КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие инвестиционного климата страны и методика его оценки 2 страница
Методика оценки инвестиционного риска информационно^ службы БЕРИ предполагает расчет интегрального показатед BERI index (Business Environment Information Risk index) на о< нове оценки параметров: политическая стабильность в стране, от ношение к иностранным инвесторам, риск национализации, рис девальвации, состояние платежного баланса страны, уровень гс сударственного регулирования, темпы экономического роста, степень конвертируемости национальной валюты и валютные ограничения, возможности реализации договора, расходы на заработную плату и производительность труда, возможность использования экспертов и услуг, организация связи и транспорта, качество местного управление и местных партнеров, доступ к долгосрочному кредитованию. Основным недостатком указанных методик является нормативный характер показателей оценки инвестиционного климата, что не позволяет инвесторам самостоятельно формировать структуру факторов инвестиционного климата. В результате рейтинговые показатели не могут быть использованы при оценке инвестиционного климата страны конкретной компанией-инвестором в силу следующего недостатка: они не позволяют учитывать конкретные цели иностранных инвестиций отдельной компании, поскольку используются для макроэкономических сопоставлений стран. Для анализа инвестиционного климата страны инвесторами может применяться матричная модель оценки инвестиционного климата. Выбор страны компанией-инвестором осуществляется как р '-зультат максимизации следующей функции: где ICj (investment climate) — интегральный показатель инвестиционного климата у-й страны; С/у (competitiveness index) — интегральный индекс конкурентоспособности зарубежного филиала на рынке /-и страны. Предлагаемые базовые показатели рассчитываются следующим образом' а) интегральный показатель инвестиционного климата: где ICj — интегральный показатель инвестиционного климатами страны (при 1C > 1 страна имеет конкурентные преимущества для привлечения иностранных инвестиций); С/ — абсолютное значение г-го показателя инвестиционного климата /-и страны (система показателей на основе которых рассчитывается интегральный показатель инвестиционного климата, формируется инвестором исходя из цели зарубежных инвестиций); С'а — среднее абсолютное значение г-го показателя инвестиционного климата для группы исследуемых стран (С^ =^С//ти); и, — коэффициент значимос- 7=1 ги г'-го показателя инвестиционного климата с точки зрения цели зарубежных инвестиций (я = 0,8 — 1); я — общее количество исследуемых показателей инвестиционного климата; т — общее количество исследуемых стран; б) интегральный показатель конкурентоспособности: где CIj — интегральный показатель конкурентоспособности компании на рынке/-и страны (если значение CI > 1, компания имеет конкурентные преимущества на целевом рынке); сг — абсолютное значение г-го показателя хозяйственной деятельности компании-инвестора (система абсолютных показателей на основе которых рассчитывается интегральный индекс конкурентоспособности, формируется инвестором исходя из цели зарубежных инвестиций); cai — среднее абсолютное значение г-го показателя хозяйственной деятельности компаний-конкурентов на рынке у-й страны; п — общее количество исследуемых показателей конкурентоспособности. После оценки показателей инвестиционного климата и конкурентоспособности компании инвестора на целевом рынке осуществляется выбор страны-реципиента исходя из условия (10.1) с применением матричного метода (рис. 10.1). 10.3. Проблемы создания и функционирования совместных предприятий в Республике Беларусь и за рубежом В процессе деятельности СП, как и любого предприятия, ос нованного на объединении экономических интересов нескольку субъектов, на разных этапах функционирования возникают пр(блемы и конфликтные ситуации. По характеру интересов, koi фликт которых повлек за собой возникновение той или иной прс блемы в деятельности СП, их следует разделить на четыре осно^ ных вида: • отношения "СП — государство"; • отношения "СП — местные компании"; • отношения "СП — материнская компания"; • отношения "иностранный партнер — национальный пар В процессе взаимодействия СП и государства возникает кой плекс проблем. Правительство Республики Беларусь, стремясц создать режим инвестирования, привлекательный для иностран> ных хозяйствующих субъектов, ввело целый ряд гарантий и льго1 для предприятий с иностранными инвестициями, часть которьц сложно реализовать на практике. В первую очередь речь идет о таких льготах, как стабилиз? Пример. Вместо свободного ценообразования, которое предусмотрено дл! продукции собственного производства СП статей 94 Инвестиционного кодека РБ, предприятия с иностранными инвестициями обязаны следовать порядк| формирования цен, утвержденному Комитетом цен Министерства экономики [ 1 ]; В целом же проблема правового статуса и гарантий прав иностранных инвесторов остается центральной во взаимоотношениях СП и государства. С другой стороны, предприятия с иностранными инвестициями, получая налоговые и таможенные льготы, оказываются на внутреннем рынке Республики Беларусь в привилегированном положении. Это нарушает условия конкуренции в пользу предприятий с иностранными инвестициями, которые изначально обладают более высокой конкурентоспособностью благодаря использованию иностранных технологий. В результате возникает ряд проблем, характерных для данного правового режима. Во-первых, создаются так называемые фиктивные предприятия с иностранными инвестициями: национальные компании для получения льготного налогового режима инвестируют собственные средства, получившие статус иностранного капитала (например, в результате создания за рубежом собственных филиалов). Во-вторых, льготный режим, действующий в отношении предприятия с иностранными инвестициями, создают СП дополнительные, "искусственные" конкурентные преимущества. Например, льготы по налогу на прибыль, позволяют предприятиям с иностранными инвестициями аккумулировать на 24 % больше ресурсов по сравнению с аналогичными национальными компаниями либо дают возможность снижать цену продукции, что в условиях преобладающей на внутреннем рынке Республики Беларусь ценовой конкуренции также обеспечивают СП существенные преимущества. Пример. Вопреки существующему мнению, что только косвенные налоги влияют на цену продукции, можно констатировать, что уровень прямых налогов, например, налога на прибыль, также оказывает влияние на политику ценообразования компании. Так, если обе компании — СП и местная компания — установили норматив чистой прибыли в 10 % от оптовой цены продукции, то при прочих равных условиях (одинаковая эффективность производства и стоимость имущества, облагаемая налогом на недвижимость), цена продукции СП окажется ниже на 2,4 %. Среди проблем, возникающих в отношениях "СП-иностранный партнер" можно выделить следующие. Первый комплекс проблем — это проблемы, связанные с формированием уставного фонда. Как правило, в СП из-за границы поступают технологии производства, оборудование с высоким уровнем морального износа. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, поскольку технологии являются для любой компании стратегически важным видом ресурса, их утрата создает реальную угрозу конкурентоспособности, и поскольку в СП кроме иностранного инвестора Присутствует местная компания — потенциальный конкурент, получение СП новейших технологий и орудий производства являет-(я скорее исключением. Во-вторых, в зарубежных странах продолжают существовать ограничения на вывоз из страны современных технологий и оборудования, установлена процедура одобрения их экспорта уполномоченными органами. Можно вспомнить, например, соглашение КОКОМ, ограничивающее экспорт технологий в социалистические (постсоциалистические страны) и др. В-третьих, современные теории миграции капитала, в частности, теория жизненного цикла продукта Р. Вернона, теория технологического разрыва М. Познера объясняют механизм меж-странового трансфера технологий следующим образом (рис. 10.2). На начальном этапе жизненного цикла технологии существует низкая эластичность спроса на продукцию по цене, достаточная степень свободы производителя в варьировании факторами производства и дизайном продукции. В этот период существует также потребность в непосредственных контактах производителя с потребителями, поставщиками и конкурентами. Продукция производится на внутреннем рынке, потребности других стран удовлетворяются за счет экспорта. Рис. 10.2. Этапы межстрановой диффузии технологий Следующая стадия характеризуется превращением нового продукта в зрелый, а технологии производства из новейшей в новую. Формирование основных стандартов производства открывает возможности наращивания выпуска и экономии на масштабах производства. Давление конкурентов также заставляет предприятие рационализировать структуру издержек. По мере роста спроса (главным образом в развитых странах) предприятие перемещает производство в страны со сходным уровнем развития, обеспечивая экономию на издержках производства. Третья стадия жизненного цикла — производство стандартизированной продукции — характеризуется низкими барьерами для вступления на рынок, основной упор делается на ценовую конкуренцию. Необходимость в высококвалифицированной рабочей силе и развитой промышленной среде снижается, и производство, а вместе с ним и производственные ресурсы, технологии передаются в развивающиеся страны, которые могут обеспечить необходимые конкурентные преимущества (дешевые факторы производства) и объем производства, удовлетворяющий мировой спрос. Эта схема объясняет то, почему в страны с переходной экономикой поступают главным образом устаревшие технологии: иностранный инвестор рассматривает зарубежные инвестиции как возможность продлить жизненный цикл продукта за счет доступа к дешевым первичным факторам производства. Наряду с проблемой ввоза морально устаревших технологий существует и проблема оценки вклада в уставный фонд СП иностранными и национальными инвесторами. В данном случае, как правило, происходит завышение стоимости вклада иностранного инвестора и недооценка вклада национального партнера. В результате иностранный инвестор получает дополнительные преимущества при распределении прибыли и полномочий управления СП. Причиной появления этой проблемы является дисбаланс экономической силы партнеров по СП: иностранный инвестор имеет возможность завысить свой вклад, поскольку он обладает большим коммерческим опытом и значимость его вклада для СП выше. Проблемы в отношениях между партнерами по СП, как правило, связаны с распределением результатов деятельности СП. В первую очередь следует отметить проблему трансфертного ценообразования. Международная корпорация применяет тран-:фертное ценообразования с целью максимизации доходности:воих зарубежных инвестиций. Она стремится завысить стоимость материалов, комплектующих, которые она поставляет в СП, либо занизить стоимость готовой продукции, которую она приобретает у СП. В результате у нее появляются так называемые нераспределяемые доходы — это прибыль материнской компании, полученная от СП до распределения в форме дивидендов. Для того чтобы обеспечить дополнительный источник прибыли компания закрепляет выгодные для себя положения в учредительных документах: фиксирует в договоре о создании СП цену продукции СП, поставляемой иностранному партнеру, J также стоимости сырья и полуфабрикатов, поставляемых в СП иностранным партнером В учредительных документах, соглашениях между СП и партерами могут вводиться ограничения деятельности СП в таких ключевых областях, как рынки сбыта продукции, масштабы са- мостоятельных НИОКР, поставщики факторов производства и компонентов продукции СП. Вследствие этого эффективность функционирования СП снижается. Еще одной важной проблемой является сохранение баланса конкурентоспособности между партнерами по СП — доступ иностранных предприятий-конкурентов к стратегическим ресурсам национальных предприятий, и, как следствие, снижение конкурентоспособности национального партнера. Пример. В качестве примера можно привести ситуацию в автомобильной промышленности США, которая сложилась вследствие экспансии на американский рынок японских автомобильных компаний. Японские конкуренты смогли постепенно организовать на территории США собственные производственные и коммерческие подразделения, используя в качестве подготовительной стадии альянсы с американскими компаниями. Это позволило им получить необходимые технологии и дополнительные ресурсы от своих конкурентов для осуществления экспансии на американский рынок. Той же стратегии придерживаются родственные корейские компании. Например, компания Daewoo создала альянс с компанией General Motors с целью облегчить себе вхождение в автомобильную отрасль. По прошествии нескольких лет корейская компания смогла производить собственные модели, после чего разорвала все партнерские связи с американской компанией. Проблемой является также возможная конкуренция между СП, его продукцией и материнской компанией, особенно при создании горизонтальных СП (их доля составляет около 71 % всех СП). В этом случае СП либо должно отказываться от высокоэффективных проектов, либо их реализовывать в ущерб интересам партнеров, нарушая принцип взаимовыгодности проекта СП и создавая угрозу устойчивому функционированию СП. Пример. Компании DASA и British Aerospace, которые являются участниками консорциума Airbus, препятствовали реализации проекта производства самолета А319, поскольку данная модель создавала конкуренцию их собственным моделям аналогичных самолетов ВАе146 (British Aerospace) u Fokker (дочерняя компания DASA). Сам же проект A319 имел неплохие коммерческие перспективы. Проблемой создания СП для компаний-партнеров может оказаться также высокая взаимозависимость и распределение производственных функций между партнерами. В результате, например, сбои производственного процесса на одном предприятии-партнере вызывают проблемы в деятельности других предприятий производственной цепочки. Отказ компании от отдельных производственных функций в результате кооперационной специализации может привести к утрате технологий в определенных областях. Пример. Вследствие договорной специализации компаний, входящих в консорциум Airbus, компании Aerospatiale пришлось отказаться от операции по про- актированию салона самолета. В результате, когда через несколько лет Aerospatiale необходимо было самостоятельно осуществить данную операцию, она столкнулась со значительными трудностями. Дело в том, что часть технологий в данной области была утрачена и понадобились дополнительные средства, время, реструктуризация управленческой структуры для того, чтобы восстановить прежние навыки. Другой проблемой для материнских компаний являются ограничения их стратегического поведения, которые появляются в результате создания СП. Например, при организации филиала, производящего комплектующие, компании-партнеры вынуждены покупать необходимую продукцию исключительно в СП, несмотря на то, что на рынке появляются эффективные независимые поставщики. В другом случае создание исследовательского СП обязывает материнские компании концентрировать аналогичные НИОКР в СП, делиться со своим филиалом и конкурентами результатами самостоятельных НИОКР. Это в конечном итоге может привести к выходу партнеров из СП. Пример. Компании Volvo пришлось покинуть успешно работающее СП PRV, чтобы добиться большей автономности при создании собственных автомобильных моделей. Дело в том, что по условиям соглашения ни один партнер не мог самостоятельно разрабатывать собственные модели двигателей, которые могли конкурировать с продукцией СП. Другой пример характеризует обратную ситуацию, когда ни один партнер не может покинуть альянс, не нанеся при этом ущерб своему стратегическому положению. Это касается крупных проектов типа Concorde, Airbus. Например, выход из консорциума Airbus компании DASA отрицательно скажется и на стратегическом положении консорциума и немецкой компании, которая в одиночку не сможет составить достойную конкуренцию таким гигантам, как Boeing и McDonnell Douglas, что она успешно делала в составе альянса. Еще одной проблемой, которая часто возникает в процессе функционирования СП, является снижение заинтересованности в межфирменной кооперации одного из партнеров. Это связано с достижением собственных целей участника СП, а также с "эффектом обучения". Для предотвращения проблем, обусловленных внезапным выходом партнера из СП, следует предусмотреть механизм поэтапной трансформации собственности в СП, изменения профиля и направлений деятельности СП. Пример. СП Laboratoires Takeda создано компаниями Roussel-Uclaf и Takeda с целью реализации медикаментов, разработанных в Японии компанией Takcda. Японская компания использовала альянс только для того, чтобы ознакомиться с местными условиями хозяйствования и получить необходимые раз-оешения. При создании СП был продуман механизм трансформации собствен-•юсти, позволивший устранить вероятные проблемы и конфликты, которые, несомненно, возникли бы между партнерами. Эти конфликты связаны с перерас- пределснисм влияния в СП: благодаря "эффекту обучения" ценность вклад! французских партнеров со временем снизилась бы и японская компания, которая инвестировала в СП свои стратегические ресурсы — технологии производства и управления, попыталась бы установить контроль над СП. В случае противодействия со стороны менеджмента компании Roussel-Uclaf СП неизбежно потерпело бы неудачу. Суть механизма трансформации сводилась к следующему: непосредственно после подписания соглашения большую часть акционерного капитала получила компания Roussel-Uclaf, однако впоследствии она постепенно перепродавала акции компании Takeda, которая в конечном итоге должна была получить 100 % акций СП. Обращает на себя внимание, что в иностранной литературе СП характеризуется термином "joint venture". Понятием "venture" характеризуется высокорисковое начинание, другими словами, западные экономисты связывают СП с повышенным риском вложения инвестиций. Однако, если рассмотреть основные виды рисков инвестирования, то оказывается, что СП не только их не увеличивает, но и снижает. СП снижает уровень риска, благодаря объединению рыночной информации партнеров, ресурсов партнеров, снижению объема инвестиций в один проект со стороны каждого инвестора, ограничению действий конкурентов, потребителей и поставщиков, снижению политических рисков. Благодаря сотрудничеству с местной фирмой, иностранное предприятие значительно снижает вероятность критического риска, т.е. опасность потерять вложенные средства. Этот риск в экономической литературе получил название "риск среды", он определяется размером активов участников СП, которые могут быть прямо подвержены изменениям политических, экономических, конкурентных и других аспектов среды действия кооперационного соглашения. ; Пример. Массовая национализация филиалов ТНК, расположенных в pal вивающих странах, в середине 1970-х гг. вынудила корпорации перейти к пощ тике разделения собственности с целью снижения политических рисков деятел| ности в странах, которые особенно преуспели в практике национализации. В то же время нельзя не отметить, что, снижая уровень тра • риск доверия: вероятность невыполнения другими партнера^ • риск разглашения: опасность, что другие партнеры будут ис Нейтрализация этих рисков возможна лишь в условиях пра' вильно сформированной системы договорных отношений. При проведении переговоров и согласовании реальной модели СП важно нейтрализовать "эффект масштаба", который существует в сознании руководителей компаний-партнеров. Он состоит в следующем: • оценка своих позиций и позиций партнера осуществляется, • при одинаковом объеме инвестированных ресурсов важ Рис. 10.3- Эффект масштаба при проведении переговоров о создании СП Вследствие действия "эффекта масштаба" небольшая компания попадает в положение "младшего брата" и оказывается не в состоянии защищать собственные интересы в совместном проекте. Комплекс проблем и конфликтных ситуаций возникает в области управления СП: это конфликты, вызванные стремлением доминировать обоих партнеров, разные подходы партнеров к построению управленческой структуры СП. Причины конфликтов и механизм их устранения представлен в табл. 10.1. Таблица 10.1. Основные проблемы, возникающие в области управления СП
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |