Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображе­ния — объективная реальность. 5 страница




Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание — ЭГО — «Я»; 2) индивиду­альное бессознательное — «ОНО»; 3) «коллективное бес­сознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов». Коллективное бессознательное — в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) — идентич­но у всех людей и потому образует всеобщее основание ду­шевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное — наиболее глу­бинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как ре­зультат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики,
и как совокупность коллектив­ных идей, образов, представлений человечества, как наибо­лее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в лич­ности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и на­правленная вовне, образует «персону» («маску»), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, — это «тень» («тень» носит врожденный характер: если «сорвать «маску», то уви­дим «тень», которая проявляется в комплексах, симптомах»). Психологическая коррекция эффективна, лишь если проис­ходит коррекция «тени» и «персоны».

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выде­ляют следующие главные уровни: 1) физический уровень неживой материи, энергии; 2) биологический уровень жи­вой, чувствующей материи/энергии; 3) психологический уровень ума, Эго, логики; 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией;
6) аб­солютное сознание. Вселенная представляет собой интеграль­ную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникаю­щих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тожде­ственность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагнос­тика, видения на расстоянии, предвидение будущего и т. д.).

Типология личности и личностный рост

Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности яв­ляются ее психологические свойства и особенности, обыч­но называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество под­структур. Низшим уровнем личности является биологичес­ки обусловленная подструктура, в которую входят возраст­ные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструкту­ра включает в себя индивидуальные особенности психи­ческих процессов человека, т. е. индивидуальные проявле­ния памяти, восприятия, ощущений, мышления, способ­ностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуаль­ный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта под­структура формируется преимущественно в процессе об­учения, имеет социальный характер. Высшим уровнем лич­ности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеж­дения человека, его мировоззрение, особенности характе­ра, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обу-словлена, формируется под влия­нием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого чело­века, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко по­нять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления ис­следования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определе­ние типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)

 

Способности

Способности — это индивидуально-психологические осо­бенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приоб­ретение, фиксацию и эффективное практическое примене­ние.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в осно­ве своей биологически обусловленные, связанные с врож­денными задатками, формирующиеся на их базе, при нали­чии элементарного жизненного опыта через механизмы на­учения типа условнорефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечиваю­щие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою оче­редь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успе­хи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их
развитие (способнос­ти математические, технические, литературно-лингвистичес­кие, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстракт-но-логическому мышлению, и практические, лежа­щие в основе склонности к конкретно-практическим дей­ствиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь раз­носторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогичес­кого воздействия, усвоение человеком знаний, умений, на­выков, формирования качеств личности, и творческие, свя­занные с успешностью в создании произведений материаль­ной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобрете­ний. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей лич­ности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам дея­тельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки — это некоторые генетические детерминирован­ные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способ­ностей.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процес­сов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой кото­рых выступают особенности нервной системы, мозга, созда­ются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и обще­нии, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаи­модействия человека с окружающим миром в самом широ­ком значении этого слова. Индивидуальные различия явля­ются предметом изучения дифференциальной психологии.

Способности — не статичные, а динамические образова­ния, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и об­щения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей яв­ляется комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать гото­вое знание, овладевать сложившимися образцами деятельно­сти и общения, и творче-ский, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродук­тивный уровень включает элементы творческого, и наобо­рот.

Понятие о темпераменте
и его физиологических основах

Темперамент — это те врожденные особенности чело­века, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоци­ональной возбудимости и уравновешенности, особеннос­ти приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худ­ших темпераментов — каждый из них имеет свои положи­тельные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозмож­но вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные осо­бенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темпера­мента. Такого рода типологии были практически полезны­ми, так как с их помощью можно было предсказать пове­дение людей с определенным темпераментом в конкрет­ных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «со­размерность». Древнейшее описание темпераментов при­надлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что тем­перамент человека определяется тем, какая из четырех жид­костей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвиничес­кий,
т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общи­тельный, легко переносит жизненные трудности и неуда­чи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет хо­лериком — желчный, раздражительный, возбудимый, не­сдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сме­ной настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то тем­перамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переклю­чающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобла­дает черная желчь («меланахоле»), то получается мелан­холик — несколько болезненно застенчивый и впечатли­тельный человек, склонный к грусти, робости, замкнуто­сти, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к не­взгодам.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические осно­вы темперамента, обратив внимание на зависимость тем­перамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, по­движности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (силь­ный, подвижный, неуравновешенный тип нервной сис­темы (н/с) — соответствует темпераменту холерика);
2) «жи­вой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с со­ответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответ­ствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловли­вает темперамент меланхолика).

 

Типы темперамента
и их психологические характеристики

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активнос­ти, темпом реакций, пластичностью — ригидностью, экс­траверсией — интроверсией, эмоциональной возбудимос­тью.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамен­та.

Холерик — это человек, нервная система которого оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необду­манно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет не­терпение, порывистость, резкость движений, вспыльчи­вость, необузданность, несдержанность. Неуравновешен­ность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положитель­ных циклов подъема настроения и энергичности с отрица­тельными циклами спада, депрессии обусловливает неров­ность поведения и самочувствия, его повышенную подвер­женность к появлению невротических срывов и конфлик­тов с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жиз­ни. Подвижность его нервной системы обусловливает из­менчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общи­тельный человек. Легко сходится с новыми людьми, и по­этому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он про­дуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интерес­ных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрес­совой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обста­новки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, нераз­говорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рас­сердить, развеселить); обладает высокой работоспособно­стью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запо­минает все усвоенное, не способен отказаться от вырабо­танных навыков и стереотипов, не любит менять привыч­ки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настро­ение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражи­телям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухуд­шиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утом­лению и падению работоспособности (требуется более дли­тельный отдых). Незначительный повод может вызвать оби­ду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно мелан­холик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень скло­нен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невро­тические расстройства. Однако, обладая высокой чувстви­тельностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные ху­дожественные и интеллектуальные способности.

 

Учет темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстанов­кой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздей­ствиями. От темперамента зависит влияние различных фак­торов, определяющих уровень нервно-психического напря­жения (например, оценка деятельности, ожидание конт­роля деятельности, ускорение темпа работы, дисципли­нарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамен­та к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор, одна из за­дач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темпера­мента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятель­ности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований,
условий и способов работы (инди­видуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательно­го влияния темперамента посредством формирования по­ложительного отношения к деятельности и соответствую­щих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельнос­ти — формирование ее индивидуального стиля. Под инди­видуальным стилем деятельности понимают такую инди­видуальную систему приемов и способов действия, кото­рая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление мо­жет искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чис­тые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы пове­дения и общения, например, сангвиник почти всегда ини­циатор в общении, он чувствует себя в компании незнако­мых людей непринужденно, новая не-обычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, сму­щает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отно­шения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода за­нятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напро­тив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламента­ции и монотонного труда обнаруживают большую продук­тивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамичес­кие, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «вели­кая», и социально-ничтожная личность.

 

Конституционные и клинические типологии

Конституционную типологию личности предложил Кречмер на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения (врожденные особенности те­лосложения человека предопределяются динамикой внут­риутробного развития младенца из трех зародышевых сло­ев: внутренний, средний, внешний). Первый тип телосло­жения — астеник (преимущественно шло развитие внеш­него зародышевого слоя) — человек хрупкого телосложе­ния, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удли­ненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом; вто­рой — пикник (преимущественно внутренний зародыше­вый слой) — человек малого или среднего роста, с выра­женной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее; тре­тий — атлетик — средний зародышевый слой обусловли­вает развитие крепкого скелета, выраженной мускулату­ры, пропорционального крепкого телосложения, широко­го плечевого пояса; четвертый — дипластик — человек с неправильным телосложением. С выделенными типами стро­ения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом при­спосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Кречмер выделил разновидности: «тонко чув­ствующие люди», идеалисты-мечтатели, холодные власт­ные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. У шизотими­ков происходит колебание между чувствительностью и хо­лодностью, между обостренностью и тупостью чувства («обидит другого и при этом обидится сам»).

Их можно подразделить на следующие группы: 1) чис­тые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общи­телен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные ге­рои, 2) живые организаторы крупного масштаба, 3) при­миряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Кречмер соотносит тип телосложения с психическими за­болеваниями, причем предполагает, что между нормаль­ным человеком и психическим заболеванием нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое за­болевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофре­ния).

Клинические типологии личности

На основе анализа клинического материала выделяют следующие типы патологических вариантов характера, от особенностей которых страдает сам человек или окружаю­щие.

Шизоидный тип — характеризуется внутренней оторван­ностью от внешнего мира, отсутствием внутренней после­довательности во всей психике; это странные и не­понятные люди, от которых не знаешь, чего ждать, они холодны к другим и очень ранимы сами. Шизоид игнори­рует то, что не соответствует его представлениям, свои требования строит независимо от реальности, у него своя логика, и это сказывается на его мышлении, которое но­сит индивидуальный, иногда очень оригинальный харак­тер; он замкнут, раздражителен, избегает общения.

Циклоидный тип — характеризуется многократной сме­ной периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и периодов депрессии, тоскливости, пониженной работоспособности. Эти частые смены душев­ных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым.

Гипертимный тип — это постоянно веселые, беспеч­ные, жизнерадостные люди, у которых постоянно хоро­шее настроение, независимо от обстоятельств жизни («па­тологический счастливчик»), повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, сексуальные связи, хулиганство и т. п.).

Сензитивный тип — характерно постоянно понижен­ное настроение, во всем видят только мрачные стороны, жизнь кажется тягостной, бессмысленной, они пессимис­тичны, чрезвычайно ранимы, быстро устают физически, могут быть очень отзывчивыми, добрыми, если попадают в атмосферу сочувствия со стороны близких, но, остав­шись наедине, снова впадают в уныние.

Психастенический тип — характерны крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомне­ниям, их терзает страх за себя, за родных, для уменьшения тревоги и страхов они выполняют общепринятые суеве­рия, вырабатывают свои приметы и ритуалы действий по «защите себя от несчастий».

Эпилептоидный тип — характерна крайняя раздражи­тельность, нетерпимость к мнению окружающих, совер­шенно не выносят возражений, замечаний, в семье часто тираны, легко впадают в гнев, не могут сдержаться, выра­жают свой гнев в бранных словах, рукоприкладстве, теряя порой контроль над собственными действиями до полной невменяемости.

Конформный тип — характерно стремление подражать другим, «быть как все», осваивать стандарты поведения, взглядов, мнений, присущих данной социальной группе, не имея собственных позиций.

Характер

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различ­ных видах деятельности. Все черты характера — это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер — индивидуальное сочетание наиболее устой­чивых, существенных особенностей личности, проявля­ющихся в поведении человека в определенном отноше­нии: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или кол­лективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или добро­та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетер­пеливость, ответственность или безответственность, орга­низованность и т. п.); 4) в характере отражаются воле­вые качества: готовность преодолевать препятствия, ду­шевную и физическую боль, степень настойчивости, са­мостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер че­ловека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индиви­дуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном тем­пераменте одни черты приобретаются легче, другие труд­нее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, от­зывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характе­ра врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при лю­бом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре ха­рактера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его воз­можных поступках в определенных условиях. К первой груп­пе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонно­сти, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуаль­но-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

 

Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20–50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Ак­центуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим,
в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Пси­хопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаи­моотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера про­являются не постоянно, с годами могут существенно сгла­диться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотип­ным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благо­приятных условиях, когда не попадают под удар именно сла­бые звенья личности, такой человек может стать и незауряд­ным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету та­ланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50–80%). Определить тип акцентуации или ее от­сутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и пред­видеть специфические особенности поведения людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.