Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль информации в экономике




За последние годы в современной экономике, основанной на те­лекоммуникационных технологиях, появились новые виды эконо­мической деятельности и социальных связей, что послужило пово­дом говорить о становлении экономики нового типа. Ведутся споры относительно сформировавшейся формы новой экономической среды, а также по вопросу, насколько «новая» экономика отличается от «старой» экономики. Исследованием этих вопросов занимаются различные области науки, были созданы комитеты и рабочие группы на правительственном и межправительственном уровнях: группа по информационной экономике ОЭСР, Комитет по информационному обществу ЕС.

За свою, пока еще короткую, историю развития новая экономика испытывала как периоды роста, так и спада, что только обостряет дискуссию. Бурное развитие всей информационной индустрии и ин­тернет-компаний в конце 1990-х гг. сменилось резким спадом и об­валом рынка в марте 2001 г. Многие интернет-компании обанкроти­лись, а производители информационных технологий вынуждены были пойти на сокращение штата и свертывание планов. Данный кризис отразился и на мировой экономике в целом. В качестве при­чин возникшего кризиса называют как переоценку информацион­ных, компьютерных и телекоммуникационных технологий в целом, так и то, что информационная индустрия в своем развитии опередила общество и экономика оказалась не готова принять весь объем технологий и техники, которые были произведены. Создатели И КГ упустили из виду, что развитие ИКТ не является самоцелью, а должно быть связано с реализацией потребности в их продуктах, а именно информационных ресурсах и услугах.

Специалисты еще не пришли к единому мнению по многим клю­чевым вопросам, однако все они отводят информации главную роль в современной экономике. Бесспорным остается факт формирования и бурного развития информационной индустрии в целом и мирового рынка информации в частности в последние годы.

Об усиливающемся значении информации в экономике говорят более высокие темпы роста информационной индустрии в сравнении с другими видами экономической деятельности, что, в свою очередь, обусловливает рост доли информационной индустрии в экономике в целом. Среднегодовые темпы роста объема продаж в 1990-х гг. на мировом информационном рынке значительно обгоняли темпы роста экономики в целом и составили 16—25%.

Рост доли информации (ее производства и использования) в эко­номике обусловлен полученным большим экономическим эффектом от ее применения в деятельности предприятий. Информация оказы­вает на экономику три основных положительных эффекта.

Во-первых, в последние годы развитие информационной индуст­рии привело к формированию новых видов экономической деятель­ности и новых рынков. В первую очередь к ним можно отнести услуги по доступу к информационным ресурсам, услуги по поиску, оценке и обработке информации, продажу контента для мобильных телефонов, предоставление контента в Интернете. Открытие новых рынков, обеспечение доступа большому количеству пользователей имеют такие социальные эффекты, как создание новых рабочих мест.

Во-вторых, применение информационных ресурсов обеспечило рост эффективности практически во всех секторах экономики. До­ступ к деловой информации позволил снизить издержки на поиск и проверку сведений о партнерах, материалах, технологиях и т.д. С дру­гой стороны, доступ к научно-технической и специализированной информации позволил компаниям знакомиться и применять в своей деятельности инновации в области технологий, менеджмента, мар­кетинга и т.д. Таким образом, информация способствует инноваци­онному развитию компаний.

В-третьих, увеличение количества экономических агентов вслед­ствие более легкого доступа к информационным ресурсам. До эпохи массового распространения компьютеров и Интернета (как комму­никационной среды) доступ к информационным ресурсам был от­крыт только для крупных предприятий из-за дороговизны информа­ции, а также необходимости установки и обслуживания терминалов доступа и линий связи. За последние 10—15 лет стоимость доступа к информационным ресурсам значительно снизилась.

Помимо экономического эффекта, информационная индустрия влияет на науку и образование.

Доступ к информационным ресурсам создал новую исследова­тельскую среду, в которой специалисты, разделенные расстоянием, могут состоять в одной исследовательской группе для решения на­учной задачи и оперативно обмениваться результатами. Информа­ционные ресурсы также позволяют получать своевременно инфор­мацию о новых разработках и результатах исследований. Таким об­разом, доступ к информационным ресурсам позволяет установить обмен научной информацией и повысить эффективность исследо­вательской деятельности.

Информационные ресурсы оказывают огромное влияние на обра­зование. Сегодня университеты обеспечивают студентам доступ к мировым информационным ресурсам, что позволяет осуществлять отработку практических навыков и умений на реальной информа­ции, используемой в реальном секторе экономики. Кроме того, рас­тущая роль информации в экономике предъявляет новые требования к образованию. Образование должно быть ориентировано на подго­товку специалистов, которым предстоит работать в динамично из­меняющейся среде.

 

 

На корпоративном уровне отличие информации от известных нам ресурсов капитала, земли, труда состоит в том, что информация представляет собой ресурс инновационного развития и является не­обходимым условием для развития компании, разработки новых ви­дов продукций и новых процессов. Согласно опросу, проведенному Европейской комиссией в 2006 г., 24% европейских предприятий выпустили новые продукты, при этом около половины компаний связали результат создания нового продукта с использованием ин­формационных технологий (рис. 1.1). Этот инновационный ресурс в виде информационных технологий стал доступен не только круп­ным предприятиям и исследовательским организациям, но и компа­ниям среднего и малого бизнеса.

На первый взгляд, информация обладает особыми свойствами, которые способны сделать ее неиссякаемым общедоступным ресур­сом экономического развития, независимым от местонахождения в отличие от материальных ресурсов. К этим свойствам относятся низкие затраты на копирование и передачу информации.

Однако при­менение информации требует определенных условий, в первую оче­редь специальной инфраструктуры, что накладывает ряд ограни­чений на доступ к информации.

Неэффективная организация информационной работы может привести компанию к значительным убыткам. Результаты исследо­вания, проведенного среди компаний США компанией IDC (www. idc.com/), показывают, что сотрудники, занимающиеся информаци­онной деятельностью (knowledge worker), тратят от 15 до 35% своего рабочего времени на поиск информации, при этом им удается нахо­дить нужные сведения в менее чем половине случаев. Таким образом, компании ежегодно теряют минимум 6 млн долл. США только на поиске информации. По мнению ведущего исследователя информационного общества Мануэля Кастельса, американского социо­лога, необходимым качеством специалиста становится «умение при­нимать решения в отношении того, что именно нужно искать, как искать, обрабатывать и использовать найденное, чтобы выполнить задачу, побудившую к поиску соответствующей информации».

Стремительное развитие информационных, компьютерных и коммуникационных технологий часто называют информационно-ком­муникационной (ИКТ) революцией. Предпосылками ИКТ-революции, произошедшей в середине 1990-х гг., являются формирование гло­бальной сети Интернет и создание доступных и мощных персональ­ных компьютеров. Появление индивидуальных средств информаци­онной работы, таких как персональные компьютеры, подключенные к Интернету, привело к следующим изменениям:

  • резкое увеличение объемов накапливаемой информации. По оценкам экспертов в области информатики, в настоящее время удвоение общего объема знаний в мире происходит каждые 2—3 года;
  • внедрение средств ИКТ во все сферы деятельности человека. Именно с 1990-х гг. начинается активный процесс автоматиза­ции бизнес-процессов в компаниях, образовательных учрежде­ниях, государственных организациях;
  • формирование единого информационного пространства на ос­нове Интернета и расширение доступа к информационным ре­сурсам.

Однако резкое увеличение объемов информации приводит чело­вечество к информационному кризису, который заключается в том, что объемы информации, хранимой в мировых информационных ресур­сах и ресурсах знаний, все увеличиваются, а степень удовлетворения информационных потребностей пользователя по полноте выдава­емой информации и информационному шуму все ухудшается.

Информация способствует развитию инноваций, убыстрению процессов и изменений практически во всех отраслях экономики. Инновации направлены на повышение производительности труда, сокращение издержек, улучшение качества продукта и в конечном итоге — на повышение уровня жизни населения в целом. Изменения, на которые раньше требовались десятилетия, сейчас происходят за 1-2 года, привнося элемент нестабильности в экономику. В условиях быстрого распространения и доступности информации внедрение инноваций не может обеспечить долгосрочное конкурентное пре­имущество компании. Вероятность копирования инноваций конку­рентами или их дальнейшее развитие как никогда высоки. Около 40% европейских предприятий отметили, что конкуренция в их сек­торе возросла в результате развития информационной индустрии.

Увеличение темпов внедрения изменений в деятельность пред­приятий навязывает компаниям гонку за инновациями, тем самым подталкивая к принятию быстрых, недостаточно взвешенных реше­ний. Неадекватная оценка риска внедрения инноваций повышает риск как для самой компании, принявшей неверное решение, так и для ее партнеров, поставщиков.

 

Пример 1.2. Своевременные инновации.

Существуют компании, которые вынуждены в настоящее время вво­дить инновации, имея некоторое отставание от своих более расторопных конкурентов, например внедрять онлайновые схемы сотрудничества с клиентами и поставщиками. С другой стороны, множество ошибок было сделано в надежде опередить конкурентов в погоне за инновациями, новыми продуктами или новыми рынками.

Например, в 1999 г. в Рунете был открыт первый интернет-магазин «ХХ1_», специализировавшийся исключительно на продаже продуктов питания. Разработчики данного проекта были убеждены, что они от­крывают новую нишу на рынке продуктов питания, и спешили первы­ми войти в этот рынок в надежде, что это обеспечит им долгосрочное конкурентное преимущество. По различным оценкам, в проект было вложено около 1,5 млн долл. За год виртуальный супермаркет «XXL» стал известным веб-ресурсом благодаря массированной рекламе и ши­рокому ассортименту, а также приобрел постоянную аудиторию, хотя и малочисленную. Тем не менее уже в 2000 г. проект был закрыт из-за убыточности. Причинами неудачи виртуального супермаркета «XXL» стали невостребованность магазина широкой аудиторией, неадекватная оценка характеристик интернет-аудитории (доля пользователей среди населения не превышала 2%), невозможность конкурировать с тради­ционными магазинами. На самом деле «XXL» опередил время, и пер­венство выхода на рынок не дало ему конкурентных преимуществ, кро­ме известности. Последователи «XXL» учли неудачный опыт данного интернет-проекта и успешно ведут свой бизнес в российском секторе Интернета.

Источник: XXL закрылся // Ведомости. — 05.06.2001.

 

С одной стороны, информация предоставляет компаниям ресурс для развития, а с другой — требует от компаний более трезвой и точ­ной оценки вносимых изменений, тщательного расчета перспектив инноваций.

Развитие информационных ресурсов и компьютерных сетей в по­следние годы было настолько стремительным, что пока еще не на­коплена обширная база наблюдений, которая могла бы служить ос­новой для достоверных научных исследований. Отсутствие надежных статистических данных по отрасли информационных ресурсов также не позволяет точно оценить вклад информационных ресурсов в раз­витие экономики в целом или отдельных ее отраслей. Тем не менее экономический и социальный эффект от информации, который мы наблюдаем в настоящее время, а также результаты исследований по­зволяют нам говорить об информации как о ресурсе экономического и социального развития общества. Более того, эти изменения на­столько яркие и значение информации настолько велико, что совре­менную экономику принято называть информационной.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.