Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российского бизнеса




Социально-психологические аспекты формирования

Назовите критерии социальной эффективности деятельности организации социальной сферы.

3. В чем единство и в чем противоречия между экономической и социальной эффективностью деятельности организации социальной сферы?

4. Имеет ли значение правовая форма организации социальной сферы в выборе методологии оценки эффективности ее деятельности?

5. Какова роль менеджера в повышении эффективности деятельности организации социальной сферы?


Глава 8. Менеджер: место и роль в коммерческой организации[9]

 

 

Особенности переходной экономики России связаны с формированием нового исторического типа предпринимательства. Принципиально важной видится постановка следующих вопросов: при каких условиях и при какой организации деятельности предпринимательство сможет оправдать надежды на либеральную демократизацию экономики. При рассмотрении особенностей переходной экономики прежде всего выделяются такие характерные ее черты, как целевая установка на получение прибыли, свобода и автономность экономического поведения, самостоятельность в принятии решений, личная ответственность и риск.

Предприниматели новой генерации нередко считают себя людьми, свободными от прежней морали, и не считаются с теми обязательствами, которые накладывает на них государство. Их установки и убеждения - прибыль любой ценой и любыми средствами. Свобода, безусловно, важнейшее социокультурное условие развития бизнеса, которое проявляется как единство двух составляющих:

– внешняя свобода от запретов и ограничений на развитие бизнеса;

– внутренняя свобода как деятельная способность самого предпринимателя.

Но свобода экономической деятельности не равна произволу. Первая составляющая свободы должна проявляться в правовом обеспечении рыночных отношений, а также в нравственных императивах, что и служит гарантом ее проявления. Но, к сожалению, мы сегодня наглядно видим, что по безнравственности российского бизнеса наша страна “впереди планеты всей”.

Внутренняя свобода самого предпринимателя складывается из следующих факторов:

– улавливание рыночной “ниши”;

– сознательный выбор конкретной экономической задачи, разработка стратегии и ее реализация;

– интуиция, спонтанность принятия решения.

Помехой для реализации свободы предпринимателя выступает страх неудачи, который связан, с одной стороны, с пониманием высокой степени риска, а с другой — с пониманием нехватки знаний.

В результате отсутствия цивилизованных юридических норм и законов развития рыночных отношений, умения применить на практике современные технологий менеджмента Россия имеет адекватный этим условиям рынок. Стратегия поведения многих российских предпринимателей, создание групп и орга­низа­ций, характер использования ресурсов и особенности вложения капиталов мало имеют общего с историей российского предпринимательства и цивилизованным рынком наиболее развитых государств. Не случайно постсоветская форма предпринимательства называется девиантной, а экономи­че­ское поведение сводится к стремлению к неограниченной власти и бесконтроль­ности, к обогащению в сферах, дающих возможность быстрой оборачиваемости капитала, махинаций, противоправных действий (в сферах торговли, банковских услуг, наркобизнеса и т.п.). По мнению исследователей, “Психология этих “крутых“ героев настолько далека от того, что требуется настоящей продуктивной экономике, настолько близка к архетипам кочевнической “удали“, набега и захвата, что трудно себе представить те меры, посредством которых общество могло бы вер­нуть­ся к добродетелям трудового образа жизни”[10]. Отрицательные явления в обществе, деморализация населения объяснимы неустойчивостью переходного периода, при котором прежняя система хозяйствования уже сломана, а новая находится на стадии становления.

Сложившаяся тенденция формирования нового бизнес-класса во многом опре­деляется излишней политизацией хода реформ, деидеологизацией, провоз­гла­шаемой властными структурами переоценкой ценностей и сменой приоритетов. В этих условиях складывающийся бизнес-класс не может рассматриваться как социально-однородное образование.

Российскими реформами предпринимательская деятельность замышлялась как главный рычаг преодоления прежнего типа экономических отношений и атрибут деидеологизации, развенчания принципов и идеалов социализма, выход на новые формы человеческой свободы и самостоятельности, преодоление тоталитар­ного сознания масс. Но на этом пути общество столкнулось с неуправляемостью и анархией, утратой не только господствующих традиций, но и перспектив социаль­ного прогресса, “когда главными источниками развития являются не физическая энер­гия, измеряемая в киловаттах, а социальная, измеряемая уровнем и качеством человеческой мотивации. Цивилизации создаются, защищаются, обновляются высо­ко­мотивированными людьми, а источники таких мотиваций отнюдь не сводятся к экономическим — они кроются в культурном наследии”[11].

Рваческо–спекулятивная рыночная экономика России господствует в силу пре­обладающей в стране общественной морали и отсутствия элементарных зна­ний, чувства ответственности, внутренней культуры. Нарушение этики бизнеса ведет к нарушению законодательства, необязательности, неуважению и недоверию к партнеру, недостатку или отсутствию заботы о потребителе. Фундаментом со­вре­менного предпринимательства и одновременно его продуктом являются агрес­сивная антигуманистическая психология, отсутствие желания завоевать репутацию честного человека. Цель предпринимателя нового типа — извлечение максимально возможной прибыли любой ценой и без оценки реальных последствий для партнеров, коллег и потребителей. Ограниченная конкуренция, монополизм выступают дополнительными предпосылками создания мафиозных групп, фирм, организаций криминогенного бизнеса, рэкета.

В предпринимательстве обязательна взаимосвязь собственного интереса, выгоды, успеха с успехом партнера и потребителя. Таким образом, современное предпринимательство — это предпринимательство множественных и качественно разных целей. Оно начинается с выработки целей, без которых не может быть предпринимательской стратегии. Несоблюдение этих условий приводит к снижению эффективности хозяйствования, благосостояния и, как следствие, созданию предпосылок социальных конфликтов. Материальная заинтересованность, создание благоприятного психологического климата в обществе, поддержка законного бизнеса общественным сознанием, культивирование психологических стереотипов достижения личного успеха выступают важнейшими факторами развития предпринимательской деятельности.

Проблема культуры предпринимательства в российских условиях весьма актуальна. Она формируется как контркультура относительно историко-национальных традиций. С одной стороны, развивающийся в России бизнес-класс воспроизводит формы организации бизнеса и потребительские стандарты поведения западного образца, а с другой — часто демонстрирует патриархальное отношение. При стартовых условиях первоначального накопления капитала для многих российских предпринимателей характерны клановость, землячество, знакомство, кумовство, ориентация на своего человека. Все это способствует развитию коррупции во властных структурах, которой не знали ни царский, ни советский период нашей истории.

Клановость способствует формированию сословий и классов. В российских условиях она проявляется в уродливых формах. Такие важнейшие составляющие предпринимательства, как конкурентность, завоевание рынка новейшими технологиями и продуктами, высокий уровень профессионализма, забота о престиже своего дела, нередко подменяются сиюминутными выгодами, амбициозностью, нежеланием изучать рынок, строить партнерские отношения, работать с персоналом. Рутинность традиций весьма опасна для многих здоровых начинаний, для общества в целом, поскольку противоречит цивилизованным условиям деловой активности.

Предпринимательская деятельность выражается организационными формами корпоративного типа, при которых частный интерес функционален и выступает как набор социальных ролей собственника и управляющего. Современная рыночная экономика — это экономика хозяйствующих субъектов, в которой меняются акционеры и наемные работники, но организация остается и живет по законам рынка. Поэтому культура предпринимательской деятельности всегда связана со стратегией хозяйствования, определяемой рыночной средой. Однако предприниматель оценивает возможности рынка, конкурентной среды, величину и структуру предложения и спроса не только с экономических позиций – эффективного использования ресурсов и максимизации прибыли, но и с социальных, которые связаны с нравственными ценностями и социальными нормами. “Менеджеры осознают, что между погоней за прибылью и предпринимательской этикой, которой их обучали, имеется обратная зависимость: причем первая из них не всегда приводит к желаемым результатам, а последняя, наоборот, облегчает процесс управления”[12].

Под предпринимательской этикой мы понимаем этику правовой дисциплины и ответственности, умение строить отношения на партнерских началах, уважении интересов покупателей и конкурентов. Это понятие более широко, чем управленческая этика внутри фирмы. Предпринимательскую этику следует рассматривать не как психологию, а как идеологию социально-ориентированной деятельности, представления и убеждения людей с активной гражданской позицией и как необходимое условие здоровой экономики.

Управленческая культура взаимоотношений внутри организации есть культура предпринимательской деятельности. В организации управленческой предпринима­тельской деятельности можно выделить пять основополагающих факторов:

– культуру;

– управленческую квалификацию;

– создание групп;

– стратегическую структуру;

– систему вознаграждений.

Таким образом, культуру предпринимательства можно выразить отдельными субкультурами, представленными принципами и положениями различных видов менеджеризма. Однако выбор стратегии развития и модернизация ее основных составляющих есть прерогатива и функция собственников факторов производства. Вся управленческая деятельность фирмы строится на дереве целей, которые формируются стратегическим менеджментом. Это и образует ядро предпринимательства, его культуру как особого типа экономической единицы.

Стабилизировать свой статус в социальной структуре общественных связей, защитить национальные и государственные интересы России во внешнеэкономической деятельности способны помочь предпринимателям высшее образование, гражданственность социальной позиции, патриотическое сознание, высокий профессионализм. Сегодня не обойтись без определенной перестройки в ценностных ориентациях российских бизнесменов, особенно в той их части, которая в настоящее время выполняет компрадорские функции, существенно расширяя тем самым емкость отечественных рынков для нерезидентов.

Путь к становлению идеологии российского предпринимателя лежит через глубокое осмысление традиционных и национальных ценностей, отказ от пропаганды оголтелого индивидуализма, эгоизма, потребительской психологии. С другой стороны, необходима корректировка экономического развития России усилением государственного регулирования. Последнее способно остановить развитие предпринимательской стихии, направить ее энергию на решение жизненно важных для стабилизации экономики задач. Их конкретизация дается в программных установках политических сил, критически оценивающих содержание экономических реформ. Для поддержки здоровых потенций предпринимательства давно назрела необходимость изменения налоговой политики в целях стимулирования бизнесменов вкладывать капитал в наукоемкие сферы, кредитной политики, политики по отношению к организованной преступности.

Формирование новых мотивационных отношений субъектов рынка предполагает создание мотивационных систем на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.