КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федорова А. В
Информационные технологии управления: Учеб. пособие / ИЦМиЗ СФУ.- Красноярск, 2007. – с. В учебном пособии изложены основные понятия информатики, информационных технологий. Приведены технические и программные средства информационных технологий. Пособие охватывает широкий круг вопросов, связанных с использованием информационных технологий на экономическом объекте. Особое внимание уделено процессу обработки информации, рассмотрены характеристики экономических информационных систем. Представлен обзор информационных технологий и программных продуктов интеллектуальной поддержки управленческих решений. Пособие ориентировано на студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», а также на студентов экономических специальностей и широкий круг читателей, связанных с использованием информационных технологий в организационном управлении. Принятые сокращения АРМ - автоматизированное рабочее место БД - база данных БнД - банк данных ВС - вычислительная сеть ВЯД - встроенный язык данных ИСУ - информационная система управления ИТ - информационные технологии ИС - информационная система ИСУП - интегрированная система управления предприятием КИС - корпоративная информационная система ЛВС - локальная вычислительная сеть ЛПР - лицо принимающее решение МБД - машины баз данных ОС - операционная система ПК - персональный компьютер ПО - программное обеспечение ППП - пакеты прикладных программ ПЯД - прикладной язык данных РБД - распределенная база данных САДП - система автоматизации деловых процессов СОД - система обработки данных СППР - система поддержки принятия решений СУБД - система управления базами данных СУБМ - система управления базой моделей СУЭД - система управления электронными документами ХД - хранилище данных ЭВМ - электронно-вычислительная машина ЭД - электронный документ ЭИС - экономическая информационная система ЭС - экспертная система ЭСУД -электронная система управления документооборотом ЯМД - язык манипулирования данными ЯОД - язык описания (обработки) данных
Введение Управление современным предприятием в условиях рыночной экономики является сложным процессом, включающим выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках для решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижения научно-технического прогресса и все возрастающего развития информатики. Информационные технологии оказывают все большее влияние на различные стороны нашей жизни, в том числе на экономику. Достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, информационные технологии расширяют возможности эффективного управления, предоставляя в распоряжение менеджеров, руководителей производства всех уровней новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений. Понятие информационная технология возникло в последнее десятилетие ХХ века в процессе становления информатики. Особенность информационной технологии заключается в том, что в качестве предмета и продукта труда выступает информация, а орудия труда - средства вычислительной техники и связи. Возникновение информационной технологии, как науки о производстве информации стало возможным при рассмотрении информации, как вполне реального производственного ресурса наряду с другими материальными ресурсами. Известно, что большая часть усилий людей, занятых в информационном секторе, имеет своей целью управление людьми и машинами в ходе трудового процесса, при этом усложнение трудового процесса вызывает трудности управления при обработке информации вручную. Основное же качество менеджера, управляющего - эффективно, с наименьшими потерями, реализовать поставленную цель. Менеджерам часто приходиться принимать решения в условиях большой неопределенности (инфляция, нестабильный курс валют, изменение налоговых и правовых условий работы и т.д.). В этом случае преимуществом вычислительной техники является быстрый просчет вариантов и выдача ответов на вопросы типа «что, если?». Компьютер все чаще выступает в роли консультанта, но принятие решений остается за руководителем. Информационные технологии в управлении - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств, с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления [11]. Стремительно развивающиеся и широко охватывающие сферы интересов менеджера информационные технологии помогают преодолевать пропасть между экономикой и математикой, являются наиболее эффективными носителями современных методов решения экономических задач, способствуют согласованию экономических процедур с международными требованиями и подключают к единому информационному пространству - экономическому и образовательному. Применение современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и как результат - возможность принятия своевременных управленческих решений. 1 Общие сведения об информационных технологиях. Прогнозы ученых говорят о том, что большинство западно-европейских стран, и с некоторым отставанием и Россия, не позднее середины будущего столетия перейдут в информационное общество. Исчерпывающей характеристики информационного общества пока не существует, но предполагается, что в таком обществе будут полностью удовлетворены информационные потребности населения. В настоящее время эти потребности еще не до конца осознаны и в недостаточной степени сформированы. Считается, что в информационном обществе все развивающийся процесс компьютеризации даст людям доступ к источникам информации и, избавив их от рутинной работы, позволит перейти на более высокий уровень автоматизации обработки информации не только в производственной, но и в социальной сфере. В информационном обществе происходит сдвиг в направлении производства и потребления знаний и интеллекта, в отличии от производства и потребления товаров в индустриальном обществе. Информационное общество по современным воззрениям - это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом. Новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической является новой средой обитания человека [23]. Обычно начальный этап перехода к информационному обществу характеризуется массовым стихийным внедрением автономной вычислительной техники, несложного телекоммуникационного оборудования и автоматизацией простейших процессов. Фактически этот период можно охарактеризовать, как этап компьютеризации. Следующий этап отличается созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью телекоммуникационных сетей. Сложность работы и затраты на этом этапе информатизации значительно выше, чем на первом, и требуют соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и координации со стороны участников процесса. Этот этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенные в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их последующая интеграция. Продолжается формирование информационной культуры населения. Второй этап формирования информационного общества может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграции информационных сетей. Третий этап формирования информационного общества характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться городским, общегосударственным и мировым информационными фондами, но и непосредственно пополнять их. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя и превращается в основной ресурс развития города, поэтому третий этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда 1.1 Понятие «информационной технологии» Термин «технология» имеет множество толкований. В широком смысле под технологией принято понимать науку о законах производства материальных благ, вкладывая в нее три основные части: идеологию, т.е. принципы производства; орудия труда, т.е. станки, машины, агрегаты; кадры, владеющие профессиональными навыками. Это информационная, инструментальная и социальная составляющие технологии. Информационные технологии (ИТ) обеспечивают переход от рутинных к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование. Информационные технологии включают в себя не только компьютерные технологии, представленные оборудованием и программным обеспечением для обработки и хранения информации, важной составляющей информационной технологии являются телекоммуникации, обеспечивающие дистанционную передачу данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи. Управляющие ИТ обеспечивают управление доставкой прикладных ИТ к работникам, имеющим персональный компьютер на своем рабочем месте. Они включают управляющую речевую почту, электронную почту и программное обеспечение (ПО) рабочих групп, позволяющие работникам сообщать и разделять информацию с членами их рабочих команд или менеджерами, используя сетевые технологии. Управляющие ИТ также включают управление сетями, соединяющими работников различных регионов, и позволяют общаться с поставщиками и клиентами через Интернет. Технологический процесс является частью информационного процесса, включающей физические, механические и др. действия по изменению состояния информации. Несмотря на то, что информация всегда использовалась для управления, понятия «информация» и «информационные ресурсы» достаточно долго не рассматривались как экономические категории. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организационной структурой, конечный продукт представлен обоснованным на анализе ситуации, исходя из цели и разработанной для ее достижения программы принятым решением. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации. Информационные ресурсы – имеющиеся факты, отдельные документы и массивы документов, данные и знания в информационных системах, отражающие реальное, изменяющееся во времени состояние общества [12, 23]. Факты - результат наблюдения за состоянием предметной области. Документы - часть информации, определенным образом структурированная и занесенная на бумажный носитель. Данные - вид информации, отличающийся высокой степенью форматированности в отличие от более свободных структур, характерных для речевой, текстовой и визуальной информации. Знания - результат теоретической и практической деятельности человека, отражающий накопление предыдущего опыта и отличающийся высокой степенью структурированности. Информацию как вид ресурса можно создавать, передавать, искать, принимать, копировать, обрабатывать, уничтожать. Информационные образы могут создаваться в самых разнообразных формах: в форме световых, звуковых или радиоволн, электрического тока или напряжения, магнитных полей, знаков на бумажных носителях. Таким образом, информационную технологию можно рассматривать как совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей. Информационная технология базируется на реализации разнообразных информационных процессов, среди которых выделяют базовые, характерные для любой информационной технологии. Базовый технологический процесс основан на использовании стандартных моделей и инструментальных средств и может быть использован в качестве составной части информационной технологии. К числу базовых технологических процессов можно отнести: операции извлечения, транспортировки, хранения, обработки и представления информации. Процесс извлечения информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление. В процессе транспортирования осуществляют передачу информации на расстояние для ускоренного обмена и организации быстрого доступа к ней, используя различные способы преобразования. Процесс обработки информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных объектов», путем выполнения некоторых алгоритмов. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией и главным средством увеличения ее объема и разнообразия. Процесс хранения связан с необходимостью накопления и долговременного хранения данных, поддерживая их актуальность, и обеспечивая целостность, безопасность и доступность. Процесс представления и использования информации направлен на решение задачи доступа к информации в удобной для пользователя форме. Базовые ИТ строятся на основе базовых технологических операций, но дополнительно включают ряд специфических моделей и инструментальных средств. Этот вид технологий ориентирован на решение определенного класса задач и используется в конкретных технологиях в качестве отдельной компоненты. Это мультимедиа-технологии, геоинформационные технологии, технологии защиты информации; CASE-технологии, телекоммуникационные технологии, технологии искусственного интеллекта. Специфика конкретной предметной области находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и др. Наиболее развитыми в настоящее время являются информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии), в промышленности и экономике, в образовании, ИТ автоматизированного проектирования. Устранение этих противоречий возможно несколькими путями: • актуализацией представляемой информации; • обеспечением совместимости старых и новых технологий за счет использования новых экономико-математических моделей, разработки и внедрения новых стандартов на методы, модели и средства; • систематизацией информации, представляемой для принятия решений, использованием новых форм представления, в частности визуальной (три четверти информации об окружающем мире пользователи получают визуально, а деловая информация в основном представляется в текстовом виде). Важным аспектом при сближении информационных и управленческих технологий является активное использование знаний. Жизненный цикл информации (рис. 2) включает данные, информацию, знания, накопленный опыт. Данные являются основой для производства информации, осуществляемой в результате сбора, обогащения и передачи данных. Переход от информации к знаниям происходит на основе обработки информации и использования искусственного интеллекта. Знания позволяют естественным путем сократить огромные информационные потоки. Поэтому важнейшей задачей является развитие процесса управления знаниями, включающего их извлечение из накопленного опыта и правильное применение для решения конкретных задач. Современные информационные системы - сложные интегрированные комплексы, представляющие собой набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |