Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображе­ния — объективная реальность. 1 страница




Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятель­ности.

Воображение всегда направлено на практическую дея­тельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материаль­ной вещи, которая будет изготовляться в по-следующей практической деятельности человека. Эта способность че­ловека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отлича­ет человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет об­разование новых сочетаний из тех временных связей, кото­рые уже сформировались в прошлом опыте. При этом про­стая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную ра­боту обеих сигнальных систем. Все наглядные образы не­разрывно связаны с ним. Как правило, слово служит ис­точником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение — это образное конструирование содер­жания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуе­мое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобраз­ное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте со­зерцания отдельный факт открывается в своем универсаль­ном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созер­цаемого.

В психологии различают произвольное и непроизволь­ное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и ху­дожественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе —
в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обра­щена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального резуль­тата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

 

Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения на­ходится эмпатия — способность понимать другого челове­ка, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

В условиях депривации усиливаются разные виды вооб­ражения, поэтому, видимо, необходимо привести их ха­рактеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творче-ской или личностной задачи. Человек оперирует фраг­ментами, единицами конкретной информации в опреде­ленной области, их перемещением
в различных комбина­циях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения ори­гинальных новых связей между зафиксированными в па­мяти человека и общества условиями. В активном вообра­жении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией
(т. е. чело­век не теряет чувства реальности, не ставит себя вне вре­менных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном сре­дой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, нако­нец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно оп­ределяется волевыми усилиями и поддается волевому кон­тролю.

Воссоздающее воображение — один из видов актив­ного воображения, при котором происходит конструиро­вание новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвос­хищать будущие события, предвидеть результаты своих дей­ствий и т. д. Этимологически слово «предвидеть» тесно свя­зано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на ос­нове знания или предугадывания логики развития собы­тий.

Творческое воображение — это такой вид воображе­ния, в ходе которого человек самостоятельно создает но­вые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кри­сталлизуются») в конкретные оригинальные продукты де­ятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельно­сти человека.

Образы творческого воображения создаются посред­ством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготови­тельная операция, в ходе которой раздробляется чувствен­но данный опыт. В результате такой предварительной обра­ботки опыта элементы его способны входить в новое соче­тание.

Без предварительной диссоциации творческое вообра­жение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческо­го воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческо­го воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элемен­тов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существу­ют и другие интеллектуальные операции, например, спо­собность мыслить по аналогии с частным и чисто случай­ным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудов­летворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображе­ния направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрица­тельных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потреб­ности или желания. Этим пассивное воображение отлича­ется от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потреб­ностей.

Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

 

 

Структура сознания

Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности чело­века. В сознание человека включено определенное отноше­ние к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредствен­но следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явле­ниями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к пред­метам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезиру­ются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы само­оценки и самосознания. Реально существуя в едином пото­ке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоция­ми, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах.
В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Со­знание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентифи­кации с символами культуры, организующий человечес­кое сознание, делающий человека человеком. За вычлене­нием смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроиз­ведению образцов человеческого поведения, речи, мыш­ления, сознания, активная деятельность ребенка по отра­жению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включаю­щее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), вклю­чающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, ус­ваиваемое человеком. Это могут быть операционные значе­ния, предметные, вербальные значения, житейские и на­учные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к си­туации, информации. Непонимание связано с трудностя­ми осмысления значений. Процессы взаимной трансфор­мации значений и смыслов (осмысление значений и озна­чение смыслов) выступают средством диалога и взаимопо­нимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуа­ции поведения необходима актуализация нужного в дан­ный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движе­ния и действия (бытийного слоя сознания). Мир представ­лений, воображений, культурных символов и знаков соот­носится с чувственной тканью (бытийного сознания). Со­знание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпи­центром сознания является сознание собственного «Я». Со­знание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) тво­рит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порож­дающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция — основная функция, характе­ризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем,
3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии, 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала реф­лективного слоя, поскольку значения и смыслы рождают­ся в бытийном слое. Выраженное в слове значение содер­жит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались фор­мы мышления, которые нами и овладевают через исполь­зование языка.

 

Психические состояния человека

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определен­ный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного чело­века существуют и «массовидные» состояния, т. е. психи­ческие состояния определенных общностей людей (микро-и макрогрупп, народов, обществ).
В социологической и со­циально-психологической литературе специально рас­сматриваются два вида таких состояний — общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются це­лостностью, подвижностью и относительной устойчивос­тью, взаимосвязью с психическими процессами и свой­ствами личности, индивидуальным своеобразием и типич­ностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток вре­мени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, оп­ределенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной ус­тойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психи­ческих процессов (познавательных, волевых, эмоциональ­ных). При этом психические процессы, состояния и свой­ства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для фор­мирования качеств личности, прежде всего характероло­гических. Например, состояние сосредоточенности моби­лизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышле­ния, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состоя­ние, неоднократно повторяясь, может стать качеством лич­ности — сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многооб­разием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустрация — толерантность и т. д.).

Психические состояния человека можно классифици­ровать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состо­яний — личностные и ситуативные;
2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные
и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;
5) в зависимости от влия­ния на личность — положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность,
и астеничес­кие;
6) в зависимости от степени осознанности — состоя­ния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адек­ватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрица­тельные психические состояния, свойственные большин­ству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, свя­занной с экстремальными (крайними, необычными)
ус­ловиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой дея­тельности имеет психическое состояние профессиональ­ной заинтересованности.

Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной де­ятельности; стремление больше узнать о ней и активно дей­ствовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью,
и при этом ука­занные объекты начинают занимать господствующее поло­жение в сознании специалиста.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работ­ника психических состояний, близких по своему содержа­нию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме; обо­стрении восприятия; повышении способности воспроиз­ведения ранее запечатленного; возрастания мощи вообра­жения; возникновении целого ряда комбинаций оригиналь­ных впечатлений и т. д.

Важное значение для эффективности профессиональ­ной деятельности имеет психическое состояние готовно­сти к ней в целом и к отдельным ее элементам, в частно­сти.

Наряду с положительными (стеническими) состояни­ями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятель­ности, общения) могут возникать и отрицательные (асте­нические) психические состояния. Например, нерешитель­ность как психическое состояние может возникнуть не толь­ко при отсутствии у человека самостоятельности, уверен­ности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанно­сти той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникно­вению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операци­онной (операторной, «деловой») напряженности, т. е. на­пряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного разли­чения, состояния бдительности, сложность зрительно-дви­гательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.)
и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональ­ными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).

 

Состояния сознания. Роль сна

Традиционно психология признает два состояния со­знания, присущих всем людям: 1) сон, рассматриваемый как период отдыха, 2) состояние бодрствования, или ак­тивное состояние сознания, которому соответствует акти­вация всего организма, позволяющая ему улавливать, ана­лизировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествую­щего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.

В среднем наш организм функционирует с чередовани­ем: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответствен­ны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретику­лярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрство­вания. Так, недостаток сна существенно сказывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыслитель­ная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после 2–3 дней лишения сна. Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый, пара­доксальный сон» в зависимости от особенностей мозговой активности.

Согласно гипотезе Хартмана (1978), отключение чело­века от внешней среды во время сна необходимо для со­держательной обработки накопленной за день информа­ции.

Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импуль­сы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сно­видения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тре­вожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспе­чивают психологиче-ский комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971) показали, что сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание. Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для реше­ния мотивационных конфликтов, которые не удается ре­шить с помощью логического анализа во время бодрство­вания, т. е. сновидения представляют собой механизм пси­хологической защиты и стабилизации человека, благо­даря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеоб­разным «окном» в бессознательное человека и своеобраз­ным «каналом» обмена информацией между бессозна­тельным и сознанием, когда более информационно насы­щенное «бессознательное» способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных собы­тиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душев­ных болевых точках и т. п.).

Виды эмоциональных процессов и состояний

Эмоции — особый класс субъективных психологичес­ких состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практичес­кой деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. Поскольку все то, что делает че­ловек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявле­ния его активности человека сопровождаются эмоциональны­ми переживаниями.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции за-крепились как своеобразный способ поддер­жания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Основные эмоциональные состояния, которые испы­тывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, на­правленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значе­ния для ее удовлетворения предстоящего действия или де­ятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, вос­принимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционально­го развития человека. Они связаны с определенными вхо­дящими в сферу культуры предметами, видами деятельно­сти и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стре­мится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой со­знания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в тече­ние длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органичес­кими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной орга­низации поведения, его разумности. Они способны остав­лять сильные и устойчивые следы в долговременной памя­ти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памя­тью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в ре­зультате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привес­ти к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чув­ством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть — еще один вид сложных, качественно свое­образных и встречающихся только у человека эмоциональ­ных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определен­ного вида деятельности или предмета (человека).

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных прояв­лениях личности можно выделить три сферы: ее органи­ческую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоцио­нальную) чувствительность, предметные чувства и обоб­щенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмо­циональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и
неудовольствия, преимуще­ственно связанные с удовлетворением органических потреб­ностей. Предметные чувства связаны с обладанием опре­деленными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эс­тетические. Они проявляются в восхищении одними пред­метами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

 

Теории эмоций

Впервые эмоционально-выразительные движения ста­ли предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнитель­ных исследований эмоциональных движений млекопитаю­щих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, со­гласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинк­тивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в каче­стве биологически значимых сигналов для особей не толь­ко своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологиче-ская теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспо­собительный фактор в жизни животного мира.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оп­тимизирующий жизненный процесс и тем самым способ­ствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашен­ное положительной эмоцией, способствует обучению со­ответствующей деятельности, а повторные неудачи в по­лучении запрограммированного результата вызывают тор­можение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.

Хотя наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции, оно вряд ли является един­ственным и достаточным. Это положение явилось отправ­ной точкой для построения
П.В. Симоновым информаци­онной теории эмоций. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потреб­ности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), вы­ражается формулой: Э = П (Н — С).

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возни­кает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности — если система вполне инфор­мирована; 2) при дефиците наличной информации появ­ляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положитель­ная эмоция возникает, когда наличная информация пре­вышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, фор­мула эмоций отражает количественную зависимость интен­сивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической инфор­мации, необходимой для достижения цели (удовлетворе­ния потребности).

Джеймс и независимо от него Ланге предложили «пе­риферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внут­ренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими слова­ми, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувству­ем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.