КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность научной рациональности
Относительно самостоятельное развитие науки начинается с эпохи Нового времени. Именно в этот период активно формируются те ее стороны, которые позволяют характеризовать науку сегодня как специфический социальный институт. Понятие науки, ее функции и структура. Особенности современной науки и ее структура в значительной степени определяются теми функциями, которые сформировались в процессе становления и развития научного знания и определяют роль науки в обществе. Исследователи науки и научного знания в настоящее время чаще всего выделяют следующий спектр функций: * культурно-мировоззренческую (функцию передачи культурных ценностей предшествующих эпох и формирования специфической ценности — мировоззрения как наиболее общего взгляда на мир); * гносеологическую, познавательную (проявляется в выявлении все новых и новых законов и закономерностей окружающего мира); * прогностическую (реализуется в способах научного прогнозирования развития природных и социальных явлений); * функцию непосредственной производительной силы (реализуется через опредмечивание научных знаний в основных элементах производительных сил - в человеке и производственной технике); * функцию социальной силы (осуществляется через реализацию научных знаний в различного рода социальных проектах и преобразовании общественных отношений). Перечисленные функции позволяют в наиболее общем виде представить роль современной науки в обществе и выделить ее специфику как особого социального явления. Наука - это форма духовной деятельности людей, которая направлена на получение знаний о природе, обществе, человеке и о самом процессе познания. Непосредственной целью этой деятельности является постижение истины и открытие объективных законов. Это самый общий подход к пониманию науки. Вместе с тем наука не только процесс добывания знаний, но и результат такого процесса. Это целостная система теоретических знаний, объединенных на основе некоторых фундаментальных принципов, и в известной мере противостоящая практике. Специфика науки как общественного явления связана, прежде всего, с ее теоретической стороной, с пониманием ее как особой формы общественного сознания. При таком подходе может быть дано общее понимание структуры науки. Познавательная научная деятельность развивается в рамках особого рода социальных отношений, которые тоже составляют элемент науки как системы. Формированием и поддержанием этих отношений в значительной мере заняты специальные организации и учреждения: учебные, научно-исследовательские, производственные и другие. Особым институтом науки являются неформальные научные сообщества наподобие знаменитой европейской «Республики ученых» времен Декарта. «Республика» эта существовала благодаря широкой неформальной переписке большинства европейских ученых между собой по наиболее актуальным научным проблемам. Наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о законах познаваемого мира. Эта система с развитием науки дифференцируется, подразделяясь на совокупность научных дисциплин (отдельных наук). В настоящее время приняты различные критерии для классификации наук. С точки зрения предмета и метода познания могут выть выделены: - естественные науки (естествознание), изучающие природу; - обществознание - гуманитарные и социально-экономические научные дисциплины, изучающие общество, человека, а также процессы мышления и познания (логика, гносеология и др.); - техникознание (широкая совокупность технических дисциплин), исследующих технику и системы «человек-техника». Каждая из групп наук может быть дифференцирована более подробно. Так, в системе естествознания выделяются физика, химия, биология и др., а внутри них - физическая химия, биохимия, эволюционная химия, химия экстремальных состояний и т.д. Своеобразную систему наук представляет собой современная математика. С точки зрения «удаленности» от пра ктики выделяются два крупных типа наук: - фундаментальные науки, где непосредственная ориентация на практику отсутствует; - прикладные дисципл ины имеют целью непосредственное применение результатов научного познания для решения задач социальной практики. К ним относится, в частности, основной массив технических научных дисциплин, а также многие социальные дисциплины, к примеру, теория социальной работы. Вместе с тем границы и различия между отдельными научными дисциплинами и разделами исследования весьма подвижны и в известной мере условны. Самопознание науки реализуется с помощью комплекса дисциплин, включающих историю и логику науки, психологию научного творчества, науковедение и т.д. Активно развивается и соответствующий раздел философского знания - философия науки (иногда его определяют шире - «философия науки и техники»). Значимость этого направления подтверждается тем, что с 2005 года аспиранты сдают кандидатский экзамен по истории и философии науки. Очевидно, что классификация наук никогда не может быть завершена, в частности, и потому, что в науке идет процесс все более дробной дифференциации: различные исследователи насчитывают от 1,5 тысяч до 10 тысяч самостоятельных научных дисциплин. Наряду с этим идет мощный процесс интегрирования знаний, возникновения мегадисциплин. Существенные интегративные процессы происходят в современных технических науках. К примеру, широкий комплекс научных дисциплин интегрирован в таких направлениях, как информатика, кибернетика, синергетика. Сущность научной рациональности. Какими качествами наука отличается от иных видов знания, осваивающих действительность? В повседневной жизни люди изучают практически те же объекты, что и наука: природные и социальные явления, задумываются о природе мышления. Подобные же объекты осваивают и религиозное сознание, искусство, в известной мере - мораль и т.д. Специфика науки проявляется, прежде всего, в том, что она стремится проникнуть в сущность вещей, выявить то, что не лежит на поверхности, что нельзя установить простым наблюдением, обобщением фактов. Специально научный способ исследования мира предполагает мысленное преобразование реальных объектов в идеальные (т.е. существующие в мышлении и идеализированные - освобожденные от тех качеств, которые в данный момент исследователя не интересуют). Это, к примеру, материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, которых нет в природе. Возможность работы с идеальными объектами открыта еще в античном мире. Однако там конструировались и такие «идеальные объекты», как кентавры, горгоны и т.д. Наука ограничивает подобную свободу мысли требованием создавать такие идеальные объекты, которые могут быть превращены в реальные объекты, предмет или дело. Гете это выразил так: «Что надо знать, то можно взять руками». Именно благодаря такому подходу был рожден научный эксперимент, соединивший теорию и «делание». Эксперимент как раз и заставлял природу отвечать на те вопросы, которые формулировались с помощью построения идеальных объектов. Такие идеальные объекты выступают как своего рода элементарные «кирпичики» научной рациональности. Проблема рациональности и ее соотношения с внерациональными и иррациональными способами духовного освоения мира человеком стоит сейчас достаточно остро и живо обсуждается. Применительно к каждому отдельному человеку это проблема его жизненной позиции, отношения к миру, вопрос о способах его познания и преобразования в человеческой деятельности. Рациональность (лат. «ratio» - разум) обозначает такой стиль мышления и освоения мира, который опирается на результаты мысли, на логические операции, на проверяемые данные, на достоверные расчеты. Это тот подход к миру, который усматривает в разуме высшую из способностей человека. Существуют различающиеся трактовки рациональности, понимающие ее как точный расчет средств для достижения данной цели (Вебер), как наилучшую адаптированность, приспособление к обстоятельствам (Витгенштейн), как логическую обоснованность правил деятельности (Тулмин). Однако при всех различиях она может быть истолкована как способность разума к целостному охвату и освоению природы, общества и самого себя, как «целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания»[167]. Наука как раз и выступает важнейшим видом рациональной деятельности, направленной на добывание объективной истины. Нет той стороны объективной действительности, которая не могла бы стать предметом научного исследования. Наука стремится охватить все стороны, свойства и отношения объективного и субъективного мира. Рассматривая мир с позиций рациональности, она доказывает человеку возможность осуществления контролируемого и разумного изменения как самого человека, так и социальной действительности. В числе особенностей именно научной рациональности могут быть выделены следующие. Во-первых, научное знание ориентировано на исследование объективных закономерностей мира, поэтому науку интересуют общие, существенные, необходимые свойства и характеристики предмета, объекта, явления. Само понятие научности предполагает открытие законов и углубление в сущность изучаемого. Во-вторых, целью и высшей ценностью научной рациональности является истина. Поэтому научное познание стремится к максимальной объективности, к устранению всеми возможными способами субъективистских моментов в познавательном процессе. В-третьих, специфической формой существования научной рациональности является целостная развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в специфическом научном языке - естестве нном (и, тем не менее, существенно отличающемся от обыденного языка) и искусственном ( математическая символика, химические формулы и т.д.). Существенно, что научное знание фиксируется, прежде всего, в письменной форме (недаром важным стимулом развития науки явилось изобретение книгопечатания). Донаучное практическое знание передавалось, как правило, через устную традицию. В-четвертых, становление научной рациональности, производство знаний требуют специфического материального инструментария, зачастую весьма дорогостоящего научного оборудования, такого, как космические исследовательские станции, синхрофазотроны, исследовательские ядерные реакторы и т.д. Кроме того, наука требует и специального духовного (идеального) инструментария - системы теоретических методов познания. Эти методы обеспечивают строгую доказательность, максимально возможную аргументированность научного знания, достоверность теоретических выводов. В-пятых, научная рациональность в качестве своего основания имеет идеалы и нормы научного познания - совокупность определенных концептуальных, методологических и других установок (к примеру, установки на познаваемость мира и его законов, установки на элементарность наименьших частей вещества, установки на математизацию знания, установки на честность и добросовестность при проведении научных исследований). На каждом конкретном этапе развития науки они служат задачам регуляции и организации процессов научного исследования, ориентируют ученых на наиболее эффективные пути и способы достижения научной истины. С переходом к новому этапу развития науки (например, от науки аристотелевского типа кгалилеевской науке) кардинально меняются нормы и идеалы исследования. Целостную совокупность норм и идеалов научного познания нередко именуют «стиль научного мышления». Этика ученого. Важнейшая функция науки - достижение истины. Однако все богатство жизни общества не исчерпывается поиском истины, не сводится к научной рациональности. На саму науку воздействует большое количество социальных факторов: требования политики, возможности экономики, сложившиеся в обществе социальные нормы. Следует учитывать также, что наука в конечном итоге является инструментом практики и должна учитывать в известной мере ее специфику. Так, наука раскрыла тайны атомного ядра, изучила механизм цепных реакций. Тем самым человечество получило возможность создать сначала атомную, потом термоядерную бомбу. Однако наука сформировала лишь возможность такого создания. Вопрос же о том, переводить эту возможность в реальность или не переводить, решался не учеными, а политиками, которые привлекли к исполнению своих замыслов выдающихся ученых. Сложность и противоречивость процесса взаимодействия науки и общественной практики породили противоположные философские оценки этого явления - сциентизм и антисциентизм. Сторонники сциентизма (лат. scientia - наука) утверждают, что наука является абсолютной социальной ценностью. Она выступает таким инструментом, с помощью которого могут быть решены все общественные проблемы. При этом под наукой понимают, прежде всего, естественно-математическое и техническое знание. Что касается гуманитарного социального знания, его познавательная роль принижается. В противоположность этому направлению антисциентизм подвергает резкой критике науку и технику, утверждая, что они не в состоянии обеспечить улучшение жизни людей. Исходя из действительных негативных последствий научно-технической революции, крайние формы антисциентизма вообще отвергают науку и технику, считая их силами демоническими и враждебными гуманистической природе человека. Безусловно, и та, и другая позиции отражают действительно существующие аспекты взаимосвязи науки и общества. Однако неверно как абсолютизировать рольнауки, так и абсолютно отвергать ее. Необходима конкретная оценка научных достижений, в том числе и нравственная. Весьма часто вопрос о практической реализации научных открытий оказывается тесно связанным с вопросом об этике ученого, о его моральных нормах, нравственных принципах. Французский философ Мишель де Монтень (1533-92) в свое время отмечал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред». Мы уже отмечали, что наука, кроме прочего, - это еще и особая система общественных отношений, формирующих, в частности, научное сообщество. Эта система отношений формирует определенное ценностное отношение к миру. Ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума, способность добросовестного обоснования теоретических выводов, стремление к истине. Занятия наукой формируют критическое отношение к догмам, ко всякого рода авторитетам. Однако такие профессиональные исследовательские качества формируются лишь тогда, когда ученый обладает некоторыми общеэтическими нравственными качествами: порядочностью, честностью, мужеством. В середине 70-х годов ХХ в. в среде биохимиков и нейрофизиологов приобрело громкую известность «дело Галлиса», выдвинувшего оригинальную гипотезу о том, что морфины растительного происхождения и внутримозговые морфины одинаково воздействуют на нервную ткань. Опасаясь, что другие исследователи его обгонят и сделают это открытие, молодой биохимик опубликовал вымышленные данные опытов, якобы подтверждающих гипотезу. На симпозиуме в Мюнхене в 1977 г. Галлису было предложено публично провести эксперименты и он вынужден был в конце концов сознаться в фальсификации. Научное сообщество отреагировало жестким бойкотом. Коллеги Галлиса перестали поддерживать с ним научные контакты, все соавторы публично отказались от совместных с ним статей. В итоге Галлис опубликовал письмо, в котором извинился перед коллегами и заявил, что прекращает занятия наукой. Применение научных знаний на практике непременно влечет за собой целый спектр политических, экономических, социальных последствий. Ответственность за такого рода последствия в первую очередь несут сами ученые, поскольку они, как правило, лучше других способны оценить негативные и позитивные последствия реализации собственных открытий. Ценности науки, как бы не были они высоки, имеют вторичный характер по отношению к таким ценностям человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье. Именно этим ценностям должна соответствовать наука. В настоящее время формируется особое направление науки о морали - этика науки. Она показывает, что особенно важны нравственные оценки в условиях научно-технического прогресса, когда формируется возможность вмешиваться в генное строение человека (генная инженерия), совершенствовать биотехнологию и даже конструировать новые формы жизни. Иными словами, реально существует угроза самому существованию человечества. Возрастает роль «этоса науки» как совокупности моральных норм, определяющих поведение ученого. Нередко подобные нравственные кодексы передаются молодым исследователям от их учителей. Английский социолог науки Р. Мертон (р. 1910), например, считает, что в основе такого этоса лежат четыре основополагающих ценности: универсализм, всеобщность, бескорыстность (незаинтересованность) и организованный скептицизм. Требования универсализма предполагают, что результаты работы самого маститого ученого подлежат не менее строгой оценке, чем работа его молодого коллеги. Идея всеобщности предполагает, что научное знание должно становиться общим достоянием, а не монополией узкого круга лиц. Бескорыстность предполагает, что важнейший стимул научных исследований - стремление к истине, а не к материальному благополучию. Организованный скептицизм исходит из необходимости критического отношения к научным результатам предшественников, скольбы авторитетными они не были. Нетрудно видеть, что нравственные проблемы науки непосредственно связаны с социальной ответственностью ученого. Ныне принцип свободы научного поиска осмысливается также через призму неоднозначных социальных последствий науки. Идея неограниченной свободы научного исследования, безусловно, прогрессивная для многих веков предыдущего развития науки, ныне не может быть принята без учета социальной ответственности за результаты научной деятельности. Следует различать ответственную свободу от свободной безответственности, чреватой при всевозрастающих возможностях науки тяжелыми последствиями для человека и человечества.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |