Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древнего Востока




Часть I. Исторические типы философии. Великие философы мира.

План.

1.Образование индийской философии и ее особенности.

2.Шесть классических школ Индии.

3.Истоки китайской философии и ее особенности.

4.Даосизм и конфуцианство.

 

Философия Древней Индии начинает формироваться во втором тысячелетии до н.э. Ее становление происходит в течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом в Индию арийских племен. В этот период в индийском обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые, пастушеские племена ариев превращаются в классовые общества с развитым земледелием, ремеслами и торговлей. Хотя ведущую роль в формировании древнеиндийской культуры играли арийцы, но свой вклад в этот процесс внесли также и коренные жители Индостана - дравиды.

Основные философские и религиозные представления индийцев изложены в Ведах (сборник священных книг написанных на языке санскрит). Ведическая литература очень обширна и кроме Вед, включает в себя Брахманы (руководство ведического ритуала), Упанишады (комментарии к Ведам) и другие тексты. В этой литературе впервые в истории человечества ставятся такие философские проблемы, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в мире, познавательных способностей, норм поведения и т.п.

В ходе дальнейшего развития в индийской философии начинают складываться различные направления и школы. Несмотря на то, что их концепции часто противоречивы, всех их связывает опора на Веды, пессимистическая оценка мира, учение о «сансаре» (переселении души после смерти индивида), Карме (закон посмертного воздаяния), а также стремление найти пути освобождения человека от страданий земного мира. Эти философские системы неустанно развивались, и постепенно вокруг них возникла богатая комментаторская литература.

 

Мы рассмотрим основные тезисы ведущих философских школ Индии: Санкхья, Йога, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Веданта.

Школа Санкхья - это дуалистическая система, основателем которой считается древнеиндийский мудрец Капила. Он называет два источника мира и две независимые первичные реальности: Пуруша (мировой дух, разумное начало) и Пракрити (первичная материя, основа всех материальных вещей). Пракрити - вечное бессознательное начало, оно постоянно изменяется под влиянием трех качественных элементов (гуна). Таковыми являются раджас (стремление), тамас (тьма) и саттва (ясность). Эволюция мира начинается с соединения Пуруши и Пракрити, в результате чего возникает великий зародыш вселенной - Махат. Махат обладает интеллектом, который дальше развивает мир. Затем возникают двадцать пять исходных элементов, среди которых наравне с материальными (вода, воздух, земля и т.д.) присутствуют и духовные (интеллект и самосознание, т.е. человеческое «Я» или душа). Человеческая душа свободна и бессмертна, но под влиянием незнания она смешивает себя с телом. Итог такого смешения - горести и страдания. Если человек осознает, что его тело и «Я» - разные субстанции, если он будет стремиться освободиться от телесного, искать покой в себе, он сможет достичь состояния свободы от страданий. Освободиться можно при жизни в этом мире или после смерти в другой жизни.

Школа Йоги - основателем ее считается мудрец Патанджали. Эта школа довольно близка философии Санкхья, из которой берет многие положения, прежде всего учение о Пуруше и Пракрити, систему двадцати пяти элементов и другое. Но главное внимание в этой системе уделяется практическим путям избавления от страданий. Важнейшее значение при этом уделяется психологически ориентированным тренировкам; ее отдельные ступени содержат самообладание (яма), овладение дыханием при определенных положениях (асана), изоляцию чувств от внешних влияний (пратьяхара), концентрацию мысли (дхарана), медитации (дхьяна) и состояние освобождения от телесной оболочки (самадхи).

Школа Вайшешика - основатель мудрец Канада. Основные тезисы этой школы исходят из того, что существует вечный и неизменный порядок (циклический процесс разрушения и восстановления мира). В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент «ану» (атом). Атомы никем не созданы, вечны, неуничтожимы. Все предметы состоят из соединенных атомов: разъединение атомов влечет за собой распад и смерть. Мир кроме материальной основы, имеет и духовную основу. Она представлена в двух формах: Параатман (высшая абсолютная душа, Бог) и Атман (индивидуальная душа). Первоисточник действий атомов - воля Бога, перемещающая атомы по закону Кармы. Личность должна стремиться к освобождению от перерождений, став на правильный путь познания. Под любящим руководством Бога все люди рано или поздно могут достичь истинного познания самих себя и мира, и тем самым освободиться от Кармы и сансары.

Школа Ньяя - основатель Акшанада Готама тесно связана с Вайшешикой, особенно в учении о человеке, его судьбе и отношении к богу. Но система Ньяя главный упор делает на проблемах познания. Школа имела развитую теорию познания, опирающуюся на законы формальной логики и исходящую из признания равного значения эмпирических источников познания (ощущения, восприятия) и рациональных источников (сравнения, анализ, синтез). Готама выдвинул несколько логических доказательств существования Бога. Все вещи в мире состоят из частей, но не из целого, значит, где-то есть целое этих частей - Бог. Все на свете имеет причину, следовательно, и мир имеет свою причину - Бога.

Школа Миманса - основатель Джаймини, Эта школа провозглашает возврат гс Ведам. Миманса не только воспринимает ведические тексты как высший авторитет, яо и видит в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и является абсолютной. Человек, по этому учению, состоит из тела и души, но верховной души в виде единого Бога нет. Мир образовался из материи в соответствии с законом Кармы. Закон Кармы - космический закон, которому подчиняются все, даже многочисленные божества. Ведические ритуалы и добрые поступки помогают человеку облегчить свою Карму. Долг каждого человека неукоснительно исполнять законы Вед. Исполняющий эти законы способен прекратить реинкарнации и достичь абсолютного блаженства.

Школа Веданта возникает из комментариев к Ведам - Упанишад. Самым старым источником при изучении Веданты является трактат мудреца Бадараяны. Большой вклад в развитие этой школы внесли также Шанкара и Рамануджи. Веданта отрицает материю как одну из основ мира. В основе мира лежит единая душа, единый Бог - Брахма. Бог создал мир посредством магической силы, называемой «Майя». Мир явлений - это видимость, которую вызывает в людях Майя, реальность - это бог Брахма, с которым идентифицируется индивидуальная душа - Атман. Постичь реальность (Бога) может только брахман (священнослужитель). Душа просвещенного брахмана избавляется от иллюзий и чувственных влечений, воспаряет к Богу, где обретает покой и счастье.

 

Философия Древнего Китая возникла в 8 - 5 вв. до н.э. С самого начала, она значительно отличалась, как от индийской, так и от европейской философских школ. Традиционные европейские проблемы философии: отношения духа к материи, космологические проблемы, проблемы познания и другие практически не интересовали Китай. Философия в Китае - это прежде всего этика и политика. Высшее знание - это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до императорского дворца.

Философия в Китае никогда не находилась в подчиненной зависимости от религии. Напротив, религия как бы проходила философское обоснование, чтобы быть принятой в обществе. Но с другой стороны китайская философия была тесно связана с мифологией, культом предков, тотемизмом, которые в большей степени, чем в Европе, определяли ее содержание. Связь с мифологией была одной из причин недостаточной рационализированности и системности китайской философии.

Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является «И цзин» (Книга перемен). Эта книга занимает особое место в истории древнекитайской философской мысли. На протяжении столетий все или почти все древнекитайские мыслители пытались толковать и комментировать ее содержание. Эта комментаторско-исследовательская деятельность заложила основы философии в Древнем Китае и послужила источником появления разнообразных философских школ, наиболее известными из которых являются даосизм и конфуцианство.

 

Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-цзы (вторая пол. 6 - первая пол. 5 вв. до н.э.). Его идеи изложены в книге «Дао де цзин», которая была подготовлена к печати его последователями и издана на рубеже 4 - 5 вв. до н.э. Основное внимание в ней уделяется мировоззренческим проблемам.

Центральное место в даосистском учении принадлежит понятию «Дао». Дао - означает естественный путь и закон развития всех вещей, не зависящий ни от бога, ни от людей. С другой стороны Дао выступает как нематериальная духовная основа всех вещей и явлений природы. Дао существует вечно, оно порождает «ян» и «инь».

Ян - это мужское начало, положительные частицы, светлое, теплое, южное.

Инь - женское начало, отрицательные частицы, темное, холодное, северное.

Положительные и отрицательные частицы, взаимодействуя, образуют Небо и Землю (высшие китайские божества). Небо и Земля выделяют частицы «ци». Соединения небесных к земных частиц ци породили все существующее в этом мире, в том числе человека. Все вещи совершают круг развития по закону Дао. Они возникают, расцветают и уходят в небытие, а затем из небытия переходят опять в бытие. Весь мир - плод метаморфозы Дао.

Даосизм также приписывал особый образ жизни. Мудрость приверженца Дао - это не знания и искусства, а некое умение жить, жизненная мудрость. Даос ценит в жизни не умное и даже не доброе, а долговечное и неумирающее. Он старается не затемнять суетой великий покой бытия. Человек должен обрести полноту своего бытия через самоустранение от всего временного. Он глубоко отвращается от суетного бытия, а желает всего того, что не порождено людским установлением и озабоченностью, что не несет на себе печати напряжения или насилия, что существует само по себе.

Похожие идеи высказываются даосистами об управлении государством. Так, характеризуя стиль управления государством, Лао-цзы считает лучшим правителем того, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. О методе, стиле государственного управления он говорит, что когда правительство спокойно, люди становятся простодушными. Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными. И в качестве своеобразной рекомендации и совета правителям предлагается не теснить жилища людей, не презирать их жизнь. Кто не презирает простолюдинов, тот не будет презираем ими. Поэтому совершенно мудрый, зная себя, не проникается гордыней. Он любит себя, но сам себя не возвышает.

Основателем конфуцианства является древнекитайский философ Кун-Фу-цзы (Конфуций), родился в 551г. до н.э., умер в 479г. до н.э. Философские идеи Конфуция изложены в книге «Лунь юй» (Беседы и суждения), которая была опубликована его учениками на основании его высказываний и поучений. В центре внимания конфуцианства - этико-политическое учение, в котором вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством, вышли на первое место.

Конфуций разработал образ идеального человека (благородный муж), который противопоставил «низкому человеку». Если низкий думает только о себе и о своей выгоде, то благородный муж живет по закону «Жень». Главные принципы Жень следующие.

- Не делай другим того, чего не желаешь себе.

- Помогай другим достичь того, к чему стремишься сам.

Вторым сводом правил определяющих поведение благородного мужа является «Ли». Он включает в себя широкий круг норм, регламентирующих все сферы общественной жизни, начиная от семьи и заканчивая государством. Так Конфуций большое внимание уделяет и проблемам «правильного» государственного устройства. Его идеал - абсолютная монархия, построенная по принципу патриархальной семьи. Во главе этого государства стоит император. Помогают ему править благородные мужи. Отношения в таком государсве - семье строятся по следующему принципу - император заботится о народе, как отец о собственных детях, а те в свою очередь почитают, уважают и беспрекословно подчиняются своему отцу-императору.

Достичь идеала можно путем «исправления имен», т.е. приведения вещей в соответствие с их названиями. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований и дела не могут осуществляться. Поэтому государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном т.д., то есть каждый должен заниматься своим делом. При этом все и в первую очередь правители» должны основывать свои действия на принципах «Жень»: государь управляет народом, не принуждая к труду, не вызывая гнев и уповая на стыд, совесть, чувство долга. Конфуций говорил, что если руководить народом с помощью законов, то люди быстро привыкнут их обходить, а если с помощью добродетелей и морали, то народ будет знать стыд и жить добродетельно. При этом большое значение придавалось личному примеру руководителей,

Вопросы и задания.

1. Когда возникла индийская философия? В чем ее особенности?

2. Охарактеризуйте основные философские школы Индии.

3. В чем между ними сходство, в чем различие?

4. Когда возникла китайская философия? В чем ее особенности?

5. Охарактеризуйте философское учение даосизма.

6. Охарактеризуйте идеального человека и идеальное государство

Конфуция.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.