Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание - высшая ступень развития жизни




План.

1. Проблема сознания в философии.

2. Что такое сознание?

3. Природные предпосылки сознания.

4. Возникновение человека и его сознания.

 

Одной из высших форм бытия является также внутренний, духовный мир человека. В научной философии его обычно называют сознанием, Вопросы о происхождении сознания, его природе, сущности, всегда волновали, волнуют, и будут волновать лучшие умы человечества. Исследование этих проблем, как и других философских вопросов, проходило по двум направлениям - идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания всегда имело христианское богословие.

Идеалисты, как правило, отождествляли сознание с душой. Душа трактовалась ими, как нематериальная сущность, не возникающая одновременно с телом, а существующая вечно и связанная невидимыми каналами с Мировым Разумом. Душа обладала активностью, и соединяясь с косной материей, порождала человека.

Христианское богословие тоже исходит из того, что человек состоит из тела и души, причем и тело и душа сотворены Богом. Но для полноценного становления христианской личности требуется еще и обретение Святого Духа. Отсюда следует, что идеальное человеческое сознание - это гармоническое единство Святого Духа и души.

Материалисты в решении проблемы сознания всегда исходили из того, что сознание вторично по отношению к материи и являет собой особую функцию головного мозга.

Жесткое противостояние идеализма и материализма привело к односторонним трактовкам важнейших проблем сознания и недостаточной их разработанности в философии. И только в 20 веке начинается комплексное исследование проблем сознания современными специализированными науками.

Человеческое сознание является сложным, многогранным феноменом, поэтому его изучает множество наук: философия, психология, биофизика, биохимия, психиатрия, кибернетика и другие. Но вследствие своей многогранности и нематериальности, сознание с большим трудом поддается изучению и любое его определение, если не оговаривать специального направления этого определения, оказывается не полным, не передающим всех своеобразий этого удивительного явления.

Поэтому, за точку опоры, мы возьмем наиболее часто употребляемое определение сознания, используемое в философской теории познания - гносеологии. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Условно сознание можно разбить на четыре сферы. Главной целью первой сферы сознания является регуляция поведения человеческого тела в окружающем мире, на основе анализа поступающей через органы чувств информации. Вторая сфера - сфера мышления, с помощью которой человек выходит за пределы чувственно - воспринимаемого сущего в мир абстракций. Третья сфера связана с эмоциональной компонентой сознания. Сюда относятся эмоции (гнев, страх, восторг и т.п.) и чувства (любовь, ненависть, наслаждение и т.п.). И, наконец, четвертая сфера включает в себя ценностно-мотивационный комплекс сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их творческому формированию в виде интуиции, воображения, фантазии и т.п. Но всегда нужно помнить, что все эти компоненты сознания переплетены между собой, тесно взаимодействуют и разделить их практически невозможно.

 

Большинство современных философов исходит из представлений о естественном, природном происхождении сознания. В пользу этого говорят данные многих наук, и прежде всего биологии. Так одним из основных свойств человеческого сознания является способность к отражению окружающей действительности и адекватному реагированию на нее. Но эти способности проявляются, пусть и в примитивных формах, уже у организмов стоящих на низшей ступени развития. Например, первой формой отражения в живой природе стала раздражимость (ответная реакция на внешние воздействия). Мы знаем, что одноклеточные организмы реагируют на изменение температуры и освещенности. У растений - это выражается в раскрывании и закрывании цветков, распускании и сбрасывании листьев и т.д.

Возникновение органов чувств и нервной системы у более сложных организмов привело к появлению новых форм отражения, а значит и новых форм поведения. У этих существ появляются безусловные рефлексы (врожденные инстинкты), которые теперь регулируют поведение этих особей.

Появление головного мозга добавило к прежним способностям, возможность реагировать на внешнюю среду посредством условных (приобретенных) рефлексов. При этом отражательная функция условных рефлексов основана на принципе обратной связи: рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами головного мозга и заканчивается ответными действиями мышц и органов. При этом возникающие импульсы сигнализируют о результатах этой работы и возвращаются в мозг. Это дает возможность вносить коррективы в производимые действия и значит, вплотную подводит к разумному поведению.

С точки зрения современной науки, уже в психике высших животных можно видеть зачатки разумного поведения, основанные на индивидуальном и коллективном опыте. Например, волки во время охоты прекрасно ориентируются в складывающейся обстановке, вырабатывают определенный план действий и осуществляют его. Можно сказать, что у волков есть практический интеллект, который проявляется в непосредственной деятельности.

Многочисленные опыты показывают, что высшим животным свойственно не только инстинктивное, но и разумное поведение, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитических форм мыслительной деятельности, основанных на образном мышлении. Отличие же мыслительной деятельности человека выражается в том, что наряду с образным мышлением, человек обладает и способностью к абстрактному мышлению.

 

Единственным реальным существом, обладающим сознанием является человек. Поэтому вопрос о происхождении человека стал одним из самых главных для философии.

Уже первобытные люди начинают задумываться над этим вопросом и искать на него ответы. Эти ответы определялись мировоззрением древних людей. В условиях господства мифологического сознания, люди ощущали себя неотъемлемой частью природы и вели свою родословную от какого-либо животного, реже растения. Так люди из рода медведя считали, что они произошли от медведя, люди из рода волка - от волка и т.д.

С появлением на исторической арене национальных и мировых религий, изменилось и мировоззрение человека. В это время начинает господствовать библейская версия происхождения человека. Согласно Библии, первый человек - Адам - был создан Богом на шестой день творения, по образу и подобию своему. И если неживая и живая природа была создана из ничего, то человек создается из земной почвы. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», Затем Бог усыпил Адама, вынул его ребро, и из него создал женщину - Еву. Таким образом, появились на свет родоначальники человечества - Адам и Ева.

В Новое время утвердилась научная версия происхождения человека. Ее основу составляет эволюционная теория Ч.Дарвина и трудовая теория Ф. Энгельса. Согласно этой версии, человек произошел от одного из вымерших видов человекообразных обезьян. В настоящее время большинство философов и ученых стоят на позициях именно этой теории происхождения человека, но откорректированной на основе последних достижений современной науки.

Согласно последним данным выделение человека из мира животных (антропогенез) началось около 4-х миллионов лет назад. Главными факторами или причинами антропогенеза стали:

- наследственная изменчивость, в том числе мутации;

- естественный и половой отбор;

- трудовая деятельность.

Сегодня ни у кого уже нет сомнения, что именно трудовая деятельность стала главной причиной превращения обезьяны в человека. Но возникает вопрос: «Почему обезьяны начали изготавливать и применять орудия труда?» Опыты с человекообразными обезьянами показывают, что они способны использовать различные предметы для решения определенных задач, прежде всего добывания пищи. Но происходит это только тогда, когда привычным способом сделать это невозможно. Отсюда можно сделать вывод, что начало трудовой деятельности, связано с довольно резким изменением среды обитания. Лишившись привычной кормовой базы, популяция обезьян становится перед выбором, или погибнуть, или найти новые способы добывания пищи. Естественно, что преимущество здесь получают мутировавшие особи, с новыми признаками, позволяющими им выжить в изменившихся условиях. В данном случае, мутации, вероятно, коснулись головного мозга и передних конечностей, что и позволило этим особям выжить за счет применения простейших инструментов: палок, камней, костей и рогов убитых животных. А дальше в результате естественного отбора новые качества начинают закрепляться и усиливаться. Таким образом, начинается эволюция человека. Основными этапами этой эволюции стали:

- переход к прямохождению;

- овладение огнем;

- появление членораздельной речи и абстрактного мышления;

- появление религиозных верований и родо - племенной организации. Отсюда видно, что решающим фактором для формирования человеческого сознания стало появление членораздельной речи и на ее основе способности к абстрактному мышлению. Именно это и привело к появлению около 40 тысяч лет назад человека современного типа - Хомо сапиенс (человек разумный).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.