Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и культура




План.

1. Культура и ее значение.

2. Культура и цивилизация.

3. Место России в мировой цивилизации.

4. Основные формы культуры. Массовая культура.

 

Невозможно составить полное представление о человеке и обществе, если не обратиться к такому феномену человеческого бытия, как культура. Культуру изучают многие науки (культорология, археология, история, искусствоведение и др.) и каждая дает ей свое определение. В настоящее время насчитывается около 500 определений культуры, но в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человечества и результаты этой деятельности. Как правило, различают два вида культуры: материальную и духовную.

Материальная культура - это процесс материального производства и его результаты: здания, оборудование, орудия труда и оружие, транспорт, бытовые вещи и т.п.

Духовная культура - это процесс духовного творчества и его результаты: религии, науки, идеологии, литература, искусства и т.п.

Некоторые философы пытаются противопоставить духовную культуру - материальной, или ставят вопрос о первичности того или другого вида культуры. В реальности духовная и материальная культура неразрывно связаны друг с другом, и не могут существовать друг без друга.

Также в культуре явно выделяются две стороны: предметная и деятельная. Основу предметной стороны составляют артефакты культуры совокупность созданных человеком (искусственных) образований. Сюда входят, как материальные так и духовные результаты целенаправленной Деятельности человека, а также побочные результаты его деятельности (мусор, отходы производства, заброшенные рудники, шахты, карьеры и т.п.).

По артефактам мы судим о культурном уровне того или другого общества, так же как о нас с вами будут судить по тому, какие памятники архитектуры, средства производства, предметы быта, научные знания, произведения искусства мы оставим последующим поколениям.

Но кроме артефактов в культуру входят многочисленные способы их создания, т.е. сама деятельность человека. Основу этой стороны культуры составляют все виды производственной и творческой деятельности человека. Творческий и технологический потенциал, также является одним из важнейших показателей культурного развития общества.

С учетом ранее изученного видно, что культура является наиважнейшей сущностной характеристикой человека и общества, она не отделима от человека как существа общественного. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, традиций, обычаев, духовных ценностей, знаний, способов деятельности присущих культуре определенного общества. Поэтому можно смело сказать, что культура есть мера человеческого в человеке. Чем больше индивид приобщается к культуре, тем больше у него оснований называть себя человеком.

Также и культурный уровень любого общества зависит от индивидуального уровня культуры всех его членов. Чем выше культурный уровень членов общества, тем выше культура и самого общества.

И еще один важнейший момент, приобщение к культуре пробуждает и развивает творческие способности человека, побуждает его к творческой деятельности, что приводит к созданию новых культурных ценностей. В результате этого обогащается общечеловеческая культура, а также происходит самореализация личности, что делает жизнь отдельного человека осмысленной, значимой, и следовательно - счастливой.

 

Одной из главных проблем философии культуры является проблема соотношения культуры и цивилизации. Особенно актуальной эта проблема стала для современной России, в связи с отказом от марксистского, формационного подхода к объяснению культурно-исторических процессов. Это привело к сумятице в умах и к падению качества преподавания, прежде всего исторических дисциплин.

Изначально (в латинском языке) слово культура означало «обработку, возделывание почвы, а термин «цивилизация» означал собственно гражданские качества человека. В настоящее время понятие «цивилизация», как и понятие «культура» трактуется по - другому.

Одни философы (Л.Морган, Ф.Энгельс) считали, что цивилизация - это определенный этап развития культуры, наступивший у некоторых народов после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, социальной структуры и государственных образований.

О.Шпенглер и его последователи считали, что каждая национальная культура уникальна и как все живое возникает, растет, развивается и умирает. Смертью, концом любой культуры является стадия цивилизации. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, огромным ростом городов, но упадком духовной культуры. Каждая цивилизация стремится к мировому господству и в борьбе за это господство окончательно изживает себя.

Третьи (И.Данилевский, А. Тойнби) трактуют цивилизацию, как особый социо-культурный феномен, ограниченный временем и пространством, т.е. человечество представляет собой сумму независимых локальных цивилизаций. Тойнби считал, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на исторические «вызовы». Если цивилизация не в состоянии справиться с этими вызовами, она погибает. В современном мире, по мнению Тойнби, существует пять цивилизаций: Индийская, Китайская, Исламская, Западная и Российская.

Четвертые под словом цивилизация понимают совокупность всех народов и государств Земли и в таком смысле цивилизация тождественна понятию человеческое общество.

В какой-то мере объединяет все эти подходы «осевая» теория развития цивилизаций немецкого философа К.Ясперса (1883-1969 гг.). Он признает, что на раннем этапе истории, человечество представляло собой множество не связанных друг с другом цивилизаций. Но возникли они на единой основе, в результате родственных по своему духу процессов, в основе которых лежат события, произошедшие между 800 и 900 годами до нашей эры. Это время он называет «осевой эпохой». Действительно в это время на Земле, независимо друг от друга образовались несколько внутренне родственных духовных центров (Индия, Китай, Палестина, Греция). Основное, что сближало их - это разрыв мифологического мировоззрения, составлявшего духовную основу «доосевых культур». Человек как бы пробудился от сна и перешел к осознанной целенаправленной жизнедеятельности. Выразилось это в рождении полноценных религий, пришедших на смену язычеству, и в рождении философии, пришедшей на смену мифотворчеству. Но и религия, и философия основаны на вере: религия на вере в Бога, философия на вере в рациональное (умственное) могущество человека. Ни одна религия, по мнению Ясперса, не способна объединить человечество, и только философская вера может стать объединяющим фактором культурного развития и привести к образованию единой Мировой цивилизации. Ясперс убежден, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. В противном случае человечество ждет катастрофа. Поэтому установление режима терпимости, взаимопонимания и открытости между различными цивилизациями является жизненно необходимым для человечества.

Все эти концепции цивилизации имеют свои плюсы и минусы, своих сторонников и противников. Но для успешного развития исторической науки в Российской Федерации, необходимо выработать генеральную концепцию культурно-исторического развития Мировой цивилизации и России, прежде всего для преподавания в общеобразовательных школах. В системе высшего образования, предпочтительнее изучать историю развития человечества во всем многообразии ее концепций. Эти меры позволят повысить уровень преподавания истории в школе, придадут ей ярко выраженный воспитательный характер, и в тоже время дадут возможность углубленного, многовариантного изучения истории всем, кто того пожелает.

 

В этой связи особо важное значение приобретает решение вопроса о соотношении западной и восточной культур в Российской цивилизации, и месте России в мировом сообществе. Для решения этого вопроса рассмотрим характерные черты Западной и Восточной цивилизаций.

Цивилизацию западного типа часто называют техногенной цивилизацией. Ее главная характерная черта - это быстрое развитие техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных достижений. Вследствие чего Запад вошел в состояние научно-технической революции, в корне изменившей жизнь западных людей. По мере развития НТР происходит ускоряющееся обновление культуры, прежде всего искусственной среды обитания человека, в сторону повышения уровня жизни. В свою очередь это сопровождается возрастающей динамикой социальных, процессов и довольно быстрыми изменениями социальной структуры общества. Иногда на протяжении жизни одного поколения происходит изменение образа жизни людей и формирование совершенно нового типа личности.

Предпосылки этой цивилизации зародились еще в античности и средневековье, но решающим фактором ее становления, по М.Веберу, стала Реформация (16-17 века). В результате становления протестантизма окончательно сформировались духовные ценности западной цивилизации:

- динамизм, ориентация на новации;

- утверждение достоинства человеческой личности;

- индивидуализм, установка на автономность личности;

- рациональность;

- идеалы свободы, равенства, терпимости;

- уважение к частной собственности.

Утверждение этих ценностей в умах людей и предопределило ускоренное развитие Запада.

Восточная цивилизация - обычно связывается с культурами Индии, Китая и мусульманского мира. При всей самобытности этих культур, у них есть и общие черты, что позволяет отнести их к так называемым «традиционным обществам». Характерные черты этих обществ заключаются в том, что они ориентированы, прежде всего, на сохранение уже сложившихся социальных структур и образа жизни. Как правило, это жесткие сословно-кастовые системы при деспотических формах правления. Экономическая основа - сельское хозяйство и ремесло, базирующее на государственной и общинной собственности. Институт частной собственности крайне не развит и практически отсутствует. Отсюда отсутствие внутреннего импульса развития и застой во всех сферах жизни.

Проистекало все это из базовых, духовных установок восточных людей:

- человек Востока не отделяет себя от природы (природа, как правило, отождествляется с Богом), он часть природы и должен жить по ее законам;

- всеобщий фатализм, в восточных мировоззрениях человек абсолютно не свободен, вся его жизнь предопределена либо Богом, либо Кармой;

- восточные религии проповедуют пессимистическое отношение к реальной жизни и призывают к отказу от активной деятельности;

- отрицание индивидуализма, ориентация на коллективизм (общинный дух);

- неуважение к частной собственности.

Теперь, когда мы дали обобщенные характеристики Запада и Востока, необходимо разобраться к какой из этих культур более всего тяготеет Россия. Для этого обратимся к истории решения этого вопроса. Вы знаете, что дискуссии по этому вопросу начались еще в 19 веке и привели к оформлению двух философско-идеологических направлений: западников и славянофилов. Западники не признавали уникальности России и призывали перенимать лучшие достижения европейской культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности русского народа и особого пути развития России. Главным источником уникальности России, по мнению славянофилов, является православие. Именно из него вытекали такие особенности «русской души», как глубокая религиозность, идеал справедливости, приоритет соборного (коллективного) начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

После Октябрьской революции 1917 года, эта полемика продолжилась в эмиграции. Здесь особо выделяются философские работы Н.А.Бердяева и так называемых «евразийцев».

Одной из важнейших характеристик русской индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. Эта противоречивость происходит от того, «что в России сталкиваются два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Несколько иной характер носит решение этой проблемы в работах представителей евразийского движения (П.А. Карсавина, Н.С.Трубецкого, П.П.Стучинского и др.). Евразийство существовало как идейное течение в 20-30 гг. 20 века в среде русской эмиграции. Оно рассматривало Россию, как особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Европы и Азии, приблизительно очерченное тремя равнинами: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской. Этому миру свойственна своя самобытная культура, отличная и от западной, и от восточной. Истоки ее лежат в степных обществах (скифо-сарматский мир, Тюркский каганат, Монгольская империя Чингиз-хана, преемницей которой стала Российская империя). Октябрьская революция трансформировала Российскую империю в СССР, положила начало крушению Запада и пробудила Азию. Запад, по мнению евразийцев, исчерпал свои силы и должен отойти на второй план. У Азии отсутствует внутренний импульс развития, поэтому будущее принадлежит обновленной России.

Темы, поднятые западниками и славянофилами, Бердяевым и евразийцами стали обсуждаться и в современной России, прячем каких либо принципиально новых подходов к решению этой проблемы не возникло. Если без предвзятости, объективно рассмотреть ход Российской истории, то мы действительно обнаружим в ней и западные, и восточные черты, причем азиатские черты явно преобладают. И это, несомненно является одной из причин отставания России от передовых стран Запада.

Как преодолеть это отставание? Какой курс развития избрать? Дня меня ясно одно, Российское общество, как и любое другое, обладает самобытными чертами и в то же время существует в сообществе с другими странами, и естественно испытывает влияние, как со стороны Запада, так и со стороны Востока. В выработке курса развития необходимо брать пример с самых развитых стран (западные страны), но при этом всегда учитывать российскую специфику. И еще одно замечание. Самый главный недостаток всех предлагаемых концепций развития заключается в констатации долга России. Россия должна стать Третьим Римом, Россия должна следовать в сторону Запада. Россия должна идти самобытным путем, Россия должна стать мостом между Западом и Востоком. Россия должна проложить дорогу к коммунизму. Россия должна защищать, распространять, обеспечивать энергобезопасность и т.д. Никому ничего Россия не должна. Единственный долг Российского государства - служить своим гражданам. А все эти коммунизмы, капитализмы, демократизмы, рыночные отношения и т.п., должны рассматриваться не как цель, а как возможные средства достижения главной цели - процветания народов России. Если Россия превратится в процветающее общество, где будут созданы благоприятные условия для жизни и самореализации всех граждан, она сама станет заветным маяком для других, и уже с нас с вами будут брать пример.

 

Если взять общемировую культуру, то мы увидим, что она состоит из множества национальных (этнических) культур. Но и национальные культуры не представляют собой монолитных образований, они в свою очередь делятся на множество своеобразных видов и форм. Среди них особо выделяются такие формы культуры, как народная, элитарная и массовая.

В прошлом по степени распространенности, доминировала народная культура. Ее основу составляет самодеятельное творчество народных масс, а представлено оно такими произведениями, как мифы, легенды, былины, сказки, анекдоты, песни и танцы, народные промыслы и ремесла. Как правило, эти произведения имеют невысокий художественный уровень и ярко выраженный национальный характер.

В ходе дальнейшего развития общества, наряду с народной, появляется элитарная культура. Ее создателями являются профессиональные творцы, поэтому она имеет высокий художественный уровень, и значит, сложна и непонятна, для большинства населения. Круг ее почитателей - высокообразованная часть общества. И хотя в этих произведениях также присутствуют национальные черты, лучшие из них приобретают международную признательность и становятся классикой мировой культуры.

И, наконец, в Новейшее время, возникает так называемая массовая культура (поп-культура), которая довольно быстро заняла господствующее положение в современном обществе. Появление этой культуры связано с научно-техническим прогрессом и становлением, прежде всего на Западе, общества массового потребления. В это время появляются технические возможности транслировать, тиражировать и выставлять на продажу произведения культуры. Поэтому массовая культура - это коммерческая культура, главная цель создателей и распространителей этой культуры - получение прибыли. И хотя создают ее профессионалы, но ориентируются они на запросы широких народных масс, поэтому эти произведения имеют, за редким исключением, довольно низкий художественный уровень. Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. С помощью рекламы «раскручиваются» товары, услуги, произведения поп - культуры, а также «зажигаются» звезды шоу-бизнеса, становящиеся кумирами миллионов людей. Особенно мощным это воздействие стало с распространением телевидения. С помощью рекламы формируется постоянный круг потребителей этой культуры, охватывающий все слои населения. В настоящее время именно массовая культура определяет облик и поведение людей.

Многие исследователи культуры негативно оценивают роль массовой культуры и считают, что она стала «духовным наркотиком» современного общества. Эта культура погружает людей в мир иллюзий, превращает их в пассивных наблюдателей виртуальной жизни развертывающейся на экранах кинотеатров, телевизоров, компьютеров и других устройств. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующей, как правило, потребительское отношение к жизни, культ насилия, секса, развлечений, тем самым развращая, прежде всего, молодое поколение. Также с помощью современных СМИ можно манипулировать сознанием людей и в политических целях, что особенно часто практикуется в период выборов.

Реагируя на этот негатив, часть деятелей культуры пытается противопоставить массовой культуре - элитарную культуру. Но при этом, как правило, исходят из разделения общества на серые массы и элиту. Удел серой массы - низкопробная массовая культура. А элита, обладающая развитым интеллектом, высокой образованностью, талантом создает и наслаждается высокой элитарной культурой. Проявляется это в виде закрытых, элитарных презентаций, выставок, показов, и в появлении новых авангардных течений в искусстве.

Однако практика показывает, что элитарная и массовая культуры тесно переплетены и оказывают друг на друга огромное влияние. Кроме того, соотношение элитарности и массовости культуры постоянно меняется то, что вчера было элитарным, сегодня становится предметом массовой культуры. И наоборот, многие произведения массовой культуры переходят в разряд элитарных, становятся классикой. Также и творческая элита, как правило, работает на два фронта, создавая и элитарные, и массовые произведения искусства. А обособление, изоляция ведут неминуемо к деградации, и упадку культуры, и превращению «великих талантов» в брюзжащих эгоистов и циников.

При всех недостатках, массовая культура играет большую роль в развитии общества. Благодаря ей, миллионы людей получили возможность познакомиться с важнейшими достижениями науки и искусства, увидеть уникальные памятники культуры, красивейшие уголки планеты, быть в курсе событий происходящих в мире. Массовая культура, формируя единое культурное пространство, способствует взаимопониманию между народами и установлению более прочного мира.

Да, массовая культура влияет на сознание людей. Но каким окажется это влияние, положительным или отрицательным, зависит от самого общества. Зрелое гражданское общество устанавливает различные формы контроля (от государственных, до общественных) над СМИ, а самое главное решительно отвергает низкопробные, пошлые и экстремистские образцы культуры.

Вопросы и задания.

1. Что такое культура? Какова ее структура?

2. В чем заключается значение культуры для человека?

3. Что такое цивилизация? В какой взаимосвязи она находится с культурой?

4. Сравните Западную и Восточную цивилизации. В чем заключаются причины их различий?

5. Что представляет собой Российская цивилизация? Каковы на ваш взгляд перспективы ее развития?

6. Назовите и охарактеризуйте основные формы культуры.

7. Как вы оцениваете роль массовой культуры в современном обществе?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.