Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие философии в России




Немецкая классическая философия.

План.

1.Философия И. Канта.

2 Философская система Гегеля. З.Марксисткая философия.

4.Философия иррационализма.

 

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог ее развитию. Родоначальником этой философии является Иммануил Кант (1724-1804 гг.). В творчестве Канта выделяются два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770 г.) важнейшей работой Канта является трактат «Всеобщая естественная история и теория неба». В этой работе он выступает как стихийный материалист, обосновывающий идею саморазвития природы. Так он выдвигает гипотезу о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза, скорректированная великим физиком Лапласом, и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из возможных вариантов объяснения происхождения Вселенной.

Но специфическая Кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех Критик: «Критики чистого разума», «Критики практического разума» и «Критики способности суждения». Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему).

Кант осуществил коренной переворот в постановке философской проблемы познания. Если его предшественники, решая эту проблему, главное внимание уделяли объекту познания, то Кант делает целью философии специфику познающего субъекта. Так по Канту, познающему субъекту, но природе присущи некоторые доопытные (врожденные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. То есть пространство и время по Канту это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Формы рассудка - это «интеллектуальные синтезы», то есть понятия и категории. Они носят независимый от индивидуального сознания необходимый, всеобщий характер. Поэтому, знание основанное на них, приобретает объективный характер.

Источником познания является опыт. Предметы, по Канту, нам должны быть «данными», чтобы они могли быть «мыслимы». Затем субъект бессознательно соединяет чувственные данные во времени и пространстве, подчиняясь рассудочным категориям. Таким образом, у него формируется восприятие объекта, которое носит сугубо субъективный, индивидуальный характер. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по его мнению, может знать только явления. Каковы «вещи сами по себе» человек не знает, и знать не может.

Итак, формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта (явлений). Все, что находится за пределами опыта, может быть доступно только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Но идеи Канта - это не идеи Платона, обладающие самостоятельной сущностью и реальным бытием. Его идеи - это представления о задачах и целях, к которым стремится познающий разум. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок неизбежно впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательством этому служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии - это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконечен в пространстве к времени. Антимонии, по Канту, имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире явлений, а о мире «вещей самих по себе».

Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Первый мир - это мир природы, природных закономерностей, второй - это мир свободы. Свобода - это независимость от определяющих причин природного мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант считал человеческую волю автономной, потому, что она не зависит ни от природной необходимости, ни от божественной воли, а определяется своими собственными законами. Законы практического разума - это нравственные законы.

Совокупность нравственных норм присуща каждому человеку в виде чувства долга. Но реальная жизнь человека, по мнению Канта, протекает в борьбе с эгоистическими стремлениями, толкающими его к нарушению долга. Отсюда следует, что поведение человека может быть:

- безнравственным, т.е. попирающим нравственные нормы;

- нравственным, т.е. соответствующим нормам морали, но мотивированное чем-то, лежащим за пределами нравственной сферы: страхом перед божьим наказанием или общественным осуждением, стремлением испытать чувство удовольствия от одобрения совершаемого поступка и т.п.;

- моральным, т.е. соответствующим нравственным нормам и мотивированным только уважением к ним.

Факт морального поведения - поведения, осуществляемого вопреки естественным склонностям, из одного только уважения к долгу, - говорит о том, что человек практически свободен, т.е. в своем поведении независим от чувственного начала в себе и от внешнего принуждения. Таковым человек выступает как носитель всеобщего разума, который и является законодателем морального поведения. Закон всеобщего разума, общий для всех разумных существ, названный Кантом «категорическим императивом», гласит: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это значит поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.

Безусловное уважение к проявлениям свободы другого является требованием, превышающим возможности обычного человека. Необходим институт, который, по мнению Канта, будет принуждать к уважению свободы друг друга, ограничивать, но не уничтожать свободу каждого человека. Таким институтом должно стать правовое государство, для существования которого необходим мир между странами. Человек должен быть законопослушным гражданином, отстаивающим ненасильственными методами идею правового государства и мир во всем мире. Личная же добродетель заключается в действиях, приносящих счастье другим, и в постоянном моральном самосовершенствовании.

Отсюда Кант, делает вывод, что естественный ход истории ведет к становлению правовых государств, которые затем образуют добровольный союз, обеспечивающий вечный мир. Развитие же образования, наук, искусств, промышленности приведет к распространению морального образа жизни.

Другим крупнейшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Свою философскую систему он называл «абсолютным идеализмом».

Рассматривая устройство мира, Гегель полагал, что ни материя, ни субъективное сознание не могут рассматриваться как первоначала мира. Первоосновой мира, по Гегелю, является «Абсолютная идея». Что такое Абсолютная идея? Абсолютная идея - это разум, мышление. Но в то же время это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. Она существует вечно и содержит в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. Порождая природу, Абсолютная идея опредмечивает себя, т.е. отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных, телесных единичноетей. В ходе этого процесса Абсолютная идея трансформируется в Мировой дух. Таким образом, мировой процесс развития природного мира есть процесс становления Мирового духа. Становление Мирового духа должно завершиться через познание им самого себя. Но ему нужен инструмент познания, и таким инструментом должен стать человек. Поэтому главная цель эволюции природы - возникновение человека. Человек высшее воплощение Мирового духа. Как и он, человек стремится к познанию мира и самого себя. Таким образом, наша познавательная деятельность и ее результаты не являются чем-то случайным в мире. Природный мир и Мировой дух без этого знания не завершены. Только в этом знании они обретают адекватную форму бытия. Отсюда следует, что главное предназначение человека - быть органом познания и преобразования мира.

Опираясь на эти базовые принципы, Гегель пытается решить, поставленные Кантом проблемы в теории познания, прежде всего противопоставление субъекта объекту познания. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по мнению Гегеля, является движение индивидуального сознания к отождествлению себя с Мировым духом. Это возможно только за счет освоения человеком всего духовного опыта человечества и превращения его в личность. По окончании этого процесса воспитания и образования каждый человек становится способным посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившегося мирового процесса, Мирового духа. И, таким образом, происходит слияние субъекта и объекта познания и достигается тождество мышления и бытия.

Огромной заслугой Гегеля является разработка диалектического метода познания. Этот метод предполагает рассмотрение всех процессов и явлений во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. В своих работах он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии, разработал диалектические принципы анализа действительности и сформулировал три основных закона развития:

- закон перехода количественных изменений в качественные;

- закон взаимопроникновения противоположностей;

- закон отрицания отрицания.

Эти труды Гегеля не потеряли своего значения и в настоящее время.

Гегель выдвинул также свою оригинальную концепцию истории. История, как мы уже знаем, является развитием Мирового духа во времени. Главная цель этого процесса - развитие свободы. «Свобода, - говорит он, - является сама в себе целью, которая реализуется и является главной целью духа». Поскольку реализация свободы с необходимостью заключает в себе и то, что дух сам осознает себя свободным, история является также и «прогрессом в осознании свободы».

Человеческая активность, мотивированная эгоистическими потребностями, интересами, страстями, образует, по Гегелю, единственный инструмент, посредством которого Мировой дух добивается своей цели. Поэтому большая роль в исторических событиях, в определении направления развития принадлежит отдельным народам и личностям, В каждую эпоху, миссия реализации поступательного развития Мирового духа, выпадает на долю одного народа. Как только он выполнит, свою историческую роль, он передает эстафету другому народу, а сам уходит в историческое небытие. Во главе этих народов, осуществляющих всемирно-историческую миссию, стоят выдающиеся личности, как живые носители идей Мирового духа. Реализуя эти идеи в жизни, они становятся «Великими», не осознавая, что выступали носителями идей Мирового духа. Исходя из этого, Гегель выделяет четыре основных этапа мировой истории.

1. Восточный мир (Египет, Персия, Китай, Индия) - представляет собой сообщество людей, с которых начинается история человечества. Этот этап характеризуется господством теократической формы правления и тем, что религиозные заповеди и обычаи выполняют роль законов. Здесь индивид не выделяется из общества и является послушным орудием государственной власти, поэтому здесь нет места развитию свободы и индивидуальности. Как итог, этот мир остановился на низшей стадии развития и потерял свое значение.

2. Древнегреческий мир, в основе которого лежит полисная организация. Античный полис базируется на гражданских законах к является взаимным единством человека и общины, человека и закона. Но степень свободы греческих граждан ограничена внешними и внутренними обстоятельствами. Внешнее обстоятельство - это наличие рабовладения, благодаря которому и возможна полисная демократия. Естественно, что свободой пользуется не все население, а только часть. Но даже эти счастливчики, обладая внешней свободой, внутренне не свободны. Греческий гражданин, чтобы принять какое либо решение, прибегает к помощи сверхъестественных сил - оракулов, прорицателей, гадателей и т.п. Все это свидетельствует об отсутствии у него достаточной силы воли и самостоятельности. Можно сказать, что греческий мир, дав человеку определенную долю свободы, не подготовил еще из человека самостоятельной и свободной личности, которая могла бы самостоятельно проявлять свою волю.

3. Римский мир - здесь уже формируется государство как социальная общность, независимая от граждан и естественно появляется гражданин независимый от этой общности. Благодаря тому, что человек перестал отождествлять свою сущность с обществом, он внутренне становится свободным и в состоянии принимать решения применительно к самому себе. Но в римском государстве устанавливается абсолютная власть императоров и люди вынуждены подчиняться этой власти, Таким образом проявить свою свободу личность не в состоянии.

4. Завершающим и последним этапом истории, по Гегелю, выступает германский мир. Развитие германского мира (западноевропейские государства) приводит к созданию государств гарантирующих внутреннюю и внешнюю свободу человека, преобразующуюся в индивидуальную волю, получающую все возможности для самореализации. Достигнув главной цели - полная реализация свободы - история человечества получает свое завершение и в дальнейших изменениях не нуждается.

 

Очень большой вклад в развитие философии Нового времени внесли немецкие философы и политические деятели Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). Главная их заслуга состоит в окончательном оформлении материалистического направления в философии. Решая проблемы теории познания, Маркс переосмыслил и переработал материалистические принципы познания и диалектику Гегеля. В результате творческого синтеза этих двух систем появился диалектический материализм, который до сих пор является основой научных методов познания.

Но наибольшее влияние на развитие мировой цивилизации оказала марксистская концепция общественного развития. В своих работах Маркс и Энгельс осуществили детальный анализ истории человечества, Благодаря этому анализу, они выявили определенные закономерности в развитии общества, а также присущие ему социальные противоречия. На этой основе они сформулировали основные положения своей теории развития человечества.

По мнению Маркса и Энгельса, человек возник в ходе эволюции живой природы. Главным отличием человека от животных и главным фактором его развития является труд. Но хотя внешне труд кажется индивидуальным занятием, но на самом деле индивидуальный труд является частью общественного производства. Участвуя в общественном производстве, люди вступают в определенные производственные отношения. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества (базис), над которой формируется административно-политическая и идеологическая структура (надстройка). Отсюда вывод, каков базис, такова и надстройка. Но хотя надстройка и производна от базиса, тем не менее, она обладает определенной самостоятельностью и может оказывать влияние на базис.

Определяющей, главной характеристикой базиса любой исторической эпохи являются формы собственности и вытекающие из них производственные отношения. Именно эти показатели определяют способ общественного производства, а значит и то к какому типу общественно-экономических формаций относится данная эпоха. Маркс и Энгельс рассматривали всю историю человечества, как естественно - исторический процесс смены формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

Почему же происходит смена формаций? Потому, что на определенной ступени развития той или иной формации, се производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, прежде всего отношениями собственности. Из форм развития производительных сил, эти отношения превращаются в их оковы. Это приводит к резкому обострению классовых противоречий и подъему классовой борьбы. То есть, наступает эпоха социальных революций, которые меняют отношения собственности, а значит и весь базис вместе с надстройкой.

Проанализировав, в своей основной работе «Капитал», современную ему капиталистическую формацию, Маркс, пришел к выводу, что ее развитие неминуемо ведет к пролетарской революции. В ходе этой революции капиталистические порядки, основанные на господстве частной собственности и эксплуатации рабочего класса, будут уничтожены, и на обломках капитализма возникнет коммунистическое общество.

 

Все рассмотренные нами философские системы Нового времени представляют собой особые формы европейского рационализма. В основе рационализма лежит вера во всемогущество человеческого разума и науки, вера в возможность прогрессивного развития человечества.

Однако, к середине 19 века, этой вере был нанесен тяжелый удар. Кровавые революции и войны, бедность и нищета, падение нравов и морали, заставили задуматься над действительными возможностями разума и науки. Оказалось, что наука и просвещение не всегда смягчают нравы, облегчают жизнь и устанавливают гармонию взаимоотношений. Из-за этого идеи рационализма начинают терять свою популярность. В философии, литературе, искусстве этого времени утверждается мысль о беспочвенности и тщетности всех упований человека на то, что научный и технический прогресс решат проблемы человечества. Неверие в конструктивно-созидательные силы человечества, скептицизм — таковы основные черты умонастроений некоторой части западного общества, которые породили иррационализм, как одно из философских течений конца Нового времени.

У истоков европейского иррационализма стоял немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788- 1860 гг.). В своей основной работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр утверждая, что мир основан не на принципах разума. В основе мира лежит Воля. Волю надо понимать широко - не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе, Например, в животном мире, есть стремление к сохранению жизни и продолжению рода, в физическом мире есть притяжение, в обществе существует воля отдельных людей, народов, рас, государств. Воля разлита в природе и обществе, она порождает все явления и процессы в мире. Но эта Воля слепа, она не разумна, т.е. иррациональна. Отсюда следует, что если Воля, как основа мира неразумна, то и мир неразумен и человеческая история лишена смысла.

Смысл жизни человека заключается, по Шопенгауэру, в понимании того, что мир - это скорбь. Человек может прожить достойно жизнь, лишь искоренив «волю к жизни». По сути дела Шопенгауэр переходит на позиции буддийской философии, зовущей человека к отрицанию мира и уходу в нирвану.

Атаку на рациональное понимание мира продолжил ученик и последователь Шопенгауэра Фридрих Ницше (1844-1900 гг.). Также как и Шопенгауэр, в основу всего он ставит Волю. Однако Ницше придает этому понятию несколько иное значение. «Воля к жизни» на человеческом уровне выгладит у него, как «Воля к власти».

Воля к власти - главная движущая сила человеческого развития. Эта Воля выделяет человека из мира животных, заставляет его создать религию, мораль, государство, влечет его к познанию истины. Но в поисках истины и кроется величайшая ошибка человечества. Метины нет. Познание всегда не более чем истолкование фактов. Факты же можно толковать, как вздумается. Человек истолковывает мир, в котором он живет, создавая свой индивидуальный мир. В этом внутреннем мире он абсолютный хозяин и может в полной мере проявить свою Волю к власти.

В своих работах Ницше ностальгирует по давно прошедшим временам, когда на земле господствовал аристократизм - власть сильных, благородных людей. В основе этой власти лежит право сильного. Именно таким правом должен руководствоваться настоящий человек. В том числе, право сильного - основа власти мужчины над женщиной. Известен афоризм Нищие: «Идешь к женщине - бери плетку». Всякое стремление к уравнению прав мужчины и женщины - показатель упадка Воли к власти. Негативная характеристика распространялась Ницше и на демократию. В условиях демократии власть принадлежит большинству и его представителям, т.е. толпе состоящей из слабых, низких индивидов. Власть сильных, благородных личностей здесь не возможна. Современное европейское общество и его ущербная мораль, появились, по мнению Ницше, в результате «восстания рабов в морали». Начало этому процессу положили древние евреи, создавшие религию с рабской системой ценностей - иудаизм. Логическое завершение этот процесс получил в христианстве. По словам Ницше, аристократическое понимание ценностей (знатный, могучий, богатый, прекрасный, счастливый – значит, хороший и любимый Богом) христиане вывернули наизнанку. По их логике только низкие, слабые, бедные, уродливые, несчастные - хорошие и угодны Богу, а знатные и могущественные отвергнуты Богом. Эта иудео-христианская мораль убивает Волю к власти и тормозит эволюцию человека, способствуя господству «бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека».

Для того, чтобы освободить человека от этой «нездоровой» системы моральных ценностей и дать новый толчок его развитию, необходимо провести переоценку ценностей современной цивилизации. Смысл этой переоценки, по Ницше, должен быть в упразднении морали рабов и возрождении морали господ. Эта мораль должна базироваться на следующих принципах:

- ценность жизни есть единственная безусловная ценность;

- существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем Воли к власти;

- высшая справедливость определяется властвующими и должка служить «сильным» людям.Выполнение этой задачи, по мнению Ницше, приведет к появлению новой породы людей - «Сверхчеловеку». Появится он не из какой-то одной нации, Сверхчеловек явится плодом развития, прежде всего, европейской (арийской) расы. Новый мир, созданный сверхлюдьми, даст возможность человечеству развиваться и совершенствоваться.

Вопросы и задания.

1.Какие новые проблемы поднял Кант, в своей теории познания?

2.Охарактеризуйте взгляды Канта на человека и его мораль.

З.В чем суть «абсолютного идеализма» Гегеля?

4.Каковы взгляды Гегеля на историю человечества?

5.0характеризуйте марксистскую теорию общественного развития.

б.Каковы истоки и суть иррационализма?

7.В чем суть философских взглядов Фридриха Ницше? Как вы к ним

относитесь?

 

 

План.

1.Ранняя русская философия.

2.Западники и славянофилы.

3.Оригинальная русская философия конца 19 начала 20 вв.

4.Марксистко-ленинская философия.

 

Русская философия начинает зарождаться в Киевской Руси, под влиянием начавшегося с 988 года процесса христианизации страны. Вместе с христианством на Русь пришла и христианская письменная культура, в том числе и философия. Первым, известным нам, философским произведением стала работа Киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» (11 век). В этом произведении Илларион дает христианскую трактовку всемирно-историческому процессу, как переходу ветхозаветного закона (которым руководствовались одни евреи) в божественную благодать Нового Завета, открытую и доступную всему человечеству. С этих позиций он обосновывает принятие Русью христианства и прославляет князей Владимира и Ярослава.

Философско-историческим произведением является и основополагающая русская летопись «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (1056-1114 гг.). По сути это первая русская репродукция библейской истории человечества и первая попытка вмонтировать в эту систему историю Руси.

Дальнейшее развитие русской философской мысли происходило уже в Московской Руси. Здесь на первый план выходят взаимоотношения церкви и государства, а также обоснование особого предназначения православного русского царства. Основы взаимоотношений церкви и государства были обоснованы Иосифом Волоцким (1439-1515 гг.). В идейной борьбе с так называемыми «нестяжателями», он утвердил учение о «симфонии властей» -духовной и светской, об их взаимном, гармоническом отношении и дополняющих друг друга обязанностях. Так помимо чисто религиозных задач, церковь, по мнению Иосифа Волоцкого, должна решать и государственные задачи, прежде всего подготовки образованных кадров для государства.

У истоков идеи особого предназначения России, стоял старец Елеазарова монастыря - Филофей. В своих посланиях к великому князю Ивану 3, он обосновывал идею «Москвы, как третьего Рима», После падения второго Рима (Константинополя, который был центром и оплотом православия) осталось одно православное государство - Московская Русь. Поэтому Московское государство должно стать новым, третьим Римом, который должен объединить вокруг себя весь православный мир. Таким образом, было положено начало «имперской» политике русского государства и превращению его в мировую сверхдержаву.

В целом же русская философия до 18 века носила сугубо религиозный характер, и уровень ее развития был довольно низок.

 

Мощным толчком для дальнейшего развития России, стали реформы начатые Петром Великим в начале 18 века. Одно из направлений этих реформ - секуляризация общественной жизни. Это выразилось, прежде всего, в создании государственной системы образования и науки. С этого времени движение философской мысли в России осуществляется как бы в двух плоскостях. С одной стороны, она продолжается в рамках церковной жизни; с другой - закладываются основы светской, научной философии.

Очень сильное влияние на формирование светской философии оказали идеи французского Просвещения, особенно Вольтера, и проникшее в Россию масонство. С 19 века доминирующим становится влияние немецкой классической философии.

Французская революция и наполеоновские войны, а особенно восстание декабристов в 1825 году, приостановили движение России в сторону европейской цивилизации. На смену прежнему курсу приходит охранительная идеология «официальной народности», замораживающая развитие России. В этой обстановке и начинается стремительное разделение русской философской мысли на два направления: западники и славянофилы. Особенно жаркие споры разгорелись между ними вокруг оценки петровских реформ и по вопросу дальнейшего пути развития России.

Западники (Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен и др.) считали, что русский народ - европейский народ и ничем, по большому счету, не отличается от других народов Европы, просто у каждого народа есть свое своеобразие. Они считали, что Россия развивается по общим для всех законам, но по ряду причин отстала от передовых стран Запада. Западники высоко оценивали деятельность Петра 1, который направил Россию на европейский путь развития и сократил это отставание. Но свертывание этого курса опять затормозило развитие страны. Чтобы придать новый импульс развитию России, необходимо продолжить начатые Петром 1 реформы.

В духовной сфере - предлагалось распространить европейскую культуру на все слои населения России (прежде всего через развитие системы образования для низших, сословий).

В экономической сфере - создание рыночной экономики, а для этого необходимо отменить крепостное право, наделить крестьян землей на правах частной собственности и обеспечить свободу предпринимательской деятельности.

В политической сфере - формирование демократического правового государства (консервативная часть предпочитала конституционную монархию, радикальная часть — республику).

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Кириевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин и др.) исходили из представлений о самобытности, уникальности русского народа и особого пути развития России. Они негативно оценивали деятельность Петра 1. потому что он свернул Россию с естественного пути, на чуждый ей западный путь развития, Отсюда все беды и несчастья России. Чтобы решить проблемы страны, они по сути дела предложили программу контрреформ.

В духовной сфере - отказ от слепого заимствования западных культурных норм, ориентация, прежде всего, па духовные ценности православия.

В экономической сфере - отказ от рыночного (капиталистического) хозяйства, ориентация на коллективные, общинные формы хозяйствования.

Для осуществления этих идей предлагалось отменить крепостное право и сохранить общинное землепользование.

В политической сфере - полное неприятие западной демократии. Она, по мнению славянофилов, разрушит российское государство. Идеалом для них служила допетровская политическая система, т.е. сословно-представительная монархия (наличие земского самоуправления и высшего представительного органа - Земского собора).

Расхождения между западниками и славянофилами распространились и на вопросы о дальнейшем развитии философии в России. Западники выступали за распространение в России западноевропейской философии. Славянофилы же настаивали на необходимости разработки собственной, русской философии.

 

На базе славянофильства в России к концу 19 века сформировалась оригинальная русская философия. Она явила миру целую плеяду самобытных мыслителей: Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Е.Н.Трубецкой, К.Н.Леонтьев, П.А.Флоренский, В.В.Розанов и другие. Но все-таки первое место в этом далеко не полном списке выдающихся имен занимает Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.). Именно он заложил основы русской идеалистической философии.

Центральное место в философии Соловьева занимает идея всеединства. Основой всеединства выступает Бог (божественная Троица), сотворивший мир и человека. Поэтому всеединство - это, прежде всего, единство творца и творения.

Абсолютное сущее (Бог) распадается на множество элементарных сущностей или идей. Каждая идея обладает определенной силой, что превращает ее в деятельное существо. Эти элементарные сущности, Соловьев называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Но сотворенный мир не является совершенным. «Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого». Поэтому мир должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Главным фактором развития действительности является душа мира - София (божественная мудрость). Именно София является связывающим звеном между творцом и творением, Богом и человеком, именно София направляет развитие мира и человечества.

Бог дал человечеству идеал, к которому оно должно стремиться - это Иисус Христос. В личности Христа произошло соединение божественной и человеческой природы, и в результате появился Богочеловек. То же должно произойти, по мнению Соловьева, и с человечеством, оно должно трансформироваться в Богочеловечество. Осуществление этой цели предполагает творческую активность человека. Через совершенствование окружающего мира и самого себя, человечество реально воссоединится с Богом и превратится в Богочеловечество.

Огромное влияние на развитие русской и мировой философии оказали русские писатели-философы Ф.М. Достоевский (1821-1881 гг.) и Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.)

Центральной темой творчества Достоевского является человек. В своих произведениях он осуществляет глубинный анализ психологии человека и социальных проблем общества. Это приводит его к отказу от европейского, рационального взгляда на человека, как рассудочное существо «Человек есть тайна» и ключ к пониманию человека лежит глубже его сознания, его разума. Ключ - в глубинах человеческой души.

Интересна у Достоевского трактовка добра и зла. Добро заключается в высокой нравственности и исходит от Бога. Зло проявляется при отходе от Бога. Но Достоевский признает необходимость зла. Зло необходимо для испытания свободы человека. С одной стороны зло есть зло, но, с другой стороны, зло есть духовный опыт человека, который его духовно обогащает. Только обогащает не само зло, а та духовная сила, которая пробуждается для преодоления зла. Достоевский считал, что человек должен пройти испытание свободой, что неминуемо поставит его перед выбором: либо путь к человекобогу, и здесь конец и гибель человеческой личности, либо к Богочеловеку, и здесь спасение и окончательное утверждение личности.

В творчестве Л.Н.Толстого также ярко выражен интерес к человеку и к основным проблемам его существования. По мнению Толстого, драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Все это выливается в вопрос о смысле жизни. Решить этот вопрос с позиций рационализма невозможно, только религия и вековая народная мудрость подсказывают, что смысл жизни в чем-то вечном. А вечен лишь Бог. Отсюда смысл жизни человека в вере в Бога и в любви к Богу. Поскольку человек не имеет возможности непосредственно общаться с Богом, то свою любовь к Богу он должен направить на людей и правильное отношение к себе. Правильное отношение к самому себе, это осознание своего несовершенства по сравнению с Богом. Из этого вытекает недовольство человека самим собой, а значит страдания и присутствие взаимно отрицающих стремлений. Но, несмотря на всю противоречивость своей натуры, человек стремится к совершенству, к богоподобию.

Однако ни научный прогресс, ни рост экономики, ни революции, не способны освободить человека от несовершенства, а значит и страданий. Путь к совершенству в преодолении самого себя, в любви, противостоящей насилию. При этом понятие «насилие» имеет у Толстого широкое значение как зло, как любое внешнее принуждение вопреки желаниям человека. Насилие имеет тенденцию самовоспроизводиться и расширяться в масштабах. Поэтому сама идея ограничения насилия насилием является ложной, нельзя решить ни одной проблемы наказаниями и казнями. В связи с этим, Толстой подверг резкой критике государственный аппарат, христианскую религию вообще и Русскую православную церковь, за что был предан анафеме и отлучен от церкви. Но, несмотря на это, учение Толстого приобрело широкую популярность, что привело к возникновению движения «толстовцев» в России и других странах мира.

 

В результате отмены крепостного права и других реформ 60-х годов 19 века, в России начали развиваться рыночные (капиталистические) отношения, при сохранении довольно значительных пережитков феодализма (абсолютная монархия, сословный строй, помещичье и общинное землевладение, отсутствие политических и гражданских свобод). Это привело к нарастанию негативных проблем в Российской империи и изменению настроений в российском обществе. Оно выразилось в отрицании курса на утверждение капитализма, не только славянофилами, но и большинством западников. Сторонники либерально-демократических ценностей оказались в меньшинстве.

Это привело к образованию в 70-е годы 19 века народнического движения. Главными идеологами народничества были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев и Н.К.Михайловский. Их общим идеалом был аграрный, крестьянский социализм, но по поводу путей достижения этой цели мнения их разделились. К концу 19 века это движение выдохлось, и в России начинают распространяться коммунистические идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

У истоков российского марксизма стоял Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918 гг.). Он организовал работу по переводу на русский язык марксистских сочинений и распространению их в России. Затем выходят и собственные работы Плеханова «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «Проект программы русских социал-демократов» и многие другие. Их содержание направлено на критику народничества и пропаганду марксизма.

Новый толчок развитию марксизма придал Владимир Ильич Ленин (1870-1924 гг.). В своих философских работах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» и др., Ленин проводит детальную разработку сущности материи и сознания, а также других проблем философии начала 20 века. Но все же главное внимание он уделяет развитию марксистской теории общества. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» он пытается обосновать положение о том, что капитализм в начале 20 века достиг высшей точки своего развития - стадии монополизма. А это значит, по Марксу, что степень обобществления производства созрела для перехода от капитализма к коммунизму. Ленин также разработал учение о революционной ситуации и партии нового типа, под руководством которой пролетариат (рабочий класс) может осуществить мировую пролетарскую революцию и построить коммунистическое общество.

Но Ленин был не только теоретиком революции, но и практиком-революционером. Под его непосредственным руководством в России была создана партия нового типа - РСДРП (б). В условиях начавшейся в 1917 году революции, эта партия сумела взять власть в свои руки и приступить к строительству коммунизма. Но надежды Ленина на то, что революция в России станет началом мировой революции, не оправдались. И тогда Ленин инициировал создание государства нового типа - Союза Советских Социалистических Республик. В этом государстве провозглашается равноправие всех народов и право наций на самоопределение, вплоть до выхода из состава СССР. Предполагалось, что по мере разрастания революционного движения, все народы мира войдут в это сообщество. О том, что кто-то захочет выйти из состава СССР, в то время никто и не думал.

В результате деятельности Ленина я его сподвижников, марксизм, в российских условиях, трансформировался в коммунистическую идеологию. Но, заняв в Советском Союзе монопольное положение, эта идеология перестала развиваться и к концу 20-го века утратила свое влияние.

Вопросы и задания.

1.Когда и почему возникла философия на Руси? Каковы ее основные идеи?

2.Сравните взгляды западников и славянофилов. Кто из них прав?

3.Охарактеризуйте философские взгляды В.С.Соловьева.

4.Какие философские проблемы поднимаются в творчестве Достоевского и

Толстого? Как они решаются?

5.Какие новые идеи внес в марксизм Ленин?

6,Как вы думаете, почему провалилась попытка построения

коммунистического общества в СССР?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.