Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кроме социальной и организационной структуры предметом социально-психологического анализа трудового коллектива является социокультура организации




Трудового коллектива

Социально-психологическая характеристика

 

Коллектив – это социальная группа людей, объединенная для реализации общественно значимых целей. В социальной психологии коллективом называют группу высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Формирование коллектива связано с включением его членов в совместную социально значимую деятельность, особым образом организованную и управляемую.

В зависимости от вида деятельности членов коллектива различают коллективы трудовые, научные, студенческие, спортивные, воинские и др. Предметом их изучения являются особенности организации труда; например, работа на частном предприятии, аренда средств производства, кооперирование повышают не только самостоятельность работников, но и степень их сплоченности и взаимной ответственности; социально-демографические, социальные и психологические особенности членов коллектива. Высокая степень однородности коллектива по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентации является фактором, способствующим возникновению тесных связей между сотрудниками; особенности взаимоотношений между руководителем и работником; авторитет руководителя; число членов первичного коллектива; по мнению психологов, наиболее благоприятным для установления неформальных отношений является коллектив, состоящий из 7-15 человек. По данным В.М. Шепеля76 количественный состав производственной бригады должен быть в пределах от 10-15 (нижний предел) до 25-30 человек (верхний предел). Количественный состав первичного коллектива ИТР желателен в пределах от 7-10 до 15-20 человек.

Социокультура – это социально-психологический компонент организации, ее духовное и идеологическое содержание. По своему содержанию социокультура представляет собой систему господствующих в организации ценностей, мнений и норм поведения. Слово «культура» здесь означает понимание того, как следует работать в плане достижения целей организации.

Социокультура больших организаций часто определяется понятием «корпоративный дух», означающий кодекс поведения всех работников фирмы. В основе корпоративного духа лежит их преданность идеалам, целям, нормам поведения, ценностям, отношениям, принятым в данной организации. Корпоративный дух фирмы, прежде всего, проявляется в виде трехслойной структуры идентификации учащегося с рабочей (первичной) группой, с коллективом цеха, отдела, предприятия (вторичной группой) и, наконец, с фирмой (крупная компания, акционерное общество, банк и т.п.).

Ярким примером наличия корпоративного духа фирмы являются кодексы поведения (эти кредо) на японских предприятиях. Там среднестатистический кодекс поведения включает примерно следующее:

1. Отношение к фирме: преданность, благодарность.

2. Отношение к работе: усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за работу.

3. Отношение к старшим: уважение, учтивость.

4. Отношение к сослуживцам: сотрудничество, признание заслуг. Для усиления корпоративного духа на японских предприятиях используется соответствующая (фирменная) форма одежды; у некоторых фирм есть свои гимны, которые исполняются перед началам работы. При оценке степени влияния социокультуры на деятельность организации учитываются три фактора: направленность, широта и сила. Первый фактор указывает на то, как социокультура влияет на достижение цели организации; второй фактор свидетельствует о широте распространений идей социокультуры среди персонала; третий фактор характеризует степень принятия и использования персоналом идей и ценностей социокультуры. Таким образом, можно утверждать, что только та социокультура оказывает положительное влияние на организацию, которая поддерживает ее цели, имеет широкий охват работников и реализуется в отношениях работников к труду, во взаимоотношениях друг с другом, в культуре труда, общения и отдыха, в культуре руководства и т.д.

Важнейшей социально-психологической характеристикой коллектива является сплоченность его членов, которая включает три аспекта жизнедеятельности коллектива: межличностные эмоциональные взаимоотношения людей, структуру взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер их ценностных ориентации, установок и нормативных представлений (групповых норм поведения).

В первом случае групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для членов коллектива, показателями которой выступают либо уровень взаимной симпатии в их отношениях, либо степень полезности группы для них (чем больше число тех кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность).

Во втором случае групповая сплоченность понимается как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях совместной деятельности членов коллектива, согласованность их функционально-ролевого поведения при решении общей задачи.

В третьем случае групповая сплоченность рассматривается как степень совпадения представлений, ориентации, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам (явлениям, событиям, ценностям и т.д.), наиболее значимым для групповой жизнедеятельности. Ценностно-ориентационное единство как интегральный показатель сплоченности членов коллектива является следствием активной совместной трудовой деятельности. Именно совместная (коллективная) трудовая деятельность служит основой общения между членами коллектива и становится источником интенсификации связей между ними.

Одним из компонентов групповой сплоченности является психологическая совместимость членов группы, которая определяется как эффект их взаимодействия характеризующийся максимально возможной удовлетворенностью их друг другом. Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакт между людьми опосредован их действиями, мнениями и оценками. Оптимальное сочетание их свойств обеспечивает эффективную трудовую деятельность, общение и взаимопонимание.

Повышение уровня сплоченности группы является особой заботой руководителя. Основными способами решения этой задачи являются:

• широкое применение коллективных форм организации совместной деятельности, создание системы материальной, информационной, организационной взаимосвязанности членов коллектива;

• обеспечение компетентного руководства коллективом и положительного личного примера руководителя; целенаправленная воспитательная работа, превращение коллектива в субъект управления и воспитания;

• систематическое улучшение условий, организации и оплаты труда;

• вовлечение членов коллектива в разнообразные формы управления производством и общественной работой;

• организация неформального общения работников, создание условий для досуга, художественного творчества, физической культуры и спорта.

Ввиду того, что любой трудовой коллектив создается для совместной деятельности с целью производства товаров и оказания услуг, характеристика коллектива должна включать анализ его производственной деятельности. Например, сюда относятся такие сведения как содержание, характер и условия труда, состояние трудовой и технологической дисциплины, текучести кадров, культура труда и быта работников, эффективность коллективной трудовой деятельности и др. Результат и эффективность труда коллектива определяются, прежде всего, экономическими показателями (чистый доход, производительность труда, качество и себестоимость продукции, рентабельность и т.д.).

Социально значимой характеристикой трудового коллектива являются такие показатели как уровень общего образования и квалификации работников, состояние их здоровья, удовлетворенность трудом и отношениями, степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей и интересов, степень реализации своих знаний, умений и способностей, состояние социально-психологического климата. Учитывая исключительно важное значение такой характеристики трудового коллектива (любой малой группы) как социально-психологический климат, рассмотрим этот вопрос более подробно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.