем создания единого государства, заботящегося о людях);

· этически-нравственная, правовая направленность. Китайские философские школы создавались тогда, когда Китай представлял собой совокупность разрозненных царств, требовалось объединение Китая в единую империю; шли поиски идеологической основы, на базе которой можно было бы объединить Китай.

· тесная связь с общественной жизнью.

Истоки философии Древнего Китая восходят к первым памятникам китайской письменности – «Книге песен», «Книге порядка», «Книге перемен». «Книга перемен» («Ицзин») имела для Китая такое же значение, как Веды для Индии. В ней развивается учение о всеобщей изменчивости и текучести мира. Текучесть всего сущего воспринималась как естественный процесс, не требующий особых доказательств. Эта идея отразилась в учении об инь и ян, в стремлении представить природные и человеческие явления в двоичной системе. Здесь же упоминается и о дао («путь») - безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. Дао – это и космический, и нравственный закон. В «Ицзине» рассматривались вопросы о первооснове мира, о строении Вселенной. Так, например, перечисляются восемь первоэлементов, составляющих природу – земля, небо, огонь, вода, озеро, ветер, гора, гром. Различные комбинации этих первоэлементов приводили к образованию всех вещей, заполнивших видимый людьми мир.

Основными философскими школами в древнем Китае являются конфуцианство, даосизм, легизм.

Конфуцианство (VI – V до н.э.). Основатель этой школы – мыслитель и политический деятель Кунфу-цзы. О своем жизненном пути Конфуций сказал так: «Я в 15 лет направил помыслы на учение, в 30 лет установился, в 40 не сомневался, в 50 – познал Судьбу Неба, в 60 – стал послушным ушам, в 70 – следовал тому, что желало мое сердце, не преступал меры…». Его воззрения изложены в книге «Беседы и суждения» («Луньюй»). Она составлена последователями Конфуция из записей, высказываний и поучений самого Конфуция и его ближайших учеников.

Во II веке до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официальной китайской идеологией. По своей направленности - это этико-политическое учение. Основу взглядов Конфуция составляет представление о культе Неба. Небо («Тянь») – верховная божественная духовная сущность. Все события на Земле (Поднебесной) заранее предопределяются Небом, там же решаются судьбы людей. Следовательно, история общества, течение социальной жизни не имеет самодавлеющего значения.

Культ Тянь связан с социальным учением Конфуция об исправлении имен, смысл которого состоит в том, что каждый должен соответствовать своему назначению и быть послушным в соответствии с субординацией. Конфуций выделил пять основных видов отношений между людьми: 1) между отцом и сыном, 2) между мужем и женой, 3) между братьями, 4) между различными семьями, 5) между правителем и подданными. Во всех этих отношениях устанавливается непреложное подчинение младших членов семьи старшим, простых людей – правителям. Забота членов семьи о семье в целом, а членов общества – о своем государстве и правителе, являются, по мнению Конфуция, основным правилом жизни и поведения любого человека. «Правитель (всегда должен быть) правителем, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном». Цель школы - воспитание благородного мужа, живущего по принципу "жень", т. е. человеколюбия ("чего не желаешь себе - того не делай другим" – золотое правило конфуцианской этики). Это возможно в том случае, когда государство и общество будут построены на принципах семейной морали (любовь к родителям, их почитание). Если это почтение соблюдается в семье, следовательно, оно будет проявляться и по отношению к государю (сыну Неба), а государь, в свою очередь будет заботиться о подданных. Все должны выполнять нравственные обязательства в соответствии со своим социальном статусом. Нравственная сила, с точки зрения Конфуция, эффективнее в управлении государством, чем сила закона. Противоположную точку зрения занимали легисты.

Легизм (школа «законников»), (VIII – III вв. до н.э.) – философская школа, которая противопоставила свои взгляды конфуцианству, особенно учению о «ли», о законах морали и поведении людей. Легисты считали, что воля неба не имеет отношения к земной жизни людей. Общество живет своей естественной жизнью. Одно предположение об отсутствии законов в обществе повергло бы само общество в хаос. Законы управляют людьми и дают критерий для определения добра и зла. Сначала – страдания, затем – несомненная польза. Поэтому, подчиняясь закону, люди должны отбросить сожаления, разные гуманные соображения и строго осуществлять его в жизни. «Мудрый человек не подражает древности, не сохраняет однажды установленные порядки, а действует в соответствии с изменениями положения в стране…»

Для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, необходимо поощрение и наказание. Награды должны быть значительными, чтобы народ считал их выгодными для себя, похвала – прекрасной, чтобы народ считал ее своей славой, наказания – серьезными, чтобы народ их боялся, порицания – основательными, чтобы народ стыдился их. Легисты считали, что построение централизованного государства возможно только на силе закона, а не на силе морали или традиции, поэтому государство должно быть построено на законе.

Видный представитель легизма Хань Фэй считал, что неукоснительное осуществление закона – основа жизни и государства. Философ сравнивает жизнь государства с жизнью семьи. Китайская пословица гласит: если у семьи есть постоянное занятие, она не станет голодать даже в неурожайные годы. То же самое можно сказать и о законах: когда у государства есть постоянный закон, оно не погибнет даже при опасности, опора на насилие это главное. Хорошее управление осуществляется путем наказания. Добродетель ведет свое начало от наказания".

Даосизм (VI - V вв. до н.э.). Основатель данной школы - мыслитель Лао-Цзы («престарелый мудрец»). Основные идеи этой школы отражены в трактате «Дао дэ дзин». Дао (в переводе означает «путь») – одна из важнейших категорий даосизма. Это естественный закон развития мира и самого человека. Мир, жизнь людей управляется дао, а не волей неба. Дао невидимо и само по себе как субстанция не существует, а постоянно находится в глубине вещей. Поэтому дао – это небытие и бытие одновременно. Оно присутствует в вещах, но его нет в чувствах, ощущениях. Дао - естественный закон развития мира, согласно которому происходит изменение природы и общества. ("Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности."). В мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло развитие, справедливость восторжествует. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей искусственным образом. Это утверждение отразилось в принципе увэй (у вэй) – созер

 

цательное отношение к действительности. Выполняя это требование, человек следует естественности.

Наряду с понятиями дао и увэй используются такие понятия, как дэ - опредмеченное конкретное проявление дао в вещах и поведении человека; ци – мельчайшая материальная частица, проявляющаяся в результате опредмечивания дао. Легкие светлые частицы ци образуют мужское начало ян, а тяжелые, темные – женское начало инь. Сочетание этих частиц, их различное взаимодействие порождает все сущее в мире. В категориях даосизма отразилась диалектика жизни: в прекрасном есть безобразное, в добром - злое, в черном – белое, в бытии – небытие. «Дао рождает единое. Единое рождает два начала: инь и янь. Два начала рождают третье. Третье порождает все сущее. Все существа носят в себе инь и янь, наполнены цы и образуют гармонию...». В дао содержится все многообразие вещей предметного мира.

В этике даосы призывали к соблюдению следующих правил: уважение и любовь человека к человеку, скромность, трудолюбие, ограничение себя в потребностях и богатстве, искренность и добродетельность.

 

Литература

 

1. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

2. Древняя Индия: Язык, культура, текст. М., 1985.

3. История китайской философии. Перевод с китайского В.С. Таскина. М., 1989.

4. История философии: Запад – Россия- Восток. – М., 1995. – кн.1.

5. Переломов Л.С. Конфуций: Жизнь, учение, судьба. М., 1993.

6. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М., 1997.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.