Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы формирования и развития теории управления информационными ресурсами в компании




 

№ п/п Период формиро­вания Название этапа Основные задачи Пути достижения
  1960-е гг. Управление проектиро­ванием информацион­ных систем Создание автоматизирован­ной обработки информации. Формирование внутренних информационных ресурсов Компьютерные и информаци­онные технологии, про­граммное обеспечение
  1980-е гг. Управление информа­ционными ресурсами (информационный менеджмент) Эффективное управление информационными ресур­сами в интересах выполне­ния миссии компании Технологии эффективного использования информацион­ных ресурсов
  Начало 1990-х гг. Управление знаниями Создание и использование нового знания в компании Обеспечение условий для создания, обмена и совмест­ного использования знания, сотрудничества на пред­приятии

 

Рассмотрим выделенные этапы в формировании теории и прак­тики управления информационными ресурсами более подробно.

1. Управление проектированием информационных систем. Основные задачи направления заключаются в создании автоматизированной технологии обработки информации в определенной предметной об­ласти. Эти задачи решаются на основе проектирования автоматизи­рованных информационных систем, баз данных, развития телеком­муникационной инфраструктуры. В российских публикациях часто именно это подразумевается под понятием «информационный ме­неджмент». Однако такая позиция является ошибочной. Данное за­блуждение основывается на том, что за долгий период существования командно-административной экономики предприятия и организации получали практически всю необходимую для их деятельности инфор­мацию от вышестоящих структур, т.е. их информационные потреб­ности обеспечивались за счет директивной информации, в результате чего управление информационными ресурсами заключалось в распре­делении директивной информации и обработке внутренней инфор­мации. Бесспорно, достижения в области построения информацион­ных систем являются основой для развития управления информаци­онными ресурсами и знаниями.

В настоящее время наиболее важный вопрос информационного менеджмента заключается в доступе к необходимой информации из внешних источников, ее эффективном использовании.

2. Управление информационными ресурсами (информационный ме­неджмент). Главная задача управления информационными ресур­сами заключается в организации информационного обеспечения процесса принятия решения в компании таким образом, чтобы пре­доставить все необходимые сведения и обеспечить эффективность использования информационных ресурсов.

Вопросы управления информационными ресурсами обсуждались па семинарах и конференциях, проводимых в начале 1980-х гг. В это же время появились профессиональные сообщества, например Ас­социация информационного менеджмента (Association for Information Management, www.aslib.co.uk), Общество управления информацион­ными системами (Society for Management Information Systems, www. nxasmis.org), Ассоциация управления федеральными информацион-Ными ресурсами (Association for Federal Information Resources Management, www.affirm.org/), Ассоциация по управлению информа­ционными ресурсами (Information resource management association, www. irma-international.org/), Ассоциация по управлению данными (Data Management Association International, www.dama.org/) и др.

Таким образом, уже в 1980-х гг. была сформулирована концепция управления информационными ресурсами. Основные принципы данной концепции заключаются в следующем:

  • информация — дорогостоящий продукт, использовать который нужно наиболее эффективным путем;
  • информационные ресурсы, доступные компании, являются важным активом компании, которым нужно управлять профес­сионально, так же как и другими ресурсами компании;
  • управление информационными ресурсами должно опираться на современные компьютерные и телекоммуникационные техно­логии.

Необходимо отметить, что доступ к автоматизированным инфор­мационным системам на первоначальном этапе был весьма дорого­стоящим и затраты на их использование напрямую зависели от уровня квалификации сотрудников. Уже в 1982 г. университеты США предлагали учебные программы по управлению информационными ресурсами.

В 1970-х гг. появилось понятие «информационная грамотность», под которым подразумевают способность находить информацию, манипулировать ею, критически оценивать и использовать для ре­шения различных задач. Целью обучения информационной грамот­ности является предоставление пользователям знаний и навыков, позволяющих ориентироваться в потоке информации и современных компьютерных и коммуникационных технологиях, эффективно обеспечивать свои информационные потребности.

Однако в формирующемся информационном обществе каждый гражданин должен обладать соответствующей квалификацией для реализации своей профессиональной деятельности, непрерывного обучения и использования гражданских прав в части доступа к ин­формации.

3. Управление знаниями. Цель управления знаниями заключается в обеспечении условий для генерации знаний, их накопления, пере­дачи и использования. Определение понятия «знание» значительно варьируется в зависимости от предметной области, в которой оно приводится. Отсутствие коренных отличий между понятиями «ин­формация» и «знания» приводит к тому, что многие проекты по управлению знаниями имеют в основе информационную систему.

По наблюдениям зарубежных авторов, управление знаниями опирается на управление информационными ресурсами по следу­ющим причинам.

1. Реализация проектов по управлению знаниями подразумевает владение метаинформацией о том, где эти знания возникают и в ка­ких источниках они отражаются, т.е. знание самих информационных ресурсов.

2. Управление знаниями предполагает перевод личного знания человека в доступные другим людям формы представления инфор­мации, т.е. в виде документа.

3. Задача распространения знаний является одной из наиболее важных в управлении знаниями. Однако знание, изложенное в виде информации (документа), становится частью информационного ресурса и распространяется как информационный ресурс.

Управление знанием имеет и специфические функции, такие как обеспечение условий и возможностей для создания нового знания, и изложение этого знания в виде информации. Но данные функции больше относятся к управлению человеческими ресурсами компании и их развитию.

В России понимание о том, что необходимо профессионально управлять информационными ресурсами на предприятиях, пришло шдчительно позже, поскольку в рамках плановой экономики суще­ствовали два вида информации: директивная и внутренняя, посту­пающая от различных подразделений предприятия и характеризу­ющая состояние ресурсов данного предприятия.

В директивной информации, поступающей от планирующих ор­ганов, предприятию устанавливалось:

  • какую продукцию и в каких количествах выпускать;
  • каким требованиям должна соответствовать выпускаемая про­дукция;
  • кто будет поставлять сырье и комплектующие;
  • какую заработную плату следует платить рабочим и служащим с учетом их квалификации и стажа работы;
  • какие энергоресурсы будут выделены для обеспечения произ­водства;
  • куда должна быть отгружена выпущенная продукция;
  • ряд других параметров.

Информация о новейших достижениях в области выпускаемой организацией продукции или оказываемых услугах также отбиралась и плановом порядке и направлялась соответствующими структурами Государственной системы научно-технической информации в орга­низацию.

При переходе к рыночным отношениям в России директивная и научно-техническая информация прекратила поступать в коммерческие структуры. На первое января 2009 г. в России насчитывалось 4771,9 тыс. государственных, муниципальных и частных организа­ций. Из них в частной собственности — более 83% организаций. Все эти организации в условиях рынка вынуждены самостоятельно на­ходить перечисленную выше информацию, а также другую, необхо­димую для ведения бизнеса. Обычно эти сведения называют инфор­мацией о внешней среде. По мнению специалистов, информация о внешней среде составляет более 85% общей информации, необходи­мой компании для осуществления ее деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.