КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Х 14 Г. Н. Хадиуллина, Е. С. Дубровская, С. Е. Капранова
КАЗАНЬ - 2001 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ББК 65.9 (2) УДК 330.1.541 (075)
Учебное пособие подготовлено кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономической теории и права КГТУ им. А.Н.Туполева Г.Н.Хадиуллиной, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономической теории и права КГТУ им. А.Н.Туполева Е.С.Дубровской, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономической теории и права КГТУ им. А.Н.Туполева С.Е.Капрановой.
Под редакцией доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой экономической теории и права Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева (КАИ) Хасановой А.Ш.
Рецензенты: Начальник кафедры философии, истории и экономической теории Казанского Юридического института МВД России, к.ф.н., доцент М.М.Зарипов, Проректор Института экономики, управления и права, профессор Ш.И.Еникеев.
ББК 65.9 (2) УДК 330.1.541 (075) © Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева, 2001. В условиях коренного изменения экономических, политических, социальных отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, которая призвана выработать научные представления о будущей модели экономики, беспристрастно, с научных позиций оценить изменения, происходящие в обществе, сформировать основы экономической политики и экономических действий, которые будут направлены на укрепление и развитие Российского государства. В основу преподавания «Экономической теории» положен ряд методологических принципов, среди которых следует выделить следующие: Теоретический анализ сферы экономических отношений в силу их сложности и многогранности предполагает наличие многих научных направлений и концепций, основные положения которых отражены в предлагаемом курсе. Современная экономическая теория представляет собой методологическую базу ряда отраслевых, межотраслевых и функциональны экономических наук и дисциплин, которые лишь в единстве характеризуют экономическую жизнь общества. Предлагаемый курс содержит целостное изложение содержания методов, средств, научного инструментария, необходимых для овладения экономическим знанием в целом. Практическая направленность экономической теории реализуется посредством рекомендаций, которые служат целям преобразования и совершенствования общества через проводимую в стране экономическую политику. Изучение положений современной экономической теории способствует выработке теоретического уровня экономического мышления. В процессе изучения экономической теории студенты знакомятся с достижениями современной экономической науки, сущностью бюджетно-финансовой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики, реальной хозяйственной практикой государственных и коммерческих структур, передовым отечественным и зарубежным опытом управления и контроля в сфере экономики, противоречиями функционирования рыночной экономике, негативными последствиями действия рыночного механизма и методами государственного регулирования рыночных отношений. Данное методическое пособие ориентировано на широкий круг студентов и преподавателей и может быть использовано в качестве основы как вводного, так и полного курса экономической теории, а также отдельных курсов и спецкурсов. Пособие позволяет освоить современную экономическую теорию в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Методическое пособие может быть использовано научными сотрудниками также в системе переподготовки специалистов. Для изложения в методическом пособии выделено 10 тем по микроэкономике и 10 тем по макроэкономике, в которых рассматриваются основные экономические категории и законы, а также ее структура в контексте развития мировой экономики. Для определения степени освоения материала авторами пособия составлены вопросы, которыми завершается каждая из глав. Пособие содержит также тесты, которые позволяют студентам закрепить полученный знания. Пособие содержит тематику контрольных работ с указанием требований к их исполнению, а также списка рекомендуемой литературы. РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Тема 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИДЕЙ
Экономическая теория как самостоятельная наука возникла в период становления современных рыночных отношений, когда как первые экономические идеи зародились в период формирования первых государственных образований на Древнем Востоке в IV-III тысячелетиях до н.э. В соответствии с конкретными качественными преобразованиями в экономике выделяются следующие этапы развития экономической мысли: 1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики; 2. Экономические учения и концепции эпохи нерегулируемой рыночной экономики; 3. Экономические концепции эпохи регулируемой рыночной экономики. Первый этап представлен экономическими идеями древневосточных обществ и античного мира. Памятники экономической мысли Древнего Востока - это свод законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит догматический характер. Периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем копирования опыта прошлых лет. Трактовка проблемы рабовладения занимала центральное место в экономической мысли Древней Греции, которая достигла своей зрелости в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Ксенофонт(430 - 355 гг. до н.э.) в своих трудах “О доходах” и “Экономикос” (учение о хозяйстве) рассматривает структуру экономики с точки зрения деления на отрасли, выделяя при этом сельское хозяйство, ремесленничество, торговлю. Его идеалом было натуральное хозяйство. Торговля должна использоваться лишь в целях обогащения землевладельцев. Рабство рассматривалось как естественная форма эксплуатации. Признавая низкую производительность рабского труда, он рекомендовал использовать материальные стимулы. В трудах Ксенофонта впервые в истории экономической мысли рассматриваются вопросы разделения труда, содержатся попытки проанализировать ценность товара как единство потребительской и меновой. Ксенофонт анализирует функции денег, а именно: деньги рассматриваются как средство обращения и средство накопления сокровищ. Платон(427 - 347 гг. до н.э.) в своем труде “Государство” создал проект идеального государственного устройства. В работе “Законы” исследуется государство более близкое к реальной действительности. Задачей государства, согласно Платону, является разрешение противоречий между многообразием потребностей и однообразием способностей людей. Платон - сторонник натурального хозяйства, поэтому он на первое место ставит земледелие, ремесло и торговля являются занятиями непочетными. Рабство есть вечная и естественная форма эксплуатации. У Платона имеют место догадки о том, что деньги выполняют функцию меры стоимости. Цена, по Платону, должна регулироваться государством и устанавливаться так, чтобы обеспечить получение умеренной прибыли. Согласно Аристотелю (384 - 322 гг. до н.э.), деление людей на свободных и рабов объясняется законами природы. Рассуждая о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей, Аристотель выделяет экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительской стоимости, необходимой для жизни домашнего хозяйства и государства. Хрематистика - это искусство наживать состояние путем торговли. Она не соответствует законам природы. Из анализа форм стоимости Аристотель делает вывод, что вещь используется двояко - для удовлетворения определенной потребности и для обмена, то есть существует потребительская и меновая стоимость. При анализе форм торговли Аристотель показал, что меновая торговля (Т1- Т2) уступил место товарному обращению (Т1- Д - Т2), которое переходит в обращение денег в виде капитала (Д1 - Т - Д2). Деньги выполняют функцию меры стоимости и средства обращения. Согласно Аристотелю, существует различие между обращением денег как денег и денег как капитала. Последнее относится к хрематистике и осуждается Аристотелем. Первый этап развития экономических идей представлен также экономической мыслью средневековья, для которой присущ богословский характер, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства. Второй этап развития экономических идей представлен меркантилизмом, классической школой политической экономии, маржинализмом. Термин “меркантилизм” (от итальянского “мерканте”, что означает торговец, купец) впервые обрел свое значение в трудах А.Смита. Меркантилизм представляет собой первую в истории экономической мысли попытку теоретического обоснования экономической политики государства. Меркантилизм не является еще экономической наукой, так как его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификации. Представители меркантилизма не имеют согласованной между собой концепции и общего аналитического инструментария. Только в трудах комментаторов истории экономической мысли принципам меркантилизма было придано определенное единство и логическая связь, практически отсутствовавшая на деле. Ведущими принципами мировоззрения меркантилистов являются следующие положения: - золото и сокровища любого рода есть абсолютная форма богатства; - регулирование внешней торговли с целью привлечения в страну золота и серебра; - поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; - протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; - поощрение экспорта готовой продукции; - рост уровня населения для поддержания низкого уровня заработной платы; - импорт должен состоять из сырья и полуфабрикатов, произведенных с интенсивным применением капитала, тогда как экспорт - из конечного продукта, произведенного с интенсивным применением труда, так как чистый экспорт труда поддерживает занятость внутри страны и увеличивает “доход от зарубежных источников”. Классическая политическая экономия возникла в период утверждения капиталистических отношений. Развитие мануфактурного капитализма привело к тому, что сфера производства становится основным источником прибыли. Это потребовало замены доктрины меркантилизма, который идеализировал сферу обращения и опираясь на концепцию активного торгового баланса, доказывал, что абсолютной формой богатства является золото и серебро. В качестве источника прибыли он рассматривал только внешнюю торговлю. Меркантилизм не превратился в теоретическую систему, так как не выработал единой концепции и аналитического инструментария, не создал строгого понятийного аппарата и собственной системы законов. В отличие от меркантилизма, в рамках классической школы политической экономии впервые в истории экономической мысли создается общая основа науки - единая теория производства и распределения, дается анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале, ряд примеров их применения в экономической политике. На смену поверхностному обобщению экономических явлений в рамках меркантилизма приходит анализ внутренних экономических связей. Объектом анализа представителей классической школы становится материальное производство. Классическая политическая экономия исходит из противопоставления между количественно ненаращиваемой землей и количественно наращиваемым трудом, где капитал относится к категории “труд” как подверженный откладыванию в запас промежуточное благо. Задача классического экономического анализа - раскрыть каким образом изменения в количестве и качестве рабочей силы воздействуют на темп роста совокупного продукта. Таким образом, темп роста общественного продукта рассматривается функцией от нормы прибыли на капитал. Акцент делается на процессе накопления капитала и проблеме экономического роста в контексте экономики частного предпринимательства. Исходной точкой для анализа является совершенная конкуренция, ибо она несет тенденцию к расширению рыночной сферы, вызывая дальнейший прогресс в разделении труда. Роль государства в экономических отношениях, с точки зрения сторонников классической школы, незначительна и заключается в создании правовой основы частного предпринимательства и соответствующей общественной атмосферы, в формировании благоприятного налогового климата, в разумном протекционизме во внешней торговле. Экономическое благосостояние является физической категорией, рассматриваемой как объем совокупного производства. Классическая экономическая теория выводит цены из “естественных” норм вознаграждения трех факторов производства, которые исследуются тремя самостоятельными разделами единой системы - теориями ренты, капитала, заработной платы. Рассматривая традиционную проблему теории стоимости, а именно: пытаясь отыскать естественный закон, определяющий количественные пропорции товарообмена, или ответить на вопрос - чем объясняются реальные соотношения цен - представители классической школы создают трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара, лежащая в основе его цены, есть воплощенный в товаре труд. Трудовая теория стоимости проходит длительное развитие и предстает в законченном виде в экономической системе К.Маркса. Представители классической школы используют развитый аналитический инструментарий, включающий такие методы анализа экономических явлений, как анализ и синтез, индукция и дедукция, принцип единства исторического и логического и т.д. Классическая школа политической экономии представлена системами У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса, Ж.-Б. Сея, Дж.Ст.Милля, Р.Мальтуса и т.д. Маржинализм (в переводе с французского “marginal” означает предельный) - теория, объясняющая процессы и явления, исходя из использования предельных, то есть приростных значений экономических показателей, крайних величин или состояний. В экономической литературе под “маржиналистской революцией” понимается почти одновременное, но не зависимые открытия в начале 70-х гг. XIX века Джевонсом (Англия, Манчестер), Менгером (Австрия, Вена), Вальрасом (Швейцария, Лозанна) принципа убывающей предельной полезности. Однако в 1878 году в Британском музее английский профессор Адамсон обнаружил книгу немецкого автора Г.Госсена, где были изложены начала маржиналистского анализа. В отличие от классической школы, основная идея маржинализма - исследование предельных величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, народного хозяйства в целом, то есть на микро- и макроэкономическом уровнях. Таким образом, современный маржинализм - это наука, изучающая взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные способы применения. Это концепция общего равновесия в пределах статической структуры. Альтернативная возможность предполагает использование ресурсов и затрат времени только для достижения одной цели. Для методологии маржинализма характерно: 1). Использование предельных величин для характеристики происходящих изменений, тогда как классическая теория использует для характеристики сущности экономических явлений суммарные или средние величины. 2). Классическая политическая экономия использовала причинно-следственный (каузальный) анализ сущности экономических явлений и процессов. В рамках маржинализма экономика исследуется как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся благами, т.е. предпочтение отдается функциональному анализу. 3). Маржинализм (в отличие от классической школы) широко используем математические методы анализа, и прежде всего дифференциальное исчисление, при исследовании экономических процессов. При этом данные методы применяются как для анализа экономических процессов, так и для принятия оптимальных решений. Экономические функции рассматриваются непрерывными и дифференцируемыми в каждой точке. Однако для маржинализма важен не столько предельный анализ, сколько принцип, согласно которому экономическое поведение субъектов хозяйствования есть максимизирующее поведение при наличии ограничений. Он реализуется при уравнивании предельных значений. Если определенное количество чего-либо распределяется между несколькими конкурирующими способами применения, то среди возможных распределений существует некоторое “эффективное”, когда каждая единица делимого распределена так, что выгода перемещения ее к одному из способов будет равна потерям от отвлечения ее от другого способа. Проблема распределения имеет максимизирующее решение, когда передача единицы делимой величины способу употребления подвержена закону убывающей отдачи. В теории домохозяйств это закон убывающей предельной полезности принцип равенства предельной полезности денежных единиц, затраченных на покупки различных благ. В теории фирмы это закон убывающей предельной производительности, принцип равенства предельных физических продуктов на каждый рубль стоимостной оценки факторов производства. Таким образом, маржинализм использует микроэкономический анализ, основанный на равенстве предельных норм замещения. 4). Революционные изменения происходят в теории денег. Маржинализм отказывается от ортодоксальной количественной теории денег, сформулированной Дж.Ст.Миллем, Д.Рикардо. В рамках маржинализма возникает формула современной количественной теории денег - формула Фишера, формулируется понятие “склонности к ликвидности” как исходной категории анализа сферы денежного обращения. Традиционно выделяют два этапа “маржиналистской революции”: 1 этап относится к 70-80-м гг. XIX века и отмечен работами Менгера, Джевонса, Вальраса, Бем-Баверка, Визера. Для этого периода развития маржинализма характерен кардиналистский подход к оценке полезности и спроса, то есть допускается возможность оценки полезности в условных единицах - ютилях (от англ. utility of good - полезность). В 90-е годы наступает второй этап в развитии маржинализма, для которого характерен отказ от субъективизма. Этот этап рассматривают как продолжение классической экономической теории и с его появлением связывают зарождение неоклассического направления в экономической мысли. Возникает ординалистская трактовка полезности и спроса, не допускающая измерения полезности в условных единицах и признающая то благо наиболее полезным для потребителя, которое является для него наиболее предпочтительным. В этот период появляются работы Маршалла, Кларка, Парето. Данный период в развитии маржинализма значительно отличается от этапа предыдущего, а именно: - если на первом этапе развития маржинализма в центре внимания экономического анализа находилась проблематика, связанная с потреблением (спросом), а классическая теория отдавала предпочтение анализу производства (предложения), то на втором этапе развития маржинализма приходит понимание необходимости одновременного изучения обеих сфер; - использование в неоклассической теории метода математического моделирования как средства реализации концепции экономического равновесия на микроуровне привело к исключению из предмета экономического анализа проблемы факторов экономического роста и проблем макроэкономического характера. Экономический рост рассматривается как нормальное состояние экономических систем, поддержание устойчивых темпов которого связано с действием закона Ж.Б.Сея. В рамках маржинализма возникло несколько школ, отличающихся несколько друг от друга по характеру анализируемых проблем. Среди них - австрийская школа (К.Менгер, Э.фон Бем-Баверк, Ф.фон Визер), лозаннская школа (Л.Вальрас), кембриджская школа (А.Маршалл), американская школа Дж.Б.Кларк). Третий этап развития экономических идей представлен кейнсианством, неоконсерватизмом и институционализмом. Кейнсианская экономическая теория стала доминирующей в экономической мысли со времен “Великой депрессии” и будучи в значительной степени дополненной и модифицированной, составила основу современной макроэкономики. Наибольшую известность получила книга Дж.М.Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, вышедшая в свет в 1936 году и являющаяся одной из наиболее фундаментальных и известных в мире работ по экономике. Дж.М.Кейнс исходит из критики неоклассической теории, согласно которой задачей экономической теории является выбор наилучшего из вариантов использования ограниченных ресурсов в соответствии с законами убывающей предельной полезности и убывающей производительности. В реальности, по Дж.М.Кейнсу, существует переизбыток ресурсов - массовая безработица, недогруженные производственные мощности, празднолежвщий капитал и т.д. В силу этого необходимо прежде всего ответить на вопрос о путях перехода экономики от неполной занятости к полной. Кейнсианская теория может рассматриваться как общая экономическая теория, тогда как неоклассическая теория - только ее частный случай. Так, например, с точки зрения Дж.М.Кейнса равновесие в экономике устанавливается при неполной занятости и неполном объеме производства, тогда как равновесие при полной занятости и полном объеме производства - лишь частный случай такого равновесия. Микроэкономическому подходу, который господствовал в пределах классической экономической школы, Дж.М.Кейнс предпочел макроэкономический метод, то есть исследование зависимостей и пропорций между агрегированными экономическими показателями - национальным доходом, сбережениями, инвестициями, потреблением и т.д. Кейнсианский анализ - это анализ экономических процессов в краткосрочном периоде, допускающий неизменность цен на факторы производства. Влияние научно-технического прогресса на состояние экономических отношений игнорируется. Наряду с функциональным анализом Дж.М.Кейнс широко использует для анализа экономических процессов методы причинно-следственного, каузального анализа. Кейнсианская экономическая теория использует идеи А.Маршалла при анализе стоимости, равновесной цены, прибыли, ренты и т.д. Дж.М.Кейнс исходит из того, что при капитализме не существует механизма, который гарантирует полную занятость и полный объем производства. Он утверждает, что экономика может быть сбалансированной, то есть достичь равноценного совокупного объема производства при значительном уровне безработицы и существенной инфляции. Капитализм не является саморегултирующейся системой. Причинами безработицы и инфляции являются не внешние для экономической системы факторы, а факторы внутренние, а именно несовпадение инвестиционных планов и планов сбережений. Дж.М.Кейнс отвергает закон Ж.-Б.Сея на том основании, что ставка процента не способна привести в соответствие сбережения домохозяйств и инвестиционные планы предпринимателей. Причиной этого является тот факт, что субъекты сбережений и инвесторы - это разные общественные группы, руководствующиеся различными мотивами принятия решений. При этом для субъектов сбережений подобные решения не связаны с величиной процентной ставки. В начале 70-х годов XX в. проявляется несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими отношениями. Это проявляется в снижении темпов роста производительности труда, в ухудшении условий воспроизводства. Попытки выйти из кризиса путем дефицитного финансирования и экспансионистской политики денежно-кредитных органов превратились в механизм накачки денежных средств в экономику, что подстегнуло инфляцию. Экономический кризис 1979-81 гг. стал кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под его воздействием сложилась неоконсервативная модель государственного регулирования экономики. Представители неоконсервативной волны опираются на теории неоклассической школы. Исходными положениями неоклассического направления являются следующие моменты: - рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике, следовательно, ситуация, при которой уровень расходов будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости, невозможна; - нарушения равновесия состояния экономики вызывается внешними причинами, при этом включаются такие рычаги регулирования, как цена, заработная плата, ставка процента, вследствие чего снижение общих расходов не влечет за собой сокращение реального объема производства, занятости и реальных доходов. Эти утверждения опираются на закон Ж.Б.Сея, согласно которому предложение рождает собственный спрос. Логика рассуждений приводит к выводу о том, что рыночная экономика стабильна и наилучшей политикой является политика «laissez faire», то есть политика невмешательства государства. Однако между кейнсианством и неоклассическим направлением не существует непроходимой грани. В реальной действительности они тесно переплетаются. Классическая модель, исходящая из гибкости цен, заработной платы и ставки процента и отражающая взаимосвязь между реальным объемом национального производства и уровнем цен, предполагает, что рост совокупных расходов приводит к росту уровня цен при неизменном объеме национального производства. Классический отрезок соответствует состоянию полной занятости и полного объема производства. В пределах консервативного течения развивается ряд направлений и школ. Наиболее влиятельные из них - чикагская школа, противопоставившая кейнсианству в 1950-60-е годы доктрину монетаризма - теорию, исходящую из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на ход экономических процессов; школа рациональных ожиданий, выступившая с “новой классической теорией”, доказывающей бесперспективность любой систематической стабилизационной политики; вирджинская школа, пропагандирующая отказ от государственного вмешательства с помощью нетрадиционных для классического течения аргументов. Общий вывод неоклассической теории: хотя неожиданные колебания цен могут вызвать краткосрочную макроэкономическую нестабильность, экономика остается устойчивой в долгосрочном плане при объеме выпуска, соответствующем уровню полной занятости. В конце ХIX - начале XX веков возрастает роль государства в регулировании экономических процессов. В этих условиях на первый план выдвигается необходимость анализа политико-правовызх аспектов рыночной системы. Это приводит к возникновению институционализма. Институционализм (от лат. Institutum - установление, устройство, учреждение) возникает в конце XIX века и окончательно оформляется к 1920-30 гг. XX века. Экономика рассматривается институционалистами как система, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых главная роль принадлежит технико-экономическим факторам. Под категорией “институт” понимается государство, корпорация, профсоюзы, конкуренция, налоги, юридические нормы, образ мышления и т.д. Недостатком капитализма является засилье монополии, растущая бездуховность, милитаризация экономики и т.д. Институционализм проходит долгий путь в своем развитии. К 1930-30-е годам относится старая негативная школа институционализма, представителями которой были Т.Веблен (1857-1920), Дж.Р.Коммонс (1862-1945), У.К. Митчелл (1874-1948). В послевоенные годы формируется поздний институционализм, опирающийся на позитивизм, описывающий противоречия рыночной экономики и предлагающий собственные рецепты по трансформации экономической политики, опирающейся на кейнсианскую теорию. Этот период представлен экономическими системами Дж.М.Кларка, А.Берли, Г.Минза. В 1960-е годы формируется неоинституционализм, или социально-институциональное направление. Представителями данного направления являются прежде всего Дж.К.Гэлбрейт, создатель тори конвергенции, Р.Хейлбронер. В рамках институционализма существует масса течений и школ. Однако всех представителей институционализма объединяет методология, для которой характерно: 1). Неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассической экономической теории; 2). Стремление к интеграции экономической науки с другими общественными науками; 3). Стремление к детальным количественным исследованиям; 4). Утверждение необходимости усиления государственного регулирования экономики. Представители институционального направления внесли большой вклад в развитие современной теории управления, теории организации систем, общей теории систем, в понимание механизма экономического цикла. В современной экономической теории имеет место большое количество концепций, содержащих ценностные суждения, которые никогда не могут быть проверены эмпирическим путем и которые не позволяют прогнозировать экономическое поведение. Для отделения ложных суждений от истинных, нормативных от позитивных следует изучать историю экономической мысли, которая является своеобразной лабораторией. Она позволяет нам рассматривать достижения экономистов с определенной предусмотрительностью. Знание наследия прошлого позволит современному поколению экономистов не изобретать колеса, а, опираясь на огромный историко-экономический материал, создавать новые и совершенствовать существующие теоретические системы, формировать эффективную экономическую политику на макро- и микроуровнях.
Вопросы для повторения. 1. Охарактеризуйте основные экономические идеи и течения эпохи дорыночного хозяйства. 2. Сформулируйте основные принципы экономических школ эпохи нерегулируемого рынка. 3. Дайте характеристику экономических концепций эпохи регулируемого рынка. 4. Объясните содержание абсолютистского и релятивистского подходов к анализу экономических идей.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |