Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и искусство




План.

1. Суть искусства.

2. Происхождение искусства.

3. Функции искусства.

4. Философия как искусство.

 

В широком смысле под искусством понимается художественное творчество. В чем же заключается суть этого вида творчества? Чем оно отличается от научного творчества? Прежде всего, тем, что художественное творчество носит ярко выраженный личностно-эмоциональный характер. Если в естественных науках такой компонент вообще не просматривается, а в гуманитарных проявляется в оценочном (аксиологическом) плане, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для художника (в широком смысле) главное не сам познаваемый объект, а чувства и переживания вызываемые им. Именно эти чувства художник и пытается передать другим людям, через свое творчество.

Если в естественных науках до сих пор преобладал элементаристский подход и лишь в последнее время системный подход стал играть все большую роль, не претендуя, однако, на полное вытеснение первого, то в искусстве целостность постижения объекта - сознательная, неизменная установка художника. В силу особенностей восприятия мира художниками, результатом их творчества оказываются синтетические, целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произведения.

Что же лежит в основе эмоциональных чувств, направляющих художественное творчество? Прежде всего, чувство прекрасного, чувство красоты. А выразить красоту можно через цвет, звук, ритм, движение, слово т.д. Поэтому и возникло множество разнообразных видов искусства: живопись, скульптура, музыка, балет, театр, литература, архитектура и т.д.

Что же такое красота? История эстетики (наука о красоте) представляет собой полный драматизма, поиск эстетически совершенного, красивого. Из анализа этой истории ясно, что понимание красоты периодически меняется и во многом зависит от мировоззрения той или иной эпохи. Отсюда следует, что красота есть эстетическая интерпретация окружающей действительности, на основании господствующих в обществе духовных стереотипов и ценностей.

Так для эстетики античности характерен идеал Космоса (природы), космического порядка и гармонии. Раз воплощение красоты - космическая гармония, то и красиво лишь то, что гармонично. Каноны античной красоты отразились в древнегреческом искусстве, и мы можем с ними познакомиться через дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры.

В средневековой эстетике высшая, абсолютная красота заключена в Боге. Земная красота лишь отблеск божественной красоты. И чем ближе кто-то или что-то приближается к Богу, тем сильнее в нем проявляется божественная красота. Отсюда главная цель искусства - приближение человека к Богу. Поэтому средневековое искусство теснейшим образом связано с религией и проповедует ее идеалы. Выражалось оно в основном в строительстве храмов, создании икон, скульптур, церковной утвари и т.п.

Эстетика Нового времени главное внимание переносит на человека. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провозглашается человеческое тело, позднее, вследствие развития философии и науки, красота связывается либо с рассудком, либо с чувствами человека. Для примера можно привести такие направления искусства, как классицизм и романтизм.

Новейшее время, с его плюрализмом, взглядов, добавило к существующим течениям огромное количество новых интерпретаций художественной красоты:

реализм, кубизм, абстракционизм, социалистический реализм и т.д.

Но для нормального функционирования искусства, мало стремиться к выражению своего эмоционального переживания, необходимо еще и уметь это делать. А это умение приобретается только в процессе обучения и постоянной практической деятельности в избранном виде искусства. Подводя итог можно сказать, что искусство есть умение выразить свои эстетические чувства и свое понимание реальности, через художественное творчество.

 

Когда же появилось искусство? Почему и как стали возникать первые художественные произведения? Что побудило древнего человека к художественному творчеству?

Существует много гипотез и теорий происхождения искусства: искусство появилось как божественный дар; искусство возникло как результат подражания природе; искусство возникло как результат реализации игровых потребностей; искусство выделилось из религии; искусство возникло в ходе трудовой деятельности.

Достоверно известно лишь одно, что искусство возникло в эпоху палеолита (древний каменный век), примерно 40 тысяч лет назад. Это время характеризуется, прежде всего, появлением человека современного типа (Хомо сапиенс), с довольно развитым внутренним, духовным миром. Появление искусства наверняка связано с зарождением и развитием эстетических чувств, эстетического отношения к миру. А появление этих чувств, на мой взгляд, возможно только под воздействием религиозных представлений, для которых характерно разделение мира на добро (красота) и зло (страшное, некрасивое). Не стоит забывать и о магии, ведь именно для магических ритуалов требовались наскальные рисунки, танцы, музыка, пантомимы и т.п. Фетишизм же способствовал появлению амулетов, талисманов, оберегов, раскраски и татуировки тела, которые помимо чисто религиозных функций, стали выполнять и эстетическую функцию - украшение человека.

Вообще духовной культуре первобытного общества присуще тесное переплетение рациональных и иррациональных (прежде всего религиозных) представлений. Так леча больного, первобытный человек обращался и к полезным травам, и к магии, протыкая копьем изображение животного, он одновременно тренировал приемы охоты, и магически обеспечивал ее успех. Поэтому нельзя выводить какое-то явление первобытной культуры, в том числе искусство, из одного источника, будь то религия, труд или игра. Искусство явилось плодом, порожденным природными качествами человека (прежде всего творческими способностями) и всей совокупностью общественных условий первобытной эпохи.

 

Уже в начальный период своего формирования сложились основные функции искусства, которые имеют большое значение и в современном обществе. Рассмотрим коротко эти функции,

1. Познавательная функция - искусство является уникальным средством познания мира, помогая человеку постичь мир, прежде всего, с аксиологических (оценочных) позиций. Также многие произведения искусства являются ценными источниками информации, о исторических событиях, о своих создателях, о духовных ценностях той или другой эпохи.

2. Коммуникативная функция - искусство, во всех своих формах, возникает и развивается, как универсальный способ общения между людьми. Многие виды искусства (живопись, музыка, танцы, скульптура и др.) не требует для их понимания знания других языков. Поэтому искусство объединяет не только людей одной нации, но и все народы мира.

3. Воспитательная функция - искусство оказывает огромное влияние на формирование внутренних качеств человека, прежде всего на его нравственно-моральный облик. Хорошее искусство учит любви к людям и Родине, доброте, мужеству, справедливости, пробуждает совесть. Оно способствует выработке индивидуальной позиции по всем злободневным вопросам человеческой жизни и направляет активную деятельность человека в позитивное русло.

4. Психотерапевтическая функция - искусство всегда служило и служит инструментом разрядки психологического напряжения и помогает людям выйти из стрессовых ситуаций.

б. Смыслообразующая функция - для многих, прежде всего, талантливых людей, художественное творчество становится главным делом жизни. Также очень многие люди, посвящают свою жизнь сохранению, изучению и популяризации различных произведений искусства. Тем самым искусство становится для всех них основным смыслом жизни.

Закругляясь, следует отметить, что искусство не стоит на месте, оно постоянно эволюционирует, и естественно будут развиваться и расширяться его функции.

 

Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и мира, тоже оказываются личностными, выражающими чувства и переживания философа, и его отношение к действительности. И хотя в философии эмоциональный заряд, как правило, меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы считать философию не только наукой, но и искусством. Русский философ 19 века Н.Я.Грот в 1880 году опубликовал статью «Философия как ветвь искусства». Обосновывая свою точку зрения, он отмечал, что художественные и философские произведения всегда удовлетворяют только отдельных лиц, а других не удовлетворяют, а это значит, и те, и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить. Отсюда и господство различных философских систем в различные эпохи, как и преобладание различных школ в живописи, музыке или определенных направлений в поэзии. Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении произведений музыки, поэзии, живописи, философии, все они обладают способностью, если они талантливы, вызывать у нас впечатление чего-то высокого, великого, волновать нас чувством красоты и гармонии. Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Ницше вызывают такие же чувства к своим творениям, как и Софокл, Эврипид, Шекспир, Чайковский. Также Грот отмечает сугубо личностный характер философских произведений, что тоже роднит философию с искусством. И в заключении он предлагает: «Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклонимся перед нею в новой, более идущей к ее лицу одежде, С тем вместе перестанем верить в абсолютную цену ее созданий и ожидать, что она откроет нам тайну мироздания. Этой цели через сотни или тысячи лет достигнет, быть может, настоящая наука в ее медленном поступательном движении. К философии же станем прислушиваться с вниманием, как к вечно юной изобразительнице нашей внутренней жизни и выразительнице высших потребностей нашего чувства. Без чувства жить нельзя - будем же сознательно платить ему дань в этой, хотя и старой, но до сих пор неверно понятой форме».

К вышеизложенному можно добавить, что философия включает в себя и другие компоненты присущие искусству, начиная от собственно эстетических представлений, составляющих весьма значительную часть философского знания, вплоть до так называемой «картины мира», занимающей важное место в философии бытия. Само понятие «картина мира», вроде бы естественнонаучное и включает в себя представление о структурности, системности мира, но в то же время выходит и за пределы научного подхода к познанию мира. Философ всегда стремится охватить мир в целом, а для этого научных знаний явно не достаточно. Поэтому философ дорисовывает мир, на основе интуиции, воображения, фантазии. Общая философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб человека и человечества.

Родственность философии и искусства, и их взаимопроникновение вплоть до слияния, демонстрируется и тем фактом, что несомненно философские труды нередко обретали форму художественных произведений (Платон, Ницше, Циолковский), а многие выдающиеся литературные труды приобретали философское звучание (Достоевский, Толстой).

Так что же такое философия - наука или искусство? Как мы уже выяснили (смотри тему № 1), философия не сводима только к науке, она опирается на совокупный духовный опыт всего человечества, поэтому включает в себя помимо научного компонента, элементы и религии, и искусства, А действительно злободневным, волнующим, и значит притягательным и популярным, философское произведение становится тогда, когда оно искусно написано. В этом случае философское произведение, по сути дела, становится произведением искусства.

Вопросы и задания.

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от науки?

2. Что лежит в основе художественного творчества?

3. Когда, как и почему возникло искусство?

4. Каковы основные функции искусства?

5. Является ли философия искусством?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.