КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы формирования и развития теории управления информационными ресурсами в компании
Рассмотрим выделенные этапы в формировании теории и практики управления информационными ресурсами более подробно. 1. Управление проектированием информационных систем. Основные задачи направления заключаются в создании автоматизированной технологии обработки информации в определенной предметной области. Эти задачи решаются на основе проектирования автоматизированных информационных систем, баз данных, развития телекоммуникационной инфраструктуры. В российских публикациях часто именно это подразумевается под понятием «информационный менеджмент». Однако такая позиция является ошибочной. Данное заблуждение основывается на том, что за долгий период существования командно-административной экономики предприятия и организации получали практически всю необходимую для их деятельности информацию от вышестоящих структур, т.е. их информационные потребности обеспечивались за счет директивной информации, в результате чего управление информационными ресурсами заключалось в распределении директивной информации и обработке внутренней информации. Бесспорно, достижения в области построения информационных систем являются основой для развития управления информационными ресурсами и знаниями. В настоящее время наиболее важный вопрос информационного менеджмента заключается в доступе к необходимой информации из внешних источников, ее эффективном использовании. 2. Управление информационными ресурсами (информационный менеджмент). Главная задача управления информационными ресурсами заключается в организации информационного обеспечения процесса принятия решения в компании таким образом, чтобы предоставить все необходимые сведения и обеспечить эффективность использования информационных ресурсов. Вопросы управления информационными ресурсами обсуждались па семинарах и конференциях, проводимых в начале 1980-х гг. В это же время появились профессиональные сообщества, например Ассоциация информационного менеджмента (Association for Information Management, www.aslib.co.uk), Общество управления информационными системами (Society for Management Information Systems, www. nxasmis.org), Ассоциация управления федеральными информацион-Ными ресурсами (Association for Federal Information Resources Management, www.affirm.org/), Ассоциация по управлению информационными ресурсами (Information resource management association, www. irma-international.org/), Ассоциация по управлению данными (Data Management Association International, www.dama.org/) и др. Таким образом, уже в 1980-х гг. была сформулирована концепция управления информационными ресурсами. Основные принципы данной концепции заключаются в следующем:
Необходимо отметить, что доступ к автоматизированным информационным системам на первоначальном этапе был весьма дорогостоящим и затраты на их использование напрямую зависели от уровня квалификации сотрудников. Уже в 1982 г. университеты США предлагали учебные программы по управлению информационными ресурсами. В 1970-х гг. появилось понятие «информационная грамотность», под которым подразумевают способность находить информацию, манипулировать ею, критически оценивать и использовать для решения различных задач. Целью обучения информационной грамотности является предоставление пользователям знаний и навыков, позволяющих ориентироваться в потоке информации и современных компьютерных и коммуникационных технологиях, эффективно обеспечивать свои информационные потребности. Однако в формирующемся информационном обществе каждый гражданин должен обладать соответствующей квалификацией для реализации своей профессиональной деятельности, непрерывного обучения и использования гражданских прав в части доступа к информации. 3. Управление знаниями. Цель управления знаниями заключается в обеспечении условий для генерации знаний, их накопления, передачи и использования. Определение понятия «знание» значительно варьируется в зависимости от предметной области, в которой оно приводится. Отсутствие коренных отличий между понятиями «информация» и «знания» приводит к тому, что многие проекты по управлению знаниями имеют в основе информационную систему. По наблюдениям зарубежных авторов, управление знаниями опирается на управление информационными ресурсами по следующим причинам. 1. Реализация проектов по управлению знаниями подразумевает владение метаинформацией о том, где эти знания возникают и в каких источниках они отражаются, т.е. знание самих информационных ресурсов. 2. Управление знаниями предполагает перевод личного знания человека в доступные другим людям формы представления информации, т.е. в виде документа. 3. Задача распространения знаний является одной из наиболее важных в управлении знаниями. Однако знание, изложенное в виде информации (документа), становится частью информационного ресурса и распространяется как информационный ресурс. Управление знанием имеет и специфические функции, такие как обеспечение условий и возможностей для создания нового знания, и изложение этого знания в виде информации. Но данные функции больше относятся к управлению человеческими ресурсами компании и их развитию. В России понимание о том, что необходимо профессионально управлять информационными ресурсами на предприятиях, пришло шдчительно позже, поскольку в рамках плановой экономики существовали два вида информации: директивная и внутренняя, поступающая от различных подразделений предприятия и характеризующая состояние ресурсов данного предприятия. В директивной информации, поступающей от планирующих органов, предприятию устанавливалось:
Информация о новейших достижениях в области выпускаемой организацией продукции или оказываемых услугах также отбиралась и плановом порядке и направлялась соответствующими структурами Государственной системы научно-технической информации в организацию. При переходе к рыночным отношениям в России директивная и научно-техническая информация прекратила поступать в коммерческие структуры. На первое января 2009 г. в России насчитывалось 4771,9 тыс. государственных, муниципальных и частных организаций. Из них в частной собственности — более 83% организаций. Все эти организации в условиях рынка вынуждены самостоятельно находить перечисленную выше информацию, а также другую, необходимую для ведения бизнеса. Обычно эти сведения называют информацией о внешней среде. По мнению специалистов, информация о внешней среде составляет более 85% общей информации, необходимой компании для осуществления ее деятельности.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |