Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение чрезвычайного положения




Чрезвычайное положение - особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защи­ты конституционного строя РФ.

Целями введения чрезвычайного положения являются: устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся:

а) Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

б) Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения, требующие проведения масштабных аварийно - спасательных и других неотложных работ.

ЧС по виду и типу бывают (рис. 11.1):

природные – ураганы, наводнения, оползни, извержения вулканов, землетрясения и т.д.;

антропогенные (случайные), т.е. за счет износа оборудования или срока службы сооружений: - техническое повреждение конструкций различных сооружений и зданий; промышленные – взрывы, пожары, токсические выбросы;

антропогенные (умышленные, с участием человека) – враждебные и преступные действия, включая саботаж и терроризм, военные действия.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Содержание указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

 

Рис. 11.1. Схема классификации ЧС

 

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местах, - 60 суток. По истечении срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово - экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

в) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

г) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

д) приостановление деятельности опасных производств и организаций, которые используют взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств попытки насильственного изменения конституционного строя РФ:

введение комендантского часа;

ограничение свободы печати и других средств массовой информации;

приостановление деятельности политических партий;

проверка документов, удостоверяющих личность граждан; личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядовитых специальных веществ;

продление срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении актов терроризма и других тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного по­ложения, но не более чем на три месяца.

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств чрезвычайных природного и техногенного характера:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений;

б) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно - хозяйственной деятельности;

в) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно - исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В исключительных случаях на основании указа Президента в дополнение к указанным силам и средствам, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

в) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

г) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизней людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант территории:

издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно - правовых форм, форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения;

оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер.

Образование комендатуры территории не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.

Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. При введении чрезвычайного положения на всей территории России все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом. На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, создается временный орган управления данной территорией, о чём доводится до сведения населения через средства массовой информации.

Временному специальному органу управления территорией могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Комендант территории по должности является первым заместителем руководителя временного органа управления территорией.

Организации, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно - спасательных и других неотложных работ гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством РФ о труде.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь.

Организации, имущество и ресурсы которых использовались при чрезвычайном положении, имеют право на возмещение причиненного ущерба.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, техники военнослужащими, а также превышение должностными лицами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав и свобод гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом и действуют все суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов и применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

При ликвидации последствий ЧС регионального масштаба большой объем первоочередных работ приходится на восстановление объектов жизнеобеспечения населения, которые включают:

• обеспечение водой;

• электроэнергией и теплом;

• продуктами питания и товарами первой необходимости;

• коммунально-бытовое обслуживание;

• медицинское, санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение;

• морально-психологическую подготовку и информацию и др.

Указанные работы в больших объемах не могут быть выполнены в сжатые сроки без участия специализированных строительных предприятий, привлекаемых правительственными органами к ликвидации последствий крупных ЧС по профилю их деятельности. По этой причине привлекаются ВФ Спецстроя России, т.к. они осуществляют скоростное строительство рассредоточенных объектов специального назначения. ВФ достаточно мобильны и способны к перемещению на определенные расстояния.

Под аварийно-восстановительным подразделением (отрядом, предприятием, группой) [АВП] следует понимать группу строителей- профессионалов, создаваемую в соответствующих строительных и монтажных предприятиях ведомственных органов исполнительной власти РФ в целях выполнения неотложных работ по восстановлению первоочередных объектов жизнеобеспечения в зонах ЧС.

Для организации и проведения аварийно-восстановительных работ (АВР) прежде всего используются строительные организации, предприятия, расположенные в зоне ликвидации последствий ЧС. Как правило, АВП усиливают ресурсами других строительных предприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.