Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и мораль




План.

1. Мораль и ее значение.

2. Долг, совесть, честь.

3. Справедливость и ее значение.

4. Развивается ли мораль?

 

Мораль (от латинского «моралис» - нравственный) - особая форма регуляции действий человека в обществе. В основе морали лежат нравственные нормы, основанные на понимании таких категорий как добро и зло, справедливость, долг, и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия со стороны общества: одобрение или осуждение. Изучает мораль особая философская дисциплина - этика, поэтому моральные нормы часто называют этическими нормами.

Мораль как система нравственных норм, присутствует во всех сферах общественной жизни: в быту, в экономике, в политике, образовании, науке, искусстве. В каждой из этих сфер, она приобретает определенные специфические черты. Но помимо этих узкоспециализированных этических систем существуют и общечеловеческие нравственные ценности. Это те ценности, которые должны лежать в основе всех моральных систем и действовать в любом обществе. К ним относятся - доброта, честность, готовность помочь попавшему в беду, уважение к людям, справедливость, смелость и мужество.

Но мораль это не только регулирование отношений в современном обществе. Мораль - это еще и ценностная система воззрений на окружающий мир, а также на прошлое и будущее человечества. Она является составной частью человеческого мировоззрения и активно влияет не только на настоящую, реальную жизнь, но и на формирование будущего.

Как же функционирует мораль? Каким образом она овладевает людьми? Как мы знаем человек формируется в обществе, причем главную роль в воспитании играет семья. Именно в семье закладываются фундаментальные нравственные нормы, которые составляют основу морали. Исходя из этой моральной базы, повзрослевший человек продолжает уже осознанное формирование своего морального облика. Причем главную роль в привитии моральных норм играют не слова, а личный пример родителей, старших членов семьи, друзей, учителей, сослуживцев, представителей власти. Если, например, отец и мать убеждают ребенка, что курить и пить нельзя, а сами постоянно этим грешат, то никакого толка из этих убеждений не будет. Также и в системе образования, в политике, социальной сфере, если слова расходятся с делами, воспитательный эффект практически равен нолю. И, только тогда, когда слова совпадают с реальными поступками и делами, они проникают в душу человека, закрепляются там и превращаются в чувство морального долга. Голос долга звучит как внутреннее, исходящее из самих глубин человеческой души требование, поступать так, как велит совесть.

Совесть - это внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение и за свои действия. Долг и совесть неразрывно связаны со свободой. Только свободный человек может осознанно осуществлять моральный выбор и нести всю полноту ответственности за этот выбор. В своей работе «К генеалогии морали», Ф.Ницше характеризует совестливого человека следующим образом: «Гордая осведомленность об исключительной привилегии ответственности, сознание этой редкостной свободы, этой власти над собою и судьбою проняло его до самой глубины и стало инстинктом, доминирующим инстинктом». Ницше называет этот инстинкт совестью. Она может проявляться не только в форме осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, угрызений совести и стыда. Высокоморальный человек - это совестливый человек, который всегда поступает по совести, а если иногда и нарушает нормы морали, то испытывает глубокое чувство стыда.

Моральный долг также тесно связан с чувством личного достоинства или честью. Человек чести уважает себя и считает ниже своего достоинства совершать аморальные поступки. Если же человек уважает себя, то, как правило, он уважает и достоинство других. Но в то же время, человек чести не может быть равнодушным к подлости, лжи, трусости, непорядочности и т.п. Он презирает непорядочных людей и не скрывает своего презрения. Как отмечает Ницше, этот человек «сам назначает себе меру своего уважения и презрения к другим; и с такою же необходимостью, с какой он уважает равных себе, сильных и благонадежных людей (тех, кто вправе обещать), - стало быть, всякого, кто, точно некий суверен, обещает с трудом, редко, медля, кто скупится на свое доверие, кто награждает своим доверием, кто дает слово как такое, на которое можно положиться, ибо чувствует себя достаточно сильным, чтобы сдержать его даже вопреки несчастным случаям, даже вопреки судьбе, - с такою же необходимостью у него всегда оказывается наготове пинок для шавок, дающих обещание без всякого на то права, и розги для лжеца, нарушающего свое слово, еще не успев его выговорить».

Чтобы открыто стоять на таких нравственных позициях и самое главное жить в соответствии с ними, требуется огромное мужество и сила воли. Только обладая этими качествами, человек способен стать высокоморальной личностью, человеком чести, и в любой ситуации действовать, сообразуясь только со своей совестью и долгом.

 

Очень важное значение, в общественной жизни играет такая моральная категория как справедливость. Нарушение справедливости может вызвать взрыв возмущения, социальные конфликты, или породить всеобщее разочарование и апатию. И наоборот, справедливые порядки и отношения консолидируют общество, способствует его развитию, а также раскрепощают человека и способствуют его духовному и физическому совершенствованию.

Что же такое справедливость? Справедливость включает в себя, прежде всего, понятие о должном, о неотъемлемых правах человека. Она содержит также требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов или социальных групп и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением» преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость и вызывает недовольство, Это недовольство направлено, прежде всего, на государственную власть, потому, что главной задачей государственной власти, по мнению большинства граждан, является установление в обществе справедливых порядков. А основываются эти порядки на нормах морали и права. Если же в обществе происходит систематическое нарушение принципов справедливости, то это неминуемо приводит к кризису морали и права, что мы и наблюдали в России все 90 годы 20 столетия. Официально Российская мораль и право основаны на общечеловеческих ценностях и принципах справедливости. Но фактически принципы справедливости постоянно нарушались. Говорили о равных возможностях, а на практике их не было. Провозглашали равенство всех перед законом, в реальности его не было, Декларировали равную оплату за одинаковый труд, в действительности огромные разрывы в оплате труда по отраслям и регионам. И самое главное, представители власти призывали нас соблюдать нормы морали и права, и тут же, на наших глазах, нарушали их. В таких условиях, авторитет морали и права упал до самого низкого уровня, и, как говорит президент РФ Д.Медведев, в России утвердился «правовой нигилизм». Выражается этот нигилизм, прежде всего, в двойной морали, в том, что публично, на словах, все являются приверженцами высокой морали и законности, а на деле никто всерьез их не воспринимает.

Но моральный кризис охватил не только нашу страну, но и все мировое сообщество, и прежде всего так называемые «цивилизованные страны». Особенно ярко это проявляется в международных отношениях. Лицемерие и политика двойных стандартов, расхождение высокопарных слов и реальных действий - вот отличительные черты современной западной дипломатии, современного мирового порядка. И если эти тенденции не будут остановлены и преодолены, то в ближайшем будущем, это может привести человечество к новому мировому конфликту с непредсказуемыми последствиями.

 

В связи с явным кризисом традиционной морали возникает вопрос: «Развивается ли мораль? Или она является чем-то незыблемым, неизменным?» Даже беглый взгляд на историю человечества показывает, что мораль, как и все в этом мире, не стоит на месте, а с течением времени меняется, т.е. развивается. Но мораль одна из самых консервативных категорий человеческого бытия и поэтому изменяется очень медленно.

Современная мораль в своей основе является порождением христианского общества. И даже такой антогонист христианства, как коммунизм, по своей сути как раз ближе всего и стоит к раннехристианскому идеалу.

Но общество стремительно развивается и в настоящее время, мы живем совершенно в других социальных и культурных условиях, чем люди Средневековья и Нового времени. А мораль ведь почти не изменилась и, наверное, уже не соответствует духу времени. Это кстати замечали многие мыслители 19-20 вв. и в частности Ф.Ницше, который в своих работах подверг жесткой критике христианскую мораль. Критикуя и отвергая эту мораль, Ницше, вроде бы, зовет человечество вперед, к новой морали, а через нее к «сверхчеловеку». Но реально, эти «новые» моральные принципы взяты из прошлого, преодолены уже христианством, и значит, выбракованы самой историей. Возврат к этим принципам будет не шагом вперед, а несколькими шагами назад. В конечном итоге «право сильного» вернет нас в животное состояние.

Но с другой стороны, сама стремительно меняющаяся жизнь, ставящая новые проблемы перед человечеством, требует продуманного реформирования современной моральной системы. При этом все лучшее, что было в морали традиционных обществ, античности, средневековья, Нового и Новейшего времени, должно быть творчески переосмыслено и приспособлено к реалиям современного общества. Главным критерием этого процесса, должен стать принцип: «Хорошая мораль та, которая способствует развитию всех положительных качеств человеческой натуры и установлению справедливых отношений в обществе».

Вопросы и задания.

1. Что такое мораль и в чем ее значение?

2. Как прививаются нормы морали? Что такое долг, совесть, честь?

3. Какую роль в жизни общества играет справедливость?

4. В чем на ваш взгляд проявляется кризис морали и права?

5. Как выйти из этого кризиса?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.