Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление философии Нового времени




План.

1.Философия эпохи Возрождения.

2.Усиленке позиций философии в Новое время.

3.Эмпиризм и рационализм.

4.Французская философия 18 века.

 

«Ренессанс» или «Возрождение» - первый этап становления европейской философии Нового времени. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Однако говорить, что этап Возрождения связан только с античным наследием, неверно. В это время начинается переосмысливание христианской традиции, появляются реформаторы христианства (М. Лютер, Ж. Кальвин и др.) протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа церковным клиром, зовущие к первоначальному «апостольскому» варианту христианства.

Главная особенность философии Возрождения - антропоцентризм и гуманизм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр внимания философии. Причем на первый план выходит не духовная составляющая человека, а человек как природное, общественное существо. Отсюда другая особенность ренессанской философии - секуляризация (отделение религии от науки, а затем от политики и морали). Теперь проблемы природы, государства, человека, науки не рассматриваются сквозь призму теологии, эти области бытия признаются самостоятельно существующими, имеющими свои законы.

Наиболее показательно новый уровень взаимоотношения религиозного и философского сознания проявился в творчестве Николая Кузанского (1401-1464 гг.). Тем более, что Кузанский был не рядовой верующий, а имел звание кардинала и занимал пост легата Германии. Важнейшее отличие Кузанского от его предшественников состояло в том, что учение о Боге он трактует пантеистически, т.е. отождествляет Бога с природой. Бог присутствует во всем, в том числе в человеке. Бог - это центр Вселенной и ее предел. Он целое, а Вселенная - часть. И хотя мир нельзя считать бесконечным, так как это свойственно только Богу, однако его нельзя считать и конечным, поскольку за любой далью у него открывается новая даль.

Как теолог Кузанский отдавал предпочтение вере, вместе с тем, и в этом его огромная заслуга перед наукой, он значительно расширил границы человеческого ума для познания. Так он считал, что если Бог не познаваем с помощью разума, то мир вполне познаваем для человеческого ума. В учении Николая Кузанского вера продолжает доминировать, но также открывается пространство для философского осмысления мира.

Еще более решительный шаг в деле очеловечивания представлений о мире, и в частности о обществе, государстве и человеке делает итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Следует отметить две важнейшие идеи этого философа, которые серьезно ослабляли позиции богословия и повышали социальное значение науки. Первая - придание решающей роли в поведении человека не вере, а интересам. Суть второй идеи заключалась в утверждении, что создание государства, в действительности, есть результат человеческой деятельности, и Бог к этому не имеет никакого отношения.

Эпоха Возрождения это также время становления различных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг единственных дающих истинное знание о природном мире. Открытия Коперника, Галилея, Кеплера положили начало крушению средневековой геоцентрической картины мира. Ей на смену приходит гелиоцентрическая система мира. Идеи Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Он открыто порывает с - геоцентрической концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - лишь ничтожная пылинка в беспредельной Вселенной. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Наша Солнечная система - лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем. «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца» - писал Бруно в своей работе «О бесконечности, вселенной и мирах». За эти идеи Джордано Бруно был арестован инквизицией и 17 февраля 1600 года сожжен на костре.

В это же время появляются первые теории переустройства общества на коммунистических началах, Авторами этих утопических проектов были английский гуманист Томас Мор (1479-1555 гг.) и итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.).

В своем главком произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Мор рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Он довольно основательно проанализировал период первоначального накопления капитала в Англии, который сопровождался разорением миллионов крестьян и жестокими репрессиями против так называемых бродяг. Томас Мор приходит к выводу, что главная причина этих явлений коренится в частной собственности. Поэтому он призывает изменить общественное устройство и построить государство, основанное на общественной собственности, высокоразвитом производстве, целесообразном руководстве, гарантирующем справедливое распределение общественного богатства. Претворить эти идеи в жизнь он предполагал с помощью образованного монарха.

Томмазо Кампанелла в своих работах, прежде всего в книге «Город Солнца», призывал к преобразованиям направленным на реализацию Царства Божьего на Земле. В этом царстве, в соответствии с христианской моралью, не должно быть частной собственности и эксплуатации человека человеком. В отличие от Мора, он полностью убежден в реализации этого замысла сирой массового восстания народа.

17-18 века прошли в Западной Европе под знаком буржуазных революций. В 1609 году победоносно завершилась первая буржуазная революция в Нидерландах. В 1640-49 гг. происходит революция в Англии, и, наконец, в 1789 году начинается Великая французская буржуазная революция, в корне изменившая ситуацию во всей Западной Европе. В ходе этих революций феодальные порядки были уничтожены и большинство стран Западной Европы вступили на путь развития рыночных (буржуазных) отношений. Переход к рыночной экономике приводит к бурному развитию промышленности, науки, образования, а также резкому изменению уклада жизни большинства населения. Потребности промышленного производства коренным образом изменили отношение общества к религии и науке. Религиозная схоластика оказалась не способной решать основные проблемы нового общества, поэтому авторитет религии начинает снижаться, а авторитет философии и науки резко возрастает.

Новое время ставит перед философией и наукой новые задачи. Если конкретные, специализированные науки должны вскрывать законы природы и ставить их на службу человеку, то философия призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках. Поэтому в центре внимания новой философии оказывается теория познания, т.е. выработка научных методов нахождения истинного знания. Разумеется, другие проблемы философии никуда не исчезают, а развиваются дальше, но они оттесняются на периферию интересов философов.

 

Итак, мы выяснили, что главной задачей философии Нового времени стала задача разработки универсального метода познания. В ходе решения этой проблемы произошло разделение европейских философов на сторонников «эмпиризма» (эмпирио - опыт) и «рационализма» (рацио - ум).

Родоначальником эмпиризма был знаменитый английский философ и политический деятель Френсис Бекон (1561-1626 гг.). Он считал, что единственный источник человеческих знаний - опыт. Опыт связан с нашей чувственностью, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» - таков лозунг эмпириков. Душа, и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения, восприятия пишут на этой табличке свои письмена. Поскольку ощущения нас могут обманывать, они должны проверяться посредством экспериментов, которые корректируют данные органов чувств. Опираясь на эти идеи, Бекон разработал индуктивный метод познания, Процесс познания здесь строится от частного, опытного, экспериментального к обобщениям и выдвижению теорий. Эмпирики считали, что метод индукции и есть единственно истинный метод познания.

Основателем рационализма являлся французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он считал, что опыт, основанный на отпущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет, и можем не ощущать многие цвета, звуки, запахи и т.п. Опытные знания, как и данные экспериментов, тоже сомнительны. Зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Эти идеи возникли без ощущений, до ощущений - это врожденные идеи. Развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинные знания о мире. «Я мыслю, следовательно существую» - эти слова Декарта стали девизом рационалистов. Декарт не отрицает факта, что сведения о природном мире, мы получаем через ощущения и опыт, но основу истинного метода познания все же надо искать в самом уме. Опираясь на эти принципы, Декарт разработал дедуктивный метод познания, Здесь процесс познания строится на следующих принципах: от общих идей мы идем к частным выводам.

Идейные споры между эмпириками и рационалистами значительно обогатили европейскую философию Нового времени и способствовали ее дальнейшему развитию. Противоречия же между этими двумя подходами были разрешены в немецкой классической философии.

 

18 век в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. Всех философов этого времени объединяет идея перестройки жизни на разумных (рациональных) началах, что можно осуществить путем распространения положительных, полезных знаний среди широких кругов образованных людей, особенно среди правителей, которые и внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих стран. А так как новые, получаемые путем обработки опытных данных знания о природе и обществе противоречили утверждениям христианской религии, то одной из главных задач философов-просветителей стала борьба с религиозными воззрениями. Наиболее последовательно эту борьбу вели французские философы-материалисты, создавшие систему атеистического мировоззрения.

Согласно их воззрениям, человек - часть природы. Природа же существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком божественном начале. Материя - строительный материал природы - вечна и обладает движением. Но движение материи французские материалисты трактовали как сугубо механическое. Законы механики твердых тел, законы тяготения они возвели в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам. Наиболее яркий пример механистического подхода - взгляды французского философа Ламетри (1709-1751 гг.), изложенные в сочинении с характерным названием «Человек-машина». В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности.

Источником всех знаний материалисты, как и эмпирики, считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Но чувственное восприятие является только первым шагом на пути познания. Главным органом познания действительности является человеческий мозг» «Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключения» - писал Гельвеций (1715-1771 гг.) в своем трактате «Об уме». Признание подобия мира и человека предопределяло оптимизм материалистов по поводу возможностей человеческого разума. Они убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека. Не существует ничего, что люди не могли бы понять. «То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным явлением, становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем» - заявляет Гольбах (1723 - 1789 гг.).

Как в области природы правят естественные законы, так и человеческое поведение и деятельность подчинены особым законам. Так по Гельвецию основной движущей силой в человеке являются физические потребности и страсти. Среди физических потребностей доминирует голод, а среди страстей - самолюбие. На этих движущих силах человеческого поведения Гельвеций основывает и главные принципы своей этики. Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием нравственности является польза. Однако Гельвеций трактует пользу не индивидуалистически, а по отношению ко всему обществу. Основу добродетельного поведения он видит в достижении согласия между индивидуальными и общественными интересами.

Добиться добродетельного поведения можно с помощью воспитания. Практически все философы Просвещения верили во всемогущество воспитания. Предпосылкой же хорошего и правильного воспитания являются «хорошие законы». «Почти всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их законов и слишком неравным разделением богатства» -утверждал Гельвеций. Отсюда главная задача государства (просвещенного правителя) гарантировать гражданам естественные права и правильные законы. А это в свою очередь и должно было в конечном итоге привести к созданию общества на разумных, рациональных началах.

Вопросы и задания.

1.Каковы особенности философии эпохи Возрождения?

2.Какие новые идеи внесли в философию Николай Кузанский и Николо Макиавелли?

З.В чем вы видите главную заслугу перед человечеством Н. Коперника и Д.Бруно?

4.Как вы оцениваете утопические проекты Т.Мора и Т.Кампанеллы?

5.Почему в Новое время философия отделяется от религии?

б.Сравните позиции эмпириков и рационалистов по вопросам познания

7.Что такое материализм? Каковы особенности французского материализма18 века?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.