Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение — это психический процесс создания но­вого в форме образа, представления или идеи




Абстракция— выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем перехо­дит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание еди­ничных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться пу­тем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается че­рез раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвя­занными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совер­шается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой результата мыс­лительного процесса. Надо сказать, что суждение ре­ального субъекта редко представляет собой интеллектуаль­ный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональ­ностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.

Рассуждение — это работа мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к операциям мышления относят срав­нение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышле­ние осуществляется в понятиях и представлениях, и глав­ной формой протекания мышления является рассуждение как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение назы­вается обоснованием, индуктивное — умозаключением.

Мышление может происходить на разных уровнях, та­ких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыс­лить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувствен­ными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мыш­ления взаимосвязаны.

 

Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозна­чаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интел­лектуальных возможностей индивида со средними показа­телями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возмож­ностями его ровесников. Например, календарный возраст — 8 лет,
а умственные способности ближе к шестилетней груп­пе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Сред­нее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие — 200. Стандарт­ное (т. е. среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта ос­новная масса (68%) и считается людьми со средним ин­теллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результа­ты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сни­женным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способно­стями (IQ от 116 до 180).

Психологи и психиатры используют термин «олиго­френия» («малоумие»), под которым обозначают врожден­ную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабо­умие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

Самая тяжелая форма слабоумия — идиотия, характери­зуется IQ=20, речь и мышление практически не формиру­ются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя сте­пень называется имбецильностью (IQ=20...50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ори­ентируются в привычной житейской обстановке. У них боль­шая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к само­стоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, на­ходя партнеров среди себе подобных.

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на ниж­ней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адек­ватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обу­чения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мыш­лении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкрет­ными знаниями, усвоение теоретических им не дается.

 

Расстройства мышления

Психологи достаточно хорошо умеют определять фор­мы и уровни расстройств мышления, степень его отклоне­ния от стандартов, «нормы». При эйфории, приподнятом настроении, увлеченности (у некоторых людей — в началь­ной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше со­знание и изливаются целыми потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непрерывный и неуправляе­мый поток мыслей называется «ментизмом».

Противоположное качество — неоправданная «обстоя­тельность мышления». Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способ­ность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие подобной «обстоятельностью», старательно и бесконечно описывают всякие мелочи, по­дробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятель­ства и явления, противоречащие друг другу идеи и поло­жения, допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Логические связи нарушены, смысловое единство от­сутствует,
но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Человек с серьезным видом вам что-то объясняет, а вы не можете понять, в чем дело. Такое мышление называют «разорванным» (разорванное мыш­ление).

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные ре­шения, т. е. к тому, что в психологии называют функцио­нальной ригидностью мышления. Эта особенность мыш­ления связана с его чрезмерной зависимостью от накоп-ленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем воспроизводятся стереотипами мысли.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя геро­ем, изобретателем, великим человеком и т. п.

Выдуманный фантастический мир, отражающий глу­бинные процессы нашей психики, у некоторых людей ста­новится определяющим фактором мышления. В этом слу­чае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряют­ся и слабеют контакты с действительностью, исчезает стремление общаться с окружающими. Аутистическое мыш­ление отражает «психическую реальность», удивительное переплетение мотивов, желаний, влечений, устремлений и эмоциональных реакций, которые в совокупности могут быть названы душевным состоянием человека.

Крайняя степень расстройства мышления — бред, или «интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действи­тельности, явно противоречащие ей.
Во всех остальных от­ношениях нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают высказывать крайне странные для окружа­ющих идеи, не поддаваясь никаким переубеждениям.

 

Общая характеристика воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В про­цессе отражения окружающего мира человек наряду с вос­приятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связан­ным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной си­туации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.