КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Датчики противопожарных систем
Источники и специфика пожаров на летательных аппаратах. Состав, классификация и принцип действия типовых систем сигнализации и тушения пожара. Возникновение пожара на летательном аппарате в полете представляет исключительную опасность и при непринятии мер может иметь катастрофические последствия. Это обусловлено наличием на борту десятков и даже сотен тонн топлива, масел, гидросмесей и других горючих жидкостей и их транспортировкой по трубопроводам, общая протяженность которых достигает сотни метров. Кроме того, на борту боевого самолета или вертолета могут находиться в большом количестве боеприпасы в виде бомб, снарядов и ракет, что в случае возникновения пожара ведет к их детонации и взрыву. Пожар в полете опасен тем, что невозможно немедленно прекратить полет для принятия экстренных мер по его тушению. Кроме того, как правило, очаг пожара недоступен для экипажа, а интенсивный воздушный поток в зоне пожара способствует его лавинообразному распространению. Наиболее пожароопасными на самолете являются отсеки: - силовых установок, так как в них расположены наиболее горячие части двигателя, топливные и масляные магистрали высокого давления, электрогенераторы и стартеры; - вспомогательных силовых установок; - крыльевых топливных баков; - шасси, некоторые агрегатные и грузовые отсеки. Таким образом, пожар в полете обладает рядом характерных особенностей: - невозможностью внезапного прекращения полета для принятия экстренных мер тушения; - интенсивным продувом и обилием воздуха, раздувающего пламя; - невозможностью непосредственного доступа в зону пожара. Все это приводит к тому, что возникший пожар за несколько секунд превращается в очаг большой интенсивности, температура в котором достигает более 1000 °С, и ликвидация его представляет уже весьма большие трудности. Вывод: перечисленные особенности определяют, в свою очередь, жесткие требования к самолетным системам пожарной сигнализации и пожаротушения, основными из которых являются: - высокая достоверность информации о пожаре; - указание места возникновения пожара; - минимальная инерционность срабатывания систем; - высокая эффективность средств пожаротушения; - большая степень автоматизации систем; - дистанционное управление средствами пожаротушения; - высокая надежность.
Состав, классификация и принцип действия систем сигнализации и тушения пожара. На современных самолетах и вертолетах необходимый уровень пожарной и взрывной безопасности обеспечивается широким применением пассивных и активных средств защиты от пожара и взрыва. Средства пожаротушения предназначены для надежного тушения пламени в минимально короткое время с целью предотвращения его распространения. Бортовые средства пожарной защиты должны обеспечивать не только локализацию и ликвидацию очага пожара при его возникновении, но и предотвращение возникновения пожара. Предотвращение пожара обеспечивается пассивными средствами, а локализация и ликвидация очага пожара активными средствами пожарной защиты. Пассивные средства пожарной защиты представляют собой ряд конструктивных мер, таких, как установка противопожарных перегородок, размещение двигателей силовой установки на подвесных пилонах с возможностью их отделения в случае возгорания, надежная герметизация всех видов магистралей, использование системы нейтральных газов и др. Нейтральный газ может храниться на борту в сжатом состоянии в специальных баллонах или вырабатываться в генераторах нейтрального газа при сжигании в них основного топлива, т.е. авиационного керосина. По мере выработки топлива из топливных баков освобождающееся в них пространство заполняется нейтральным газом, что исключает возможность накопления и взрыва в баках паров топлива. Активные средства пожаротушения – это системы, состоящие из: - системы сигнализации о пожаре (ССП); - системы пожapoтушения. Исходя из вышесказанного, противопожарное оборудование самолёта предназначено для обнаружения, сигнализации и ликвидации пожара, возникшего на его борту. Различают следующие типы противопожарных систем: - автоматические; - ручные. В системах автоматического управления система сигнализации о пожаре и система пожаротушения включаются одновременно, без вмешательства летчика, по сигналам с датчиков – сигнализаторов (ДС) пламени. В системах ручного управления система сигнализации о пожаре срабатывает автоматически по сигналам с датчиков-сигнализаторов пламени, а средства тушения пожара включаются летчиком вручную. Система сигнализации о пожаре предназначена для современного и достоверного определения места пожара и автоматической выдачи светового и звукового сигналов. Она включает в себя: - сигнализаторы (датчики пожара), расположенные в пожароопасных местах и отсеках самолёта; - усилительно - преобразовательные блоки; - блоки сигнализации – для выдачи светового или звукового сигнала. Для гашения пожара используются огнегасящие жидкости или чаще нейтральные газы (азот, гелий, аргон, углекислота), хранящиеся на борту самолета в баллонах под давлением (100 - 150)105 Па. Таких баллонов может быть несколько. Средства пожаротушения состоят из: - пожарных баллонов; - магистралей с коллекторами, снабжёнными большим числом отверстий для разбрызгивания огнегасящего состава; - кранов разгерметизации баллонов с электропиротехническими приводами; - магистральных кранов с электромагнитным приводом, осуществляющие пропуск газа к нужному коллектору. При ручном управлении включение электромагнитных кранов осуществляется летчиком вручную путем нажатия на соответствующую кнопку или включением выключателя. Кроме того, в случае возникновения пожара на двигателе его топливная магистраль перекрывается с помощью специальных электромеханических кранов. Эффективность ликвидации пожара на борту летательного аппарата существенным образом зависит от времени его обнаружения после начала возгорания. Нормы летной годности ЕНЛГ-С и НЛГС-2 определяют следующие требования ко времени обнаружения пожара: - датчики пожара должны обнаруживать пожар в пожароопасных отсеках, таких, например, как мотогондолы двигателей, не позднее чем через 3 с после его возникновения; - в грузовых и технических отсеках сигнал о появлении дыма при возникновении тлеющего очага пожара должен выдаваться не позднее, чем через 100 с после его возникновения; - инерционность датчиков температуры не должна превышать 30 с; - датчики в пожароопасных отсеках должны сохранять работоспособность при температуре пламени до 1100°С в течение не менее 5 минут. Датчики пожара подразделяются на тепловые, ионизационные и отоэлектрические. Тепловые датчики бывают двух типов: - датчики максимального действия; - датчики дифференциального действия. Рассмотрим тепловой датчик максимального действия с биметаллической мембраной в качестве чувствительного элемента (рис. 1). Рис. 1. Сигнализатор пожара с тепловым биметаллическим датчиком
При отсутствии пожара, т.е. при невысокой температуре окружающей среды, биметаллическая мембрана удерживает контакты датчика в замкнутом состоянии. Сигнальное реле в этом случае находится под током, и его нормально-замкнутые контакты удерживаются в разомкнутом состоянии. В случае возникновения пожара и повышения температуры J в месте установки датчика, биметаллическаямембрана начинает деформироваться и в момент времени, когда выполнится условие , где - конструктивный параметр датчика, произойдет размыкание контактов , реле обесточится и нормально-замкнутые контакты реле замкнутся, что приведет к загоранию сигнальной лампы . Нажатием кнопки экипаж приводит в действие электрокран , который обеспечивает доступ пожарогасящей жидкости из специального баллона к месту пожара. Рассмотренный способ включения сигнального реле обеспечивает выдачу сигнала о пожаре даже в случае разрушения вследствие пожара самого датчика.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |