Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение общения в жизнедеятельности человека




Коммуникация или общение представляет собой дву- или многосторонний процесс передачи и приема информационного, эмоционального и интеллектуального содержания. В настоящее время в жизни общества, трудовых коллективов и каждого человека коммуникация приобрела огромное значение, мы живем в информационном обществе. По различным каналам коммуникации (телевидение, радио, компьютеры, газеты, журналы, Интернет и т.д.) и при непосредственном общении с людьми к нам поступает огромный поток разнообразной информации. Возникает задача ее селекции, а также сбора, обработки и использования полезной информации. Коммуникация и средства передачи информации превратилась в важнейший инструмент управления деловыми отношениями. Она стала составной частью менеджмента. С помощью различных средств коммуникации специалисты получают необходимую внешнюю информацию об изменениях в политике и экономике, о стоимости и передвижении товаров, ценных бумаг, о рекламе товаров, услуг и т.д. Путем использования различных форм делового общения (деловой разговор, беседа, дискуссия, прения, совещание, переговоры и т.д.) специалисты совместно решают производственные, управленческие и другие задачи.

Полноценное содержательное общение, руководство трудовым коллективом немыслимы без течения информационных процессов, обмена информацией между руководителем и сотрудником, между членами коллектива. Сбор и обработка информации является составной частью управленческой деятельности. В новых условиях рыночного хозяйствования руководители ожидают от работников высокого уровня ответственности, трудовой активности, группового мышления.

В свою очередь, сотрудники хотят участия в обсуждении производственных и социальных проблем, в приятии и выполнении соответствующих решений в современном получении необходимой информации. Им представляется право высказывать свою точку зрения, давать предложения по устранению имеющихся недостатков, улучшению организации рабочего места и т.д. Для организации коллективной работы, коллективного мышления, для эффективного сотрудничества с людьми их необходимо соответствующим образом информировать.

К этому следует добавить и требование свободного распределения информации в организации. Практика показывает, что фактически все подразделения любого предприятия испытывают недостаток в информации. Многие работники, как правило, плохо представляют общую ситуацию в фирме, не знают, чем занимается соседний отдел. Как для руководителей, так и для простых работников беспрепятственное движение информации имеет исключительное значение по следующим причинам:

- самооценка работника в значительной степени зависит от уровня его информированности;

- мыслительная деятельность работников, направленная на решение поставленной задачи, может получить действенный толчок лишь в том случае, если они информированы о рамках и взаимосвязях, в которых действуют;

- сотрудники могут уверенно выполнять задания только в том случае, если им предварительно даны осмысленные указания и цели;

- с получением информации у работников возрастает готовность к труду, так как каждый из них чувствует в этом акте проявление к нему уважение лично;

- уверенность в себе и производительность труда работника зависят от того, насколько он информирован о процессах его социального обеспечения;

- информация лучше всего воспринимается и сознается работником в тот момент, когда его ждут. Слухи и домыслы всегда вводят в заблуждение, в результате возникают новые проблемы, затрагивающие общие интересы и вытекающие из актуальных дискуссий и споров.

Коммуникационные процессы, общение занимают значительное место в организаторской деятельности руководителей всех рангов. По существу решение ни одной технической, управленческой или социальной задачи не обходится без общения специалистов друг с другом, с рабочими и служащими. В жизни и деятельности большинства людей процессы общения занимают до 70% времени, а руководителя на различные виды общения расходуют в среднем до 80% своего рабочего времени. Деятельность руководителя предполагает постоянное общение с людьми. Любое управленческое воздействие к подчиненному передается посредством общения. Путем общения с членами трудового коллектива руководитель ставит цели и задачи предстоящей работы, намечает план и сроки его выполнения, распределяет задания между исполнителями, организует их выполнение, координирует работу отдельных исполнителей или групп, осуществляет контроль и оценку выполненной работы. Такие функции руководителя, как обучение и воспитание работников, участие в общественной работе также выполняются через общение. Следовательно, специалисты должны знать социально-психологическую сущность общения, его функции, формы и правила делового общения, его воспитательные возможности и следовать им на практике в коллективной деятельности, где общение выступает средством установления деловых и межличностных отношений. Способность к общению повсеместно признается важнейшим качеством современного специалиста.

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. В общении осуществляется рациональные, эмоциональные и волевое взаимовлияние людей, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения. Социальный смысл общения состоит в том, что оно обеспечивает организацию людей для совместной деятельности, их взаимосвязи и взаимоотношения. В общении проявляются психические качества людей. Общение имеет большое значение в формировании и развитии сознания человека. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. В общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми.

Основные функции общения могут быть разделены на четыре класса.

Первый класс функций общения заключается в обслуживании различных видов предметной групповой деятельности. В процессе совместной деятельности члены трудового коллектива обсуждают различные производственные вопросы, уточняют цели и задачи, принимают решения, взаимодействуют. В этом процессе осуществляется также взаимная стимуляция и взаимная коррекция поведения.

Второй класс образует комплекс психологических функций – развитие отдельных психических процессов и форм психической деятельности личности. Общение имеет большое значение в формировании и развитии сознания. Психологи подчеркивают единство языка, сознания и общения. Сознание, как и язык, возникает из необходимости общения. Сознание ребенка формируется, развивается и проявляется в общении с людьми. Без общения не может происходить полноценное развитие личности. Общение – необходимое условие развития памяти, мышления, эмоциональной и волевой сферы личности, формирования черт характера и способностей.

В третий класс входят такие социально-психологические функции общения, как коммуникативная (установление контакта между людьми, обмена информацией), функция самоутверждения и самоактуализации личности (выделение своего «Я», привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих и т.д.), функции развития взаимоотношений между людьми, группообразования и развития групповых процессов (мнений, интересов, норм поведения и т.д.). К этому же классу относятся функции общения, связанные с развитием личности в обществе, ее социализации, становлением в качестве члена общества.

Люди объединяются не только для совместной деятельности, но и для удовлетворения потребности в общении, снимающем психологическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности. К таким видам общения относятся общение друзей, родственников, эмоциональное общение с мыслителями, писателями, деятелями культуры, путем чтения, прослушивания или просмотра их произведений. Такое общение можно назвать духовным. Оно способствует формированию и развитию духовного мира личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.