КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие инвестиционного климата страны и методика его оценки 1 страница
Государственное регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь и за рубежом Особенности налогообложения совместных предприятий в Республике Беларусь и за рубежом В Республике Беларусь проводится политика стимулирования иностранных инвестиций. В отношении предприятий с иностранными инвестициями сформирован специальный льготный режим; его основу составляют автоматические налоговые льготы — отмена налога на прибыль для СП с долей иностранного инвестора более 30 % по прибыли, полученной от реализации продукции собственного производства. Таким образом, в отношении предприятий с иностранным капиталом действуют два режим налогообложения: 1) общий порядок налогообложения — в отношении предпри 2) специальный порядок налогообложения — в отношении Общий порядок налогообложения предполагает следующий порядок уплаты налога на прибыль и налога на доход СП [8]. Налогом на доход облагаются дивиденды и приравненные к ним доходы: • дивиденды — часть прибыли предприятия, выплачиваемая собственнику данного предприятия в связи с правом соб- ственности на имущество предприятия (за исключением выплат акционерам (пайщикам) их взносов в уставный фонд предприятия при его ликвидации; доходов участников от прироста капитала предприятия, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде ни одного из участников); • доходы от соглашений (долговых обязательств), предусматривающих участие в прибылях. Сумма прибыли или дохода, полученная за пределами республики, включается в общую сумму прибыли или дохода, подлежащую налогообложению в Республике Беларусь, и учитывается при определении размера налога, если иное не установлено международными соглашениями, ратифицированными Парламентом Республики Беларусь (Соглашениями о двойном налогообложении). Суммы налогов на прибыль или доход, уплаченные филиалами, отделениями, представительствами и другими подразделениями предприятий Республики Беларусь за пределами территории Республики Беларусь засчитываются при уплате ими налогов с прибыли или доходов в Республике Беларусь. Подтверждением факта уплаты указанных налогов служат документы налогового органа по месту нахождения зарубежных подразделений компании, подтверждающих факт уплаты налога на их территории. Размер засчитываемых сумм не может превышать сумму налога на прибыль (доход), подлежащую уплате в Республике Беларусь, по прибыли (доходу), полученной за пределами республики. Базовая ставка налога на дивиденды в Республике Беларусь составляет 15 %. Налог удерживается при начислении дивидендов участникам СП; ответственность за удержание и перечисление налога в бюджет несет СП. Дивиденды иностранных участников СП могут облагаться налогом в соответствии с международными договорами между Республикой Беларусь и государством, в котором иностранный участник предприятия имеет постоянное местопребывание (зарегистрирован в качестве юридического лица или постоянно проживает). Как правило, это Соглашения об избежании двойного налогообложения. Суммы дивидендов реинвестированные (начисленные участникам СП, однако не перечисленные им и с их согласия направленные на увеличение паевых взносов в уставный фонд) материнскими компаниями в СП налогом на дивиденды не облагаются. Однако, если в результате реинвестиций меняется доля участников в уставном фонде СП либо когда дивиденды направляются в фонды СП, формируемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, они облагаются налогом на доходы по ставке 15 % Общий порядок уплаты налога на прибыль СП включает следующие этапы: 1) определяется величина балансовой прибыли: • балансовая прибыль определяется как разница между вы При определении прибыли от реализации товаров в расчет принимаются издержки, приходящиеся на фактически реализованные товары; при этом государством устанавливаются предельные нормативы для отдельных видов издержек: расходы на рекламу, фирменную и специальную одежду, представительские расходы, расходы на подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях, включаемые в себестоимость продукции (не более 2% расходов на оплату труда работников за год, относимых на себестоимость продукции); 2) определяется величина налогооблагаемой прибыли: • налогооблагаемая прибыль определяется как разница между В состав льготируемой прибыли включаются: 1.Прибыль, фактически использованная на проведение при 2. Прибыль, направленная на ликвидацию последствий ава Следует учитывать, что отчисления СП в фонд накопления, а также суммы, перечисленные в пунктах 1 и 2, не должны превышать 50 % балансовой прибыли СП. 3. Прибыль, направленная на развитие и содержание социаль 4. Прибыль, направленная на предоставление ссуд для при
где Н( — сумма налоговых платежей СП в t-м периоде; t — налоговый период (1 месяц). На СП распространяется ряд общих льгот, которые могут получить любые хозяйствующие субъекты РБ: • освобождаются от налога на прибыль СП, использующие • освобождаются от налога на прибыль СП, которые исполь • прибыль предприятия, полученная от прироста реализации Основу специального налогового режима СП составляют налоговые каникулы по налогу на прибыль: СП (предприятие с иностранными инвестициями с долей иностранного инвестора в уставном фонде которых более 30 %) освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления прибыли, включая первый прибыльный год, по прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. Для получения указанной льготы СП должно представить в Налоговую инспекцию следующие документы: 1) сертификат о принадлежности продукции СП к продукции 2) свидетельство, выданное уполномоченным государствен
• в течение первого года со дня регистрации СП — в размере • по истечении второго года со дня регистрации — в полном ятельности предприятия. Финансовые санкции применяются начиная со второго года деятельности предприятия; при этом льгота по налогу на прибыль прекращается и в дальнейшем не возобновляется. В случае выполнения своих обязательств по формированию уставного фонда во второй год деятельности льгота по налогу на прибыль предоставляется СП на оставшиеся два года. В случае, если коммерческие организации с иностранными инвестициями производят особо важную для республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемый правительством Республики Беларусь, в отношении таких организаций действуют еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50 %. Перечень особо важной продукции утверждается Советом Министров РБ; в частности в ее состав включены: продукты питания и товары народного потребления, машины и оборудование для перерабатывающих отраслей сельского хозяйства, медицинская продукция, включая медицинские приборы и другое медицинское оборудование. Предприятие, получившее льготу по налогу на прибыль обязано обеспечить раздельный учет выручки и затрат по льготируемой продукции. Пример. Если льгота установлена на прибыль, полученную от конкретного вида деятельности (например, от изготовления протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации и обслуживания инвалидов или производства продуктов детского питания и т.п.), то прибыль, подлежащая льготированию, определяется как сальдо прибылей и убытков, полученных от отдельных видов изделий (товаров, продукции). Предприятие занимается производством продукции детского питания. От производства продукта А получена прибыль 100,0 млн р., продукта Б — прибыль 20,0 млн р., продукта В получен убыток 30,0 млн р. Всего от производства продуктов детского питания получена прибыль в размере 90,0 млн р. (100,0 + 20,0 — 30,0), которые подлежат льготированию. В отношении СП, относящихся к субъектам малого предпринимательства, действует упрощенная система налогообложения: в частности по ставке 15 % облагаются СП (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 базовых величин со среднегодовой численностью работающих на них: в промышленности — до 200 человек; в науке и научном обслуживании — до 100 человек; в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном питании и бытовом обслуживании — до 50 человек; в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек. Особенности налогообложения СП в развитых странах определяются общими отличительными особенностями налоговой системы, в этих страна по сравнению с налоговой системой Республики Беларусь. В большинстве стран применяется принцип национального режима, который предусматривает предоставление страной иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные субъекты. Например, предусматривает равный доступ иностранных и национальных инвесторов к налоговым льготам. В этих странах хозяйствующие субъекты имеют возможность широко использовать принципы налогового планирования, позволяющие существенно снизить номинальное налоговое бремя. В развитых странах применяются следующие виды налоговых льгот: 1) уменьшение налогооблагаемой прибыли: налогооблагаемая Пример. В Бельгии разрешается уменьшать налогооблагаемую прибыль на 13,5 % инвестиционных расходов для мелких и средних компаний; 2) снижение ставок налога на прибыль. Пример. В США наряду с высшей ставкой корпоративного налога (налога на прибыль корпораций) в 35 % предусмотрены и две более низкие ставки в 15 % и 25 % для отдельных категорий компаний; 3) уменьшение размера налога: в зависимости от вида деятель Пример. В Испании предусматривается уменьшение величины корпоративного налога в размере 20 % расходов на НИОКР; 4) отсрочка оплаты налогов и др. Литература 1.Экономика и организация деятельности совместных предприятий: Учеб. 2. Методические указания о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов 3. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической де 4. Банковский кодекс Республики Беларусь (от 25.10.2000) // Нац. реестр 5. О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых 6. О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валю 7. Правила проведения валютных операций, связанных с движением капита 8. Методические указания о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов 9. Инструкция о порядке оформления и выдачи сертификатов продукции
10.Положение об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, 11. Скорик Н.Я. Особенности налогообложения и распределение прибыли 12.Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / 13. Пупликов С.И. Основы проведения валютных операций, связанных с дви 14. Пупликов С.И. Валютные операции: методология и методика валютных 15.Международный менеджмент/ Под ред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасеви- 16.Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях / Под ред. Вопросы для самоконтроля 1.Перечислите основные источники формирования прибыли совместного 2. Каковы этапы распределения прибыли совместного предприятия? В чем 3. Какие фонды совместного предприятия пополняются за счет прибыли? 4. Какие виды налоговых льгот получает совместное предприятие? 5. Каким образом облагаются доходы совместного предприятия, полученные 6. Какие два типа кредитных отношений возникают на совместном предприя 7. Назовите особенности построения кредитных отношений между совмес 8. Какие типы валютных отношений возникают в процессе деятельности сов 9. Какие льготы в области валютного регулирования получает совместное 10. Каково условие валютной самоокупаемости совместного предприятия', Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ Государственное регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь направлено на привлечение инвестиций в национальную экономику. Оно базируется на следующих основных принципах: 1.Принцип национального режима: установлено, что право 2. Принцип преференциального режима: в отношении пред 3. Приоритет международных норм и межгосударственных 4. Признание суверенитета права частной собственности: госу Пример. Компенсация стоимости национализированного инвестиционного имущества включает реальную стоимость этого имущества и процент (по ставке Лондонского межбанковского рынка — LIBOR) за период с даты фактической Национализации до даты фактической выплаты компенсации. В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах: 1.Создание юридического лица. 2. Приобретение имущества или имущественных прав (доли в Законодательно установлены некоторые ограничения на деятельность иностранных инвесторов в Республике Беларусь. Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются либо ограничиваются инвестиции в следующих сферах [1]: 1.Обеспечение обороны и безопасности Республики Беларусь 2. Изготовление и реализация наркотических, сильнодейству 3. Инвестиции в имущество юридических лиц, занимающих 4. Отдельные объекты инвестиционной деятельности (закон 5. Ограничение на деятельность иностранных инвесторов в 6. Дополнительные ограничения в рамках перечня лицензиру Предусмотрено применение следующих основных форм поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь: • предоставление субсидий для финансирования инвестицион • предоставление гарантий правительства Республики Бела • предоставление инвесторам налоговых, валютных и тамо • правовые гарантии: стабилизационная оговорка (нераспрос организации с иностранными инвестициями); гарантии от некомпенсированной национализации; • создание в Республике Беларусь территорий со специаль СП на территории Республики Беларусь для получения предусмотренных законодательством льгот должно соответствовать следующим критериям: 1. Признаваться коммерческой организацией с иностранными • общий объем иностранных инвестиций (не зависимо от коли • в качестве основной цели деятельности организация должна • создаваться в следующих организационно-правовых фор
2. Иметь долю иностранного инвестора в уставном фонде в 3. Соблюдать законодательно установленные предельные сро Система финансовых льгот сориентирована на стимулирование внутреннего производства, в силу чего льготы предоставляются по выручке от реализации продукции собственного производства. Деятельность СП регулируется также общими законодательными актами, включая законодательство об инвестиционной деятельности, о предприятиях, антимонопольное законодательство, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и др.; СП пользуются и другими видами льгот, предоставляемыми на общих основаниях. В развитых странах к созданию СП допускаются как юридические, так и физические лица. Создание СП основывается на гражданско-правовом договоре, заключенном по законам страны одного из участников такого договора. Для стимулирования деловой активности и привлечения иностранного капитала в этих странах применяются различные льготы, которые можно сгруппировать следующим образом: • финансовые налоговые стимулы — налоговые каникулы, • финансовые неналоговые стимулы — субсидии, займы, кре • нефинансовые стимулы: создание благоприятной политичес Как правило, льготы делятся на безусловные (автоматические), т.е. получаемые при создании СП, и условные, которы предприятия получают при выполнении необходимых условий -реинвестирование прибыли иностранным инвестором, инвести ции в определенные сектора экономики и др. В большинстве стран существуют сектора экономики, закры тые для иностранного капитала, или участие в которых инострац ных инвесторов ограничено, могут вводиться и другие ограничь ния, например, в отношении национальной принадлежност] Председателя Правления, найма иностранной рабочей силы, США создание СП находится под жестким контролем антимонс польного ведомства. Иностранные инвестиции попадают под дей ствие различных международных правовых актов — Соглашение о двойном налогообложении, Соглашения о поощрении и взаим ной защите инвестиций, Соглашения о создании международна агентства по гарантированию инвестиций. Инвестиционный климат — совокупность условий в стр; не-реципиенте, влияющих на деятельность в ней национальных иностранных инвесторов. При выборе страны, в которую инсх транный инвестор хотел бы инвестировать свои средства, пр< исходит оценка конкретных экономических, политических, соц! альных, правовых условий функционирования. В современной экономике существует большое количество м< тодик, применяемых для оценки инвестиционного климата crpi ны. Среди них следует выделить методику оценки инвестицио! ного риска информационной службы БЕРИ (BERI index — Bus.^ ness Environment Information Risk index), методику оценки кредитоспособности стран Всемирного банка, методику оценки конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума, методику оценки инвестиционного риска журнала "Евромани" (Интегральный показатель надежности) и др. При оценке индекса конкурентоспособности стран, проводимой Всемирным экономическим форумом, анализ ведется по следующим направлениям: степень открытости экономик (уровень тарифов и квот в стране, курс иностранной валюты валютные ограничения, ограничения на импорт капитала), правительство (особенности государственной экономической политики, налоговой системы, степень бюрократизации экономики, уровень государственного вмешательства в экономику, наличие теневого сектора, уровень налогообложения), кредитно-финансовая система (развитость инфраструктуры финансового рынка, доступность банковского кредитования, особенности финансового регулирования и надзора), инфраструктура (общий уровень развития инфраструктуры, расходы государства на поддержание и совершенствование объектов инфраструктуры, стоимость услуг инфраструктуры), технология (математическое и научное образование, количество ученых и инженеров, научно-исследовательских учреждений, уровень защиты интеллектуальной собственности), качество менеджмента, рабочая сила (квалификация рабочей силы, социальная защищенность, уровень оплаты труда), институты (качество государственного управления, наличие организованной преступности, политическое доверие). В соответствии с данным рейтингом пятерка наиболее конкурентоспособных стран мира представлена следующими государствами: Сингапур, США, Гонконг, Тайвань, Канада. Методика оценки кредитоспособности Всемирного банка основана на оценке возможностей стран погашать свои долги и соответственно вероятности наступления финансового кризиса в стране. В основу рейтинга положены три основных показателя: отношение общей суммы внешнего долга к ВВП (не более 50 %); отношение общей суммы внешнего долга к годовой экспортной выручке (не более 275 %); отношение выплат по погашению и обслуживанию внешнего долга к годовой экспортной выручке (не более 30 %). К числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся страны, в которых три показателя в среднем в течение трех лет превышают расчетные уровни. К числу государств, имеющих средний уровень кредитной безопасности, относятся страны, в которых три показателя находятся на уровне не более 60 % расчетных величин. Методика оценки инвестиционного риска журнала "Еврома-ни" предполагает расчет интегрального показателя надежности страны на основе оценки эффективности экономики страны, Уровня политического риска, общего показателя задолженности, Доступности банковского кредитования, доступности краткосрочного финансирования, доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств, кредитоспособности, вероятности невыполнения обязательств по выплате долга. В первую пятерку стран по показателю надежности экономики входят: Япония, США, Швейцария, Франция, Голландия.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |