Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображе­ния — объективная реальность. 2 страница




В данном аспекте представляет интерес концепция Ар­нольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что будучи выраженным в различных телесных изменениях переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория Джеймса–Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, по­веденческого акта и эмоционального переживания. Ее уяз­вимым местом остается сведение эмоций лишь к осозна­нию ощущений, возникающих в результате периферичес­ких реакций. Ощущение выступает здесь как первичное яв­ление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Далибор Биндра после критического анализа существу­ющих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя прове­сти жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стиму­лами внешней среды, а мотивации — только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического це­ребрального процесса в качестве «эмоционального процес­са», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведен­ческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т. п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведенческой реак­ции в целостный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию «централь­ного мотивационного состояния» — комплекса нервных процессов, возникающего в результате действия комбина­ции побудительных стимулов определенного типа. Разви­тие «центрального мотивационного состояния» создает из­бирательное внимание к определенному классу побудитель­ных стимулов и реактивную склонность в пользу опреде­ленного класса типично-видовых действий.

 

Физиологические механизмы стресса

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических меха­низма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался ин­тенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая до­минанта, которая подчиняет себе всю деятельность орга­низма, все поступки и помыслы человека. Значит, для ус­покоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие
приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кино­фильма, переключение на занятие любимым делом) фак­тически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче со­здать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивает­ся особая цепная реакция — возбуждается одна из глубин­ных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу — гипофиз — выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стрес­са), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кро­вяное давление повышается (вот почему может разболеть­ся голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в от­личие от первобытного вслед за стрессом обычно не пуска­ет в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной систе­ме, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкульту­ра, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохра­няет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился бла­гополучно и какая-то потребность так и осталась неудов­летворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь про­должают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоце­нить значимость конфликта, например, поискать оправда­ния для своего обидчика. Можно выделить различные спо­собы снижения значимости конфликта. Первый из них мож­но охарактеризовать словом «зато». Суть его — суметь из­влечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Вто­рой прием успокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще боль­шим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому это­го мне не надо».

Один из лучших способов успокоения — это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как гово­рят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, со­вместно отыскать путь к благополучному разрешению кон­фликта или хотя бы к снижению его значимости.

Стресс и фрустрация

Одним из наиболее распространенных в наши дни ви­дов аффектов является стресс. Он представляет собой со­стояние чрезмерно сильного и длительного психологичес­кого напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влия­ние не только на психологическое состояние, но и на фи­зическое здоровье человека. Они представляют собой глав­ные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания же­лудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, на­жим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомо­гание, нужда. По словам
Г. Селье, стресс есть неспецифи­ческий (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, ко­торый помогает ему приспособиться к возникшей трудно­сти, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая на­рушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значе­ния, приятна или неприятна ситуация,
с которой мы стол­кнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребнос­ти в перестройке или в адаптации. В качестве примера уче­ный приводит волнующую ситуацию: мать, которой сооб­щили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя ока­жется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий — горе и ра­дость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинако­вым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть при­ятной или неприятной. Любое событие, факт или сообще­ние может вызвать стресс, т. е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно боль­шое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъектив­ных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие «фру­страция». Сам термин в переводе с латинского означает — обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватыва­ют человека, когда на пути к достижению цели он встре­чается с неожиданными помехами, которые мешают удов­летворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исход­ной мотивацией новую, защитную мотивацию, направлен­ную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию яв­ляется возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная ре­акция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро пе­реходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из ком­наты), сопровождаемый агрессивностью, которая не про­является открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные наруше­ния лишь тогда, когда возникает препятствие для силь­ной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания — никаких эмоциональных проявлений.

Воля как характеристика сознания

Все действия человека могут быть поделены на две ка­тегории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчет­ливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого пла­на. Примером непроизвольных действий могут служить по­ступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые мо­гут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произ­водимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли че­ловека.

Воля есть сознательное регулирование человеком свое­го поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характерис­тика сознания и деятельности появилась вместе с возник­новением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно свя­занной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К про­стым волевым действиям относятся те, при которых чело­век без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к дей­ствию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следую­щие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) по­явление мотивов, утверждающих или отрицающих эти воз­можности; 4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Пре­одоление препятствий требует волевого усилия — особо­го состояния нервно-психического напряжения, мобили­зующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в кон­кретной ситуации. «Свобода воли означает способность при­нимать решения со знанием дела».

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, про­тиворечивого внутреннего мира в самом человеке.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осу­ществлении волевых действий выполняют лобные доли моз­га, в которых, как показали исследования, происходит сли­чение достигнутого каждый раз результата с предваритель­но составленной программой цели. Поражение лобных до­лей приводит к абулии — болезненному безволию.

 

Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и слож­ные.

К простым относятся те, при которых человек без ко­лебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели,
принятие решения на вы­полнение действия определенным способом осуществля­ются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие эта­пы:
1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осо­знание ряда возможностей достижения цели; 3) появле­ние мотивов, утверждающих или отрицающих эти возмож­ности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление при­нятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не все­гда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая воз­никает при осознании целей, — это не структурный ком­понент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается са­мостоятельно). Желание — это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворе­ние которых объективно исключено, то происходит столк­новение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбо­ром цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслительное действие, являю­щееся частью волевого действия, результат которого — уста­новление причинно-следственных отношений между спо­собами выполнения волевого действия в имеющихся усло­виях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства дос­тижения цели соотносятся с имеющейся у человека систе­мой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возмож­ных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается централь­ным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек пони­мает), но зато следование им больше соответствует систе­ме ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следу­ющий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, посколь­ку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществле­ния принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать воле­вые усилия, и порой не менее значительные, чем при вы­боре цели действия или способов его выполнения, посколь­ку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для чело­века два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, за-траченных уси­лий.

Мотивация

Мотив — это побуждение к совершению поведенческо­го акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осо-знаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов моти­вы будучи динамическими образованиями могут транс­формироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завер­шается не по первоначальной, а по преобразованной мо­тивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обо­значаются как минимум два психических явления: 1) со­вокупность побуждений, вызывающих активность индиви­да и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, кото­рый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существу­ют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятель­ности (общения, поведения). Одна из них — теория кау­зальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способ­ности предсказывать их будущее поведение. Эксперимен­тальные исследования каузальной атрибуции показали сле­дующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы кау­зальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними фак­торами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания не­удач в различных видах деятельности. Зависимость меж­ду мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляет­ся в связи мотивации достижения успехов и качества рабо­ты. Такое качество является наилучшим при среднем уров­не мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения ус­пехов и мотив избегания неудачи,
а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека до­биваться успехов в различных видах деятельности и обще­ния. Мотив избегания неудачи — относительно устойчи­вое стремление человека избегать неудач в жизненных си­туациях, связанных с оценкой другими людьми результа­тов его деятельности и общения. Локус контроля — харак­теристика локализации причин, исходя из которых чело­век объясняет свое поведение и ответственность, как и на­блюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск при­чин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализа­ция таких причин и ответственности вне человека, в окру­жающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личнос­тью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) — желаемый уровень само­оценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчи­тывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные обра­зования, как потребность в общении (аффилиация), мо­тив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремление человека быть в обще­стве других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который про­является в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные лич­ные потребности и интересы безотносительно к потребно­стям и интересам других людей и социальных групп. Агрес­сивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, при­чинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивно­сти у человека есть и тенденция ее торможения, мотив тор­можения агрессивных действий, связанный с оценкой соб­ственных, таких действий, как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

 

 

Формирование и развитие личности

Социальная среда и личность

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.

Социальная среда — это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, свое­образие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа обществен­ных экономических формаций, от классовой и националь­ной принадлежности, от внутриклассовых различий опре­деленных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Для социально-психологического анализа личности сле­дует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» — биосо­циальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрак­тно-логическое мышление, логиче-
ская память и т. д.), спо­собное создавать орудия, пользоваться ими в процессе об­щественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не пе­редаются людям в порядке биологической наследственно­сти, а формируются у них прижизненно, в процессе усво­ения ими культуры, созданной предшествующими поко­лениями. Существуют достоверные факты, которые сви­детельствуют о том, что если дети с самого раннего возра­ста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных,
у них не формируются речь, созна­ние, мышление, нет вертикальной походки. Никакой лич­ный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в тру­де и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способ­ности, которые уже сформировались у человечества. Необ­ходимые условия усвоения ребенком общественно-истори­ческого опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людь­ми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятель­ности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овла­деть теми предметами, которые являются продуктами ис­торического развития, необходимо осуществить по отно­шению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще­ственно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребен­ка исторически сложившихся свойств и способностей че­ловеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения обще­ственно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невоз­можно, даже если человеческое существо обладает биоло­гической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло­гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспита­ния, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены един­ством и взаимодействием биологического и социально­го факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-пси­хологическая сущность человека, формирующаяся в резуль­тате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще­стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность — не только объект общественных отношений, не только испытывает соци­альные воздействия, но преломляет, преобразует их, по­скольку постепенно личность начинает выступать как со­вокупность внутренних условий, через которые прелом­ляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных от­ношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Лич­ность не врожденна,
но возникает в результате культурно­го и социального развития.

Особенная и не похожая на других, личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется поня­тием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вво­дит в свою систему поведения те нормы и шаблоны пове­дения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определя­ются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, со­гласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изна­чально асоциального субъекта в социальную личность, вла­деющую принятыми в обществе моделями поведения, вос­принявшую социальные нормы и роли. Считается, что та­кой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосаб­ливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание вы­делить себя среди других, критическое отношение к обще­ственным нормам поведения). В подростковом возрасте ста­дия индивидуализации, самоопределения «мир и я» харак­теризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабаты­ваются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принима­ются группой, обществом. Если не принимаются, возмож­ны следующие исходы:

n сохранение своей непохожести и появление агрес­сивных взаимодействий (взаимоотношений) с людь­ми и обществом;

n изменение себя, «стать как все»;

n конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь пе­риод зрелости человека, весь период его трудовой деятель­ности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия че­ловека на среду через свою деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.