Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия. План




1. Досократовская философия.

2. Философия классического периода.

3. Философия эллинистического и римского периодов.

 

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она возникла в 7 веке до н.э. и существовала по 6 век н.э.. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем, и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Первый этап развития древнегреческой философии (7 - сер.5 вв. до н.э.) называется досократовский, а философы, работавшие в это время - досократики. Главной спецификой философии данного периода является стремление понять происхождение и сущность мира. И в этом смысле греческая философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало - из чего все произошло.

Так родоначальник греческой философии Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого вечного начала - воды. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Примерно такие же воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом всех вещей является воздух. У Анаксимандра - апейрон - неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

Значительный вклад в развитие греческой философии внес Гераклит Эфесский. Основой всего сущего, его первоначалом, первовеществом он считал - огонь. В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен праматерии и является первоосновой мира, С другой стороны, это понятие у Гераклита представляет и определенный методологический принцип. Огонь для него является символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Эти взгляды приводят Гераклита к открытию основных элементов диалектики. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. Это знаменитые «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» или «все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же».

Дальнейшим крупным шагом в развитии древнегреческой философии стало творчество Парменида и Ксенофана. Они первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий (воды, воздуха, земли, огня и т.п.) к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. По словам Парменида, единственно истинным является положение - «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать». Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего ничего не может возникнуть, следовательно бытие есть, око вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие ограничено в пространстве, оно шарообразно. Ксеиофан это единое, вечное, несотворенное бытие называет - Богом. Бог - единственная субстанция мира. Здесь отчетливо прослеживается пантеистическая концепция отождествления бога с природой. Бог тождественен Космосу. Таким образом, Ксенофан впервые в античной философии формулирует идею единого Бога.

Очень большой вклад в развитие античной философии внес Демокрит. Он учил, что в основе бытия находятся атомы. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной твердостью, плотностью и отличаются друг от друга только по форме и объему. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытие, то пустота - это небытие. Если бы не было пустоты, то не было бы и реального движения. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разъединения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению. Основной способ существования атомов - механическое движение. Этот принцип приводит Демокрита к фатализму. Развитие Вселенной, все в этом мире определено механическим движением. Поэтому в его системе нет места для объективного существования случайностей. Фактическое наличие случайностей объясняется отсутствием объяснения., незнанием истинных причин этих явлений.

 

Второй этап развития античной философии (с половины 5 по конец 4 вв. до н.э.) - определяется как классический. Это период наибольшего расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму полиса (город-государство). Демократия давала возможность широкому кругу свободных греков участвовать в делах полиса. Это, однако, предполагало овладение рядом определенных, специфических знаний, связанных, прежде всего, с реальной жизнью человека и общества. Это приводит к переходу от преимущественного изучения природы, к рассмотрению человека и его жизни во всех многообразных проявлениях. Именно с этого периода начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, к философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, прежде всего, - это осмысление, переживание мыслителем места, роли и предназначения человека в этом мире.

Начало в исследование проблем человека положили софисты (Протагор, Горгий, Продик, Фразимах и др.). Слово «софист» производится от греческого «софия» (мудрость) и первоначально означавшее «мудрец», постепенно становится прозвищем особого типа философа, философа-практика, обучающего философствованию. Эти философы учили искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное искусству опровергать суждения противной стороны. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Доказать - значит убедить. А доказать, по мнению софистов, можно все, что угодно.

Софисты, по сути дела, стояли у истоков субъективного идеализма. Для них человек становится единственным источником бытия. Имея в виду предшествующую философию, искавшую бытие вне человека, софист Горгий доказывал, что такого бытия совсем не существует. Эта идея более четко была сформулирована Протагором: «Человек есть мера всех вещей....». Субъективизм софистов проявляется и в релятивизме (учении об относительности всех наших суждений и знаний). «О всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу» - учил Протагор. Релятивизм теории познания служит обоснованием и правового, нравственного релятивизма. Софисты подчеркивали условность правовых норм и моральных оценок. Подобно тому, как человек есть мера всех вещей, всякое человеческое общество и государство есть мера справедливого и несправедливого. «Каждая власть устанавливает законы полезные для нее самой: демократия - демократические, тирания - тиранические». Фраземах же утверждал, «что справедливость - это не что иное, как выгода сильнейшего» и то, «что для одного является добром, для другого может быть злом».

Учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (>70 – 399 гг. до н.э.). Центром своей философии Сократ, как и софисты, сделал человека. Но Сократ выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для него является не случайный, единичный человек, а человек как разумное, высокоморальное существо.

Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося». В отличие от предшествующей философии, которая искала ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего, в его отношении к природе, Сократ подчеркивал значение совести, внутреннего голоса, который он называл «даймонионом», и который был гарантом постижения подлинной истины. Даймонион, согласно Сократу, имеет божественное происхождение. Именно посредством этого даймониона Бог выделяет человека и сообщает смысл его существованию.

В беседах и диспутах Сократ обращал особое внимание на познание сути добродетели. Это является для него предпосылкой нравственной жизни. Так для Сократа мораль сливается с знанием. Истинная нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное, и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь жизненного счастья. Добродетели могут достичь, по Сократу, лишь благородные люди (аристократы). «Земледельцы и другие работающие весьма далеки от того, чтобы познать самих себя.... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и следует ему...». Явная приверженность аристократической партии и критика, демократии привели к тому, что Сократ предстал перед афинским судом по обвинению в том, что «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Он был признан виновным и присужден к смертной казни. Друзья Сократа подготовили все для успешного побега из тюрьмы. Но он отказался, ибо считал, что побег может означать его отказ от своих идей, от моральных принципов, которые он исповедовал и которым учил других людей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд «цикуту». Тем самым он хотел показать, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.

Наиболее выдающимся учеником и последователем Сократа был Платок (427 - 347 г.г. до н.э.). Именно Платон, по существу, оформил идеалистическое направление в философии.

Основной вопрос философии он решает однозначно с позиции объективного идеализма. Материальный мир, который нас окружает, является лишь тенью и произведен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все предметы и явления материального мира преходящи, возникают, изменяются и гибнут, идеи являются неизменными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием. Он также признает существование материи, но характеризует ее как бесформенную, пассивную и определяет как небытие. Между миром идей (бытием) и матерней (небытием) существует мир реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей (кажущее бытие). Действительные, реальные вещи представляют собой соединение идей с материей.

Идеей человека является его душа. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно в мире идей. Состоит душа из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, третья, самая низшая часть — влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое.

Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в вопросах теории познания. Он является автором концепции «врожденных знаний». Врожденным знанием обладает душа человека, получившая его в мире идей. Поэтому суть познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Процесс познания - это искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. На этом принципе было построено обучение в созданной Платоном Академии.

Социально-политические взгляды Платона определялись его мировоззрением и происхождением. Он происходил из знатной афинской семьи и был сторонником аристократической партии. Платон не стремится к изучению реального общества и государства, а строит проект идеального государства. В этом государстве все население должно быть разделено на три сословия. Эти сословия соответствуют в принципе трем частям души.

1. Правители - философы: у них преобладает разумная часть души, главная их добродетель - мудрость. Поэтому только философы должны управлять государством.

2. Стратеги-воины: у них преобладает воля и благородная страсть, главная их добродетель - храбрость. Поэтому воины занимаются только военным делом и охраной государства.

3. Производители (крестьяне, ремесленники, торговцы): у них преобладает чувственность и влечение, главная их добродетель - умеренность. Они должны удовлетворять жизненные потребности всего общества.

Четвертую добродетель - справедливость, он относил к надсословной - главная ее задача скреплять, цементировать идеальное государство. По форме управления - это государство должно быть аристократической республикой (власть лучших).

Вершиной античной философии является творчество Аристотеля (384 -322 гг. до н.э.). В юности он становится учеником Платона, но затем самоопределяется и создает свою собственную школу - Ликей.

Аристотель был первым, кто провел огромную работу по систематизации имеющихся знаний. Из • философии (как первонауки) он выделяет узкие, специализированные науки. Эти науки Аристотель разделил на три группы и определил для каждой предмет ее изучения. Теоретические: метафизика - изучает первопричины всех вещей; физика - изучает состояние материальных тел; математика - изучает абстрактные, количественные свойства вещей.

Практические: экономика, политика, этика - наука о нормах поведения людей.

Творческие: поэтика - искусство стихосложения; риторика - искусство красноречия; ремесленные искусства.

По мировоззрению Аристотель, как и Платон, являлся объективным идеалистом. Основой всякого бытия он считал так называемую «первую материю». Эта первичная материя в принципе не определима и представляет собой потенциальную предпосылку существования. Причиной развития, проявления материи является форма (образ). Все вещи суть соединения формы и материи. Таким образом, форма образует из потенциального бытия (первой материи) действительное реальное бытие. Отсюда бытие представляет собой единство материи и формы. Этим учением о бытии Аристотель преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона.

Формой живых существ, по Аристотелю, является душа, т.е. душа присуща и растениям, и животным, и человеку. Но в каждом из них душа носит своеобразный характер. Растительная душа обладает функциями питания, роста, размножения. У животной души к этим функциям добавляются желания, т.е. стремление к приятному, и избегание неприятного. Человеческая душа помимо этого обладает Разумом. Разум не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским Разумом.

Аристотель также создал свою теорию познания. Он отвергает платоновскую теорию врожденных знаний, а основным источником знаний считает чувственное познание. При его посредстве человек познает конкретное бытие. Хотя Аристотель считает чувственный уровень основой всего познания, он, однако, большое значение придает познанию общих взаимосвязей и закономерностей. Постижение общего является привилегией Разума. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Он развивается от простейших, чувственных степеней к предельно абстрактным.

Очень большой вклад внес Аристотель в развитие знаний о обществе, государстве, семье, человеке. Понятия «общество» и «государство» он, по сути отождествлял. «Общество, состоящее из нескольких семей, есть вполне завершенное государство...». Государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей людей и целью его существования должно быть благо всех граждан. Население государства состоит, по Аристотелю, из трех основных классов. Первый составляют очень богатые, второй - средний класс, третий - бедняки. Рабов, он оставлял вне общества. Бедняков Аристотель относит к низшей категории граждан, но и большое богатство он считает результатом «противоестественного способа» приобретения состояния и осуждает. Опорой государства, основой его благосостояния являются средние слои.

В зависимости от числа властвующих, Аристотель определял форму государства. При этом он выделяет правильные и неправильные формы правления. Критерием правильных форм правления является их служение общим интересам, неправильных - стремление к личной выгоде. К правильным формам Аристотель относил монархию и аристократию. К неправильным - тиранию, олигархию, демократию. Наилучшей формой правления, по его мнению, является политая - власть среднего класса, «полноправны при ней только те, кто носит тяжелое вооружение».

Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых невозможно достичь благосостояния общества. Основу этих добродетелей составляет чувство меры, уклонение от крайностей и принцип активной деятельности. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как «животную», свидетельствующую о «рабском образе мышления». Достойной свободного гражданина он считал жизнь практическую (занятия политикой) либо теоретическую (занятия философией).

 

Третий период развития античной философии начинается с конца 4 века до н.э. и продолжался по 6 век н.э. Это время характеризуется кризисом греческих полисов, что приводит к их завоеванию сначала Македонией, а затем Римской империей. Экономический и политический упадок Греции отразился и на античной философии. Усилия, направленные на познание объективного мира, активное участие в политической жизни, которое проявлялось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, скептицизмом, мистицизмом. Со временем интерес к философии вообще резко падает. Приходит период иррационализма и мистики, который постепенно переходит в полное господство религиозной христианской философии.

Наибольшее влияние в эллинистический и римский период приобретают философские школы эпикурейцев, стоиков и неоплатоников. Эпикурейцы - последователи философа Эпикура (342 - 270 гг. до н.э.) Наибольшую известность и славу Эпикур приобрел благодаря своей этике. Главная цель человека - достижение счастья. Как же стать счастливым?

Во - первых, не нужно бояться смерти, она есть естественное состояние;

Во - вторых, не нужно бояться богов, вроде бы наблюдающих за нами и вроде бы вмешивающихся в нашу жизнь, этого нет;

В - третьих, нужно искать удовольствий.

Как достичь удовольствий? Основной источник удовольствий - человеческое тело. Но чрезмерные телесные удовольствия ведут к болезням и страданиям. Поэтому телесные удовольствия должны быть умеренными. Главный источник счастья - познание мира и самого себя. Следовательно, ни Бог, ни государство счастья не дают. Счастье в самом человеке.

Учение Эпикура впоследствии было очень сильно искажено. Эпикурейцами стали называть людей, которые цель жизни видели в умножении чувственных наслаждений, отрицали существование Бога и норм морали, которые мешали наслаждаться жизнью.

Основателем стоицизма был Зенон Китионский (383-262 тт. до н.э.). Но наибольшего развития он достиг в трудах римских философов Сенеки (5-65 гг. н.э.), Эпиктета (50-140 гг.), Марка Аврелия (121-180 гг.). Стоическая мораль была полной противоположностью эпикурейской морали. С их точки зрения в материальном мире царит неотвратимая судьба, но внутри себя человек может быть свободным, подчиняя свои страсти - разуму. Подчиняясь судьбе, человек не должен желать того, что не находится в его власти. Идеалом стоических устремлений выступает спокойствие и покой. Стоический мудрец отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье «состоит в том, что он не желает никакого счастья».

Последним цельным направлением философии, возникшим в период античности, является неоплатонизм. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242 гг.), а наиболее видным представителем Плотин (205-270 гг.).

Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип (истинное бытие). Все остальное, что существует в мире, производив от этого единственно истинного бытия.

Много внимания Плотин уделяет душе. Она является для него определенным переходом от божественного к материальному. Душа - это нечто, чуждое материальному, телесному, и внешнее по отношению к ним. Она является частью общей души - божественного принципа, телесное - это привязь души5 достойное лишь преодоления. С этих позиций Плотин решает и проблемы этики. Добро - это принадлежность бога и души, зло связывается и отождествляется с чувственным, материальным миром. Это выливается в проповедь полного подавления всего телесного, в жесткий аскетизм.

Своеобразен подход Плотина к проблемам познания. Для него единственным подлинным познанием является познание истинного бытия, т.е. божественного принципа. Последний не может быть постигнут чувственным познанием, не познаваем он также и рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному принципу, Плотин считает экстаз, который достигается лишь духовным усилием - душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.

Философия стоицизма и неоплатонизма сосуществовала с набирающим силу христианством и оказала огромное влияние на раннюю христианскую философию и богословие.

Вопросы и задания.

1. В чем заключается главная особенность досократовского этапа античной философии?

2. Какие новые идеи внесли в греческую философию Парменид,

Ксенофон, Демокрит?

3. В чем особенности классического периода античной философии?

4. Охарактеризуйте философские взгляды софистов и Сократа.

5. Сравните философские взгляды Платона и Аристотеля.

6. Каковы особенности третьего этапа античной философии?

7. В чем суть эпикурейства, стоицизма, неоплатонизма?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.