Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление дебиторской задолженностью




 

Дебиторская задолженность классифицируется по видам (первые три вида занимают 80-90% в общем объеме дебиторской задолженности):

1) дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых еще не наступил;

2) дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок;

3) дебиторская задолженность по векселям полученным;

4) дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

5) дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

6) прочие виды дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью – это часть управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечения своевременной ее инкассации.

Управление дебиторской задолженностью состоит из следующих этапов.

На первом этапе проводится анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основная задача этого этапа: оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия и эффективности вложения в нее финансовых средств. Этот этап включает:

1) оценка уровня дебиторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем периоде. При этом определяется коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (КОАДЗ):

КОАДЗ = ДЗ / ОА,

где ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности, ОА – общая сумма оборотных активов;

2) определяется средний период инкассации дебиторской задолженности (ПИДЗ) в рассматриваемом периоде:

ПИДЗ = ДЗС / ОО,

где ДЗС - средний остаток дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде, ОО – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Он характеризует роль дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и операционного цикла предприятия.

Определяется количество оборотов дебиторской задолженности (КОДЗ) в рассматриваемом периоде:

КОДЗ = ОР / ДЗС,

где ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде, ДЗС - средний остаток дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде.

Этот коэффициент характеризует скорость обращения вложенных в дебиторскую задолженность средств в течении определенного периода.

3) оценивается состав дебиторской задолженности по предусмотренным срокам ее инкассации;

4) рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность.

Коэффициент просроченной дебиторской задолженности (КПДЗ) определяется по формуле:

КПДЗ = ДЗПР / ДЗ,

где ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности, ДЗПР – сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки.

Средний «возраст» просроченной дебиторской задолженности (ВПДЗ) определяется по формуле:

ВПДЗ = ДЗСПР / ОО,

где ОО – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде, ДЗСПР – средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки в рассматриваемом периоде.

5) определяется сумма эффекта, полученного от вложения средств в дебиторскую задолженность (ЭДЗ). Для расчета используется формула:

ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ – ФПДЗ,

где ПДЗ – дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, ТЗДЗ - текущие затрата предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга, ФПДЗ – сумма прямых фин. потерь от невозврата долга покупателями.

Определяется коэффициент эффективности вложения средств в дебиторскую задолженность (КЭДЗ). Для расчета используется формула:

КЭДЗ = ЭДЗ / ДЗСРП,

где ДЗСРП – средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

На втором этапе происходит формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. При реализации этого этапа решаются два вопроса:

а) в каких формах осуществлять реализацию продукцию в кредит;

б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности – товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

Товарный (коммерческий) кредит - это форма оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные формы банковских расчетов, обычно предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

Потребительский кредит представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям – физическим лицам с отсрочкой платежа.

Существуют три типа кредитной политики: консервативный (или жесткий) тип, умеренный тип иагрессивный (или мягкий ) тип кредитной политики [11].

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Он предусматривает сокращение круга покупателей продукции в кредит, минимизацию сроков предоставления кредита и его размера, ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости, использование жестких процедур инкассации задолженности. Этот тип может отрицательно повлиять на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих предприятий.

Умеренный тип кредитной политики ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики ориентируется на максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Он распространяется на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. Этот тип может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать значительные расходы по взысканию долгов, снизить рентабельность оборотных активов.

Факторы, который определяют выбор типа кредитной политики:

1) современная практика осуществления торговых операций;

2) общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей;

3) сложившееся состояние спроса на продукцию предприятия;

4) потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

5) правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

6) финансовые возможности предприятия по отвлечению средств в дебиторскую задолженность;

7) отношение собственников и менеджеров предприятия к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

На третьем этапе определяется возможная сумма финансовых средств, вкладываемых в дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредиту. Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность (ИДЗ), осуществляется по формуле:

ИДЗ = (ОРК * КС/Ц * (ППК + ПР)) /360,

где ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит, КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выражен десятичной дробью, ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях, ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

На четвертом этапе формируются кредитные условия. Этот этап включает:

1) установление срока предоставления кредита (кредитного периода). Определяется предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. При его установлении оценивается его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Увеличение срока стимулирует объем реализации продукции, однако приводит к увеличению суммы средств, вложенных в дебиторскую задолженность и увеличению финансового и операционного цикла;

2) установление размера предоставляемого кредита (кредитного лимита). Это максимальный пример суммы задолженности покупателя по предоставляемому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции, финансового состояния предприятия-кредитора;

3) рассчитывается стоимость предоставления кредита. Она характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. При этом рассчитывается годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит (ПСК):

ПСК = (ЦСН * 360) / СПК,

где ЦСН - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, %, СПК – срок предоставления кредита, в днях.

Стоимость предоставления кредита не должна превышать уровень процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту;

4) определяется система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями. Она предусматривает штрафы, пени, неустойки. Размеры штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия- кредитора.

На пятом этапе формируются стандарты оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. Основой установления стандартов является определение кредитоспособности покупателя. Это система условий, определяющих способность покупателя привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства [2].

Формирование стандартов оценки покупателей включает:

1) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей.

По товарному кредиту оценка осуществляется по критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результаты хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельности;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется по критериям:

- дееспособность покупателя;

- уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

- состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке;

2) формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности предприятия.

Информационная база состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем; данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (банка, обслуживающего покупателя и т.д.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем ее логической проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента;

3) выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателя (статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы);

4) группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности предусматривает выделение их следующих категорий:

- «первоклассные заемщики», которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется.

5) дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита, необходимость страхования кредита за счет покупателей, формы штрафных санкций и т.д.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляется раздельно по различным формам кредита – товарному и потребительскому.

На шестом этапе формируются процедуры инкассации дебиторской задолженности. Они заключаются в том, что устанавливаются сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

На седьмом этапе прорабатывается механизм использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Это ускоренный перевод в другие формы оборотных активов. Основными формами рефинансирования являются факторинг, учет векселей, выданных покупателем продукции, форфейтинг.

Факторинг – это финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием- продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка (специализированной компании), которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.

Форфейтинг – это финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному коммерческому кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка с уплатой последнего комиссионного вознаграждения.

На восьмом этапе происходит построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Один из видов контроля – применение «Системы АВС», где в категорию «А» включаются наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности, в категорию «В» – кредиты средних размеров, в категорию «С» – остальные виды дебиторской задолженности, оказывающие незначительное влияние на результаты финансовой деятельности.

Если политика по управлению дебиторской задолженности, проводимая на предприятии является оптимальной, то выполняется следующее условие:

ДЗО ОПДР ≥ ОЗДЗ + ПСДЗ

где ДЗО – оптимальный размер дебиторской задолженности при нормальном финансовом состоянии предприятия, ОПДР – дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит, ОЗДЗ – дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию дебиторской задолженности, ПСДЗ – размер потерь средств, вложенных в дебиторскую задолженность из-за неплатежеспособности покупателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.