КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дискуссия
Слово «дискуссия» в переводе с латинского языка означает рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно подразумевают публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия рассматривается также как метод, активирующий групповой процесс решения научных, производственных, учебных и других проблем. Дискуссия как форма делового общения характеризуется следующими чертами: Дискуссия является одной из активных форм совместной (групповой) коммуникативной деятельности специалистов. Участники дискуссии выступают не как противники, а как партнеры, соавторы в групповом обсуждении спорного положения. Целью обсуждения выступает не опровержение тезиса оппонента, а установление меры истинности каждого тезиса. Обсуждение спорного положения связано с анализом, групповой деятельностью, формированием общего мнения. В процедурном отношении дискуссия организуется и регламентируется. Дискуссия по какому-либо вопросу возникает только тогда, когда выдвигаются разные подходы, точки зрения, демонстрируется альтернативное видение проблем и способов их решения. Альтернативный подход к решению проблем создает предпосылку для борьбы мнений участников дискуссии. Настоящая свобода мнений предполагает высокую культуру ведения дискуссии. Для этого необходимо проявить уважительное отношение к альтернативному выступлению и личности оппонента. Критикуя его точку зрения, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые способы решения проблемы. В процессе дискуссии очень важно овладеть не только искусством говорить, но и умением слушать своего оппонента. К дискуссии, спору с сильным оппонентом, необходимо тщательно подготовиться: определить главную цель дискуссии, придумать стратегию и тактику ведения спора, наиболее вероятные варианты аргументации обеих сторон; оценить достоинства и недостатки оппонента, уровень его образованности, культуры и квалификации. Необходимо более терпимо относиться к инакомыслию; в дискуссии каждая из сторон имеет свое мнение. Чем больше уважения проявляется к оппоненту, тем больше шансов перевести спор в конструктивное русло. Не надо стремиться навязать свою точку зрения другим, не выслушав все доводы и аргументы своих оппонентов. Имейте мудрость согласиться с оппонентом, если убеждаетесь, что он прав. Любая проблема имеет, как правило, несколько возможных способов решения. Выдвигая свой вариант решения – альтернативу, необходимо: раскрыть ее суть, идею, расчленить альтернативу на составные части, этапы; проанализировать ее слабые и сильные звенья. Один из принципов ведения дискуссии заключается в том, что чем корректнее будут ваши суждения, тем у вас больше шансов на достойную победу над оппонентом. Даже если оппонент допускает явно некорректный выпад, не нужно опускаться до его уровня и использовать против него оскорбительные фразы. Отрицая что-нибудь, надо аргументировать свои отрицания; не стремитесь перекричать своего оппонента, а аргументировано его переубедить. Спор выигрывает тот, кто как бы со сторон наблюдая за ходом дискуссии, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои действия и суждения. Полезно учитывать, как в ходе спора меняются настроение и отношение со стороны оппонентов; учиться мыслить и действовать рискованно и неожиданно для оппонентов, подняться над личными интересами, мешающими приблизиться к истине. Существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность аргументации снижается. С целью преодоления таких психологических барьеров целесообразно: следить за мыслью, а не за жестами, голосом своего оппонента; не бояться его и не думать, что он сильнее вас; искать и находить слабые места и доводы оппонента; помнить, что страх перед ответными действиями оппонента означает поражение. Овладение искусством ведения дискуссии, спора невозможно без развития умения ставить вопросы, делать реплики, замечания. Конструктивный подход к постановке вопроса, как правило, преследует позитивные цели, например: уточнить позицию собеседника или оппонента; активизировать ход дискуссии; перехватить инициативу и увести ее в нужное для вас русло; показать свою личную заинтересованность в обсуждаемом вопросе; помочь оппоненту раскрыть более глубоко процесс поиска истины с тем, чтобы прийти к соглашению. Различают следующие типы вопросов: риторический вопрос – это вопрос, побуждающий к размышлению; он ставиться как бы всем присутствующим; провоцирующий вопрос; его цель – спровоцировать оппонента на конфронтацию (завести оппонента); контрвопрос (на вопрос с первой стороны вторая сторона отвечает вопросом); уточняющий вопрос («Так ли я Вас понял…»); вопрос, требующий однозначного, конкретного ответа. Он позволяет более четко представить позицию собеседника, получить конкретную информацию. Эффективность ведения дискуссии зависит от культуры общения ее участников, от подготовки и организации процесса обсуждения и решения проблемы. Организация и проведение групповой дискуссии включает ряд этапов: Вводное выступление ведущего. Ведущий, организующий дискуссию, информирует участников о проблеме, раскрывает цели и основной замысел дискуссии, условия ее эффективного проведения. Выступления основного докладчика – наиболее авторитетного, компетентного в данной проблеме специалиста. Выступление содокладчиков. Они могут раскрыть свое видение проблемы и свои способы ее решения, покритиковать подход, концепцию основного докладчика. Прения по докладу и содокладам. Каждая из сторон, имеющая свою точку зрения на решение проблемы, высказывают и аргументировано отстаивают свою позицию. Выработка решения проблемы. На этом этапе обсуждения проблем идет активный поиск, проверка возможных вариантов решения проблемы, активное противоборство сторон и концепций, устанавливаются общие тенденции и подходы к решению проблемы. Завершение дискуссии и обобщение результатов. На заключительном этапе подводятся итоги дискуссии, резюмируются результаты, принимается, по мнению большинства участников, оптимальное решение. Обобщая требования к подготовке и проведению дискуссии, можно сформулировать следующие рекомендации: В процессе дискуссии необходимо четко очертить круг обсуждаемых вопросов, перечень и последовательность решаемых проблем. Выслушайте все аргументы и контраргументы оппонентов. Не спешите обобщать, делать выводы. Чтобы понять своего оппонента, нужно хотя бы временно мысленно встать на его сторону, проанализировать проблему и способы ее решения с его точки зрения. Опровергая мнение оппонента, не переходите на личное обвинение; помните, в дискуссии побеждает более хладнокровный человек силой своих аргументов, а не эмоций. Не бойтесь усомниться в правоте собственной точки зрения. Обсуждая вопросы, ищите истину, а не навязывайте свою точку зрения и не поучайте других, опирайтесь на факты.
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ (КОЛЛЕКТИВА) 1. Понятие и виды групп 2. Малая группа как социально-психологический феномен 3. Динамические процессы в малой группе 4. Социально-психологическая характеристика коллектива 5. Социально-психологический климат трудового коллектива 6. Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |