КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание и познание
План. 1. Гносеология - учение о познании. 2. Субъект и объект познания. 3. Основные формы познания. 4. Истина и ее критерии. 5. Познаваем ли мир?
Одной из главных функций человеческого сознания - является познание окружающего мира. Уже с первых шагов своего существования философия поставила вопрос: «Как, каким образом человек познает мир?» Важность этого вопроса привела к формированию в рамках философии особой теории познания - гносеологии (термин «гносеология» происходит от греческих слов «гнозис» - знание и «логос» - слово, учение). Гносеология пытается ответить на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каковы ее критерии, познаваем ли мир в принципе, а также на многие другие аналогичные вопросы. Так, что же такое познание? Познание - это процесс постижения человеком (обществом) новых, ранее не известных ему фактов и явлений, признаков и свойств, связей и закономерностей действительности. Действительность (реальность) - это прежде всего окружающий человека мир, в том числе общество. Но сюда же к реальности относится и сам человек, ибо он тоже, часть действительности. Более того, чувства, переживания, мысли, фантазии, мечты, т.е. весь духовный мир человека - тоже действительность, правда, несколько иного плана, по сравнению с материальными предметами. И такого рода различия необходимо учитывать в процессе познания.
Чтобы понять процесс познания в целом как системное образование, в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания. Субъект познания - это источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания могут выступать как отдельные личности, так и группы людей (группа студентов, коллектив лаборатории и т.д.) и даже все человечество. Человеческое общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, а также разные поколения людей, что позволяет накапливать знания и передавать их по наследству новым поколениям людей. Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его познавательная или практическая деятельность, В качестве объекта познания могут выступать материальные образования (вещи, живые организмы, химические элементы и т.д.), социальные и духовные явления (общество и его проблемы, духовный мир человека и т.п.), а также результаты самого познания (научные теории и гипотезы, итоги экспериментов, учебные дисциплины и т.д.). Итак, мы выяснили, что в процессе познания участвуют две стороны - субъект и объект познания. Субъект - активная сторона, а объект пассивная сторона познавательной деятельности, но они очень тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
В следующую очередь необходимо выделить формы или уровни познания. В гносеологии обычно выделяют два основных уровня познания: чувственный и рациональный. Чувственное познание — это непосредственное познание окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Каждый из этих органов играет разную роль в зависимости от возраста человека. Так в раннем детстве ведущими являются осязание и вкус. Взрослый человек большую часть информации получает с помощью зрения и слуха. Основными элементами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. Действительно познание человеком внешнего мира, начинается с получения ощущений. Ощущения - это реакции наших органов чувств на внешнюю среду, в ходе которых отражаются отдельные свойства объектов (зрительные образы, цвета, звуки, запахи, вкусы, холодное, твердое, и т.д.). Сигналы от органов чувств поступают в головной мозг и складываются в цельный образ. Таким образом в сознании возникает восприятие изучаемого объекта. Отсюда следует, что восприятие - это цельный, полномасштабный, многогранный образ объекта, образующийся в нашем сознании. Дальше сознание обрабатывает восприятие, выделяет основные признаки, отбрасывает несущественные детали и откладывает получившийся образ в памяти. Таким образом получается представление о объекте. Итак, представление - это уже обобщенный образ изучаемого объекта, сохраняемый и воспроизводимый нашим сознанием. Чувственное познание характерно для всех высших живых организмов. Однако человек, помимо чувственного познания, имеет способность постигать мир и себя, с помощью мышления, т.е. рационального познания. Рациональное познание - это высший уровень познавательной деятельности, связанный с абстрактным мышлением и приносящий теоретические знания. В этом процессе обязательно используется язык (как система символов) и особые приемы мышления (сравнение, анализ, синтез и т.д.). Основными элементами рационального познания выступают понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это форма мысли в которой отражается общее во множественности реального мира. Это общее выделяется в особый класс и получает словесное определение (деревья, люди, парты, красное, белое и т.д.) Суждение - это форма мысли в которой понятия связаны так, что она или отрицает, или утверждает какую либо информацию о объекте. Например, изучив конкретное дерево, мы можем высказать следующие суждения: «Это дерево не дуб» или «Это дерево является березой». Умозаключения - представляют собой умственные рассуждения, в ходе которых анализируется действительность, выявляются причинно-следственные связи и делаются определенные выводы. Например, берем реальное событие - сегодня ночью река покрылась льдом. Зная, что вода замерзает при температуре ниже ноля градусов, не выходя на улицу можно сделать вывод, что ночью «ударил мороз» и на реке образовался лед. То есть мы с вами теоретически нашли причины образования льда и значит, сделали умозаключение. В результате рационального осмысления мира человек получает теоретические знания о действительности.
В процессе познавательной деятельности человек стремится получить истинное знание. Естественно, это сразу вызывает вопрос: «Что есть истина?» В российской философии, чаще всего используется следующее определение истины. Истина - это соответствие наших знаний объективной действительности. Всегда ли наши знания соответствуют действительности? Нет не всегда, иногда человек заблуждается. Заблуждение - это непреднамеренное несоответствие наших знаний и суждений действительности. Но человек также может солгать. Ложь - это преднамеренное возведение заведомо неправильной информации в истину. Исходя из этого, очень важно уметь отличать истину от заблуждения и тем более лжи. А для этого необходимо знать критерии истины. В разных философских системах применялись и применяются различные критерии истины. В религиозной философии главным критерием истины является Бог (в христианстве боговдохновленная книга - Библия). Некоторые философы главным критерием истины считают логическую непротиворечивость теории, другие - ее соответствие здравому смыслу, третьи - общезначимость, но наиболее удачный критерий истины выдвинула марксистская философия. Здесь основной критерий истины - практика. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на истинность. Однако, закономерно возникает вопрос: «Может ли истина быть выражена в человеческих знаниях сразу целиком, полностью?» То есть: «Истина понятие абсолютное или относительное?» По большому счету в бесконечном мире абсолютной истины достичь невозможно. Но это не значит, что человечеству недоступно достоверное знание о мире. Если в какой либо научной теории имеется объективная информация о мире, значит в ней есть часть абсолютной истины. Но сами научные теории носят относительный характер. Они формируют истину в каких-то конкретных исторических условиях и для этого времени являются абсолютными. Так, например, утверждение, что атом является самой маленькой неделимой частицей материального мира, для 19 века был абсолютной истиной. Но в конце 19 начале 20 веков ученые открыли, что атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов. В результате этого открытия, прежнее утверждение перешло в разряд относительных истин. Таким образом, развитие науки можно представить как длительный, непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания. Абсолютная истина предстает в таком случае, как бесконечная сумма относительных истин, которые формирует человечество на протяжении всей истории. Как мы выяснили, гносеология изучает процессы познания человеком действительности. Отсюда следует, что главным вопросом гносеологии должен стать вопрос: «Познаваем ли мир?» В самом деле, этот вопрос далеко не прост. И сомнение здесь имеет серьезные основания. Сколько раз, то, что представлялось совершенно ясным, понятным, достоверным оказывалось иллюзорным, сомнительным, ошибочным. Не случайно многие знаменитые философы очень критично оценивали возможности человеческого познания. Но с другой стороны история показывает и обратные примеры величайших научных открытий, в корне изменивших мировоззрение человечества и открывших для него новые возможности. Отсюда вытекают и различные трактовки основного вопроса гносеологии. Скептицизм (Пиррон, Протагор, Горгий, Беркли, Юм и др.) - отрицает возможность познания мира. Скептики не допускали возможности достоверного знания, отвергали причинность в мире, отрицали существование добра и зла, не верили в возможность обоснования норм и законов. Всех, не разделявших убеждений скептицизма, они называли догматиками и глупцами. Агностицизм (И.Кант, Г.Коген, Э.Кассирер и др.) - допускает лишь частичное, неполное знание о вещах и предметах реального мира. Нам людям доступны лишь «вещи для нас», то есть явления, но не «вещи в себе», то есть сущность вещи. Поэтому полное, достоверное знание о мире невозможно. Оптимизм (Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин и др.) - считает, что нет ничего невозможного для человеческого разума, а это значит мир -познаваем. Полемика между представителями этих течений достигала высочайшего накала, а иногда даже переходила рамки дозволенного, но з целом способствовала развитию философии и совершенствованию методов познания. Большинство же современных философов и ученых считает, что мир в целом не познаваем, потому что он бесконечен в пространстве и времени. Но в принципе, возможно познать сущность любой материальной системы. А знания о мире, по мере развития общества, будут накапливаться, обобщаться, совершенствоваться и служить человечеству. Вопросы и задания. 1. Что такое гносеология и чем она занимается? 2. Что такое субъект и объект познания? 3. Что представляет собой чувственное познание? Каковы его основные элементы? 4. Что представляет собой рациональное познание? Каковы его основные элементы? 5. Что такое истина, заблуждение и ложь? 6. Каковы критерии истины? Истина понятие относительное или абсолютное? 7. Познаваем ли мир? Какие существуют точки зрения по этому повод>^? Ваша точка зрения? Рекомендуемая литература. 1. Алексеев П.В. Пашин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М, «Проспект». 1998. 2. Алексеев В.П. Першкц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». - М., Высш. шк., 1990. 3. Демин В.Н. Тайны Вселенной. - М., «Вече». 1998. 4. Основы философских знаний. Курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений. - М, 1994. 5. Свящ. Сергий Михальчук. Категория бытия в христианской философской антропологии. Сборник научно-богословских трудов преподавателей Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). - Белгород. 2006.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |