Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображе­ния — объективная реальность. 4 страница




1) если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;

2) если «роль» ниже возможностей «Я», является недо­стойной, унизительной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные формы: а) объективное изменение ситуации (например, человек не удовлетворен своей профессией, начинает учиться и своими практичес­кими делами доказывает то, что ему по плечу более труд­ные и интересные дела); б) не имея возможности изме­нить ситуацию, человек изменяет ее «только для себя», отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли; в) конфликт между ролью и «Я» не разрешается, а устра­няется из сферы сознания, подавляется, в результате в поступках, чувствах, сознании человека явно не проявля­ется существование конфликта между «Я» и ролью, но внут­реннее напряжение нарастает и «прорывается» на «козлах отпущения» (человек «срывает зло» на своих подчиненных и близких); г) «рационализацией» называется случай, ког­да человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что он это делает ис­ключительно по собственному желанию; д) «неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противополож­ную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально; е) человек, оказав­шийся в не соответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя не­удачником.

Что побуждает человека освоить ту или иную соци­альную роль? Во-первых, внешние требования, своеобраз­ное психологическое давление значимых для человека лю­дей побуждают освоить роль, но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:

1) если выполнение каких-либо желаний человека воз­можно через овладение им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые доступны испол­нению определенной роли;

2) если овладение ролью позволяет человеку приобре­сти социально-психологическую защищенность, дает воз­можность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобре­ние, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью. Таким обра­зом, действия человека, его активность обусловлены прежде всего внутренними побудительными силами, его мотива­ми, потребностями, желаниями.

Современные психологические теории личности

Структура личности по Фрейду

Ни одно направление не приобрело столь громкую из­вестность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие обла­сти науки, связанные с человеком. Названо это направле­ние по имени Зигмунда Фрейда (1856–1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформули­ровал психологическую концепцию, согласно которой пси­хика, личность человека состоит из трех компонентов, уров­ней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Че­ловек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Буду­чи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиня­ется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип пове­дения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерно­го внутреннего равновесия. Уровень «Я» сознания находит­ся в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подав­ляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем мо­ральных стандартов, это та часть личности, которая вы­полняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чув­ства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов субли­мируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и челове­ка (творчество, искусство, общественная активность, тру­довая
активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциаци­ях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической за­щиты: вытеснение, подавление — непроизвольное устра­нение из сознания недозволенных мыслей, чувств, жела­ний в бессознательное «ОНО»; проекция — бессознатель­ная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация — бессозна­тельная попытка рационализировать, обосновать абсурд­ную идею. Становление психики у ребенка происходит че­рез преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на мате­ри, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тя­готеющему над каждым мужчиной сексуальному комплек­су: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и нена­висть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и желает смерти ему и потому испытывает чув­ство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолева­ет Эдипов комплекс (к 5–6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

Теория сексуального развития 3. Фрейда

Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная фаза). С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная фаза), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспуска­нием (уретральная фаза). Наконец примерно в возрасте че­тырех лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фал­лическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преиму­щественно положительном отношении к родителю проти­воположного пола и агрессивном поведении по отноше­нию к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети рас­стаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то ста­дии. Такая задержка при неспособности разрешить эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуаль­ных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосо­матические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) вос­создать из данных конкретных проявлений группу сил, ко­торые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, вы-свободить подавленную энергию и использовать ее для конструктив­ных целей (сублимация), придать этой энергии новое на­правление
(например, при помощи анализа переноса ос­вободить изначально подавленные детские сексуальные устремления — превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда, «превратить чрезмерные стра­дания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды по­вседневности».

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сек­суальные влечения. Поэтому даже его последователи, нео­фрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о
бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бес­сознательное лишь наполнялось новым содержанием: мес­то нереализуемых сексуальных влечений заняли стремле­ние к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и пере­даваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызывае­мое этим чувство одиночества
(Э. Фромм) и другие психо­аналитические механизмы отторжения личности от обще­ства. Таким образом, человек с позиции фрейдизма — это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Заслу­га Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серь­езному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Защитные механизмы (по Фрейду)

Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту уг­розу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить про­блему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препят­ствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он ухо­дит от реальности и от тех проблем, которые ему надо ре­шить, т. е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою про­блему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроб­лемами». Знаменитый психолог Фрейд выделял семь за­щитных механизмов: 1) подавление желаний — удаление желаний из сознания, так как его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез­ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безраз­личие к данной сфере, реальности; 2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправ­ды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое без­различие к логике, не замечает противоречий в своих суж­дениях;
3) рационализация — построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяс­нения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыс­лей, поступков, желаний; 4) инверсия — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диа­метрально противоположными поведением, мыслями, чув­ствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начина­ет испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
5) проекция — приписывание другому человеку своих соб­ственных качеств, мыслей, чувств, т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Напри­мер, человек утверждает, что «некоторые евреи — обман­щики», хотя фактически это может значить: «Я порой об­манываю»;
6) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может при­водить к разделенности, раздвоенности личности, к не­полному «Я»; 7) регрессия — возвращение к более ранне­му, примитивному способу реагирования; устойчивые рег­рессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает ло­гики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психичес­ки, и порой возвращаются детские привычки (грызть ног­ти и т. п.).

 

Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик американской психоло­гии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878–1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психо­логии является поведение». Отсюда и название — от анг­лийского behavior — «поведение» (бихевиоризм можно пе­ревести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничи­ваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не под­дается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек высту­пает как «черный ящик». Объективно изучать, регистриро­вать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловлива­ют. И задача психологии заключается в том, чтобы по ре­акции определять вероятный стимул, а по стимулу пред­сказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, при­сущих данному человеку. Та или иная поведенческая реак­ция возникает на определенный стимул, ситуацию. Фор­мула «стимул — реакция» (S—R) являлась ведущей в би­хевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желае­мого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательно­го подкрепления,
т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность — все то, чем обладает индивид, и его возможности в отно­шении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность плас­тичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде,
т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособ­лены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается преж­де всего как реагирующее, действующее, обучающееся су­щество, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S—R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I — пси­хические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошло­го опыта и природы стимула S–I–R. В 70-е годы бихевио­ризм представил свои концепции в новом освещении — в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны мо­гут быть результаты такого подражания для нас. Таким об­разом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

Поведенческая концепция Б. Скиннера

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевио­ризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдви­нувшего теорию оперантного бихевиоризма. Его механис­тическая концепция поведения и разработанная на ее ос­нове технология поведения, используемая в качестве ору­дия управления поведением людей, получили широкое рас­пространение в США и оказывают влияние и в других стра­нах, в частности, в странах Латинской Америки как инст­румент идеологии и политики.

В соответствии с концепцией классического бихевио­ризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изуча­ет только его двигательную сторону. Основываясь на экспе­риментальных исследованиях и теоретическом анализе по­ведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнореф­лекторном и оперантном. Последнее и составляет специфи­ку учения Б. Скиннера.

Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведе­ния, но только ими не обеспечивается адаптация к реаль­ной среде обитания. Реально процесс приспособления стро­ится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут при­водить к полезному результату, который в силу этого за­крепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются сти­мулом, а выделяются («испускаются») организмом и неко­торые из них оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последователь­ного наведения на нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения живот­ных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обуче­ния к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключа­ет внутренний мир человека, его сознание из поведения и про­изводит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т. п. психические процессы он описывает в тер­минах реакции и подкрепления, а человека — как реактив­ное существо, подвергающееся воздействиям внешних об­стоятельств. Например, интерес соответствует вероятнос­ти, являющейся результатом последствий поведения «про­явления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихе­виоризма в целом, где нет принципиального различия меж­ду человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрадаоказывается в его трактовке «хитроумно придуманными под­креплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумев­шей книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества
Б. Скиннер выдвигает задачу создания техноло­гии поведения, призванной осуществлять контроль одних лю­дей над другими. Поскольку намерения, желания, само­сознание человека не принимаются во внимание в бихеви­оризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий мани­пулировать людьми.

 

Когнитивные теории личности

Слово «когнитивный» происходит от латинского гла­гола cogno-scere — «знать». Психологи, сплотившиеся вок­руг этого подхода, утверждают, что человек — это не ма­шина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, ра­зуму человека доступно большее: анализировать информа­цию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие пе­ред ним каждую минуту. Швейцар-ский психолог Жан Пи­аже (1896–1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал за­кономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой ре­зультат постепенного процесса, состоящего из последова­тельных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последова­тельности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких не­обходимых факторов. Это продвижение вперед определяет­ся совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких соци­альных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», посколь­ку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека вклю­чает три компонента: 1) само действие, 2) мысль,
3) чув­ства, испытываемые при выполнении определенного дей­ствия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межлично­стных факторов,
а не диспозиционными устойчивыми лич­ностными особенностями человека («он всегда такой»), на­против, даже «хорошие» люди могут совершать отрицатель­ные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Си­туации создают потенциальные силы, способствующие ак­туализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соот­ветствующий — удобный — канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения лю­дей за счет манипулирования отдельными частными ха­рактеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей. Субъективная интерпре­тация ситуаций есть более истинный фактор принятия ре­шения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчи­вость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного пред­сказания людьми своего собственного будущего поведения.

Иерархия потребностей А. Маслоу

Если фрейдизм изучает невротическую личность, же­лания, поступки и слова, которые расходятся между со­бой, суждения о самом себе и о других людях часто диа­метрально противоположны («Обычно люди неискренни», «Я обычно искренен»), т. е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистиче-ская психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоакту­ализирующие» личности, к сожалению, составляют лишь 1–4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

 

Осуществле­ние
самого себя

 

Сознание собственного
достоинства

 

Социальные потребности

 

Потребности в надежности

 

Физиологические основные потребности

Иерархия потребностей человека (или ступени развития)

 

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области ис­следования мотивации в США, разработал «иерархию по­требностей». Она состоит из следующих ступеней: ступень I — физиологические потребности — это низшие, управ­ляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пище­вая, сексуальная, потребности в самозащите. Ступень II — потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т. п. Ступень III — социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного че­ловека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно. Ступень IV — потребность в ува­жении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об уважении, пристиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень V — потребность в разви­тии личности, в осуществлении самого себя, в самореали­зации, самоактуализации, в осмыслении своего назначе­ния в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации че­ловека: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше мож­но задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не­интересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивиру­ющую силу; 4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возмож­ность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низ­ших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопаснос­ти приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хле­бом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые пер­вичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потреб­ности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называ­емые «неврозы существования», когда человек не понима­ет, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

Трансперсональная психология.
Взгляды К. Юнга

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональ­ные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направ­ления были К. Юнг, Р. Ассаджиоли,
А. Маслоу. Мощным ры­чагом для нового движения послужили клинические иссле­дования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов голотропного погружения и ребёфинга (С. Грофф).

К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикаль­но отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бес­сознательного компонентов при непрерывном обмене энер­гией между ними. Для него бессознательное не было психобио­логической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связываю­щим человека со всем человечеством, с природой и космо­сом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функ­циональные единицы, для которых использовал название «ком­плексов». Комплексы — это совокупность психических элемен­тов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющих­ся вокруг какого-то тематиче-ского ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплек­сы от биологически детерминированных областей индивиду­ального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами». Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного су­ществует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидатель­ной космической силы. Юнг считал, что в процессе индиви­дуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», со­размерным всему человечеству и всему космосу. Таким обра­зом, Юнг может считаться первым представителем транспер­сональной ориентации в психологии. Среди областей, откры­тых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, — динамика архетипов и коллективного бессознательного, ми­фотворческие свойства психики, определенные типы медиу­мических явлений и синхронные связи психологических про­цессов с объективной реальностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.