Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображе­ния — объективная реальность. 3 страница




5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

Периодизация развития личности

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает обще­ство от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Извест­ный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентич­ность», которая формируется с первых дней жизни, ребе­нок ориентирован на включение в определенную соци­альную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмот­ря на то, что идут многие процессы изменения. Формиро­вание эгоидентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризу­ется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обще­ством. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной ат­мосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Ба­зовое доверие проявляется в легкости кормления, хоро­шем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребе­нок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нуж­но). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младен­цем приводит к резкому замедлению психиче-ского разви­тия ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов де­фекации; общество и родители приучают ребенка к акку­ратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые шта­нишки». В возрасте 3–5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет гово­рить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, кото­рое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, па­мять, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрица­тельно сказывается на его развитии, способствует за­креплению пассивности, неуверенности, чувства вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятель­ности, передает технологический эгос культуры. Если ре­бенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в шко­ле приводят к появлению,
а порой и к закреплению чув­ства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчая­ния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необ­ходимость найти свое профессиональное призвание, спо­собности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной груп­пой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство бли­зости, единства, сотрудничества, интимности с опреде­ленными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закреп­ляется изоляция, одиночество. 7-яцентральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других лю­дей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удов­летворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) про­исходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмыс­ливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раз­думьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо пере­делывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осо­знает необходимость в логическом завершении жизни, про­являет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Типология неправильного воспитания

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены са­мим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдитель­ным и неу-станным надзором, он слышит все время стро­гие приказания, многочисленные запреты. В результате ста­новится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что дру­гим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребе­нок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная ак­центуация характера, приносящая человеку множество пе­реживаний во всей дальнейшей жизни.

Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоци­ональной отверженности, безразличия, холодности. Ребе­нок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители до­статочно внимательны и добры к нему.

«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ре­бенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный ис­точник пороков (жестокость, озлобленность, приспособ­ленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные че­столюбивые надежды родителей или же на него возлагают­ся недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей по­являются навязчивые страхи, постоянная тревога за благо­получие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Родителям следует знать и о типичных детских реакци­ях нарушения поведения.

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда «домашний ребенок» начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких и т. п.

Реакция оппозиции проявляется в том, что ребенок про­тиводействует попыткам заставить его заниматься нелюби­мым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реаль­ному человеку, персонажу кинофильма, книги) проявля­ется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, по­ступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются до­стижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается бок­сом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.

Различия между социализацией детей
и взрослых. Ресоциализация

Процесс социализации никогда не кончается. Наибо­лее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и пожилом возрасте. Д-р Орвиль
Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализаци­ей детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в
изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны толь­ко усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении опреде­ленных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на обще­ственных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавли­вать приоритеты в сложных условиях, требующих исполь­зования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; де­тям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы по­мочь человеку овладеть определенными навыками; социализа­ция детей формирует главным образом мотивацию их пове­дения.

Психолог Р. Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он счита­ет, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс пре­одоления психологических тенденций, сложившихся в дет­стве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что воз­можно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе ав­торитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалисти­ческие убеждения с разумной мерой недоверия к автори­тетам и пониманием, что люди сочетают в себе как досто­инства, так и недостатки. Избавившись от дет-ских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому разви­тие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе за-крепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называ­ется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресо­циализация
охватывает многие виды деятельности — от за­нятий по исправлению навыков чтения до профессиональ­ной переподготовки рабочих. Психотерапия также являет­ся одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и из­менить свое поведение на основе этого понимания.

Жизненные кризисы

Опираясь на представления Фрейда о психосексуаль­ном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разрабо­тал теорию, в которой акцентируются социальные аспек­ты этого развития. Оно рассматривается как процесс ин­теграции индивидуальных биологических факторов с фак­торами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфичес­ких для каждого возраста, благоприятный или неблаго­приятный исход которых определяет возможность после­дующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жиз­ни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чув­ство глубокого доверия к окружающему его миру, а во вто­ром, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, осо­бенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если роди­тели понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт авто­номии. Напротив, слишком строгий или слишком непос­ледовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организ­мом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом воз­расте происходит самоутверждение ребенка. Планы, кото­рые он постоянно строит и которые ему позволяют осуще­ствить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответствен­ности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосфе­ры и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения зна­чимых для подростка других людей). Этот процесс предпо­лагает объединение прошлого опыта подростка, его потен­циальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распыле­нию» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и професси­ональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рожде­ние детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надле­жащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности),выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обре­кает супругов на существование лишь для самих себя с рис­ком оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он зна­менует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был прой­ден. Достижение человеком цельности основывается на под­ведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смер­тью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Самосознание

В социальной психологии выделяют три сферы, в кото­рых осуществляется становление, формирование личнос­ти: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в це­лом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочислен­ных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С. Мерлину):

n сознание отличия себя от остального мира;

n сознание «Я» как активного начала субъекта деятель­ности;

n сознание своих психических свойств, эмоциональные само-
оценки;

n социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физи­ческой среды, социальной среды); 2) осознание своей ак­тивности — «Я управляю собой»; 3) осо-знание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлек­сии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осозна­ние близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 2) осознание своих реаль­ных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувствен­ное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

n самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

n самоотношение (эмоциональное отношение к само­му себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутив­ная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отноше­ния бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помога­ют, то — хорошие люди»); 2) группоцентрический уро­вень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Дру­гой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек на­ходится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в от­ношении к другому человеку»).

Социальная роль

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.).

В каждой из этих групп он занимает определенное по­ложение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. высту­пать в разных ролях.

Социальная роль соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отноше­ний.

Освоение социальных ролей — часть процесса социа­лизации личности, непременное условие «врастания» че­ловека в общество себе подобных. Социализацией называ­ется процесс и результат усвоения и активного воспроиз­ведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также поло­вые роли (муж-ское или женское поведение), профессио­нальные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваи­вает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако по­скольку в реальной жизни человек включен во многие де­ятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, воз­никает необходимость в некотором механизме, который по­зволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в усло­виях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сфор­мированная подструктура направленности) как раз и яв­ляется тем механизмом, функциональным органом, кото­рый позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жиз­недеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной со­циальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определен­ным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый — это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприя­тие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длин­ные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации — атрибуты роли, кото­рые являются решающими для формирования идентично­сти личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном ана­лизе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают лич­ность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обще­стве.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на ос­нове множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зер­кальное Я», которое состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят
(«Я уверена, что им нравится моя новая при­ческа»);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реак­цию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»).

Эта теория придает важное значение нашей интерпре­тации мыслей и чувств других людей. Американский пси­холог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи ма­ленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведе­ние, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научив­шись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не пони­мая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понима­ют поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они вос­производят эти роли.

 

Социальный статус.
Систематизация социальных ролей

Каждый человек в социальной системе занимает не­сколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагаю­щая определенные права и обязанности, называется стату­сом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще все­го только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бы­вает так, что главный, или интегральный, статус обуслов­лен его долж-ностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотива­циях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуслов­ливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус опреде­ляется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщи­ны): детство, юность, зрелость, старость
и т. д. Профессионально-должностной — это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, эко­номическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе. Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ствам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Сово­купность ролей, вытекающих из данного статуса, называ­ется ролевым набором.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представ­ляет связанные с ней права и обязанности, приблизитель­но знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Об­щество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контро­ля — от общественного мнения до правоохранительных ор­ганов и соответствующая ей система социальных санкций — от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть опи­сана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, меди­цинской сестры, врача или полицейского) требуют эмо­циональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровож­дающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болез­ни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожида­ется менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены пред­писанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом чело­века, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате уси­лий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго опре­деленными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавли­ваются отношения более широкого плана; каждого из ро­дителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают вза­имодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При ис­полнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Напри­мер, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у не­знакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый чело­век поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную при­быль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое со­четание этих характеристик.

Ролевые и внутриличностные конфликты

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одоб­рение и признание. Однако роли эти не должны быть про­тиворечивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные тре­бования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие тре­бования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают,
и стремится сблизиться с тем, кто его ценит.

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ро­левое поведение (П) — своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя.

Каждая роль накладывает известный отпечаток на лич­ность, на самосознание человека, так как человек мобили­зует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, пред­ставления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

Возможны следующие виды внутриличностных конф­ликтов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.