Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные определения




Двадцать первый век называют веком глобального информаци­онного общества. В этом отражается значение информации в разви­тии экономики и общества. Внедрение современных компьютерных и телекоммуникационных средств практически во все сферы дея­тельности привело к изменению деловой среды.

В последние годы широкое распространение получил термин «знание», ряд специалистов дают разные определения понятий «зна­ние» и «информация». Хотелось бы напомнить, что тысячелетиями люди считали, что в библиотеках хранятся знания. С появлением понятия «информация», которое вошло в обиход сравнительно не­давно, стали подразумевать, что информация и знания — синонимы. Очевидно, что отделить информацию от знаний в массивах экземп­ляров изданий библиотек или сайтов Интернета, используя вводи­мые разные определения некоторых авторов, практически невоз­можно.

Экономика знаний — это экономика, при функционировании и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и информации за счет возможностей доступа на базе современных информацион­ных технологий к мировым ресурсам и ресурсам знаний, созданных всем человечеством. Более трех десятилетий назад мировым сообще­ством было признано, что информация не может рассматриваться как общественное благо, так как она имеет стоимость и ценность, т.е. информация — это такой же ресурс производства, как труд, ка­питал и земля. Следовательно, информацией надо управлять так же профессионально, как и другими ресурсами.

Процесс управления информацией осуществляется на основе со­временных компьютерных и телекоммуникационных технологий, которые объединяются в понятие «информационные технологии», однако их необходимо рассматривать как инструменты управления информацией. В теории управления информацией можно выделить два направления: управление информацией в компании (информа­ционный менеджмент) и управление внедрением информационных технологий. В развитых странах, в которых важнейшая информация для принятия управленческих решений распространяется на ком­мерческой основе, получили развитие оба направления и в большей степени — информационный менеджмент.

Выполнение перечисленных задач требует специальных знаний о структуре единого информационного пространства, технологиях доступа к информационным ресурсам, методах работы с ними. В представленном учебнике рассматриваются теоретические и прак­тические аспекты управления информационными ресурсами и зна­ниями в компании.

Ключевым термином данного учебника является «информация». Этот термин вошел в международный лексикон в середине XX в. и к настоящему моменту употребляется во многих отраслях науки — от философии до биологии. В результате данный термин имеет огромное количество определений, предлагающих рассматривать информацию как сигнал, импульс, код, признак, сущность и т.п.

Проблематика, рассматриваемая в данном учебнике, относится к отрасли науки — информатике, изучающей структуру и общие свой­ства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хране­нием, переработкой, преобразованием, распространением и исполь­зованием в различных сферах деятельности.

Законодательно закреплено следующее определение понятия «ин­формация». Информация — это сведения (сообщения, данные) неза­висимо от формы их представления. Информация, зафиксирован­ная на каком-либо материальном носителе, называется документи­рованной информацией. Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информаци­онных системах), образует информационные ресурсы.

Из определения понятия «информационные ресурсы» следует, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в ин­тересах пользователя, т.е. средства поиска, обработки и выдачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы — это документированная инфор­мация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и других информационных системах.

В последнее время появился ряд публикаций, в которых встреча­ются термины «знания», «ресурсы знаний», «управление знаниями», «экономика знаний» и др. Эти термины в законодательстве, относя­щиеся к области информатики и информационной работы, в насто­ящее время не нормированы. Раскроем их содержание, в указанном

понимании эти термины будут использованы в данном учебнике. Понятие «знание» является ключевым в разделе философии, раскры­вающем теорию познания.

Под знанием понимается результат адекватного отражения дей­ствительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий, фиксируемого в виде знаков естественных и ис­кусственных языков.

 

Пример 1.1. Исторический аспект передачи знаний и информации.

Если рассматривать историю развития человечества с позиций иссле­дования форм передачи информации между людьми, то можно выделить следующие этапы.

1.Основой передачи информации является устная речь.

2.Основой передачи информации является устная речь и письмен­ность.

3.Основой передачи информации является устная речь и книгопеча­тание.

4.Основой передачи информации является устная речь, книгопеча­тание, средства массовой информации (радио, телевидение и др.), ин­формационные системы, в которых доступ потребителя к электронным ресурсам осуществляется непосредственно или через телесети.

На начальном этапе развития человечества наиболее продолжитель­ным, основным способом передачи знания являлась устная речь.

На смену этому этапу пришел этап хранения и передачи знаний — письменность. Письменность позволяла передавать знания в простран­стве и во времени. Иероглифы возникли в конце IV тысячелетия до н.э. К первым научным документам историки относят клинописные плитки Месопотамии. С помощью этих средств, содержащих знания, до нас дошли сочинения в различных областях: истории, географии, астроно­мии. Появились библиотеки — хранилища знаний в рукописных кни­гах.

Алфавиты возникли в конце II тысячелетия до н.э.

Изобретение И. Гутенбергом книгопечатания в 1448 г. ознаменовало начало третьего этапа.

Четвертый этап, начавшийся во второй половине XX в., основан на успехах человечества в развитии компьютеров и сетей связи. Достижения XX в. в области вычислительной техники и телекоммуникационных тех­нологий позволили создать единое информационное пространство. Оно включает электронные информационные системы (базы данных, элект­ронные библиотеки, ресурсы Интернета) и информационные системы на средствах оргтехники (библиотеки, архивы и др.).

Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т.е. хранятся на каких-либо носителях.

Документированные знания в информационных системах явля­ются по аналогии с содержанием термина «информационный ресурс» «ресурсом знаний».

Специалисты в области теории познания отмечают многоуровне­вый характер отношения знания к действительности. Знания различ­ных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышле­ние движется от поверхностного знания — достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением досто­верных фактов. Первичные факты или, как их еще называют, пер­вичные знания сводятся к констатации фактов и их описанию. На­учные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.

Будем понимать под знаниями всю совокупность знаний — от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний. Это опре­деление необходимо сделать в интересах практики, так как значи­тельное количество фактов уже являются знаниями. Человечеству для развития должна быть предоставлена информация от первичных знаний до научных, и специалист с его интеллектом сам определит, какие из описаний фактов уже являются научными знаниями. Иногда это очевидно — открытие на небосклоне новой звезды. По­этому, понимая под информацией и сообщения, и данные, и знания, предоставим человеку, обладающему аналитическими способно­стями, возможность производить оценку полученной информации с позиций имеющихся у него знаний и опыта.

В глоссарии междуна­родного руководства по информационной грамотности информация, данные и знания определяются как синонимы.

Логично предположить, что и информационные ресурсы и ресурсы знаний также являются синонимами.

Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. От знаний специалистов и возможностей использования этих знаний в практической деятельности зависит успех компании. Есте­ственно, что знания специалистов не могут быть отнесены к ресур­сам знаний по существу термина «ресурс». Знания специалистов компании обычно называют корпоративными знаниями. Проблема­тика совершенствования и использования корпоративных знаний в данной работе, несмотря на ее важность, не рассматривается.

Однако ведущие эксперты и ученые публикуют сведения о своих достижениях, и тем самым часть знаний этих специалистов входит в мировые информационные ресурсы.

В документации по использованию мирового информационного пространства содержимое информационных систем, как элект­ронных, так и традиционных (библиотек), определяется как инфор­мация. В российском законодательстве информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и тех­нических средств.

Рынок информационных услуг может быть определен как совокуп­ность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продав­цами) и потребителями (покупателями) и характеризуется опреде­ленной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предо­ставления и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является информа­ция.

В международный терминологический аппарат широко вошла аббревиатура ИКТ, под которой подразумевают информационные коммуникационные технологии. Информационные технологии — про­цессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких про­цессов и методов. Коммуникационные технологии обеспечивают передачу информации, в том числе на основе традиционных средств: публикация печатных изданий на бумаге, радио и телевещание и т.д.

В первом издании Федеральной целевой программы «Элект­ронная Россия 2002-2010» употреблялся термин ИКТ, в последу­ющем он был заменен на словосочетание «информационные и теле­коммуникационные технологии», так как речь идет именно о пере­даче информации в электронных, т.е. телекоммуникационных, средах, главным образом в Интернете. Однако аббревиатура ИКТ прочно вошла в лексикон специалистов в значении «информацион­ные и телекоммуникационные технологии».

В настоящее время широко используется термин «информацион­ные, компьютерные и телекоммуникационные технологии». В соот­ветствии со смыслом применяемых терминов это технологии реали­зации информационных процессов и процессов обмена информа­цией с помощью телекоммуникаций.

Важнейшей задачей управления информационными ресурсами и знаниями является их формирование и использование.

Виды деятельности, связанные с формированием информацион­ных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном со­стоянии, созданием средств обработки, средств связи, средств копи­рования информации, объединяют в понятие «информационная индустрия». Под средством обработки наряду с вычислительной тех­никой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес — это бизнес, где товаром является информация

Бизнес в сфере информационной индустрии — это бизнес, где товаром явля­ются информация, компьютерная техника, программное обеспе­чение, оргтехника и другие средства, используемые в информацион­ных технологиях.

ИКТ и информационные ресурсы на практике неотделимы друг от друга. Для применения электронных информационных ресурсов необходимо воспользоваться компьютером и компьютерной сетью.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.