Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 6.2




Автомобильные катализаторы. Известно, что увеличение числа автомобилей стало фактором нарушения экологического равновесия. В частности, обнаружилось, что выхлопные газы усугубляют так называемый парниковый эффект, ставший причиной ряда природных катаклизмов. Все это сформировало потребность общества в защите атмосферы от этих опасных загрязнений. Выяснилось также, что технически данную потребность можно удовлетворить, установив на автомобилях специальное приспособление — катализатор. При этом ни одно государство не может рассчитывать на то, что автомобилисты будут добровольно тратить средства на приобретение катализатора. Быть может, в будущем и случится то, о чем пишут институционалисты, и норма устанавливать катализатор действительно приобретет моральную силу. Пока же, как и десять лет назад, подобный мотив даже под «вуалью неведения» кажется явной иллюзией.

Мировой опыт свидетельствует, что данный абстрактный интерес в защите от «парникового эффекта» никак не улавливается в индивидуальных функциях полезности. Сохранение атмосферы остается несводимой потребностью общества. Учитывая это, многие государства приняли специальные меры, направленные на возбуждение спроса индивидуумов: ввели денежные штрафы за езду на автомобиле без катализатора и предоставили субсидии их производителям. Именно так социальная полезность этого блага была дополнена его индивидуальной полезностью, возникшей под влиянием искусственно созданной государством заинтересованности автомобилистов в снижении издержек эксплуатации автомобиля.

 

В дополнение к приведенному примеру заметим, что, как и в случае с мериторными товарами, здесь также имеет смысл говорить о возможной эволюции благ. В разное время в связи с формированием и актуализацией специфических общественных интересов некоторые товары и Услуги могут приобретать, а затем вновь утрачивать обретенную способность удовлетворять несводимые потребности общества. Иначе говоря, социальная полезность может быть не только исходным (пример 6.1), но и приобретенным (пример 5.8) и утраченным (пример 5.9) свойством блага.

Важно подчеркнуть также отсутствие какой-либо функциональной зависимости социальной полезности от индивидуальных предпочтений, ибо в ее основе всегда лежит несводимая общественная потребность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Независимость общественного интереса от предпочтений индивидуумов, собственно, и превращает государство в самостоятельного участника рынка, где одновременно действуют индивидуальные субъекты с присущими им потребностями и государство с его автономным интересом. Причем каждый из них стремится к максимизации исключительно своей функции полезности.

Здесь уместно напомнить, что понятие социальной полезности было определено в самом общем виде, т. е. для любой совокупности людей. Это позволяет расширить состав участников рыночных отношений, введя в анализ наряду с отдельными индивидуумами и обществом в целом различные его части. Ибо согласно принципу социальной полезности и дефиниции этого понятия любое сообщество людей может иметь свой автономный интерес, отличающийся от предпочтений индивидуумов, входящих в данное сообщество. При этом в соответствии с аксиоматикой Парето каждый индивидуум сам оценивает меру реализации своего интереса вне зависимости от мнения входящих в сообщество.

С учетом сделанного замечания можно говорить о социализации индивидуумов и об определенной структуре рынка: всякий носитель явно выраженного и обособленного интереса, включая отдельных индивидуумов, их группы и общество в целом, выступает в качестве самостоятельного субъекта рынка, стремящегося реализовать этот интерес; всякий субъект рынка, включая государство, — наилучший судья своего благосостояния. Данное положение получило название принцип социальной мотивации. Для облегчения понимания приведем пример, иллюстрирующий поведение весьма специфического субъекта, выражающего корпоративные интересы определенной профессиональной группы и существенно влияющего на формирование самой рыночной среды. Речь идет о российском Союзе театральных деятелей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.