Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внебюджетные источники финансирования




14.3.

Налогообложение работников культуры и деятелей искусства. Налоговые правоотношения государства, работников культуры и деятелей искусства регулируют Федеральный закон «О налоге на доходы с физических лиц» и местные законы о налоге на имущество физических лиц, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Налог на доходы физических лиц. Правовые нормы, регулирующие взимание налога на доходы физических лиц, включены в статьи 207-233 главы 23 Налогового кодекса. Особенностями этого акта являются отказ от прогрессивной шкалы налогообложения доходов, введение практически для всех граждан России единой ставки налога на достаточно низком уровне, установление системы льгот для многих категорий налогоплательщиков. Плательщиками этого налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объекты налогообложения — доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. К этим доходам относятся:

· вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации и за ее пределами;

· доходы, полученные от использования в Российской Федерации и за ее пределами авторских или иных смежных прав;

· дивиденды и процентные доходы, полученные от российской и иностранной организации, а также от российских индивидуальных предпринимателей;

· страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской и (или) иностранной организации;

· иные доходы, получаемые налогоплательщиками в результате осуществления деятельности в Российской Федерации и за ее пределами. Полный перечень этих видов деятельности приведен в статье 208 Налогового кодекса.

Налоговая база. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщиков, полученные ими как в денежной, так и в натуральной формах или право распоряжения которыми возникло у них, а также доходы в виде материальной выгоды. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия в организации, по операциям с ценными бумагами регулируются статьями 211-215 Налогового кодекса. Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13% всех доходов (после произведенных установленных законом вычетов) для лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в размере 30% — для лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российский Федерации, в размере 6% — в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, и в размере 35% - от отдельных видов доходов, указанных в статье 224 Налогового кодекса.

Отказ от прогрессивной шкалы налога на доход физических лиц и переход к единой ставке в размере 13%, вне зависимости от уровня материальной обеспеченности, осуществленные с 1 января 2001 г., были вызваны не социальными соображениями, а желанием власти вывести из тени суммы заработной платы, получаемые работниками из рук в руки, и пополнить за счет этого государственную казну. Расчет оказался достаточно точным. При плановых доходах бюджета от взноса этого налога в 2001 г. в сумме 22,9 млрд. руб. фактически было внесено 25,3 млрд. руб. Вместе с тем равное обложение доходов низкооплачиваемых и высокооплачиваемых категорий граждан было не однозначно воспринято в стране.

Снятию определенной напряженности способствовало освобождение от налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде государственных пособий (за исключением пособий по временной нетрудоспособности), государственных пенсий, всех видов стипендий, компенсационных выплат, включая бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, и других доходов по перечню, установленному статьей 217 Налогового кодекса, а также введение системы стандартных налоговых вычетов, т. е. сокращение налоговой базы для многих категорий малообеспеченных граждан (ст. 218 Налогового кодекса), установление имущественных налоговых вычетов, связанных с улучшением жилищных условий налогоплательщиков (ст. 220 Налогового кодекса).

Большое значение для гуманитарной сферы имеет введение системы социальных налоговых вычетов, направленной на создание условий для образования граждан, их детей и подопечных, а также на улучшение здоровья населения (ст. 219 Налогового кодекса). Особое место в системе социальных налоговых вычетов занимают меры по стимулированию участия граждан в благотворительной деятельности. Налогоплательщики получили право на сокращение налоговой базы в сумме доходов, перечисленных ими на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд. То же правило распространено на пожертвования, перечисляемые (уплачиваемые) религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности. Вычеты из налоговой базы на указанные цели производятся в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

В сфере культуры широкое распространение получили доходы от выполнения работ и оказания услуг по договорам гражданско-правового характера, а также выплаты авторам за создание, исполнение и иное использование произведений литературы и искусства. Для лиц, получающих указанные доходы, законом предусмотрены профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 Налогового кодекса).

Для налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, эти вычеты производятся в сумме фактических и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг). В таком же порядке имеют право на сокращение налоговой базы налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений литературы и искусства. Право на получение налоговых профессиональных вычетов реализуется путем подачи письменного заявления лицу, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога (налоговому агенту), а при отсутствии налогового агента - налоговому органу.

В случае, если они не могут документально подтвердить фактически произведенные ими расходы, вычеты производятся в размерах, приведенных в таблице 14.1.

 

Таблица 14.1. Профессиональные налоговые вычеты

 

Виды профессиональной деятельности Норматив затрат (в % к начисленному доходу)
Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка  
Создание художественно-графических произведений, фото-работ для печати, произведений архитектуры и дизайна  
Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике  
Создание аудиовизуальных произведений (видео, теле- и кинофильмов)  
Создание музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных музыкальных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок  
Создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию  
Исполнение произведений литературы и искусства  

Налог на имущество физических лиц. Правовые нормы, регулирующие взимание этого налога, установлены законом РСФСР от 9 декабря 1991 г. «О налоге с имущества физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации. Плательщиками налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в собственности которых на территории России имеется имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.

Ставка налогообложения установлена в зависимости от стоимости имущества в размере: до 0,1% при стоимости имущества до 300 тыс. руб., от 0,1 до 0,3% при стоимости имущества от 300 до 500 тыс. руб., от 0,3 до 2% при стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. Конкретный размер ставки, исходя из установленных пределов, устанавливается на местах. Отдельным категориям плательщиков налога установлены льготы. В частности, налог не уплачивается со специально оборудованных сооружений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства, народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для учреждения открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры - на период такого их использования.

 

 

Налоговая политика Российского государства в начале 1990-х гг. формировалась под влиянием процессов демократизации общества, глубоких изменений в системе политического устройства страны, демонтажа директивного управления экономикой и внедрения рыночных отношений.

В сформированных в эти годы основах налоговой системы и законодательных актах в области налогообложения конкретных видов деятельности отразились все противоречия переходного периода. В них четко прослеживаются как социальная направленность - льготное налогообложение учреждений социальной сферы, демократическая устремленность - наделение финансовыми ресурсами региональных органов власти и органов местного самоуправления, так и метастазы прежней системы - централизация финансовых потоков, высокие налоговые ставки, ограничение прав налогоплательщиков.

Реформирование налоговой системы, начатое с принятием в июле 1998 г. первой части Налогового кодекса и в августе 2000 г. его второй части, направлено на сокращение числа налогов, снижение величины налогового бремени, отмену неэффективных налогов и сборов, уточнение правил формирования налоговой базы.

В результате медленных темпов осуществления реформы налоговое регулирование в стране к началу 2004 г. осуществляется как Налоговым кодексом, так и рядом налоговых законов 1990-х гг.

Включенные во вторую часть Налогового кодекса федеральные налоги на добавленную стоимость, на доходы физических лиц сохранили в основном систему льготного налогообложения организаций культуры, а также принципы финансового стимулирования физических и юридических лиц, вкладывающих свои средства в развитие культуры. Принципиальные изменения претерпели многие положения налога на прибыль, в результате чего финансовая ситуация учреждений культуры существенно ухудшилась, т. к. они попали в число плательщиков этого налога, а коммерческие учреждения и другие структуры лишились материальных стимулов для вложения средств в развитие культуры.

 

 


Глава 15

 

Доходы от собственной деятельности являются одним из источников финансирования организаций культуры. Значимость этого источника для конкретной организации, доля в общей сумме доходов зависит от ряда существенных факторов. Это, прежде всего, статус организации (коммерческая или некоммерческая), ее отраслевые особенности, ориентация на различные целевые рынки населения, оснащенность основными фондами и многое другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.