Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и история




План.

1. Возможности исторического познания.

2. Смысл и направленность исторического процесса.

3. Движущие силы природы.

4. Теория пассионарности Л.Н.Гумилева.

 

Одним из главнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира. В рамках философии истории, он будет звучать примерно следующим образом: «Постижимо ли прошлое? Насколько полно и достоверно мы можем реконструировать события давно минувших лет?» Как мы уже знаем, часть философов отвечает на эти вопросы отрицательно, другая часть - положительно. Чтобы лучше разобраться с этой проблемой, необходимо, хотя бы кратко, рассмотреть основные источники наших знаний о прошлом.

Самыми ценными поставщиками информации об исторических событиях являются письменные источники, К ним относятся - летописи и хроники, архивные документы, исторические и религиозные труды, мемуары, газеты и журналы, дневники и письма, художественная литература, а также граффити (надписи и рисунки).

Но письменные источники охватывают лишь небольшой период человеческой истории, и опираясь лишь на них, невозможно восстановить всю историю человечества. Поэтому очень большое значение историки придают изучению материальных источников: орудия труда, предметы религиозного культа, оружие, предметы быта, произведения искусства, транспорт, здания и т.д. А помогает находить и изучать эти вещи (или их останки) специальная наука археология.

Так же, очень много информации о прошлом дает изучение народного творчества: мифы, легенды, былины, сказки, пословицы и поговорки, песни, танцы, ремесла и т.п.

Большую помощь историкам оказывают и представители других специализированных наук: антропологии, этнологии, филологии, топонимики, палеонтологии, нумизматики, геологии, астрономии и т.д.

Ну, и наконец, в Новейшее время появилась целая серия уникальных средств хранения и передачи информации: радио, кинематограф, телевидение, ауди - видео носители, компьютеры, ЭВМ и т.д. О событиях нашего времени, историки черпают информацию преимущественно из них.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что познание истории хоть и связано с немалыми трудностями, но возможно. А полнота раскрытия исторических событий зависит от количества и качества привлекаемых источников. Чем больше разнообразных источников привлекается для изучения какого-либо события, тем точнее и полнее удается восстановить это событие.

Но, читая историческое произведение всегда нужно помнить, что история наука субъективная. Историю пишут живые люди, а не машины. Каждый же человек имеет свое индивидуальное мировоззрение: свою систему ценностей, свои симпатии и антипатии, национальные, религиозные, социальные и политические пристрастия. Поэтому одни и те же события интерпретируются различными историками по-разному. Яркий пример - отношение российских историков к Октябрьской революции 1917 года. Для одних это величайшее событие в истории России и всего человечества, для других ужасная трагедия.

Означает ли это, что объективных исторических знаний в принципе не может быть. На мой взгляд, объективный характер могут носить лишь точно установленные факты; Например, 22 июня 1941 года произошло нападение фашистской Германии на СССР. А любое описание этого события, неминуемо будет носить субъективный характер. Но, пропуская историческое событие через себя, историк (да и любой читающий историческое произведение) устанавливает духовную связь между прошлым настоящим. Благодаря этой связи прошлое начинает оказывать влияние на настоящее, а значит и на будущее, т.е. история становится одним из определяющих факторов развития человеческой цивилизации. Именно поэтому история является одной из самых популярных наук, которой интересуются не только профессионалы, но и простые люди. И еще одно замечание, представьте насколько безжизненными и скучными были бы исторические произведения, если бы их создавали, пусть даже и самые лучшие, компьютеры и ЭВМ.

 

При основательном знакомстве с историей неизбежно возникает вопрос о смысле и направленности исторического процесса. Существуют ли какие-то закономерности в развитии различных народов и государств? Если существуют, то в чем они заключаются? И самое главное, к чему они нас, т.е. человечество приведут? Я думаю всем понятно, что по таким сложным вопросам не может быть единого мнения. Поэтому кратко рассмотрим основные точки зрения по этой проблематике.

Философы древнего мира (Индия, Китай, Греция) понимали историю, как вечное циклическое движение по замкнутому кругу. Мир периодически рождается, проходит определенные этапы развития (как правило, регрессивное развитие от золотого века к железному веку) и разрушается, затем все повторяется вновь. В настоящее время примерно таких же позиций придерживаются сторонники цивилизационного подхода. Суть их концепций заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как круговорот локальных цивилизаций. В современном мире ими выделяются, как правило, следующие цивилизации: Западная, Восточная (Индо-Кятайская), Мусульманская и Российская.

В Средние века появляется христианская, линейная концепция истории. У истории человечества есть начало (сотворение Адама и Евы) и направление движения к конечной цели (Царству Божьему на Земле).

В Новое время возникает идея о движении человечества по пути исторического прогресса (поступательное движение от менее совершенного к более совершенному). Единственное, что разделяет сторонников этой точки зрения - выбор критериев прогресса. Одни признают за критерии прогресса развитие науки и техники, другие уровень свободы человека, третьи - социальную справедливость и т.д. Но практически все сторонники теории прогресса, по сути дела продолжают христианскую историческую традицию - веры в Царство Божье на Земле - придав ей научное, светское содержание. Наиболее яркий пример, марксистская теория закономерного движения человеческого общества к «светлому будущему» - коммунизму.

В Новейшее время вера в прогрессивное развитие человечества пошатнулась. Появилось множество пессимистических точек зрения о движении человечества по пути регресса (от лучшего к худшему) и приближающейся антропологической катастрофе (гибель человечества). И, к сожалению, у сторонников этой концепции есть очень серьезные основания для пессимизма.

Но все-таки, большая часть современных ученых и философов считает, что в истории одновременно присутствуют, и прогресс, и регресс, причем прогресс преобладает над регрессом. Действительно равномерного, поступательного движения по восходящей никогда в истории не наблюдалось. Одни страны бурно развиваются, другие переживают кризис, прогресс в экономике может сопровождаться духовным регрессом и т.д. Однако если смотреть на развитие человеческого общества объективно, то только слепой не заметит, что человечество развивается все более ускоряющимися темпами. Особенно это касается науки и техники. Также довольно позитивные изменения происходят в политической сфере: исчезли кровавые диктатуры, все более расширяется зона демократии. Что же касается проблем, то они всегда были и будут. Надо быть оптимистами и верить в творческие способности человечества, которые позволят решить очередные проблемы и продолжить движение человечества по пути всестороннего прогресса.

Не менее важной проблемой философии истории является и вопрос о движущих силах истории. Кто творит историю? Кто направляет ход исторических процессов? Почему некоторые народы и страны отклоняются от магистрального направления развития человечества? В ходе решения этих проблем в философии выделились три главные точки зрения.

1) Историю творят выдающиеся личности (субъективный фактор). Для подтверждения этой версии обычно приводят биографии великих людей (Александра Македонского, Юлия Цезаря, Петра Великого, Наполеона, Ленина и т.д.) и на их примерах показывается, как эти люди изменили ход человеческой истории. Такие же примеры можно привести и по истории науки, экономики, искусства и т.д.

2) Историю двигают и направляют народные массы, от личности ничего не зависит (объективный фактор). Например, многие обвиняют В.И. Ленина в том, что именно он был инициатором революции 1917 года в России. Но я думаю, что всем понятно, если народ доволен своей жизнью, то никакие личности не поднимут его на революцию. Революция в России произошла потому, что для нее созрели объективные причины, которые и заставили подняться народ на борьбу.

3) Решающая роль в истории принадлежит народу, но и выдающиеся личности влияют на ход исторических процессов. Действительно, личность, какой вы выдающейся она не была, не может играть определяющую роль в историческом процессе. Вместе с тем, роль личности становится решающей в каких либо ограниченных временем и пространством исторических событиях. Опять возьмем для примера революцию 1917 года. Революция в России началась без всякого участия Ленина и партии большевиков. Но благодаря личным качествам Ленина, большевики смогли возглавить народные массы и повести их за собой, обеспечив тем самым себе победу в революции и гражданской войне. Но объективный ход истории расставил все на свои места. Социальный эксперимент, по построенное коммунизма потерпел крах, и Россия возвращается б русло генерального курса исторического развития.

В целом, подводя итог рассмотрению данного вопроса, можно сказать, что история вариативна, т.е. в ней всегда имеется несколько вариантов развития событий. И не факт, что всегда реализуется наиболее объективно закономерный вариант. Связано это с тем, что в истории действуют личности, обладающие различными идеалами и установками, и в то же время наделенные свободной волей. Так как в одиночку человек не может реализовать свои планы, то люди вынуждены объединяться в политические партии, профессиональные и творческие союзы, религиозные общества, тайные организации и т.п. Объединившись, все личности вынуждены действовать, сообразуясь не только со своими целями, но и сообразуясь с интересами своих соратников. Поэтому конечный результат деятельности, даже самых успешных личностей, как правило, не соответствует желаемой идеальной цели. И это довольно часто, становится причиной разочарований, как для самой личности, так и для тех людей, которые поверили в него, и пошли за ним. Но в любом случае, даже однозначно негативный опыт, духовно обогащает человечество и способствует оптимизации дальнейшего вектора его развития».

 

Но все эти и другие концепции движущих сил истории не могут объяснить, почему именно данные конкретные личности (Петр Великий, Наполеон, Жанна д, Арк и т.д.) вышли на авансцену истории. Почему в определенные моменты, при равных условиях, «народ безмолвствует», а в другое время, достаточно малейшей искры, чтобы привести его в движение. Ответить на эти вопросы попытался русский историк и географ Л.Н.Гумилев (1912-1992 гг.), создавший свою теорию исторического развития человечества.

Основополагающие принципы его теории заключаются в следующем. Всемирная история - это история этносов (народов), которые рождаются, создают свою культуру, социальную и государственную структуры, взаимодействуют с другими народами, и, в конце концов исчезают с исторической арены. Средняя продолжительность существования этноса (этногенез), около 1100-1500 лет.

Движущей силой этногенеза, а значит и истории, являются пассионарии (от латинского слова «пассио» - страсть). «Пассионарность - это характерологическая доминанта; это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)». Пассионарии стремятся изменить свою жизнь, а значит и жизнь окружающих людей, благодаря присущей им повышенной способности к действиям, готовности переносить любые лишения и даже жертвовать своей жизнью, ради достижения своих целей. Энергия пассионарности, по Гумилеву, имеет биохимическую природу, т.е. представляет собой энергию живого вещества биосферы, открытую И: описанную русским ученым В.И. Вернадским. Главным источником этой энергии является Солнце. «Это та самая энергия, которая получена растениями путем фотосинтеза и затем усвоена животными через пищу». Но эта энергия распределяется довольно равномерно по всей Земле. Почему же в отдельных регионах появляются пассионарии - люди с повышенной энергетикой, Появляются они, по мнению Гумилева, в результате пассионарных толчков, в основе которых лежит галактическая энергия. Земля периодически пересекает потоки галактического излучения, в результате чего некоторые участки поверхности планеты подвергаются облучению. Это приводит к микромутациям в полосе облучения и рождению здесь пассионариев, обладающих сверхэнергетикой. «Собственно говоря, пассионарный толчек - это появление в определенном регионе какого-то количества пассионариев, то есть людей, стремящихся сделать больше, чем нужно для поддержания жизни своей и своего потомства».

Пассионарный толчек дает начало процессу этногенеза, т.е. образованию нового народа. Пассионарии выделяются из старого этноса, создают новые духовные ценности и стереотипы поведения, новые социально-политические структуры, и таким образом на исторической арене появляется новый молодой народ, обладающий повышенной активностью по сравнению со старыми этносами.

Рассмотрим основные фазы этого процесса. Итак, исходный момент любого этногенеза - пассионарный толчек. Затем наступает период подъема пассионарности в зоне толчка. Проявляется это в рождении все большего количества людей с аномальным поведением, которое вначале воспринимается как чудачество, дурной характер, сумашедствие, к вызывает чувство отторжения у «нормальных» людей. Кончается все это выделением пассионариев из состава старого этноса и созданием зародыша нового этноса. Затем наступает «перегрев или акматическая фаза» этногенеза, т.е. период наибольшего подъема пассионарности. Перегрев приводит к ожесточенным конфликтам внутри молодого этноса и может даже погубить его, если не удается направить энергию пассионарности на внешние цели, например, на завоевательные походы,

В результате внутренних и внешних конфликтов, пассионарность этноса начинает падать, так как в этих войнах большинство пассионариев погибает. Это приводит к вступлению этноса в стадию «надлома», т.е. стабилизации. Надлом сопровождается укреплением государства, ростом экономики и культуры, и самое главное, сознательным подавлением оставшихся пассионариев.

В итоге, надлом плавно переходит в «инерционную фазу» этногенеза. Эту фазу этногенеза, Гумилев называет «золотой осенью». «В эту осень собирают плоды, накапливают богатства, наслаждаются покоем, нарушаемым только внешними войнами, расширяют территории своих государств и терпят, пусть нехотя, великих мыслителей, художников, писателей и даже..., не дают им умереть с голоду». Такой стереотип поведения «является естественной реакцией на те ужасы, которые люди пережили в предыдущую эпоху, поэтому он вызывает одобрение основной массы населения: подавляющее большинство предпочитает любую регламентацию, позволяющую надеяться на защиту от произвола сильных, поэтому отличительной чертой инерции является сокращение активного пассионарного элемента и полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого обывателя».

Затем наступает «фаза обскурации» - фаза глубокой старости, характеризующаяся полной деморализацией этноса. «Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция... Все продажно, никому верить нельзя, ни на кого нельзя положиться, и для того, чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников». Все это сопровождается кризисными явлениями в экономике, культуре, сокращением рождаемости, резким упадком обороноспособности, в основе которого лежит нежелание служить в армии, а тем более воевать. И как яркий пример обскурации, Гумилев приводит последние века существования Римской империи, ознаменовавшиеся всеобщим падением нравов и морали, всеобщим кризисом, и гибелью империи, под ударами немногочисленных варваров.

Если этнос в фазе обскурации не погибал, он переходил в состояние «гомеостаза» (реликтовый этнос). В условиях географической изоляции, эти этносы могли существовать тысячи лет, практически не изменяясь (аборигены Австралии, папуасы, бушмены, пигмеи и т.д.). Но на просторах Евразии, пассионарные толчки регулярно повторяются, примерно 2-3 раза в тысячелетие, вызывая новые витки этногенеза. Таким образом, происходит омоложение человечества, и придаются новые импульсы его развитию.

Вопросы и задания.

1. Насколько полно и достоверно можно познать прошлое?

2. Какова направленность исторического процесса? Основные точки зрения и ваше собственное мнение.

3. Каковы движущие силы истории? Основные точки зрения и ваше собственное мнение.

4. Охарактеризуйте концепцию исторического развития JLH. Гумилева. Выскажите свое мнение о ней.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.