Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и бессознательное. Сознание как космический феномен




План.

1. Сфера бессознательного.

2. Структура психики по Фрейду.

3. Архетипы К.Юнга.

4. Роль бессознательного в жизни человека.

5. Сознание как космический феномен.

 

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Например, бессознательными являются инстинкты, автоматизмы, состояния сна, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.д. Причем все то, что не находится в данное время в фокусе сознания, но может быть извлечено из памяти, к бессознательному не относится. Отсюда следует, что бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежавших вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.

 

Одним из первых, кто поднял и попытался решить проблемы бессознательного был австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.). Фрейд, опираясь на большой клинический опыт (он был практикующим врачом-психиатром), разработал теорию, объясняющую структуру человеческой психики и законы ее функционирования. Человеческая психика, по Фрейду, состоит из трех частей.

1. «Оно» - это сфера бессознательных, врожденных инстинктов, главным из которых является половой инстинкт (либидо).

2. «Я» - это сфера сознания, ее главная задача адекватно реагировать на реальную действительность и бессознательные импульсы.

3. «Сверх Я» - внутренняя совесть, олицетворяющая собой культурные нормы - ценности общества, своего рода моральная цензура.

Пока человек жив и находится в обществе, ему не избавиться от силы инстинктов и влияния культурных норм. Поэтому в человеческой психике постоянно происходят конфликты между «Оно» и «Сверх - Я». При этом «Я» пытается их примирить, направляя биологическую энергию в сферу культурной деятельности (например, в творчество). Но не всегда сознанию удается примирить противоборствующие стороны и это приводит к деформации того или иного уровня психики. Так подавление инстинктов (прежде всего либидо) сжимает сферу бессознательного и заставляет инстинкты искать обходные пути для своей реализации. Это проявляется в сновидениях, в индивидуальных и массовых психозах, неврозах, аномальном поведении в состоянии невменяемости и т.п. С другой стороны если ограничить «Сверх-Я», то это ведет к деградации человека как личности, как существа культурного. Так в 20 веке в странах Запада, а теперь и у нас, значительно ослабли контролирующие функции «Сверх-Я». В результате чего, как и предсказывал Фрейд, началась анархия разнузданного «Оно», выразившееся в увеличении преступности, разврата и других негативных явлений. Отсюда следует, что главная задача человека и человечества состоит в достижении гармонии между всеми сферами человеческой психики.

Зигмунд Фрейд совершил переворот во взглядах на внутренний мир человека, дав новое видение психической реальности. Но Фрейд значительно преувеличил значение бессознательного и в частности значение полового инстинкта. Да действительно теория Фрейда помогла понять многое в поведении человека и позволяет успешно лечить некоторые психические заболевания. Но объяснить все аспекты психической жизни человека, она не в состоянии.

Важное значение для дальнейшего понимания бессознательного имели работы швейцарского психолога К.Юнга (1875-1961 гг.). Изучая бессознательное, он пришел к выводу, что, кроме личной сферы бессознательного, существует коллективное бессознательное. Именно оно является определяющим фактором и для отдельных индивидов, и для наций, и дня всего человечества.

Личная сфера бессознательного отражает индивидуальный опыт отдельного человека и складывается из переживаний, которые когда-то были сознательными. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, присущий всем народам и расам. Основу его составляют так называемые архетипы. «Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь». Конкретно архетипы проявляются в виде сновидений, мифологических образов, стереотипов поведения, целеполагающих образов и т.д. Передаются они частично в ходе воспитания и обучения, но большей частью по наследству (хотя механизм этой передачи непонятен). Например, если русский родился и вырос в чужой стране, то все равно у него будет менталитет русского человека. По мнению Юнга, все самые мощные идеи и представления человечества являются архетипами, в том числе религиозные, философские и научные представления.

 

Каковы же природа, структура и роль бессознательного в жизни человека? С точки зрения современной науки, в развитии психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования. Но с возникновением сознания, бессознательное не растворяется в нем, а становится самостоятельным уровнем психики. Более того, под влиянием эволюции сознания оно развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при наличии общих черт, довольно серьезно отличаются. Можно сказать, что человеческое бессознательное биосоциально по своей природе.

Структурно бессознательное можно разделить на три части.

1. «..Личное бессознательное, которое в свою очередь делится на врожденные инстинкты и рефлексы, и приобретенные автоматизмы. Автоматизмы - это достаточно сложные действия человека, первоначально совершаемые под контролем сознания, но после доведения их до совершенства, передающиеся в сферу бессознательного. Например: хождение, одевание, игра на музыкальном инструменте, езда на велосипеде и т.д. Такие автоматизмы буквально пронизывают всю нашу жизнь.

2. Коллективное бессознательное - представленное архетипами: обычаи, традиции, религиозные нормы, национальные и расовые стереотипы поведения и т.п.

3. Особую группу составляют состояния невменяемости, аффекты, бредовые состояния и т.п.

Какие же функции выполняет бессознательная сфера психики? Исчерпывающего ответа на этот вопрос еще нет, но некоторые функции все же можно выделить.

Охранительная функция: вряд ли человечество дожило вы до наших дней, если бы человек не обладал инстинктом самосохранения. Сон позволяет отдохнуть и восстановить силы всему человеческому организму, автоматизмы уменьшают нагрузку на сознание и предохраняют мозг от перегрузок.

Мотивационная функция: бессознательное может влиять на сознание, побуждая человека к определенным действиям и направляя его поведение в какое либо русло.

Творческая функция: бессознательное активно, но незаметно участвует в творческом процессе. На многие мучавшие исследователей вопросы - ответы приходили из сферы бессознательного в виде интуитивных озарений. Бессознательное также играет очень большую роль в художественном творчестве.

В заключение отметим, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармонического единства.

Одна из главных проблем новейшей философии - взаимосвязь человека и космоса. В числе первых, кто поднял эту проблему были русские философы конца 19 начала 20 веков. Активная разработка этой проблемы привела к формированию отдельного направления в русской философии, получившего название «русский космизм». В свою очередь, в нем выделяются два течения: религиозно-философское (В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, С.Н.Булгаков и др.) и естественно - научное (К.Э.Циолковский, Н.А.Умов, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский и др.). В целом для русского космизма характерны взгляды о одухотворенности, разумности Космоса, о всеединстве, тождественности Макрокосмоса и Микрокосмоса (человека), о космическом предназначении человека.

После краха советской системы, это философское течение получило «второе рождение» и в настоящее время бурно развивается. Познакомимся с современным русским космизмом на примере идей доктора философских наук В.Н.Демина, изложенных в книге «Тайны Вселенной».

В своей теории, Демин исходит из базового принципа разделения Мироздания на вещество и антивещество. Материальный мир един, а так называемое вещество и антивещество являются лишь различными проявлениями природного Всеединства, заключающегося на физический вакуум - первоотца всех форм движения материи. Плюс и минус материи - это флуктуации вакуума. «Сгущение» энергии в одной точке дает частицу, но вызывает «разрежение» в другой точке, порождая античастицу. «В горниле первичных флуктуации рождается первичное разделение на частицы и античастицы - мир позитивно явленных систем и антимир, в котором устойчивой системе частиц в конечном итоге всегда соответствует устойчивая система античастиц».

Где же находится антимир? Ведь при встрече частицы и античастицы происходит аннигиляция и они обе исчезают, выделив огромное количество энергии. По мнению Демина, вещество и антивещество разделены пространственно, однако существуют одновременно, являясь разными аспектами вакуумных флуктуации. «Антимир - не где-то в безграничных далях Вселенной, а внутри нас и рядом с нами».

Коль скоро каждой частице вещества соответствует частица антивещества, то любой системе частиц соответствует ее копия из античастиц. «Следовательно, каждое материальное тело существует в двух ипостасях - вещественной и антивещественной (последняя, представляет собой опрокинутую вовнутрь, вывернутую наизнанку материальную копию первой)». Значит и у каждого человека есть материальный двойник, невидимый, но живой и неотступно следующий за ним.

Каждая нервная клетка, каждая частица мозга, также дублируется в антимире. «И есть все основания предполагать, что мышление представляет собой в известной мере процесс взаимодействия и взаимоотражения между частицами и античастицами, образующими неразрывное единство в структуре мозгового субстрата и за его пределами. Отсюда, сама мысль не вещественна и недоступна никаким физическим приборам. Мысль идеальна».

Мозговой субстрат находится в прямом контакте с энергоинформационным полем Вселенной. Основу его составляют торсионные (скрученные) поля, допускающие мгновенное распространение информации. Согласно этой теории Вселенная как «Супер-ЭВМ» образует с человеческим мозгом своеобразный биокомпьютер, работающий по принципу скрученной спирали. «Не опасаясь впасть в заблуждение, можно смело утверждать: Все есть спираль. Она - и в фундаменте Мироздания (торсионные поля). Она и в основе человека как биологического существа (молекула ДНК - двойная спираль Уотсона - Крика), наконец, поступательное развитие самого человека неумолимо движется по спирали». И именно Информационное поле, по мнению Демина, задает программу развития Макрокосмоса и Микрокосмоса, т.е. человека.

Данная теория, по Демину, позволяет объяснить многие загадочные явления, неподвластные современной науке. Антимир доступен восприятию с помощью света и разного рода силовых воздействий. Как мы знаем свет не пол ярен и не заряжен; фотоны не распадаются на частицы и античастицы, и не образуют антиподных структур. «Поэтому-то свет одинаково должен восприниматься как в обычном мире, так и в антимире. А световые эффекты, порожденные античастицами и антивеществом, адекватно воспринимаются существами обычного мира. То же относится и к гравитации». Так есть все основания полагать, что подавляющее большинство случаев НЛО принадлежат не космическим пришельцам, а параллельному антимиру нашей собственной планеты. Аналогичным образом обстоит дело и с такими «сверхестественными» явлениями, как полтергейст, явления духов, ясновидение и т.д..

Как бы то не было, данные современной науки говорят, что все живое, в том числе и человек, подвержено постоянному воздействию ближнего (Солнце, Луна, планеты) и дальнего (галактические излучения, силовые поля) Космоса. Мы получаем энергию от Солнца, живем по космическим ритмам, поэтому являемся существами не только земными, но и космическими.

Вопросы и задания.

1. Что такое бессознательное?

2. Охарактеризуйте взгляды З.Фрейда на структуру бессознательного.

3. Что нового внес в учение о бессознательном К.Юнг?

4. Какова природа, структура и роль бессознательного по данным современной науки?

5. Охарактеризуйте взгляды В.И.Демина на природу мира и человеческого сознания.

6. Какова на ваш взгляд реальная взаимосвязь человека и космоса?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.