Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода и творчество




План.

1. Проблема свободы в философии.

2. Необходимые условия для свободы.

3. Творчество: его истоки и проявления.

4. Свобода и творчество в концепции Н.Бердяева.

 

Как мы выяснили, человек существо духовное. Он не только удовлетворяет свои физиологические потребности, но и стремится к духовным идеалам и ценностям. Именно они определяют духовные качества каждого человека, и именно ориентируясь на них, личность выстраивает линию своего поведения.

Среди множества высших ценностей человеческого существования особо выделяется свобода. Действительно размышляя о человеческой жизни, мы невольно задаемся вопросами: «Свободен человек или нет? Что значит быть свободным? Каковы границы человеческой свободы? И самое главное, как стать свободной личностью?» Как вы понимаете, ответить на эти вопросы совсем не просто. В обществе, как правило, существуют две крайние и, в общем то не соответствующие действительности концепции свободы человека.

Волюнтаризм - трактует человека, как существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств и значит полностью свободное. Сторонники волюнтаризма определяют высшим принципом бытия волю человека и верят в ее полную независимость от реальностей мира. Человек, по их мнению, обречен быть свободным.

Фатализм - рассматривает человека, как существо полностью зависимое от внешних факторов (Бог, судьба, карма, природные необходимости, культурные нормы и т.д.) и поэтому полностью отвергает наличие свободы. По большому счету, все религиозные люди являются фаталистами, но и среди атеистов-материалистов тоже довольно много сторонников этой точки зрения.

Очевидная ограниченность волюнтаризма и фатализма, порождает стремление выявить подлинное значение понятия свобода. Как мы знаем человек существо биосоциальное и ею жизнь определяется природными и общественными необходимостями. Но перед человеком, как правило, встает не одна, а целый букет необходимостей. И если человек свободен, то он имеет возможность из множества альтернатив выбрать наиболее подходящую. Свобода есть там, где есть выбор: выбор целей деятельности, выбор средств достижения целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации. Сделав выбор желаемого из спектра альтернатив, человек тем самым снимает противоречие между свободой и необходимостью. Высшая же степень свободы человека - это совпадение его желаний и стремлений с объективной необходимостью. Например, вы закончили школу, и перед вами встала объективная необходимость получить профессиональное образование. Вы с детства мечтали стать бухгалтером и поэтому без всякого принуждения выбрали наш колледж, успешно сдали вступительные экзамены, и с огромным удовольствием учитесь в нем. В данном случае ваше желание совпало с объективной необходимостью, и вы успешно реализуете свой выбор. Отсюда следует, что свобода ~ это, прежде всего, право человека делать выбор и реализовывать его на практике. Антиподом свободы в таком случае выступает принуждение, т.е. действия человека под влиянием внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.

 

Все ли люди вокруг нас свободны? Конечно нет, свобода или не свобода человека связана с множеством внутренних и внешних условий его существования.

Если взять современное общество, то для того чтобы быть свободным, человек должен стать совершеннолетним. До достижения совершеннолетия человек не имеет право самостоятельно решать свою судьбу, т.е. быть свободным.

Второе условие свободной деятельности - познание необходимости. При этом под необходимостью понимается знание законов природы и общества, умение находить средства и способы для реализации своего выбора. А это приходит только через жизненный опыт и процесс обучения.

Свобода человека сопряжена с ответственностью, так как любое действие человека, как правило, затрагивает интересы других людей. Тот, кто не способен брать на себя ответственность, не может быть свободным.

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный выбор, принятое решение означает, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать что-то не так или не то, предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности, и особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью, но и с личными качествами человека: ответственностью, совестью, мужеством, и, конечно же с силой воли.

Степень свободы человека зависит также от общества, в котором протекает жизнедеятельность человека. Каждая историческая эпоха устанавливает свой уровень свободы, путем моральных и юридических установлений. Причем расширение степени свободы на протяжении всей истории человечества осуществлялось в форме борьбы людей против ограничений своей свободы.

С другой стороны, свобода выбора зависит и от самого человека: от его умственных способностей, уровня образования и квалификации, наконец, просто от состояния здоровья. Поэтому, чем более всесторонне развита личность, тем большей свободы она требует от общества. Отсюда свобода и развитие личности органически связанны друг с другом и необоснованное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее деятельности и поведения, наносит вред, как личности, так и самому обществу.

 

Одним из самых удивительных свойств человеческой личности является способность к творчеству. Что же такое творчество? В большинстве учебников философии творчество определяется как процесс создания чего-то принципиально нового, неизвестного. Но создать, сотворить что-то принципиально новое очень трудно и происходит это довольно редко, Чаще всего творчество проявляется в процессе совершенствования, в доведении до более высокого качества уже существующего. И даже открытие, изобретение чего-то «принципиально нового», как правило, опирается на все те знания, умения, навыки и технологии, которые уже имелись у человечества. Отсюда следует, что творчество - это процесс человеческой деятельности, в ходе которого совершенствуются старые и создаются качественно новые духовные и материальные ценности.

Некоторые люди понимают под творчеством только деятельность в сфере науки или искусства. Но это не правильно, творчество очень неоднородно и многообразно. Существует множество различных видов творчества: научное, художественное, техническое, религиозное, мифологическое, военное, организаторское, ну и наконец, просто повседневно-бытовое. Также и к подготовке учебных заданий можно отнестись формально, а можно и творчески.

Все ли люди обладают даром творчества? Да все, но, к сожалению не все способны реализовать свои творческие способности. Для реализации человеком своего творческого потенциала необходимо соединение внутренних качеств (способностей, трудолюбия, силы воли и т.п.) и определенных внешних условий. Если, например, талантливый ребенок родился в низкообразованной, малообеспеченной семье, проживающей в каком-то глухом уголке нашей страны, то вряд ли у него смогут развиться его природные способности. Поэтому каждое государство, если оно хочет быть развитым и сильным, должно проявлять заинтересованность в создании благоприятных условий для развития творческих способностей, как можно большего числа своих граждан. А сделать это можно только за счет повышения уровня жизни» образования, культуры широких масс населения и активного приобщения подрастающего поколения к творческой деятельности.

Еще одно непременное условие реализации творческих способностей то, что они должны быть востребованы обществом. Из опыта истории мы знаем, что многие открытия, изобретения, художественные произведения встречались обществом в штыки, а их создатели преследовались. Поэтому творец должен быть не только талантливым, но и сильным, смелым, упорным и достаточно гибким человеком.

Но даже в благоприятных условиях не всем удается добиться творческих успехов в равной степени. Это позволяет ввести шкалу реализации творческого потенциала: способность, талантливость, гениальность.

Способность - это врожденная предрасположенность к какому-либо виду деятельности. У одних людей проявляется способность к техническому творчеству, у других к математике, у третьих к музыке и т.д. Причем исходный уровень этих задатков неодинаков у различных людей: у одних выше, у других ниже.

Талантливость - это уже развитые, за счет упорного труда, способности, позволяющие успешно реализовывать их на практике.

Ну, и наконец, когда у человека сочетается высокая врожденная одаренность с огромной силой воли, целеустремленностью и трудолюбием, то это приводит к гениальности - проявляющейся в создании качественно новых творений, имеющих огромное общественно-историческое значение. С именем гениев связаны поворотные моменты в развитии науки, искусства, техники, политики, военного дела и т.д.

Поскольку талантливость и особенно гениальность всегда сопровождается высоким уровнем вдохновения, одержимости и довольно часто интуитивным озарением, то данные феномены породили разные мнения на этот счет. Одни отождествляют гениальность с безумием, другие считают ее божественным даром. Но исследования в области психологии творчества показали, что среди гениальных личностей вполне здоровых и нормальных людей не меньше, чем среди простых граждан. А факты интуитивных озарений проявляются только при одном условии - когда человек полностью погружается в решение какой-либо проблемы. Поэтому творчество - это с одной стороны вдохновение, взлет фантазии, озарение, а с другой стороны - это упорный самоотверженный труд, требующий огромных профессиональных знаний и умений.

 

И заканчивая тему свободы и творчества, хотелось бы привести, по этому поводу, точку зрения известного русского философа Н.Бердяева. Он считал, что связь свободы с природной и социальной необходимостью лишает понятие свободы всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна, беспричинна. «Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы». Настоящая свобода, по его мнению, лежит в сфере духа и заключается, прежде всего, в творчестве. «Творчество не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира». Таким образом, свобода человека заключается в его внутренней творческой энергии. Через свободу человек может творить совершенно новую реальность, новую жизнь общества и природы. «Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и не только психическое существо, в природном смысле слова. Человек - свободный, сверхприродный дух, микрокосмос... Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество».

Вопросы и задания.

1 Что такое волюнтаризм и фатализм?

2. Что такое свобода с вашей точки зрения?

3. Что необходимо человеку чтобы быть свободным?

4. Что такое творчество? От чего зависит реализация творческого потенциала?

5. Что такое способность, талантливость, гениальность? Как стать гением?

6. Каким образом трактует свободу и творчество Н.Бердяев? Выскажите свое мнение по поводу этой концепции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.