Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность использования информационных ресурсов




 

На современном рынке информационных продуктов и услуг появляется принципиально новый вид услуг в виде предоставления знаний автоматизированным экспертом, что способствует качественной трансформации рынка информации в своеобразный рынок знаний.

Экспертные системы (ЭС) создают условия для выполнения определенных технологических операций, направленных на учет и контроль в области принятия управленческих решений. Процессы получения, хранения и обработки информации в ходе ее использования приобретают форму технологии приобретения знаний, их сохранения в определенном формализованном виде и практического использования в ходе решения и реализации тех или иных производственных задач.

Экспертные системы могут использоваться в рамках решения проблем следующего рода:

– описание и классификация хозяйственных ситуаций, поступающих от информационных источников;

– вероятностное планирование (прогнозирование) возможных последствий рассматриваемых ситуаций;

– оценка возможных и действующих причин несоответствия действия системы сравнений с ее запланированным режимом функционирования;

– проектирование объектов в рамках существующих организаций;

– планирование последовательности действий;

– корректирование управленческих воздействий;

– регулирование всей системы в целях приведения ее в запланированное состояние.

Экспертная система позволяет заменить физическое лицо – эксперта – автоматизированным экспертом. Этот подход широко внедряется и используется во многих отраслях, в том числе социальной сферы: образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, туризме и т.п. Однако это не снижает роли человеческого фактора в управлении информации: методология, новационность постановки проблемы, широта ее охвата и т.д. ‑ все это создается трудом разработчиков.

Использование экспертных систем в информационной индустрии позволяет:

– во-первых, снижать затраты потребителя на решение конкретных задач, поскольку он получает информацию не в виде данных, а в виде знаний;

– во-вторых, увеличивать количество экспертов;

– в-третьих, многократно пользоваться эксплуатацией самой системы;

– в-четвертых, постоянно расширять типологию потребителей, интересы которых различны.

Однако экспертные системы в применении провоцируют множество проблем. В частности, методология их разработки и использования во многом отстает от практики применения. Недостаток накопленного опыта не позволяет формализовать знания. Сама по себе экспертная система способна решать заданный узкий круг вопросов, который в полной мере трудно (или невозможно) спроецировать на всю широту поставленной проблемы (или проблем).

Отметим, что большой эффект дают экспертные системы в проектном управлении, оценке инвестиций, выборе оптимального варианта вложения ресурсов в рамках возможных.

Функционирование самой информационной системы связано с определенными затратами ресурсов. В этом смысле эффективность использования информации оценивается выше эффективности процесса информатизации в широком контексте.

Эффективность информационной системы можно оценивать с позиции ее соответствия своему назначению. В связи с этим различают понятия: «эффективность информации», «эффективность информатизации», «эффективность предприятия индустрии информации». В последнем случае используется традиционный подход к оценке эффективности работы объекта. В первых же двух случаях количественно определить валовыми показателями эффективность управления информацией и само содержание информации вряд ли возможно (объемом информации, скоростью передачи, обработки и т.п.). Требуется косвенная оценка результативности ее использования для конкретной задачи, что всегда более проблематично.

Качество информации принято оценивать по трем направлениям – синтаксическому, семантическому и прагматическому. Синтаксическое связано с формальной оценкой информации по количеству знаков. Семантический подход связан с содержательной оценкой информации, т.е. оценкой ее смысла. С прагматической точки зрения тем качественнее, чем полезнее для потребителя. Рассмотренные подходы к оценке качества не исключают друг друга. Данный многокритериальный подход связан с попыткой определить качество информации с разных позиций. Таким образом, проблема качества информации многоаспектна и затрагивает разные вопросы.

Качество информации часто оценивается ее достоверностью и оперативностью. Достоверность количественно определяется вероятностью ошибки на одну условную единицу информации (знак, символ и т.д.): чем вероятнее ошибка, тем ниже достоверность информации. Оперативность информации измеряется временем получения информации с момента запроса до момента получения потребителем: чем меньше это время, тем оперативнее эта информация.

Очень проблемной задачей является установления зависимости между показателями качества и экономической эффективности информации. Часто делается попытка сопоставить качество информации с экономической эффективностью функционирования самой информационной системы. Это особенно актуально для принятия решений в области ее проектирования.

Постановка и разработка ИС требует больших капитальных вложений, которые включают разные виды затрат. К ним относятся затраты на проектирование, на технические средства управления, на создание линий связей локальных сетей, на программное обеспечение, на формирование информационной базы, на обучение персонала, на вспомогательное оборудование, на производственную площадь, на опытную эксплуатацию. Наиболее затратоемкими являются затраты на технические средства управления на проектирование и программное обеспечение.

В ходе эксплуатации уже созданной ИС формируются эксплуатационные затраты, включающие заработанную плату персонала, амортизационные отчисления, затраты на техническое обслуживание, расходы на аренду линий связи и аренду машинного времени внешнего ИВЦ, затраты на информационные носители, на электроэнергию и некоторые другие. Функционирование ИС связано в первую очередь с большими расходами на заработанную плату, амортизацию и техническое обслуживание.

Расчет экономической эффективности функционирования ИС связан с определением внутреннего и внешнего эффектов. Внутренний экономический эффект оценивается разностью в годовых приведенных затратах по базовому и предлагаемому вариантам ИС. Внешний экономический эффект включает: эффект от экономии по себестоимости продукции за счет внедрения ИС, эффект от сокращения величины собственных оборотных средств. Комплексная оценка экономической эффективности внедрения ИС осуществляется соизмерением экономического эффекта (суммы внутреннего и внешнего) с полными затратами, связанными с ее функционированием.

Разработка управленческих решений в области создания ИС должна учитывать определенные принципы. Условно их можно разделить на управленческие, системотехнические и организационные. Управленческие принципы включают принцип системности, комплексности и эффективности компьютеризации. Системотехнические принципы предполагают соблюдение принципа комплексности в использовании технических и программных средств, стандартизации, единства информационной базы системы, использование интерактивного режима, а также учет принципа непрерывного развития системы. К организационным принципам относится принцип первого руководителя и принцип подготовки персонала к внедрению системы. Первый означает, что работы по созданию ИС должен координировать руководитель организации, а второй – что персонал должен быть психологически подготовлен к самому факту внедрения и использования ИС.

Параллельно оценке экономической эффективности ИС оценивается научно-технический уровень ИС в экономике. При этом рассматриваются факторы научно-технического уровня: факторы функциональной части ИС и факторы по видам обеспечения ИС. К первой группе факторов относятся функциональная полнота, уровень новизны, экономико-математические методы. Ко второй группе относятся организационные – системность, качество проектной документации, простота освоения; технические – техническая совместимость, временные характеристики, надежность; программные – адаптивность, фирменное сопровождение, патентная чистота; информационные – полнота баз данных, достоверность; лингвистические – удобство ведения диалога, реакция на ошибки.

Оценка научно-технического уровня ИС проводится в целях изыскания возможностей повышения эффективности ИС, а также предела этих возможностей; проведения сравнительного анализа однородных систем для использования его результатов в проектном управлении; обоснования цены на рынке систем; определения деятельности разработчика ИС. В ходе оценки привлекаются эксперты, определяющие балльную оценку по каждому элементу системы. С учетом этого строится интегральный показатель научно-технического уровня ИС.

В новых условиях экономики РФ специалисты обосновывают необходимость соблюдения новых определенных принципов эффективности информатизации, особенно применительно для коммерческой деятельности.

Таблица 6

Принципы эффективности информатизации в организации

Принцип эффективности Содержание принципа
Принцип гибкости (или адаптивности) Приспособленность ИС к возможным перестройкам на основе модульности построения всех подсистем и стандартизации элементов
Принцип устойчивости Система должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов
Принцип оптимального сочетания объективных и субъективных элементов эффективности Учет объективных факторов ­­– факторов производства, маркетинговых характеристик и т.п. и субъективных – информационной культуры, морально-психологического климата и т.п. в их сочетании в целях реализации максимальной эффективности
Принцип открытости компьютерной системы с учетом рациональной защиты коммерческой информации Объем утечки информации производителя с такой периодичностью, что объем утечки не превосходит заданного критического объема информации

 

 

Продолжение табл.

Принцип эффективности Содержание принципа
Принцип соответствия новых стратегических идей информатизации бизнеса уровню развития компьютерных технологий Стратегия информатизации компании должна учитывать уровень развития компьютерной техники, т.е. желания организации должны учитывать ресурсные возможности.
Принцип координации информатизации предприятий Поставка информационного маркетинга взаимодействия между предприятиями
Принцип определения предельной информатизации бизнеса Расчет предела взаимозаменяемости информационных, материальных, энергетических ресурсов в случае превышения затрат над результатами
Принцип определения баланса (гармонии) внутренней и внешней информатизации Сочетание искусственного и живого интеллекта в организации
Принцип дополнительных ресурсов бизнес-коммуникаций Извлечение результата в условиях экономии на оплате за потребляемые в процессе информатизации ресурсы
Принцип экологии информатизации Информатизация не должна превосходить порог экологической защиты

 

Вопросы и задания





Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.002 сек.