Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловая беседа





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Формы делового общения

 

 

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которое имеют необходимые полномочия от своих организаций для установления деловых отношений, разрешения проблем или выработки конструктивного подхода к их решению. Одна из главных задач деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.

Деловая беседа выполняет следующие функции:

взаимное общение работников из одной деловой сферы и, совместное обсуждение и решение производственных вопросов;

совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

контроль и координирование начатых деловых мероприятий (проектов, выставок, презентаций, командировок и т.д.);

поддерживание деловых контактов, стимулирование деловой активности работников.

Деловая беседа в области управленческой деятельности представляет собой одну из эффективных форм делового общения руководителя с персоналом.

Она проводится при приеме на работу и увольнении, обсуждении производственных и социальных вопросов, при подготовке и принятии управленческих решений, разборе конфликтных ситуаций, и т.д.

Основными этапами деловой беседы являются:

подготовка к беседе;

начало беседы;

постановка вопросов , информирование партнеров;

совместное обсуждение вопросов;

принятие решения, завершение беседы.

При подготовке к деловой беседе руководитель определяет ее тему (проблему), и цели, намечает вопросы, подчеркивает необходимую информацию, определяет время и место проведения беседы, заранее предупреждает работников о предстоящем собеседовании.

В результате подготовки деловой беседы составляется план, придерживаясь которому, руководитель сможет отвечать на следующие вопросы:

каков повод для беседы, какова ее основная тема, и цель;

какие конкретные задачи (вопросы) нужно обсуждать и решать в ходе беседы;

с кем происходит собеседование; каковы социально – психологические особенности личности собеседника;

какие аргументы имеются в наличии, чтобы собеседник согласился с выдвинутыми положениями;



какие контраргументы может выдвинуть собеседник и что необходимо предпринять, чтобы достичь поставленную цель;

какие варианты решения проблемы можно предложить, если собеседник выразит отрицание, несогласие или протест.

На втором этапе беседы решаются следующие задачи:

установить контакт с собеседником;

создать благоприятную психологическую атмосферу для беседы;

привлечь внимание собеседника к теме разговора;

пробудить интерес собеседника.

Имеется множество вариантов начала беседы. Для снятия напряженности и установления контакта с собеседником целесообразно начинать с отвлеченных вопросов (о здоровье, погоде, текущих событиях и т.д.). Этому способствует также теплые слова в адрес собеседника, уместная шутка.

На следующем этапе беседы рекомендуется сформулировать проблему, заинтересовать собеседника раскрывая значение обсуждаемой темы, ставить перед ним вопросы, сообщить нужную информацию.

Важно учесть социальные и психологические характеристики собеседника (его уровень образования и квалификации, содержание выполняемой работы , особенности его характера, интересы и т.д.). Эффективность деловой беседы зависит от многих факторов, в том числе от умения руководителя слушать собеседника, уважать его мнение, создать благоприятную психологическую атмосферу, побуждать собеседника к активному и творческому обсуждению поставленной проблемы. При общении нужен соответствующий микроклимат, располагающий к доверительному разговору: дать собеседнику возможность спокойно высказаться, не прерывая его репликами и вопросами без особой на то надобности, считаясь с его психологическим состоянием и ожиданиями, не отвлекаясь на переговоры по телефону и с другими работниками. Эффективность деловой беседы снижается, если руководитель проявляет неуважение к чужому мнению, грубо реагирует на критику или возражение, допускает голословные утверждения, высказывает необоснованные подозрения.

Во время деловой беседы ни в коем случае не следует:

перебивать партнера;

проявлять к нему невнимательность и неуважение;

негативно оценивать его личность;

критиковать его идеи, предложения;

подчеркивать разницу между собой и партнером;

резко убыстрять темп беседы;

избегать пространственной близости и не смотреть на партнера;

не понимать и не желать понять его психологическое состояние;

пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер излишне эмоционален.

А.М. Омаровым45 дан ряд полезных рекомендаций по служебному поведению руководителя при взаимоотношениях с сотрудниками, общении54. Приведем некоторые из его высказываний:

Не спешите с заключениями по вопросам, в отношении которых нужно высказать свои соображения, Прежде изучите всю необходимую информацию, посоветуйтесь с опытными людьми и внимательно выслушайте любые мнения по этим вопросам.

Давая задание, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, чтобы он мог действовать сознательно и проявлять инициативу.

Не злоупотребляйте терпением сотрудников, будьте кратки в деловом разговоре с ними.

В манере говорить проявляются профессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик руководителя. Благоприятное впечатление производит простота речи, удачно выбранные интонации, выражение лица и поза, меткое и к месту сказанное слово.

Держите себя с людьми ровно, не теряйте самообладание ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще.

Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Добрая шутка создает обстановку доверия, делает труд более привлекательным и производительным.

Беседа специалиста с работниками имеет воспитательный аспект. Воспитательное значение любой беседы, в том числе на производственные темы, возрастает, если специалист учитывает индивидуально - психологические, возрастные и другие особенности собеседника, прислушивается к его мнению, старается его понимать, при необходимости убеждать, а не навязывать своего мнения. В собеседнике руковдитель должен видеть не подчиненного, а соратника, человека со своими взглядами, интересами, характером, способностями и т.д.



Эффективность деловой беседы во многом зависит от умения руководителя слушать собеседника. Умение слушать говорящего является важнейшим качеством любого человека. Согласно данным психологов, процент соотношения различных видов коммуникации человека в течении дня в среднем распределяется следующим образом: 43% времени уходят на слушание, 30% – на говорение, 16% – на чтение, 9% – на письмо.

Различают три составляющих умелого «слушания»:

Поддерживание диалога выражением глаз и лица. Многие сотрудники испытывают затруднения при контакте со своими руководителями. Однако руководитель обязан помогать им вести с ним разговор. При беседе, необходимо задавать вопросы. Руководитель обязан поддерживать разговор и таким образом демонстрировать свою заинтересованность. Все внимание необходимо направить на собеседника. Наиболее конкретными действиями, демонстрирующими невнимание к собеседнику и способности оборвать разговор, является взгляд в сторону и прерывание ответа на только что заданный вопрос.

Внимательное слушание и концентрирование внимания собеседника. Для беседы найдите место, где сможете спокойно выслушать человека, где вас не будут отвлекать и прерывать. На время беседы уберите со стола все материалы, которые могут отвлекать от разговора, Средний собеседник обычно говорит со скоростью 150 слов в минуту. Но средний слушатель может воспринимать от 400 до 650 слов в минуту. Эта разница между скоростью восприятия речи и скоростью говорения часто приводит к тому, что слушающий начинает отвлекаться и думать о чем-то другом. Для контроля восприятия разговора старайтесь сделать краткое резюме того, что вам было сказано. Умение сконцентрироваться – одно из ключевых умений слышать другого человека.

Подтверждение того, что вы правильно понимаете содержание разговора. Это не только помогает предупредить взаимное недопонимание, но и показывает собеседнику вашу заинтересованность. Если у вас возникают вопросы по ходу разговора, задавайте их сразу же. Перефразируйте услышанное. Это означает для собеседника повторение его мысли, но вашими словами. Обращение за разъяснением и подтверждением сказанного чрезвычайно важно для активного слушания, потому что в этом случае по окончании беседы вы сможете быть уверены, что точно поняли то, что собеседник хотел вам сказать.

Следует иметь в виду, что партнеры по общению по разному реагируют на слова собеседника.

На практике приходится наблюдать следующие реакции (приемы) слушателя:

внимательное слушание и поддакивание (словами головой жестами);

«эхо-реакция» – повторение последних слов собеседника;

побуждение к продолжению беседы («что дальше»);

постановка наводящих вопросов (что, где, когда, почему, зачем);

оценивание сказанного; высказывание советов, предложений;

возражение (протест, несогласие, критика);

грубые реакции (повышение голоса, ругань, оскорбление собеседника);

глухое молчание (отсутствие реакции).

Как установили психологи и педагоги, умение слушать других не приходит само собой, его необходимо формировать и постоянно совершенствовать. Основное правило, которое следует стремиться выполнять, заключается в следующем: внимательно слушать и не спешить говорить. Известно, что можно слушать собеседника, но не слышать его. В процессе слушания рекомендуется:

ставить вопросы, требующие уточнения, разъяснения, обоснования чего-либо;

любым доступным способом понять позицию собеседника; но понять еще не значит согласиться;

стремиться за словами собеседника уловить его истинные мотивы, цели, суть его подходов к решению проблемы;

с помощью своей мимики и жестов отражать состояние заинтересованного слушателя, понимающего (или не понимающего) суждения собеседника.

Активное слушание предполагает, что вы обращаете внимание не только на то, что говорят, но и как говорят, в каком эмоциональном состоянии находится человек. Анализируя доводы, подходы собеседника к решению проблемы, необходимо аргументировано показать, с чем можно согласиться, а с чем – нельзя. И только после этого развертывать свою концепцию, выдвигать более убедительные аргументы.

Любая деловая беседа в структурном плане включает в себя цель, мотивы, содержание, определенную последовательность коммуникативных действий собеседников и результат. Для примера раскроем особенности деловой беседы руководителя с работником при приеме его на работу.

Основание, цель собеседования с претендентом на вакантное место – определение и оценка его квалификации; деловых качеств и других характеристик. В качестве мотива собеседования (ради чего она проводится) выступают потребности предприятия, организации в высококвалифицированных кадрах, необходимость принять на работу именно того специалиста, который в наибольшей степени соответствует данной работе. К сожалению, на практике при приеме работников на работу руководители и работники отдела кадров часто ограничиваются формальным изучением документов вновь поступающих и принимают ошибочные решения. В результате формального подхода к подбору кадров на работу принимается специалист, не соответствующий по своим характеристикам предстоящей деятельности.

Какие же вопросы следует задавать претенденту?

Прежде всего следует иметь в виду, что руководитель впервые вступает в контакт со своим потенциальным сотрудником. Ему необходимо познакомиться с новым человеком, поэтому вначале он просит рассказать о себе (кто таков, образование, возраст, специальность, стаж работы и т.д.). Второй круг вопросов должен быть связан с выяснением причин ухода специалиста с прежней работы и выбора данного предприятия. Далее руководитель интересуется такими вопросами: чем специалист может быть полезным в данной организации, что он умеет делать, на что способен, какую должность хотел бы занять, каковы его трудовые достижения, на какую зарплату он рассчитывает и т.д. В ходе собеседования целесообразно ознакомить специалиста с требованиями, предъявляемые к нему со стороны организации и рабочего места. Руководитель обращает внимание на внешний вид и физические данные претендента, его реакцию на задаваемые вопросы, умение разговаривать с людьми, общую культуру; изучает его интересы, склонности, способности и другие индивидуально-психологические особенности. При необходимости используются дополнительные методы оценки кандидата на вакантную должность (анкетирование, тестирование и др.).

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.