Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная реальность. Материальное бытие




Проблема субстанции в философии. Если началом философствования является фиксация бытия (природы, отдельных предметов, и т.п.), то следующий шаг связан с углублением в бытие, с обнаружением его основы. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла и т.п. - все это представляло линию в понимании субстанции как основы вещей, как неких «кирпичиков», из которых складывается основание предметов. С философской точки зрения наиболее важно осмыслить специфику объективного и субъективного бытия. Именно их противоречивое взаимодействие и составляет основной предмет осмысления философской науки. Большинство философов отождествляют субстанцию с объективной реальностью, существующей вне и независимо от человека. Лишь субъективный идеализм в качестве субстанции рассматривает ощущения человека.

Б. Спиноза, опираясь на латинское понимание «substantivus» - «самостоятельный», подчеркивает тот аспект, что субстанция является причиной самое себя (causa sui). В этом случае отпадает необходимость в Боге как объяснительном принципе по отношению к природе. Бытие, объективная реальность, материя, природа при этом рассматриваются как однопорядковые понятия. В целом ряде ситуаций они действительно могут рассматриваться как синонимы. Термины природа, Вселенная, окружающий мир чаще употребляют естествоиспытатели, категорию материя - философы. В современном философском осмыслении содержание понятий «объективное бытие», «объективная реальность» и «материя» чаще всего совпадает.

Следует подчеркнуть, что понимание материи в философии не было неизменным.

Для эпохи античности характерно отождествление материи с ее конкретным чувственно наблюдаемым видом: у Фалеса - с водой, у Анаксимена - с воздухом. Однако уже Анаксимандр выдвигает гениальную идею апейрона, как первоначала, не сводящегося ни к какому конкретному виду материи. Великие атомисты древности - Демокрит и Эпикур - коренным образом изменяют философскую точку зрения на материю, рассматривая последнююкак единство атомов и пустоты.

В период Нового времени материя отождествляется либо с первовеществом (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), либо с первосвойством - протяженностью (Р. Декарт), массой (И. Ньютон). Известные к тому времени фундаментальные свойства материи чаще всего представляются неизменными. Однако открытие на рубеже XIX-XX вв. радиоактивности, рентгеновских лучей, электрона, создание специальной теории относительности опрокинули прежние представления о неизменности свойств материи. Сформировалась ситуация, получившая название «кризис в физике». В чем суть этой ситуации?

В классической физике сложилась традиция понимать под материей массу покоя, стабильность и неуничтожимость которой отождествлялась с неуничтожимостью материи вообще. Само слово «материя» происхо­дит от латинского слова «materia» - вещество, и этот этимологический смысл сохраняется в классической физике.

В связи с новыми открытиями обнаружилось, в частности, что при взаимодействии электрона и позитрона, обладавших конкретной массой, образуются два кванта света, масса покоя которых равна нулю. Оказалось также, что массой покоя не обладают и различные физические поля. Поскольку масса считалась мерой количества материи, изменение массы было истолковано как исчезновение материи и крах материализма. Таким образом, философскую сущность кризиса в физике на рубеже XIX-XX веков составляет отказ естествоиспытателей от прежних представлений о материи как объективно существующей основе мира, как объективной реальности. Научные понятия естествоиспытатели стали считать уже не отражением объективной реальности, а лишь удобным способом объединения некоторых искусственно созданных идей.

Серьезный анализ кризиса в физике, в значительной степени сохраняющий свою актуальность до настоящего времени, проведен В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Он показывал, что познавательные корни кризиса в физике состоят в смешении философского понятия материи (т.е. предельно обобщенного осмысления материи как субстанции) с естественнонаучным вопросом о конкретном строении материи, о познании этого конкретного строения в физике, химии и других отраслях естествознания (т.е. с вопросом о познаваемости материи).

Онтологическое (т.е. через конкретные формы и виды бытия) определение материи через ее свойства оказывается недостаточным, ибо, как только наука открывает свойство, которое не вошло в определение материи, возникает соблазн и предпосылка трактовать это свойство как не принадлежащее материи, как свойство идеальной реальности. Такое определение материи устаревает с каждым новым открытием естествознания.

Выход в том, чтобы сопоставить понятие «материя» с другим понятием, примерно соответствующим ему по степени общности. В рамках философско-гносеологического подхода такими понятиями являются категории «сознание», «мышление», «психическое». Так формулируется гносеологическое определение, ставшее классическим в рамках диалектико-материалистической философии: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [138].

Современный этап в развитии понятия материи связан с ее объяснением как субстанции, когда в ходе разра­ботки гносеологической трактовки обозначился как бы возврат к Б. Спинозе, к пониманию субстанции как системы атрибутов (неотъемлемых свойств). В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными в философии.

В широком субстанциональном смыс­ле материя - это субстанция, это все, что обладает признаком бытия. Даже мышление и сознание при таком подходе оказы­ваются модусами[139] субстанции и могут считаться материальными процес­сами и свойствами материального характера. Суть определения материи в гносеологическом плане такова: материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им. Здесь понятие «материя» трактуется как про­тивоположное сознанию. В этом смысле понятие материи совпадает с понятием «объективная реальность» и противостоит «субъективной реальности», основу которой составляет сознание, духовное, психическое.

Научная картина мира. Современные представления о материи являются философским обобщением картины мира в современной науке, прежде всего в естествознании. В предельно обобщенном виде эта картина представляется следующим образом.

В материальном бытии наблюдается упорядоченность, организованность, хотя в нем имеются также хаотиче­ские процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического сози­даются упорядоченные системы, а эти последние могут превращаться в неорганизованные, случайные образования. Диалектика порядка и хаоса осмысливается новым направлением естествознания - синергетикой.

В основе современных научных представлений о строении объективной реальности лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Область неорганического мира представлена такими системно-структурными уровнями: субмикроэлементарный, микроэлементарный (уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), ядерный, атомарный, молекулярный, уровень макроскопических тел различной величины, планетарный уро­вень, звездно-планетарный, галактический, метагалактика как структур­ный, самый высший из известных нам, уровень.

Семейство субъядерных частиц, получивших название кварков, представлено шестью родами. Теоретически предсказываются условия (сверхплотное вещество: 1014 - 1015 г/см3), при которых может возникать кварк-глюонная плазма. Уро­вень атомных ядер состоит из ядер (нуклидов). В зависимости от числа протонов и нейтронов выделяются различные группы нуклидов, например, «магические» ядра с числом протонов и нейтронов, равным 2, 8, 20, 50, 82, 126, 152..., «дважды магические» (по протонам и нейтронам одновременно - такие ядра отличаются особой устойчивостью к распа­дам) и т.д. Нуклиды, окруженные электронной оболочкой, относятся к атомарному структурному уровню. В мегамире имеются межзвездные поле и вещество, которые концентрируются глав­ным образом в такие узловые точки, как звезды с планетами (пульсары, «черные дыры»), звездные скопления - галактики, квазары и т.п.

Живая природа представлена уровнем биологических макромолекул, клеточным уровнем, микроорганизменным, уровнем органов и тканей, уровнем системы организма, популяционным уровнем, биоценозным и биосферным. Для каждого из них характерен и специфичен органиче­ский метаболизм - обмен веществом, энергией и информацией с окру­жающей средой. Высшим структурным уровнем живой природы является биосфера - совокуп­ность всех живых существ, образующих особую биологическую сферу Земли.

В социальной действительности выделяются: уро­вень индивидов, уровни семьи, различных коллективов, социальных групп, классов, национальностей и наций, этносов, государств и систе­мы государств, общества в целом.

Авторы настоящего учебного пособия не избежали соблазна дать таблицу, часто размещаемую в учебной литературе и наглядно отражающую современное представление о структурной организации материи.

Рис. 1. Структурные уровни организации материи

В основе материальных систем и их структурных уровней материи лежат физиче­ские виды реальности - вещество и поле.

Вещество - это физический вид материи, состоящий из частиц, ко­торые имеют собственную массу (массу покоя).

Поле - это особый тип материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. Ныне с определенными типами элементарных частиц связывают определенные типы полей и материальных взаимодействий. Выделяются 4 вида взаимодействий (или вида полей): сильное, или ядерное; слабое; электромагнитное; гравитационное.

Ядерное взаимодействие примерно в 100 раз превосходит по силе электромагнитное и в100 000 миллиардов раз - слабое.

 

Тип взаимодействия Источник взаимодействия Относительная интенсивность взаимодействия Радиус действия силы Носитель взаимодействия
Гравитационное Масса ~ 10-38 Сколь угодно далеко Гравитоны
Слабое Все элементарные частицы ~ 10-15 < 10-18 м W-бозоны
Электромагнитное Электрические заряды ~ 10-2 Сколь угодно далеко Фотоны
Ядерное (сильное) Адроны (протоны, нейтроны, мезоны)   ~ 10-15 м Глюоны

Табл. 1. Фундаментальные взаимодействия

 

Вещество отличается от поля так называемой массой покоя; частицы света - фотоны - этой массы покоя не имеют. Все частицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойст­вами, в то же время поле выступает коллективом (ансамблем) частиц, т.е. характеризуется корпускулярными свойствами. Таким образом, на уровне микромира проявляется принцип корпускулярно-волнового дуализма.

Физический вакуум – низшее энергетическое состояние квантового поля. Среднее число частиц – квантов поля – в вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы – частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время.

Уров­ни структурной организации объективной реальности относительно самостоятельны, специфичны и несводимы друг к другу. Удивительное свидетельство единства всех струк­турных уровней организации мира дает современная физика ос­новных типов взаимодействия. Так оказывается, что реальное един­ство слабого и сильного взаимодействия может проявляться при таких энергиях, которые не существуют в современном мире и могли реализоваться только в первые секунды эволюции Метага­лактики после Большого Взрыва. С другой стороны, мы обнару­живаем, что макроскопические свойства наблюдаемого нами мира (наличие галактик, звезд, планетных систем, жизни на Земле) обусловлены небольшим количеством констант, характеризующих различные свойства элементарных частиц и основные типы фун­даментальных закономерностей.

Одной из важных задач современной картины мира является объяснение процесса возникновения и эволюции Вселенной: галактик, звезд, планет и органической жизни. В настоящее время в космологии наиболее широко принята так называемая «стандартная модель» развития Вселенной, или модель «горячей Вселенной», основные положения которой разработаны американским физиком российского происхождения Георгием Антоновичем (Джорджем) Гамовым (1904-68).

Космологи обычно выделяют четыре периода эволюции космической материи: 1) от нуля (время, соответствующее моменту «Большого Взрыва», произошедшего 15 - 20 млрд. лет тому назад) до 10-43 сек занимает «планковский» период; 2) от 10-43 до 10-23 сек — «квантовый»; 3) от 10-23 до 10-3 сек — «адронный»; 4) от 10-3 до 1017 сек — «обычный»; рубеж 1017 сек отде­ляет настоящее от будущего.

На 10-43 сек жизни Вселенной ее плотность была равна 1094 г/см3, а ее радиус составлял порядка 10-33 см. Затем плот­ность вещества падает, дает о себе знать гравитационный эффект вакуума: его силы отталкивания берут верх над силами тяготения обычной материи. В результате за 10-32 секунды Вселенная увеличивается в 1050 раз, достигая огромных размеров, превышающих на много порядков размеры ныне наблюдаемой части Вселенной. Однако Вселенная, подобно любому расширяющемуся газу, в момент 10-33 секунды после «Большо­го Взрыва» сильно переохлаждается, скачкообразно изменяется внутренняя струк­тура и свойства космической материи, весь энергетический запас вакуума превращается в тепловую энергию, а в итоге вселенская плазма вновь по­догревается до первоначальной температуры.

Самым необычным в космической эволюции моло­дой Вселенной оказывается принципиальная возможность резкой смены одних ее состояний и физических структур на другие состояния и структуры. Обнаружено, что космическая материя могла находиться в качественно различных фазах, при которых ее свойства существенно разнились. Напри­мер, одна и та же частица могла иметь массу в одной фазе и быть безмассовой в другой. С позиций сформулированной в последнее время вакуумной модели мира вакуум может порождать множе­ство миров. Как образ, можно представить картину кипящего вакуума, на поверхности которого возникают «пузыри» физических Вселенных, в одной из которых мы живем. Этим самым признается возможность множественности параллельных миров.

На последних этапах эволюции космоса происхо­дит постепенное сгущение и последующее превращение первично­го достаточно горячего вещества в галактики и их скопле­ния. Космогонический механизм этого общевселенского процесса еще не выяснен, однако ныне ученые значительно продвинулись в понимании эволюции химических элемен­тов и состоящих из них веществ. Так, при остывании Вселенной до 3000 оК электроны получили возможность прочно соединяться с ядрами, образуя устойчивые атомы водорода и гелия. При дальнейшем остывании формировались более сложные атомы химических веществ.

Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм. Оно рас­сматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность по­стичь ее сокровенные тайны.

Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответству­ющих картин мира, являются «вечными», так как не допускают окончательного ответа, годного для всех времен.

Неразрывность материи и движения. Важнейший атрибут материи (неотъемлемое органически присущее ей свойство) – движение. Философские взгляды на природу движения, на сущность изменений в природе вещей развивались вместе с развитием философии.

Атомисты (Демокрит, Эпикур) считали движение неотъемлемым атрибутом материи. Зенон в своих апориях показывает сложность и противоречивость движения, выявляет трудности на пути осмысления сущности движения в человеческом сознании. Новое время (ХVII - XVIII вв.) характеризуется господством механицизма (представление движения лишь как механического перемещения), появляется ньютонова концепция «первотолчка» - Бог выступает в роли часовщика, которому пришлось «завести» Вселенную. Гегель раскрыл логику понятий, диалектику движения, показал, что в качестве всеобщего источника движения и развития выступают всеобщие диалектические противоречия. Ф. Энгельс, а затем В.И. Ленин целенаправленно противопоставляют метафизическим представлениям о движении диалектическое понимание форм движения и источника развития.

Современное понимание сущности движения опирается на результаты предшествующего философского развития и включает итоги современных исследований (например, синергетики). Здесь выделяется несколько узловых проблем.

Во-первых, это проблема понимания всеобщей природы движения. Движение не отождествляется с каким-либо его конкретным видом (видами), а понимается как изменение вообще. Такой подход, предложенный Ф. Энгельсом, оказался чрезвычайно плодотворным, ибо позволил реализовать комплексное философское описание движения как атрибута материи.

Во-вторых, это проблема внутренней противоречивости движения, объективно ему присущей. Движение одновременно абсолютно и относительно, прерывно и непрерывно, вечно и преходяще.

В-третьих, это вопрос о неуничтожимости и несотворимости движения. Он тесно связан с проблемой неуничтожимости и несотворимости материи и вытекает из него. Развитие естествознания постоянно подтверждает этот тезис. В частности, локальным подтверждением его справедливости является закон сохранения и превращения энергии.

В-четвертых, это проблема устойчивости движения, которая приобрела особую остроту в связи с развитием синергетики (греч. synergies - совместно действующий). Синергетика выступает как теория самоорганизации открытых систем. Открытые системы часто оказываются в точках неравновесия, где их поведение описывается вероятностным образом с помощью системы нелинейных уравнений. Из точки неравновесия система попадает на одну из возможных траекторий своего развития. Тут и происходит самоорганизация, возникают устойчивые структуры, появляется порядок, к которому тяготеет система и которого ранее не было. Такие структуры называются аттракторами.

В-пятых, это проблема диалектики форм движения материи, качественного многообразия движения. Ф. Энгельс связал основные формы движения с основными типами материальных систем. Он выделил механическое движение как перемещение больших масс, физическое движение как движение молекул, химическое движение как движение атомов, биологическое движение как существование особого вида материи - белка (сейчас мы конкретизируем: плюс ДНК, плюс РНК), социальное движение как способ существования человеческого общества.

Современное естествознание обогатилось пониманием и других форм движения. Видный отечественный философ академик Б. М. Кедров предложил свой вариант классификации форм движения. Здесь микро- и макромеханические виды движения рассматриваются лишь как составляющая иных видов движения. Микро- и макроуровню физических процессов соответствует субатомная и супраатомная формы физического движения. Иерархия процессов жизни отражается биологической формой движения. Особый уровень организации материи представляет собой человеческое общество - социальная форма движения материи. Существуют предложения о выделении в качестве особых форм движения геологического и планетарного.

 

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ   МИКРО-МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (субатомный уровень) МАКРО-МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (супраатомный уровень)
Физическое Поля, ядра, атомы Макротела, галактики
Химическое Реакции Молекулы
Биологическое Популяции, биоценоз  

Рис. 8. Диалектика форм движения по Б.М. Кедрову [140]

 

При этом важны философские выводы, которые касаются, прежде всего, диалектики взаимосвязи высших и низших форм движения материи.

С одной стороны, высшая форма движения развивается из низшей (к примеру, биологическая - из химической), включает ее в себя как составную часть и не может быть оторвана от нее. С другой стороны, высшая форма движения связана с материальными системами более низкого уровня организации, которые благодаря этому приобрели новые свойства (за счет вновь образовавшихся более сложных связей). Поэтому высшие формы движения не могут быть простой суммой низших форм. Существенно, однако, что эти «дополнительные» свойства высших форм не привнесены извне, а формируются скачкообразно благодаря усложнению системного уровня их носителей.

Существуют более упрощенные подходы к решению этой проблемы. Так, редукционизм по сути дела высшие формы движения сводит к низшим, а в конечном итоге - к механическому перемещению, фактически воплощаясь в механицизме. Характерно, что французский материалист XVIIIв. Ж. Ламетри одну из своих книг назвал - «Человек-машина». «Неомеханицизм» не так примитивен, но он также сводится к редукции высших форм до уровня низших. Так, ряд философов представляет в качестве всеобщей формы движения кибернетические закономерности.

Другой вариант метафизического понимания диалектики движения - витализм - концепция, отрывающая высшие формы движения, преимущественно биологическую, от низших. При таком подходе биологическая форма движения предстает как результат акта божественного творения.

Пространство и время как формы бытия объективной реальности. Попробуйте определить понятия пространства и времени. Это оказывается непросто. Еще Блаженный Августин с отчаянием заметил: «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»[141].

Уже у античных философов содержалась глубокая идея о тесной связи, более того, – неразрывности материи, движения, с одной стороны, и пространства и времени – с другой. Однако эта плодотворная мысль утрачена у ряда философов Нового времени. Уже у Ньютона пространство и время - особые субстанции, независимые от материи. Абсолютное пространство им представлялось пустотой, вместилищем тел, своего рода «ящиком без стенок». Абсолютное время представлялось Ньютону вместилищем событий, абсолютной длительностью. Это субстанциональная концепция пространства и времени.

Лейбниц вернул в философское понимание пространства и времени идею об их неразрывной связи с материей и движением. Эта идея нашла естественнонаучное подтверждение в теории относительности Эйнштейна, который математически доказал тесную взаимосвязь пространства, времени и движения, их взаимную соотносительность. Это - реляционная концепция пространства и времени.

Беркли, Юм, Мах полагают, что время есть форма индивидуального сознания. И. Кант трактует время как априорную форму чувственного созерцания. Для французского философа А. Берг­сона «время» - немате­риальная «длительность», первооснова всего сущего, а материя, пространство, движение - различные формы проявления «длительности» в человече­ском представлении. Фактически эти философы заостряют внимание на перцептуальном (лат. рerceptio - восприятие), психологическом времени. Действительно, наше воспри­ятие времени относительно самостоятельно: в восприятии оно может «бежать», «стоять», течь «замедленно» и т.д. Поэтому субъективное чувство времени может быть разным (особенно хорошо оно развито у тех студентов, которые любят и умеют работать, берегут каждую минуту времени). Но в реалистиче­ской философии физическое время приоритетнее перцептуального, именно оно лежит в основе психологического восприятия.

Современная философия представляет пространство как философскую категорию, обобщенно выражающую факт сосуществования и сорасположенности вещей, процессов, явлений. Этот факт сорасположенности вещей выражается и отражается в таких свойствах пространства, как протяженность (метричность) и упорядоченность (топологичность).

Время есть философская категория, обобщенно выражающая факт длительности и смены явлений и событий. Это выражается в таких свойствах времени, как последовательность событий, их протяженность во времени.

Общими свойствами пространства и времени является их объективность (независимость от субъекта), бесконечность, вечность, однородность.

Вместе с тем они имеют и собственные свойства:

 

ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ
трехмерно (в макромире); десятимерно (в микромире) одномерно
обратимо необратимо
безгранично однонаправленно

 

Размерность пространства и времени. Австрийский физик П. Эренфест в 20-х годах показал, что, если количество измерений пространства более трех, в нем не может существовать замкнутых орбит планет, атомов и молекул, а также состоящих из атомов и молекул макротел. Поэтому многообразие и устойчивость форм движения материи в нашей Метагалактике тесно связано с такой фундаментальной характеристикой пространства-времени, как его размерность 3 + 1.

Однако возможно ли существование пространства-времени других размерностей в других внеметагалактических объектах?

Матричное исчисление позволяет выразить сколь угодно большое количество характеристик предметов и явлений в «пространственно-подобных» отношениях. Например, три координаты можно отвести пространственным характеристикам, одну – временным, одну – тепловым, одну – цветовым; в трех характеристиках можно, например, для ракеты задать угол рыскания, угол тангажа и угол вращения и т.д. Но ни тепловая, ни цветовая характеристики объектов не будут координатами пространства как такового, а сами объекты с подобными характеристиками существуют в трехмерном пространстве.

Несколько иные пространственно-временные отношения господствуют в микромире. Так, сильные, слабые, гравитационные взаимодействия проявляются в десятимерном пространстве-времени. Считается, что при рождении нашей Метагалактики лишь четыре из десяти измерений пространства-времени приобрели статус макроизмерений. Остальные измерения оказались как бы «свернутыми» в областях микромира с размерами 10-33 см. Не исключено, что развитие материи порождает миры с другими размерностями пространства-времени, которые являются препятствием для образования известных нам форм движения материи, но обусловливает появление структур, возможно, совершенно непредставимых для нашего мышления.

Пространство и время теории А. Эйнштейна. В 1905 г. конторским служащим А. Эйнштейном была опубликована работа «К электродинамике движущихся тел», которая и произвела переворот во взглядах на пространство и время. Классические формулы специальной теории относительности математически доказывают тесную взаимосвязь пространства и времени:

 

 

Здесь Т - время, V - скорость, М - масса, L - длина, С - скорость света.

 

С приближением скорости тел к скорости света пространственные характеристики неограниченно уменьшаются, стремясь к нулю, а временные характеристики увеличиваются, стремясь к бесконечности. К бесконечности стремится и масса. Подобная концепция пространства и времени получила название реляционной.

Еще больший диалектический смысл несет классическая формула общей теории относительности (1916 г.):

 

Е = mс2

Эта формула подтверждает тесную взаимосвязь трех атрибутов материи: пространства, времени и массы. С увеличением неравномерности масс пространство искривляется, с увеличением массы в данной точке течение времени замедляется.

Успехи естествознания в конце столетия подтверждают неразрывность пространства и времени, их взаимную относительность. Абсолютный характер носит лишь пространственно-временной континуум Минковского, выражающий это единство:

 

ds2 = с2dt - (dх2 + dy2 + dz2),

где t – временная координата, х, у, z – пространственные координаты, s - обобщенная пространственно-временная характеристика, с - скорость света.

Поэтому ныне говорят о едином пространстве-времени.

Различные типы бытия имеют специфические пространственно-временные характеристики. Так, в микромире в областях 10-33 см и 10 -43 сек. пространство и время становятся дискретными и далее не делятся.

Биологическое пространство-время имеет особую пространственно-временную организацию - асимметрию «правого» и «левого». Большинство химических молекул органических веществ может существовать в двух разных формах с различной пространственной группировкой одних и тех же групп атомов. При этом «правосторонней» форме соответствует «левосторонняя» форма. В живых же организмах составляющие их органические молекулы имеют лишь «левосторонние» формы. Такое свойство молекулярной диссиметрии получило название «молекулярная хиральность»[142]. Это является свидетельством особого биологического пространства.

Специфика временнoй организации живой материи подтверждается существованием своеобразных «биологических часов» - сформированных в процессе эволюции своеобразных регуляторов временнoй организации внешних процессов, которыми определяются ритмы и циклы жизнедеятельности организма.

Что касается социальной работы, то она протекает в рамках социального пространства-времени. Наиболее интенсивно проблема социального пространства-времени стала разрабатываться в науке с начала 70-х гг. ХХ века. Анализ этой проблемы включает рассмотрение взаимодействия пространства и времени как форм социального бытия индивидов, соотношения пространственно-временных связей внутри общества.

Социальное пространство включает пространственную организацию социальных объектов общества, которые дифференцированы, разделены и определенным образом ориентированы. Так, родившийся в России американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) рассматривал социальное пространство в связи с разработкой проблемы социальной стратификации и социальной мобильности. В этом пространстве каждый индивид занимает определенное социальное положение, устанавливаемое в процессе взаимодействия с другими индивидами и социальными группами[143].

Социальное время – это определенный по длительности период, которым располагает любой социальный объект в обществе в целом. Это – совокупное время существования и деятельности всех индивидов общества. Социальное время фиксирует особенности параметров времени в ретрансляции социального опыта, и одновременность протекания социальных событий. Так, Джордано Бруно и Френсис Бэкон были практически современниками, однако в силу особенностей социального времени одного называют последним философом эпохи Возрождения, а другого – первым философом Нового времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.268 сек.