КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание и самосознание. Источники человеческого сознания
План. 1.Проблема самосознания в философии. 2.Источники человеческого сознания: а) сознание и мозг; б) сознание и общество; в) сознание и речь; г) сознание и духовный мир человека.
Существует еще одна тайна сознания - самосознание или проблема «Я». Вопрос о «Я» стал центральным в проблеме сознания. Это один из самых сложных вопросов, обсуждаемых по сей день в философии, психологии, антропологии и других науках. Часть философов считает, что самосознание находится за рамками обычного сознания и даже приписывают ему божественное происхождение. Но большинство специалистов полагают, что самосознание существует в пределах самого сознания и имеет социальное происхождение. Но как бы то не было, сам механизм формирования «Я» до сих пор не раскрыт. Известно только одно, что открытие «Я» происходит в возрасте около трех лет, причем без всяких усилий со стороны самого ребенка. Сказав о себе «Я», человек выделяет себя уже не только из природы, но и из сообщества других людей. Но обретением «Я» процесс формирования самосознания не заканчивается. Начавшись в раннем детстве, он продолжается всю жизнь. Считается, что если обычное сознание ориентировано на осмысление окружающего мира, то при самосознании человек делает объектом познания самого себя. Предметом анализа, при этом, становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.д. Самосознание не только познание себя, но и определенное отношение к себе: к своим качествам, возможностям, физическим и духовным силам, т.е. самооценка. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. Можно сказать, что в процессе формирования самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность.
Каковы же источники сознания? Если не предвзято рассматривать этот вопрос, то среди известных науке факторов можно выделить следующие основополагающие источники сознания. Во-первых это головной мозг. Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместных действий клеток головного мозга, который является органом сознания. И действительно, если мозг травмируется, то в зависимости от тяжести травмы человек теряет сознание или временно, или навсегда. Головной мозг человека состоит из 40-50 миллиардов нейронов (нервные клетки), каждый из которых имеет до 10 тысяч соединений со своими соседями. Все вместе они составляют серое вещество или кору головного мозга. Толщина коры от 2 до 6 миллиметров. Именно кора головного мозга осуществляет наиболее сложные функции мыслительной деятельности. Под корой расположено белое вещество, состоящее из отростков нейронов (аксонов и дендритов). Оно отвечает за передачу и хранение информации. Особенностью головного мозга человека является его сложная поверхность, называемая мозговыми извилинами. Если в первый период антропогенеза умственный потенциал человека увеличивался за счет увеличения объема мозга, то впоследствии это стало делаться за счет увеличения количества извилин. Полная поверхность коры головного мозга с извилинами примерно в три раза больше, чем поверхность такого же по объему мозга, но без извилин. По горизонтали мозг делится на левое и правое полушария. Долгое время считали, что оба полушария идентичны и выполняют одни и те же функции, как бы подстраховывая друг друга. Но сейчас уже ясно, что их функции различаются. Во-первых они разделили между собой управление двумя половинками тела: левое полушарие управляет правой стороной, правое - левой. Во-вторых, каждое из полушарий выполняет совершенно разные умственные функции. Левое обеспечивает речевую деятельность, письмо, счет и логическое мышление, тогда как правое участвует в распознании и анализе зрительных и звуковых образов, формы и структуры предметов, сознательной ориентации в пространстве. Но полноценное сознание возникает только при совместной работе обоих полушарий головного мозга. В целом же мозг человека изучен еще недостаточно полно и хранит много тайн. Однако сознание не является врожденной функцией мозга человека. Врожденной является лишь возможность возникновения сознания у человека. Эта возможность переходит в действительность, т.е. развивается в сознание, только при наличии определенных условий. Так известно много случаев, когда маленькие дети оказывались среди диких животных и воспитывались ими, а по прошествии многих лет попадали в человеческое общество. Это были звероподобные существа, хотя внешне они ничем не отличались от обычных людей, и структура их нервной системы была человеческой. Но все попытки привить им человеческие качества заканчивались полной неудачей. Отсюда следует, что человеческое сознание формируется только при общении человека с себе подобными, т.е. второй источник человеческого сознания - человеческое общество. Причем фундаментальные основы сознания закладываются в раннем детстве, и решающим фактором здесь является речь. Именно членораздельная речь формирует у ребенка, наряду с образным, абстрактное мышление. Абстрактное мышление предполагает отражение действительности и ее осмысление не в виде образов, а в виде идеализированных предметов, т.е. через значение слов, как звуковых символов. Это внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества, так как оно позволило удвоить мир. Наряду с физическим миром в сознании человека возник идеальный мир и значит, появилась возможность сосредоточиться на нем, т.е. на самом себе. Именно в речевом общении ребенок впервые говорит о себе «Я». Вместе с речью он бессознательно усваивает логику мышления, учится оценивать свои и чужие поступки, формирует другие качества своей души. Какими они будут хорошими или плохими, также во многом зависит от того, кто рядом с ребенком в первые годы его жизни: любящие родители и другие близкие люди, или безучастные, еще хуже злобные люди. В человеческом языке отразилось также все богатство нашей культуры. Поэтому в процессе освоения языка и обучения человек обогащается всеми знаниями, накопленными человечеством до него. Также через речевое общение человек осваивает навыки практической деятельности. Ну, и,наконец, язык дает возможность планировать будущее и на этой основе путем трудовой деятельности воздействовать на мир. Как мы уже выяснили, у человека в процессе формирования сознания появляется внутренний, духовный мир. Формируется он под непосредственным влиянием социокультурной среды. Человек пропускает через свой жизненный опыт, через свои переживания религию, нормы морали, юридические нормы, общественные идеалы и ценности, и тем самым формирует индивидуальную систему ценностей и целей. Исходя из нее, он способен переосмысливать прошлое, занимать индивидуальную позицию по многим вопросам и проблемам сегодняшней жизни, воображать и фантазировать будущее, эмоционально на все это реагировать. На определенной стадии развития человеческой личности внутренний мир становится самостоятельным и во многом определяющим фактором человеческого сознания. Все это позволяет выделить духовный мир человека, как третий источник человеческого сознания. Некоторые философы называют еще один источник сознания - Информационное поле Вселенной. Но достоверных научных данных о существовании такого поля и его воздействии на сознание человека нет. Поэтому этот фактор может рассматриваться в философии, но только как гипотетический. Более подробно мы на нем остановимся в следующем параграфе. Подводя итог выяснению истоков сознания можно сказать, что индивидуальное сознание есть продукт взаимодействия человека, как биологического существа, с окружающим миром, и прежде всего, с высокоразвитым человеческим обществом.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |