Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 6.4




Пример 6.3

Союз театральных деятелей России. Более ста лет назад великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова организовала первую ссудную кассу для «актерского братства». Превратившись впоследствии во Всероссийское театральное общество, а затем и в Союз театральных деятелей (СТД), это профессиональное объединение является сегодня носителем явно выраженного и обособленного группового интереса. Достаточно взглянуть на устав этого творческого союза, чтобы обнаружить наличие специфических интересов театрального сообщества, никак не сводимых к индивидуальным потребностям его членов. Речь идет о сохранении русской театральной школы и традиций актерского мастерства, о развитии театрального искусства, поддержке творчества молодых артистов и т. п. Очевидно, что интересы такого рода, как бы близки они ни были театральному человеку, не могут быть выявлены в индивидуальных предпочтениях актеров, режиссеров, художников и т. п. В этом случае действительно происходит расширение состава участников рынка: кроме театров и театральных организаций на нем появляется новый игрок — СТД, стремящийся реализовать указанные групповые интересы.

 

Исключительно важным является еще одно исходное положение анализируемой концепции — принцип социального иммунитета. Данный принцип устанавливает, что всякое общество объективно обладает иммунитетом. Иначе говоря, в нем генетически существуют социальные интересы и формируются силы, направленные на самосохранение и развитие этого общества. Иммунная энергия самозащиты, преодолевая одну из ключевых аксиом Парето, заставляет сопоставлять индивидуальные благосостояния и на основе механизмов обратной связи формировать в разные моменты истории такие социальные установки и обособленные потребности, включая специфические интересы эффективности и справедливости, которые рынок выявить не в состоянии. Для лучшего понимания принципа социального иммунитета приведем пример.

Угольная промышленность ФРГ. С начала 1960-х гг. в результате осуществления политики открытия внутренних рынков в странах Западной Европы обозначилась тенденция усиления международной конкуренции практически во всех отраслях экономики. Особенно в трудном положении оказалась угольная промышленность ФРГ, где в силу природных условий издержки добычи угля всегда были сравнительно высокими. В сложившейся ситуации на фоне более дешевых импортных углей появились серьезные затруднения со сбытом западно-германского угля. Индивидуальные предпочтения потребителей и рыночный механизм фактически «приговорили» угольную отрасль ФРГ к «пожизненному» падению спроса на ее основной продукт. Угроза закрытия угольных шахт, традиционно занимавших заметное место в экономике Германии, становилась все более реальной и предвещала массовую безработицу шахтеров, особенно в Рурской области.

Опасность потери работы для множества людей и роста социального напряжения активировала механизм социального иммунитета, т. е. привела в движение защитные силы общества. В противовес требованиям рынка стал формироваться некий общественный интерес в сохранении рабочих мест, который никак не мог быть представлен в индивидуальных предпочтениях производителей и потребителей немецкого угля. Многочисленные забастовки в Северной Рейн-Вестфалии, давление Союза немецких профсоюзов, политические выступления в средствах массовой информации стали той обратной связью, которая обеспечила выявление и актуализацию соответствующей несводимой потребности общества. Став предметом общественной дискуссии и пройдя горнило обсуждений в ландтагах и бундестаге, эта потребность получила общенациональное признание.

 

Итак, мы рассмотрели три основных постулата экономической социодинамики: принцип социальной мотивации предполагает социализацию субъектов рынка и обобщенную трактовку потребностей его участников -носителей обособленных интересов; принцип социального иммунитета определяет механизм формирования общественных потребностей и социально-экономических целей деятельности государства; принцип социальной полезности устанавливает наличие несводимых потребностей общества и социальной полезности благ. При этом подчеркнем еще раз положение о комплементарности индивидуальной и социальной полезности товаров и услуг.

Изложив основные принципы экономической социодинамики и описав родовое понятие данной концепции — категорию социальной полезности, обратим внимание на некий «прикладной» сюжет, связанный с решением важнейшей задачи, сформулированной нами в четвертой главе. Речь идет о необходимости построения более детальной типологии товаров и услуг, учитывающей их социальные свойства. Возможность построения такой классификации предоставляет концепция «экономической социодинамики».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.