Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция бытия - фундамент философской картины мира




Тематика докладов, рефератов, научных сообщений

1. Эволюция неопозитивизма.

2. Экзистенциализм А. Камю и Ж.-П. Сартра.

3. Н.А. Бердяев как родоначальник экзистенциализма.

4. Социальная проблематика экзистенциализма.

5. Фома Аквинский и современный неотомизм.

6. Герменевтика и проблемы понимания в современной науке.

7. Структурно-системный метод современной науки и структурализм.

8. Критический рационализм и проблемы современной науки.

9. Постмодернизм в современной философии.

 

Литература

 

1. Алексеев П.В. История философии. – М.: Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2002.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высш. школа, 2005.

3. Колесников С.А. Современная мировая философия. – М.: Акад. проект, 2008.

4. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века (истоки и итоги): Уч. пособие. – М.: Академ. проект, 2003.

5. Рассел Б. История западной философии. – М.: Академический Проект, 2008.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997.

7. Современная западная философия: Антология / Под ред. А.М.Руткевича/, И.С.Вдовиной. – М.: Акад. Проект, 2008.

8. Хрестоматия по западной философии: Учеб. пособие / Фокина Н.И., сост. – М.: Проспект, 2006.

9. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: от Шопенгауэра до Дерриды. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

 

Раздел второй. ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Глава 7. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

О, мать-материя, - трудны пути

на высоту Миросознания.

А. Л. Чижевский

В философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выявление сущности бытия. Она была одной из первых проблем, которой начали заниматься античные мыслители. И до настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии - онтология - продолжает оставаться важнейшим направлением философии. Важной проблемой для практического социального работника и особенно для теоретика социальной работы является определение границ и сущности бытия социальной работы и социальной сферы вообще.

Ныне в мировой философии нет единой точки зрения на бытие. Это объяснимо: сущность бытия выступает через проявления отдельных предметов и процессов, которые раскрывают все новые свои качества. Различная интерпретация этих качеств приводит к различным толкованиям бытия.

 

Философский разговор о природе бытия носит предельно абстрактный характер, ибо речь идет о восхождении к предельной обобщенности анализа окружающего мира. Но какое дело до столь высоких философских абстракций рядовому социальному работнику и даже менеджеру в социальной сфере?

Оказывается, что в предложениях самого обыденного, повседневного языка в неявном виде уже содержатся не только вопросы подобного рода, но и определенные выводы по ним. К примеру, употребляя глагол «быть» при разговоре о конкретных вещах, мы уже ведем речь о своеобразных «бытийственных» отношениях. Утверждая, что социальная работа есть специфическая разновидность человеческой деятельности, мы рассматриваем социальную работу, прежде всего, с точки зрения её существования, её бытия.

Идея бытия в философии. Проблема бытия, его последующего осмысления возникает практически вместе с формированием философствования. Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающий их мир, откуда он появился, конечен он или беспределен, наконец, как его обозначить или назвать.

Учением о бытии выступает онтология (греч. «ontos» - сущее и «logos» - учение). Онтология как понятие нередко означало систему всеобщих определений бытия. В современной запад­ноевропейской философии распространено понятие «новая онтология», под которой понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н. э.). В одной из его поэм бытие представлено в виде самого большого шарообразного «футляра» (или «оболочки»), вмещающего и ограничивающего все, что есть в мире. Ничего другого, кроме однородного и совершенно неподвижного бытия, нет:

 

Оно безначально и непрекратимо, так как рождение и гибель

Отброшены прочь: их отразило безошибочное доказательство

Оставаясь тем же самым, в том же самом месте, оно покоится само по себе[135].

 

Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие идей противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления, выражающие подобие, тень подлинного бытия.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. До Аристотеля бытие мыслилось как абстрактная сущность, которую практически трудно было познать из-за отсутствия образа, в котором эта сущность могла бы предстать перед человеком. Впервые у Аристотеля бытие предстает как единство материи и формы.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, охватывающая всё многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Бытие по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание при таком понимании бытия получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

В современном понимании проблемы бытия могут быть выделены аспекты, которые вытекают из философского осмысления факта обыденного существования человека. Так, из повседневного человеческого опыта может быть сделан, по крайней мере, один вывод: мир существует здесь и теперь. Тогда философом могут быть поставлены вопросы:

* Если мир существует здесь, существует ли он везде?

* Если мир существует сейчас, существовал ли он всегда?

Из ответов на эти вопросы вытекают две основные философские позиции относительно бытия мира. Позиция непреходящего бытия исходит из того, что бесконечный мир был, есть и будет.

Однако существует и другое, близкое к обыденному, понимание бытия, ко­торое обусловлено врéменным преходящим[136] существованием челове­ка и получает соответствующее отражение в его сознании. Это позиция бытия временного, конечного, преходящего. Именно так оно воспринимается человеком в обыденном понимании. Вместе с тем философы, различающиеся по этим позициям, вынуждены решать сходные проблемы относительно других философских аспектов бытия.

Основные аспекты философского понимания бытия. Предметом философского исследования является бытие в его универсальном аспекте как извечно существующее, непреходящее и вечное. Поэтому первый аспект проблемы бытия заключается в осмыслении противоречивого единства непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ, в понимании того, каким образом конечные в пространстве и во времени предметы, процессы и явления формируют бесконечный и вечный мир?

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознанию, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

Четвертый аспект проблемы бытия состоит в том, что бытие окружающего мира не должно рассматриваться как некий однородный и равномерно разлитый в пространстве «кисель». Бытие включает в себя самые разнородные классы существующих объектов, и на этом основании могут быть выделены важнейшие виды бытия. Их философское исследование важно и потому, что различные формы бытия по-разному влияют на человеческую деятельность. Одно дело для социального работника иметь дело с такими людьми, которые являются социально ограниченными в силу биологических недостатков (либо врожденных, либо полученных в результате увечья на поле боя или несчастного случая на производстве), другое дело - с людьми, которые стали социально ограниченными в силу сложившихся социальных отношений (безработные, матери-одиночки и др.)

Можно выделить следующие основные формы бытия:

· бытие предметов и процессов природы (природное, материальное, предметно-вещественное бытие);

· бытие человека;

· бытие духовных явлений, или бытие различных форм общественного и индивидуального сознания; его нередко обозначают как мир духовно-социокультурного;

· бытие социальных явлений (общественное бытие).

Могут быть выделены и иные критерии классификации бытия: с точки зрения возникновения - актуальное бытие и потенци­альное бытие, по атри­бутам материи (пространство и время как «пространственное бытие» и «временное бытие»), по формам движения материи (химическое, биологическое, социальное и т.п. бытие), по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное и т.п. бы­тие), по критерию всеобщности - всеобщее, особенное и единичное (применительно к человеку - индивидуальное).

Имеются и более конкретные формы (иногда их называют «виды») бытия. Например, бытие техники, которое в известной мере выступает результатом взаимодействия иных форм бытия. В самом деле, материальная основа техники подчиняется природным законам. Первоначально она формируется как идея в системе бытия духовного и лишь потом через цепь проектно-конструкторских разработок материализуется в своей вещественной основе. Служит же техника для реализации социальных потребностей, тем самым выступая элементом бытия социального.

Иногда термин «бытие» применяется в узком значении, часто совпадая с «мате­рией» и даже «природной и социальной реальностью». Философы гово­рят о «бытии» как определяющем «сознание»; «сознание» порождено «бытием» и отражает «бытие».

Всё дальнейшее изучение курса философии по сути дела и является осмыслением перечисленных аспектов проблемы бытия. Итак, категория бытия объединяет самые разные предметы, процессы и явления по одному признаку – быть, существовать. С этой точки зрения окружающий нас мир может быть обозначен как бытийствующий.

Проблема единства мира. Из осмысления предыдущего аспекта проблемы бытия вытекает и другаяфилософская проблема - проблема единства бытийствующего мира, формулируемая в вопросе: бытийствующий мир един, или таких миров много? В истории философии сформировалось три основных подхода к ответу на этот вопрос.

Плюрализм исходит из того, что существует множество относительно независимых друг от друга миров, каждый из которых порожден собственным «семенем». Древнегреческий философ Анаксагор в качестве таких первичных семян вещей рассматривал гомеомерии, а немецкий философ Лейбниц - монады, или идеальные сущности вещей и процессов.

Дуализм разделяет бытие на два равноправных и относительно независимых мира - мир материальный и мир идеальный. Каждый из них порожден собственной основой и составляет равноправную с другим миром субстанцию бытия. Наиболее последовательно позицию дуализма в философии проводил выдающийся французский мыслитель Р. Декарт.

Концепция монизма исходит из единого первоначала мира и занимается поисками единой субстанции (лат. substantia - сущность, то, что лежит в основе),т.е. первоосновы всего существующего. В зависимости от того, какая субстанция рассматривается в качестве основы единства мира, выделяется несколько типов монизма.

Материалистический монизм исходит из материального единства мира, а в качестве субстанции бытия рас­сматривает материю. Такую позицию занимали древнегреческий философ Демокрит, классик немецкой философии Л. Фейербах, основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс.

Идеалистический монизм в качестве субстанции мира рассматривает дух, сознание, которые в процессе своего развития и порождают все богатство явлений бытия. На такой точке зрения стоял основоположник объективного идеализма Платон, великий немецкий философ Гегель. У Д. Беркли и Д. Юма в качестве основы бытия выступают ощущения («мир есть совокупность моих ощущений»), у Шопенгауэра - представление («мир - мое представление»).

В процессе философского осмысления естествознания появляются новые разновидности монизма, не являющиеся классическими. Так, известный английский философ Б. Рассел (1872 - 1970), осмысливая результаты революции в физике на рубеже XIX - XX вв., пришел к выводу, что первооснову мира составляет энергия. Его монизм может быть назван энергетическим. Информационным можно назвать монизм отечественного академика А.Н. Яковлева (р. 1923), утверждающего, что ни материя, ни сознание не могут рассматриваться в качестве первоосновы мира; такой первоосновой, с его точки зрения, является информация [137].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.