Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек к общество




План.

1. Проблемы общества в философии.

2. Основные формы общности людей.

3. Общество и государство.

4. Перспективы общественного развития в Российской Федерации.

 

Человек — существо общественное. Это значит, что человек формируется и существует только в рамках общества, вне общества человека нет и быть не может. Поэтому не случайно перед каждым, кто размышляет о судьбах человечества, о реальных условиях жизнедеятельности людей, встают далеко не простые вопросы. Что такое общество? В чем сущность его бытия? От чего зависит его развитие? РСакие типы общественного устройства более всего отвечают интересам человека? Каковы дальнейшие перспективы развития общества? Этот интерес привел к тому, что общество в его различных аспектах стало объектом изучения многих наук: истории, социологии, политологии, демографии, культорологии, экономики и т.д. Но первоначальные знания о обществе накапливались прежде всего в философии и эта наука по-прежнему играет ведущую роль в осмыслении общественных процессов.

Дать какое-либо одно определение общества, в котором бы нашли свое полное отражение все аспекты его существования и развития, практически не возможно. Формы объединения людей очень многообразны, многогранны, а самое главное пластичны и находятся в постоянном развитии. Отсюда проистекает то многообразие определений, которое существует в современной науке. По сути, каждая специализированная наука, изучающая общество, имеет свое определение, отражающее специфику ее научных интересов. Поэтому, какое бы определение общества мы не взяли, мы должны помнить, что всякое общество конкретно и исторично. В нем представлены конкретные люди со своими потребностями и интересами, так или иначе организованные определенной совместной деятельностью и сложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Именно поэтому любое общество - это продукт взаимодействия людей, оно существует там и тогда, когда есть взаимопереплетение отношений людей. Таким образом, сущность общества выражают конкретные процессы взаимодействий и взаимоотношений людей. Но эта система взаимоотношений не вечна и со временем трансформируется в нечто новое.

Что же предопределяет все видоизменения и преобразования общества? В философии сложились разные точки зрения по этому вопросу. Рассмотрим основные подходы к решению этой задачи.

Натурализм (Ш.Монтескье, Т.Мальтус, И.И.Мечников, Л.Н.Гумилев и др.) утверждает, что развитие любого общества определяется природными условиями: климатом, ландшафтом, плодородием почвы, географическим положением, запасами сырья и т.д. С точки зрения натуралистов природная среда диктует установление того или иного политического строя, объясняет характер людей и их притязания, определяет уровень экономического и культурного развития и т.д. Также и политика того или иного государства зависит от его географического положения. Так Россия, по мнению некоторых геополитиков, обречена быть великой евразийской империей, при отказе от имперской политики ее ждет гибель.

Идеализм (Платон, Гегель, А.Тойнби, Н.Сорокин и др.) считает, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, установки, цели и т.п. Именно духовные ценности, знания, идеи, доставшиеся нам от предшествующих поколений, направляют наши действия, определяют наши поступки, а значит, и направляют развитие человеческого общества. Вопрос же о том, кто является первоисточником этих идей - Бог, Мировой Разум, Абсолют или человеческая душа - в данном случае не имеет принципиального значения.

Экономизм (К.Маркс, Б.Ленин, Д.Белл, У.Ростоу и др.) заявляет, что основной источник развития общества заключается в экономических отношениях. Так марксисты считали основным фактором развития общества производственные отношения и вытекающую из них классовую борьбу. Белл и Ростоу объясняли развитие общества изменениями в хозяйственной деятельности, прежде всего развитием науки и техники. Но самое главное и те и другие считают, что именно экономические отношения, определяют сознание людей, а значит и развитие общества.

Я думаю всем понятно, что каждая из этих точек зрения имеет под собой очень серьезные основания, поэтому и отрицать какую либо из них не разумно. Настало время творческого объединения различных подходов в изучении общества и выработки универсальных теорий его развития. Это позволит более обстоятельно понять историю становления современного общества, а также выявлять основные тенденции его развития на современном этапе и своевременно вносить в них разумные коррективы.

Что же представляет собой современное человечество? Современное общество являет собой весьма сложную структуру, т.е. совокупность взаимосвязей, взаимовлияний, взаимодействий людей, объединенных в разнообразные общности. Рассмотрим суть наиболее важных из них.

Одной из самых древних форм объединения людей являются этносы (этнос - в переводе с греческого племя, народ). Этносы - это сравнительно большие группы людей, живущих на определенной территории и специфическим образом присваивающие природные богатства этой территории, характеризующиеся только им свойственным стереотипом поведения.

Первой исторической формой этноса выступает род кровнородственное объединение людей, возводящих себя к одному (чаще всего мифическому) предку. Средняя численность рода около 100-150 человек. Экономическая основа рода - общинная собственность на орудия труда и угодья, основные занятия - охота, рыболовство, собирательство, а также примитивное земледелие и скотоводство. Духовная основа - мифологическое сознание в форме архаических религий (тотемизм, анимизм, магия и фетишизм). Основной орган управления - собрание взрослых членов рода.

Следующей более крупной формой этноса является племя (объединение нескольких родов). Численность племени колеблется от нескольких сот, до нескольких тысяч человек. Его появление объясняется, как правило, необходимостью защиты территории от посягательств других племен и стремлением упорядочить воспроизводство новых поколений для предохранения от вырождения в результате близкородственных половых связей. Племенная форма общественной жизни значительно усложнилась: наряду с родовой появляется племенная собственность и новые структуры управления (совет старейшин, вожди, жрецы и т.п.).

Следующая форма этноса — народность. Это объединение имело в своей основе не родственные, а территориально-экономические связи. Основной ячейкой этого общества становится соседская община, состоящая из больших патриархальных семей. Главным занятием населения становится сравнительно развитое сельское хозяйство и ремесло. В духовной жизни на смену мифологическому сознанию, приходит религиозное мировоззрение. Усложнившиеся, в результате появления частной собственности, взаимоотношения приводят к образованию государственных структур управления. Численность - от нескольких десятков тысяч до нескольких сот тысяч человек.

И, наконец, в Новое время, прежде всего в Европе, появляются нации. Возникновение наций связывают с увеличением численности населения, развитием экономики,.государственности и культуры. Важным признаком нации является наличие национального литературного языка, высокого национального самосознания и преобладание городского населения над сельским. Основополагающей ячейкой общества становится малая моногамная семья. Религиозное сознание уступает лидирующие позиции научному сознанию. Нации возникают как из родственных, так и не родственных народностей и племен, представляющих иногда даже разные расы. Яркий пример - современная американская нация, которая вобрала в себя представителей всех рас и народов Земли.

Л.Н.Гумилев выделяет еще одну этническую общность - суперэтнос. Суперэтнос - это сообщество родственных по духу этносов, проявляющих взаимную комплиментарность (безотчетное чувство симпатии). В настоящее время, по его мнению, существуют следующие суперэтносы: Российский, Западноевропейский, Мусульманский, Индийский, Китайский и т.д.

Следующей крупной разновидностью объединений людей являются классы. Существует несколько определений классов, но наиболее полное принадлежит В.И. Ленину. «Классами называются большие труппы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Каждому обществу в зависимости от характера собственности и уровня экономического развития соответствует определенная классовая структура. Так в рабовладельческом: обществе, по значению и численности выделяются два класса: класс рабовладельцев и класс рабов; в феодальном - феодалы и зависимые крестьяне и т.д. Классы, как большие социальные группы не однородны и включают в себя множество более мелких социальных групп, выделяемых по образовательным, профессиональным, финансовым и другим критериям. Более обстоятельно вы сможете с ними познакомиться в процессе изучения социологии. Сейчас же остановимся на сравнительно молодой, но очень важной социальной группе - семье.

Семья - это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как новая форма социальной общности, семья возникает с разложением родового строя. В своей эволюции она прошла несколько ступеней развития от неустойчивых парных отношений, к большой патриархальной семье, основанной сначала на полигамных (многоженство), затем моногамных (единобрачие) отношениях. В настоящее время семья, как правило, состоит из мужа и жены, и их несовершеннолетних детей. Семья - это базис современного общества, его первичная ячейка. Именно в семье происходит становление человека, в семье он проводит большую часть своей жизни, и именно в достижении семейного счастья, многие видят смысл своего существования.

Тем не менее, в последние годы семья переживает трудные времена. Связано это с довольно резкими изменениями в общественной жизни развитых стран. Индустриализация и урбанизация, рост мобильности населения, эмансипация женщин, развитие прав и свобод граждан, повышение образовательного и культурного уровня людей, привели к кризису семьи. Проявляется он в увеличении разводов, количества неполных семей, в появлении все большего количества противников брака, в снижении рождаемости, в увеличении внебрачных половых связей и т.п. Каковы же перспективы у семьи? Есть ли у нее будущее? На мой взгляд, у семьи пока нет достойной альтернативы. Каждый нормальный человек стремится создать семью, основанную на любви, уважении, заботе и ответственности супругов. Семья создает наилучшие условия для рождения и воспитания детей, да и самореализоваться человеку гораздо легче, если у него есть надежный тыл - семья. Другое дело, что семья, как и все в этом мире не стоит на месте, она менялась, меняется, и будет видоизменяться.

 

Итак, мы выяснили, что общество не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии и это развитие идет по пути усложнения социальной структуры. На определенном этапе развития общества, его структура становится настолько сложной, что старые родо-племенные формы Управления не могут эффективно регулировать взаимоотношения людей. Это приводит к распаду родо-племенной организации и образованию государства. Государство - это властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны и определять его отношения с внешним миром. Основными признаками государства являются;

- наличие территории (страны), где распространяется его власть;

- наличие аппарата управления, в том числе силовых структур (армии, милиции, судов, тюрем и т.п.);

- наличие юридического законодательства.

По способам устройства аппарата управления, различаются следующие формы государственной власти: монархии и республики. В свою очередь, монархии бывают абсолютными и конституционными, а республики - президентскими, парламентскими и смешанного типа.

Я думаю, вы поняли, что государство - это прежде всего бюрократический аппарат (аппарат управления), т.е. чиновники различных рангов, наделенные определенной долей государственной власти. И хотя они являются неотъемлемой частью общества, но в какой-то мере обособляются и отделяются от остальных членов общества. В идеале этот аппарат управления должен действовать в интересах всего общества, но на практике довольно часто случается, что чиновники начинают работать, прежде всего, на удовлетворение своих интересов. В результате государство вместо того, чтобы способствовать прогрессивному развитию общества, становится тормозом такого развития. Это неминуемо приводит к кризисным явлениям, понижению уровня жизни и как следствие, недовольству основной массы населения существующей властью. И если в таком государстве нет легитимных механизмов смены власти, то начинаются беспорядки, бунты, перевороты и революции.

Как избежать подобных потрясений? Для этого необходимо создать такое государственное устройство, которое позволит учитывать интересы наибольшего количества членов общества, и позволит при необходимости, осуществить ненасильственную смену власти. Исторический опыт показывает, что в наибольшей степени этому условию соответствует демократическое правовое государство.

Идея правового государства впервые была сформулирована немецким философом И. Кантом. С тех пор она совершенствовалась, дополнялась и в настоящее время приняла следующую форму.

Основополагающий принцип правового государства - верховенство закона. Нерушимость этого принципа закрепляется в Конституции и распространяется на прочие нормативные акты. Верховенство закона предусматривает подчинение закону не только граждан, но и самого государства, его органов и всех должностных лиц, а также равенство всех перед законом.

В этом государстве должен быть осуществлен принцип разделения власти на три ветви: судебная, законодательная и исполнительная. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота власти. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены права и свободы человека, гарантии соблюдения его чести, достоинства и интересов, а также гарантии их нерушимости. В правах человека выражаются возможности его действий во всех сферах общественной жизни; политической, экономической, социальной, культурной и т.д. Чем шире эти права, тем свободнее личность, и тем больше у человека возможностей самостоятельно обеспечить себе и своим близким достойное существование.

Но свобода, как мы знаем, сопряжена с ответственностью. Личность в правовом государстве добровольно соглашается на определенные ограничения и обязуется соблюдать моральные и правовые нормы остановленные в этом государстве. Следовательно, здесь действует принцип взаимной ответственности государства и личности.

Как же создать такое государство? Для его построения мало провозгласить правовое государство и даже законодательно его оформить. Для того, чтобы оно реально функционировало, требуется наличие развитого гражданского общества. Гражданское общество - это не подконтрольная государству часть общества, представленная прежде всего негосударственными общественными объединениями: партиями, профсоюзами, творческими, спортивными, экологическими, благотворительными и другими организациями. Только хорошо организованное гражданское общество способно осуществлять действенный контроль над властью и осуществлять коррекцию внутренней и внешней политики государства.

Так уж сложилось, в силу объективных и субъективных причин, что в России долгое время государство доминировало над обществом. В конечном итоге это привело к глубочайшему кризису Российскую империю, а затем и Советский Союз. И только после распада СССР, у нас началось движение в сторону создания гражданского общества и правового демократического государства. В принципе в России уже создана законодательная база для формирования такого сообщества, Конституция 1993 года провозгласила и юридически оформила верховенство закона, разделение властей, соблюдение прав и свобод граждан. Но в реальности правового государства у нас еще нет.

Что мешает его становлению? Прежде всего, не развитость гражданского общества. У нас еще не сформировалась до конца многоукладная экономика, по настоящему многопартийная система, общественные организации малочисленны и сосредоточены в основном в столице, но самое главное очень медленно меняется психология людей. Сила гражданского общества в сознательной, ответственной активности его членов, а вот, как раз, сознательности и ответственности нам всем явно не хватает. Поэтому дальнейшая судьба России по-прежнему находится в руках государственного аппарата, и именно от него во многом будет зависеть политический курс Российского государства.

Каковы же дальнейшие перспективы российского общества? Я думаю, неплохие. Сдержанный оптимизм вселяет то, что пусть и медленно, но все-таки мы движемся по пути создания правового демократического государства. А самое главное само общество постепенно приходит к пониманию необходимости такого движения и это в первую очередь касается самого управленческого аппарата. Новые руководители, оказавшиеся у руля страны, столкнулись с таким комплексом проблем, что стало понятно - без широкой общественной поддержки невозможно их решить, а значит и сохранить Россию, как независимое суверенное государство. Поэтому патриотически - настроенная часть госаппарата, внеся существенные корректировки во внешнюю и внутреннюю политику, продолжает движение по этому пути. В принципе у России нет другой долговременной альтернативы, кроме движения по пути создания мощного, процветающего, правового государства, на базе развитого гражданского общества. Иначе деградация и распад страны.

Вопросы и задания.

1. Что такое общество? В чем его сущность?

2. Каковы на ваш взгляд источники развития общества?

3. Охарактеризуйте этническую структуру человечества,

4. Что такое классы? К какому классу вы относите себя?

5. Что такое семья, и какую роль она играет в судьбе человека и общества?

6. Что такое государство? Каковы взаимоотношения государства и общества?

7. Какое государственное устройство вы считаете наилучшим?

Каковы на ваш взгляд перспективы становления правового, демократического общества в России?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.