Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамические процессы в малой группе




 

В малой группе происходят различные процессы взаимодействия и взаимовлияния индивидов, называемые динамическими процессами (изменяющиеся, находящиеся в движении, в развитии). Важнейшими из них являются: процесс образования и развития малой группы, феномен группового давления, групповая сплоченность, процессы лидерства и принятия группового решения.

I стадия. Конгломерат, стадия песка, диффузная группа. Главный признак таких групп – отсутствие совместной деятельности, направленной на достижение единой цели. Это может быть случайный набор людей, оказавшихся на некоторое время в одном месте (очередь, люди в купе и т.д.). Это может быть и только что организованная бригада, класс, студенческая группа. У людей еще отсутствует информация друг о друге, не сложились взаимоотношения, хотя в последнем случае уже существует единая цель совместной деятельности. В этой же стадии выявляются более активные и заинтересованные члены группы (будущий актив), а также члены группы с отрицательными тенденциями («бузотеры»). Если группа не распадается, со временем развиваются система взаимоотношений, иерархическая структура, лидерские процессы.

При наличии руководителя в такой группе (вновь созданная бригада, фирма) последний должен осуществлять в первое время руководство по типу единоначалия. Он ставит цели и задачи группы, устанавливает права и обязанности членов группы, знакомит с перспективами групповой деятельности.

II стадия. Кооперация, ассоциация. Эта стадия образуется примерно через месяц после создания группы. Группа уже освоилась со своей основной деятельностью. Члены группы в достаточной степени изучили друг друга, образовались устойчивые психоэмоциональные взаимоотношения, статусы членов группы, иерархическая структура, лидерство, микрогруппы. Ее уже можно назвать устойчивой группой. Целесообразно избрать совет группы демократическим путем. Обычно в него входят наиболее активные, инициативные и заинтересованные члены группы. Рекомендуется каждые полгода проводить ротацию совета с заменой одной трети. Теперь руководитель может управлять группой не только напрямую, но и через совет группы. По активности членов группы можно подразделить на два уровня: активная часть – руководитель и совет группы, остальные члены группы находятся в некотором неустойчивом пассиве. Уровень сплоченности в такой группе (при социометрическом исследовании) составляет примерно 0,3. Это означает, что примерно 30% членов группы испытывают друг к другу взаимное уважение и признание. Во второй стадии группа может существовать неопределенно долгое время. «Сверхзадача» руководителя – перевести группу в третью стадию, что является весьма трудоемким делом.

III стадия. Стадия монолита – высший уровень развития группы.По данным исследований не более одной группы из десяти реально переходят в эту стадию. Для этого необходимы высокий уровень трудовой мотивации работников, заинтересованности в результатах труда, хорошо поставленная воспитательная работа, высокая лояльность членов группы, удовлетворенность трудовой деятельностью, уважение к руководителю.

Можно выявить следующие признаки третьей стадии:

- активная жизненная позиция, занимаемая всеми членами группы;

- высокий уровень единого для всех общественного мнения в группе;

- «ощущение своей силы» группой, которая может взяться за большие дела;

- высокий уровень социально-психологического климата;

- высокий уровень сплоченности, который достигает величины 0,7 (примерно 70% членов группы испытывают друг к другу взаимное уважение и признание);

- выраженная требовательность и уважение членов группы друг к другу;

- высокий нравственный уровень жизнедеятельности группы;

- переход группы из статуса объект управления в статус субъект управления: наличие элементов самоуправления, саморазвития, самовоспитания.

В условиях производства или в организации (учреждения) образование (создание) малой группы обуславливается общественным разделением труда и потребностями организации. Объединившись для совместной трудовой деятельности во главе с официальным руководителем, работники общаются между собой, вырабатывают общие цели, задачи, нормы и правила поведения, распределяют роли, находят общие интересы. При этом между ними устанавливаются определенные отношения (например, взаимоуважение, симпатия или антипатия, стремление подражать, помочь или мешать). При целенаправленной организаторской и воспитательной работе руководителя группа, состоящая из совершенно разных людей, постепенно может развиваться до сплоченного коллектива, представляющего единый социально-психологический организм. На определенном этапе своего развития группа начинает обладать социально-психологической общностью, т.е. единством целей, социальных потребностей, интересов, ценностных ориентации, мнений, норм поведения и т. д. Если в группу приходит новый индивид, он начинает испытывать психологическое воздействие группы в форме требований соблюдать групповые нормы поведения, т.е. испытывает групповое давление. Меру подчинения индивида групповому давлению называют конформностью. Конформность или конформное поведение индивида – это принятие им групповых норм, ценностей, мнений, требований. Противоположными конформности качествами личности являются независимость, самостоятельность мышления и поведения, устойчивость к групповому поведению.

Сплочение малой группы. Сплоченность группы характеризует степень интеграции ее состава относительно целей групповой деятельности и ценностей, связанных с этой деятельностью. На сплоченность группы влияют следующие факторы:

1 – состав группы (число членов, половозрастной состав, уровень их квалификации, образования и т.д.);

2 – индивидуально-психологические особенности каждого индивида в группе;

3 – сходство отношений к групповым целям, социальных потребностей, взглядов, ценностей, установок, норм и т.д.;

4 – удовлетворенность групповой деятельностью и межличностными отношениями;

5 – стиль руководства и участие членов группы в выработке управленческих решений;

6 – структурные свойства группы (статусно-ролевые аспекты, характер взаимосвязей членов группы, особенности межличностных отношений).

Теория групповой сплоченности разработана известным психологом нашей страны А.В. Петровским. Согласно его теории, структура малой группы складывается из трех слоев («страт»). Внешний слой (уровень) групповой структуры отражает эмоциональные межличностные отношения индивидов в группе (симпатия или антипатия). Второй слой характеризует ценностно-ориентационное единство членов группы. На этом уровне их отношения обусловлены совместной деятельностью и отражают степень совпадения для членов группы ориентации на основные ценности (например, общение, качество продукции, знак и престиж фирмы, успехи и т.д.).

Третий (внутренний) слой составляет «ядро» групповой структуры. На этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, например цели организации становятся целями каждого учащегося.

Три слоя групповой структуры рассматриваются как три уровня развития групповой сплоченности: 1) установление эмоциональных контактов; 2) формирование единых ценностных ориентации; 3) разделение общих целей групповой деятельности. Таким образом, главным фактором образования (формирования) сплоченной группы (в том числе и сплоченного коллектива) выступает совместная деятельность индивидов. Ярким примером высокого уровня групповой сплоченности является отношение работников – членов группы в японских организациях. В Японии превалирует групповая психология (а не психология индивидуализма), т.е. ориентация на группу, предпочтение интересов группы личным интересам. Работники трудятся под девизом «Успехи твоей группы – это твои успехи!».

Каждая группа принимает цели и задачи своей организации, нацеливается на деятельность, способствующую ее успеху, возвышению и развитию. Работа в организации (фирме) воспринимается не как работа «на кого-то», а как работа «на всех», в том числе и на себя. В связи с этим японец считает себя не просто работником, а неотъемлемой составной частью фирмы. Преданность идеалам фирмы проявляется как преданность группе, затем преданность своему отделу, предприятию в целом. К групповым нормам поведения японцы приучаются с детского сада, со школьной скамьи. Структурно представляя пирамиду, японская фирма складывается из множества малых групп. Во всех группах действуют старшие и младшие (ведущие и ведомые). Первые старше по возрасту и имеют большую выслугу лет, они более опытны и мудры; им подчиняются, их уважают. В результате складывается монолитная статусно-ролевая структура поведения.

Процессы лидерства. Формирование и развитие малой группы непосредственно связано с процессом лидерства и руководства. Лидер трактуется как такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для решения конкретной задачи. Б.Д. Парыгин выделяет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер выдвигается стихийно, а руководитель группы назначается или выбирается официально; 2) лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель устанавливает официальные (служебные) отношения; 3) руководитель, в отличие от лидера обладает властными полномочиями и может использовать широкую систему санкций; 4) лидерство является процессом менее стабильным по сравнению с руководством, так как зависит только от взаимоотношений индивидов в группе; 5) деятельность лидера осуществляется в малой группе; сфера деятельности руководителя значительно шире, он выступает представителем группы в других социальных организациях (в других подразделениях, в вышестоящей организации и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.