КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие человека человеком
Общение как коммуникация, взаимодействие и
При анализе структуры общения в социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную5. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. В отличие от процессов передачи, приема и обработки информации в технических системах общение как коммуникативный процесс обладает рядом особенностей. Важнейшими из них являются следующие: люди обмениваются не только информацией, но и чувствами, настроениями, интересами, взглядами, идеями, установками (внутренней готовностью к деятельности), ценностными ориентациями и т.п.; в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается; в общении реализуются отношения двух или более человек, каждый из которых является активным субъектом; взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, нахождение общих взглядов, установление межличностных отношений, выражение взаимных симпатий (или антипатий), обмен чувствами и т.д. в общении особую роль для каждого участника играет значимость информации; эту значимость информации приобретает потому, что люди не просто обмениваются информацией и их значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, если информация не только принята, но и понята, осмыслена; характер обмена информацией между людьми отличается тем, что посредством системы знаков они могут повлиять друг на друга. Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение участника коммуникативного процесса. Эффективность коммуникации определяется тем, насколько удалось это воздействие; коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда участники обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации («все должны говорить на одном языке»). Всякий обмен информацией между людьми возможен при условии, если они обладают единой системой значений слов, понятий, знаков, т.е. единым тезаурусом. В общении в качестве знаковой системы используются человеческая речь, жесты, мимика и пантомимика. Кроме того, в речевом общении средствами выражения смысла слов и чувств, состояния человека выступают: громкость и темп речи, качество голоса, его диапазон, тональность, пауза, покашливание, смех, поза и т.д. Определенную смысловую нагрузку несут пространство и время организации коммуникативного процесса. Например, общение людей дома (члены семьи) или на работе (сослуживцы), в транспорте (пассажиры), магазинах (продавцы и покупатели), в больничной палате (больные, больной и врач), в театре (актеры и зрители), в учебных заведениях (преподаватели и сотрудники) имеют свои специфические особенности. Таким образом, общение как коммуникативный процесс имеет целый ряд принципиальных отличий от информационных процессов, протекающих в технических системах. Интерактивная сторона общения заключается в организации совместной деятельности людей, в их взаимодействии. Для организации совместной групповой деятельности ее участники сообща определяют ее цель и задачи, составляют план, последовательность выполнения работ, распределяют между собой задания, выявляют требования к качеству продукции, готовят рабочие места, вырабатывают нормы совместных действий, устанавливают связи с другими участниками, службами; при необходимости проводится инструктаж по технике безопасности. К различным видам взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности относятся также кооперация, конкуренция, соревнование, обучение и воспитание. В совместной деятельности людей, в различных видах их взаимодействия большое значение имеют такие социально-психологические характеристики коллектива как психологическая общность, сплоченность социально-психологический климат, групповые нормы, санкции, общественное мнение и др. (более подробно см. в четвертой главе) Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Восприятие человека человеком предполагает понимание, принятие и разделение целей, мотивов, установок, чувств, поведения, психологического состояния друг друга, установление особого рода отношений – привязанности, дружбы, любви. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения. При этом каждый из партнеров сопоставляет себя с другим, принимает в расчет мотивы, установки другого и то, как этот другой воспринимает его самого. Эти процессы восприятия человека человеком основаны на идентификации и рефлексии. Термин «идентификация» означает уподобление себя другому. Под рефлексией понимается осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнером по общению. Модель образования рефлексивной структуры общения двух партнеров включает: 1) реально действующих лиц; 2) информацию или представление о другом; 3) представление о самом себе; 4) представление своего образа в сознании другого. Таким образом, в общении двух человек представлены как бы восемь персон. В восприятии человека человеком наблюдаются такие психологические и эмоциональные процессы как эмпатия, каузальная атрибуция, межличностная аттракция. Эмпатия определяется как стремление эмоционально откликнуться на проблемы, интересы и чувства другого человека. Например, эмпатия выражается в таких формах, как сопереживание, сочувствие, сострадание, согласие и т.п. Каузальная атрибуция означает приписывание друг другу в процессе восприятия (общения) определенных качеств на основе внешнего вида, предшествующей оценки человека, его должности и т.д. Например, приписывание хороших качеств любимому человеку, прочих качеств тому, кто не нравится. Приписывание человеку определенных качеств происходит также на основе новизны встречи с ним (эффект новизны), – предварительной установки на восприятие другого человека (эффект ореола), стереотипов поведения (эффект стереотипизации). Аттракция – это процесс формирования привлекательности другого человека при его восприятии, формирование определенного отношения к нему. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция связана с формированием таких отношений как симпатия или антипатия, дружба или вражда, любовь или ненависть, желание общаться с данным человеком или наоборот. Таким образом, восприятие человека человеком как одна из сторон общения включает достаточно сложные процессы изучения, понимаю внутреннего мира, эмоционального состояния и личностных качеств друг друга, установления межличностных отношений в общении, взаимодействии друг с другом. При общении с другими людьми каждый человек, особенно руководитель должен учитывать рассмотренные явления и процессы, на основе знаний о структуре и закономерностях общения правильно строить свои отношения с людьми.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |